Преподобный Софроний, архимандрит Святогорский (1921)

Икона прп. Софрония Святогорского

➠ Материалы, статьи, новости

Архимандрит Софроний (в миру Сергей Георгиевич Смирнов) родился 8 апреля 1828 г. в Москве. Происходил из священнического рода: его дед был священником церкви Рождества Богородицы в селе Руднево Верейского уезда Московской губернии, его отец – Георгий Смирнов – прослужил в священном сане 37 лет и закончил свой земной путь в сане протоиерея.

Раннее детство будущего архимандрита прошло в церковном доме при храме Большое Вознесение у Никитских ворот, где с 1823 по 1831 год служил диаконом его отец. После рукоположения отца во священника и назначения его в 1831 г. настоятелем храма святителя Тихона Амафунтского у Арбатских ворот семья переехала в священнический дом на Арбатской площади, в котором Сергий Смирнов прожил более 20 лет.

Храм Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот – г. Москва
Церковь Тихона Амафунтского у Арбатских ворот

В возрасте 9 лет отец определил его в Высоко-Петровское духовное училище, располагавшееся в Высоко-Петровском монастыре и предназначенное для обучения детей московского духовенства.

Успешно окончив его в 1842 г., Сергий Смирнов продолжил духовное образование в Московской Духовной семинарии, учебу в которой завершил в 1850 г. с аттестатом 2-го разряда.

Сергий рос богобоязненным, отличался очень тихим и кротким поведением. Имея склонность к монашеской жизни и желая вступить на тесный и скорбный, но спасительный путь монашества, 14 сентября 1853 г. Сергий, 25 лет от роду, поступил в Святогорскую обитель.

В монастыре ему было определено послушание письмоводителя. Видя его ревность в исполнении послушания и твердое намерение принять монашество, настоятель Святогорской пустыни игумен Арсений ходатайствовал о его постриге. В 1856 г., после прохождения трехлетнего искуса и по благословению Святейшего Синода, Сергей был пострижен в мантию с именем Софроний – во имя святителя Софрония Иерусалимского, в 1857 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1861 г. – во иеромонаха.

Подвизаясь в Святогорской обители, отец Софроний особенно сблизился с иеросхимонахом Иоанном, 17 лет подвизавшимся в затворе, и стал его сотаинником. Записи рассказов иеросхимонаха Иоанна о своей жизни и его поучения, записанные отцом Софронием, впоследствии легли в основу Жизнеописания подвижника, который ныне прославлен в лике местночтимых святых как преподобный Иоанн, Затворник Святогорский.

Ряснянский Свято Димитриевский монастырь. Фото кон. XIX в.
Ряснянский Свято Димитриевский монастырь. Фото кон. XIX в.

Видя в отце Софронии опытного наставника и искусного монаха, способного к управлению братией, настоятель Святогорской пустыни архимандрит Герман, исполнявший одновременно и должность благочинного монастырей Харьковской епархии, рекомендовал его на должность настоятеля Свято-Димитриевского Ряснянского монастыря близ села Рясное Ахтырского уезда Харьковской губернии, куда он и был назначен 24 сентября 1881 г. с возведением в сан игумена. Отец Софроний нес послушание настоятеля монастыря 4 года. Ему пришлось много потрудиться над устройством новой обители, разоренной судебной тяжбой; при нем были освящены монастырские храмы и постройки. За время управления монастырем он снискал народную любовь как истинный пастырь, чутко откликающийся на духовные запросы и нужды своей паствы. В 1883 г. игумен Софроний, во внимание к трудам по устроению обители, был награжден наперсным крестом.

5 марта 1885 г. отец Софроний увольняется по болезни от должности настоятеля и перемещается в Святогорскую пустынь, где начинал свою монашескую жизнь. В том же году он переведен в Холмско-Варшавскую епархию и назначен духовником Холмского архиерейского дома, а впоследствии – духовником Холмской Духовной семинарии. Знакомство с викарием Холмско-Варшавской епархии епископом Люблинским Модестом определило его дальнейшее служение: 2 октября 1887 г. Святейшим Синодом, по ходатайству Преосвященнейшего Модеста, переведенного на Нижегородскую кафедру, отец Софроний назначается исполняющим должность настоятеля Арзамасской Высокогорской Вознесенской мужской общежительной пустыни. Спустя 2 года игумен Софроний был возведен в сан архимандрита.

