Святитель Иларион (Григорович), настоятель Святогорского монастыря в сане архимандрита с 1733 по 1738 гг.) родился 20 декабря 1696 г. в г. Соснице Черниговской губернии. Еще в юности, имея склонность к изучению наук, покинул родной дом и ушел в Киев учиться. По окончании обучения в Киевской Духовной Академии в 1721 г. пожелал принять монашеский постриг в Киевском Братском монастыре. Пострижение его совершил учитель богословия иеромонах Иосиф Волынский. Тогда же инок Иларион получил должность учителя в Киевской Академии и трудился 4 года с усердием в этом звании. В 1726 г. отца Илариона рукоположили в сан иеромонаха и поставили префектом Харьковского коллегиума, где он преподавал риторику и философию, слыл одаренным Богом проповедником.
29 июня 1733 г. подвижник Божий Иларион был возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Свято-Успенского Святогорского монастыря на реке Северский Донец. Ученый муж, отличавшийся духовными подвигами, был весьма требователен к себе и братии, от которой за это, как и его предшественник, архимандрит Митрофан (Шеинков), неоднократно подвергался неприятностям. Иеродиакон Иоасаф, сначала от себя одного, потом от имени братии, подал на архимандрита доносы в Белгородскую Духовную консисторию, обвиняя его в излишней строгости к нему, Иоасафу, и ко всей братии, а также в неправильных распоряжениях по монастырской экономии. Но Иоасаф, вызванный следственной комиссией в Белгород на допрос, бежал из консистории, а доверенные от всей братии — иеромонах Софоний, иеродиакон Арсений и монах Ефестион — объявили в консистории, что они решительно не знают никаких вин за архимандритом; причем иеромонах Мисаил присовокупил, что он, хотя и умеет писать, но ни сам не подписывал доноса, ни другого кого не просил подписываться за него. Таким образом, правда скоро открылась, и уже в указе консистории от 10 февраля 1735 г. снова видим архимандрита Илариона (Григоровича) начальником Святогорской обители. Упоминается его имя и в указах 1736 и 1737 годов.
С 1738 по 1740 год архимандрит Иларион управлял Николаевской Белгородской обителью на реке Донец.
Подвижничество его на Московской земле началось со Звенигородской обители святого Саввы Сторожевского. Здесь он настоятельствовал до начала 1743 г., затем управлял Чудовой обителью в Московском Кремле, причем ему было назначено жалованья 300 р. в год из сумм Московской типографии. В Москве архимандрит Иларион, несмотря на свою болезненность, кроме обычных настоятельских трудов занимался и ученой деятельностью.Он участвовал в проверке исправленного ранее церковнославянского текста Библии. В 1744 г. Синод предписывал ему «при слушании и исправлении Библии каждый день поутру и пополудни кроме недельных быть и слушание и исправление Библии иметь» вместе с архиепископом Московским Иосифом. За такой труд жалованье ему было повышено до половины архиерейского оклада, т.е. до 750 р.
В том же 1744 г. архимандрит Иларион был назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского, что на Истре, монастыря, с прежним, «каковое за библейский труд получал», жалованьем, а в священнослужении велено ему «облачение употреблять и мантию носить и место содержать по степени Чудова монастыря».
За смертью Преосвященнейшего Иосифа (10 июня 1745 г.) помощником архимандриту Илариону назначили учителя Московской Академии греческих школ иеромонаха Иакова (Блонницкого), причем им было велено положить в основание исправленную и проверенную при Стефане Яворском Библию и только еще раз проверить те места, которые признано нужным исправить. 9 января 1747 г. архимандрит Иларион доносил Синоду, что для успеха дела непременно следует смотреть на достоверный цельный библейский текст, находящийся в греческих кодексах, и просил уволить его от такого дела, потому что «труждающиеся при чтении библейском должны знать совершенно греческий язык, а он греческому языку не учился», а к тому же «через три года при той Библии труждающийся ослабел немало глазами и повседневно продолжающемуся через четыре-пять часов и больше тому чтению удовлетворить не может» — и просил отпустить его в Воскресенский монастырь с тем, чтобы ему было оставлено и жалование за труды по чтению Библии получаемое, понеже в Воскресенском монастыре пять только рублей определено в год архимандриту получать жалованья и больше приходу нет никакого». Просьбу его Синод исполнил. Плодом деятельности архимандрита Илариона были 290 тетрадей, заключавших в себе исправленный им библейский текст. Проверка с участием членов Синода длилась несколько лет, и в 1751 г. эта, так называемая «Елизаветинская Библия», вышла из печати.
22 мая 1748 г. архимандрит Иларион хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. На этой кафедре Владыка благополучно пас Христово стадо 12 лет и 7 месяцев.
О нестяжательности святителя Илариона во время его служения на архиерейской кафедре свидетельствует следующий случай. 13 января 1752 г. он был вызван в Петербург на Синод для присутствия в качестве синодального члена (до этого Владыка заседал в Московской синодальной конторе). На донесение его, что он не имеет средств ехать в Петербург, и что Крутицкий архиерейский дом обременен более чем четырьмя тысячами долгу, последовало от 23 февраля 1752 г. повеление: «Синодальному члену Преосвященнейшему Илариону в С.–Петербурге для присутствия в Синоде быть неотменно, а на представление его из Святейшаго Синода отписать выговор с изъяснением, что он не для того в архиерея произведен, чтоб от неумеренных доходов долги наживать».
Вблизи мест своих первых юношеских подвигов, в Китаевой пустыни, епископ Иларион освятил деревянный храм во имя святителей Московских, построенный Киево-Печерским архимандритом Лукой († 30 марта 1761 г.). По благословению святителя Илариона был освящен придел во имя святого Пафнутия Боровского во Введенском соборе Оптиной пустыни.
Архипастырские труды епископа Илариона в Москве стяжали ему славу святителя жизни богоугодной, подвижника и молитвенника. Земли Московской светильник и благовестник неустанный, он не оставлял и ученых трудов. До нас дошло несколько его проповедей (в неделю 6 по Пасхе 1742 г., на Новый год 1747 г., на тезоименитство Императрицы Елизаветы 1748 г.).
«Божиим изволением, с подобающим христианским приготовлением, совершенным исповеданием и крепкой до самой кончины памятью», епископ Иларион почил в Бозе 3 декабря 1760 г. в 9 часов вечера. Владыка был погребен в Москве, в архиерейском доме на Крутицах, в усыпальнице, находящейся под придельным Никольским храмом при Воскресенской церкви. Свидетели его праведных подвигов во множестве стекались к гробнице избранника Божия. На стене перед склепом его изображалась надпись, содержавшая сведения о его жизни и подвигах.
8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное чествование подвижников благочестия, «иже во Святых Горах на Донце» подвизалися, принял историческое решение (Журнал № 38): «Благословить для местного прославления и чествования в числе прочих в лике святителей епископа Илариона (Григоровича)». Память Собора Святогорских святых совершается 11 (ст. ст.) / 24 сентября (н. ст.).
12 июля 2008 г. Украинской Православной Церковью святитель Иларион (Григорович) прославлен в лике преподобных Собора Святогорских святых. Память Собора Святогорских святых совершается 11 (ст. ст.) / 24 сентября (н. ст.).
Также имя святителя Илариона включено в сословие святых и подвижников благочестия в земле Тульской просиявших (прославлен 22 сентября 1988 г.) и в собор Брянских святых (2008 г.).
Память святителя Илариона, епископа Крутицкого, совершается 3 (ст. ст.) / 16 декабря (н. ст.).