Арзамасская Высокогорская Вознесенская пустынь. Фото кон. XIX в.
Арзамасская Высокогорская Вознесенская пустынь. Фото кон. XIX в.

За многолетнее ревностное служение отец Софроний был награжден орденами святой Анны 2-й и 3-й степени, святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени и серебряной медалью Императора Александра III. Управляя Высокогорской пустынью, архимандрит Софроний проявлял попечение о получении образования детьми из окрестных сел, для которых он построил церковноприходские школы в селах Хватовка и Быковка. За труды на ниве духовного просвещения отец Софроний награждается Библией от Святейшего Синода и удостаивается звания пожизненного члена Нижегородского Епархиального Училищного совета.

В течение 10 лет архимандрит Софроний одновременно с настоятельскими трудами исполнял должность благочинного монастырей и общин 2 округа Нижегородской епархии. Под его отеческим попечением находились 9 монастырей и общин, в том числе Серафимо-Дивеевский монастырь.

Келейный корпус и звонница в Софрониевой пустыни. Фото нач. XX в.
Насельницы Софрониевой пустыни. Фото нач. XX в.
Насельницы Софрониевой пустыни. Фото нач. XX в.

Архимандрит Софроний после 20-летнего управления Арзамасской Высокогорской пустынью в последние годы все более тяготился многопопечительными трудами настоятельства, душа его жаждала молитвенного уединения. Еще задолго до ухода на покой он избрал себе для уединенного жительства урочище Майданная Поляна в лесу Высокогорской дачи в 30 верстах от Арзамаса и выстроил там келью. Рядом с кельей был возведен деревянный храм, освященный в 1908 г. в честь Сошествия во ад Господа Иисуса Христа. Испросив благословение правящего архиерея, архимандрит Софроний поселился в лесу. Покидая Высокую гору, он изрек такое пророчество: «У меня в лесу будет своя обитель, а здесь устроят острог для разбойников». Слова отца Софрония сбылись в точности. В скором времени возле его лесной кельи стали селиться его духовные чада, собравшиеся в общину, жизнь которой была подчинена строгому монастырскому уставу. Впоследствии, после блаженной кончины старца, по благословению епископа Арзамасского Михаила, очень почитавшего отца Софрония, община официально зарегистрирована с наименованием Иверско-Софрониевской, в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Софрония Иерусалимского. В стенах же Высокогорского монастыря в годы Советской власти была устроена колония для несовершеннолетних преступников, располагающаяся там и поныне.

«Праведник яко финикс процветет, яко кедр иже в Ливане умножится» (Пс. 91, 13). Тринадцатилетнее жительство отца Софрония в лесу Высокогорской дачи явилось осуществлением слов боговдохновенного псалмопевца. Именно здесь в полной мере раскрылись его обильные духовные дары старчества, чудотворения, прозорливости.

Так, однажды в поселение к архимандриту Софронию пришел мужчина – часовых дел мастер и сказал батюшке:

Архимандрит Софроний (Смирнов)

– Ваше Преподобие, я хочу Вам в подарок часы изготовить.

– Ходить-то они не будут, – ответил старец.

– Да как же, батюшка! Я их из лучших материалов сделаю!

– Не в материалах дело, а в Воле Божией.

– Ваше Преподобие, очень уж хочу Вам подарок сделать, соберу часы!

– Ну что ж, сделай, год-то они еще походят, а там и станут, – согласился батюшка.

Часы были изготовлены, но день в день, ровно через год после разговора с отцом Софронием часовщик скончался. Об этом и говорил прозорливый старец.

Архимандрита Софрония почитали еще при жизни, имя его было широко известно не только в Нижегородской епархии, но и за ее пределами. Люди шли к нему со своими скорбями, душевными и телесными недугами, с верой в молитвы старца и по вере получали просимое. Вот лишь один из очень многих примеров.

Однажды привели к батюшке Софронию больную девушку из села Вадоватова, лет 23-24, руки вывернуты, коленки к груди поджаты. Он взглянул на нее и сказал:

Архимандрит Софроний (Смирнов)

– Ничем я Вам помочь не могу. Вы знаете что – езжайте к Дуняше Грошовой, у нее есть аптечка из Петрограда – там лекарства-то уж больно хорошие.

А лекарства были – арника и йод, этим только и лечились в лесу. Приехали к ней, говорят: «Нас батюшка послал, у вас лекарства хорошие есть».

Дедушка, живший у Дуняши в лесу, сказал приезжим:

– Дунь, да ты дай им арники-то, может, им Господь даст полегше.

Через неделю они вернулись к отцу Софронию благодарить за исцеление: руки и ноги у девушки распрямились. Вот так батюшка скрывал свои дарования…

Шел 1921 год, приближалось время отшествия старца в вечность. Однажды батюшка пригласил к себе в келию послушницу Анастасию.

– Настенька, благословляю тебя ехать в Арзамас и купить там керосинку. Только пешком не ходи, а иди на разъезд Костылиха и поедешь на поезде.

– А кто меня посадит на поезд?

– По моему благословению посадят.

Когда она села в поезд, вошел в ее вагон седенький старичок, подошел к Анастасии, назвал ее лесной жилянкой и, обратясь к ней по имени, дал ей серебряные деньги и попросил их пересчитать. Она пересчитала и отдала ему, а затем по его просьбе еще дважды пересчитывала, после чего он сказал ей: «На день преподобного Серафима будет у вас великое торжество. Сколько гостей соберется! Какое у вас будет богослужение! Да как запоют: «Во блаженном успении…» Девушка спросила старца: «Как Ваше имя?» «Убогий Серафим», – ответил незнакомец. После он исчез. Когда она вернулась из Арзамаса и пришла в лес, отец Софроний встретил ее с радостью и, не вспомнив про керосинку, начал выспрашивать, кого она видела и с кем говорила. Выслушав ее, архимандрит встал перед иконами и возблагодарил Бога. С этого дня отец Софроний стал неустанно готовиться к отходу в жизнь вечную.

Пророчество преподобного Серафима Саровского исполнилось в точности: 19 июля / 1 августа 1921 г. архимандрит Софроний преставился на 94-м году жизни. Отпевал отца Софрония Преосвященный Михаил, епископ Арзамасский, с сонмом духовенства при многочисленном стечении народа. Погребен старец был в часовне Животворящего Креста Господня.

 Архимандрит Софроний (Смирнов)
Архимандрит Софроний (Смирнов)

Батюшка завещал похоронить его в скромном облачении, с простым крестом и Евангелием и предсказывал, что могилу его разорят, но впоследствии обретут его мощи с великой славой. Все случилось именно так, как говорил отец Софроний: разбойники в поисках драгоценностей разрыли могилу, вскрыли гроб, но, не найдя искомого, удалились. Пришедшие привести могилу в порядок жители близлежащего села как бы на малое время «обрели», т.е. увидели и вновь погребли, нетленные мощи старца Софрония, хотя с момента погребения минуло более 20 лет.

Духовные почитатели старца Софрония с благоговением ожидают исполнения пророчества о втором обретении его мощей с великой славой.

Отец Софроний также предсказывал разорение пустыньки и ее грядущее возрождение и говорил: «Все здесь нарушится, ничего не будет, а придет время – все здесь построят лучше, и придет время выйти мне мощами».

После блаженной кончины старец Софроний не оставил без молитвенного предстательства своих духовных чад, и ныне он возносит благомощные молитвы за всех, призывающих его святое имя.

Вот некоторые свидетельства посмертной помощи отца Софрония.

Григорий Иванович Илюхов был человеком скромным, честным, боголюбивым, он часто навещал отца Софрония при жизни и после кончины старца приходил на его могилу. Во время Великой Отечественной войны Илюхов служил на медицинском складе в Москве. Однажды у него сильно разболелась рука. Какими только лекарствами не пробовали лечить его, все было бесполезно. Тогда Илюхов написал письмо своей жене с просьбой выслать ему сушеной травки, заготовленной с могилы отца Софрония. Григорий Иванович заварил полученную траву в кружке кипятка, перекрестился и, с надеждой на помощь отца Софрония, выпил. После этого он ненадолго прилег и крепко заснул. По пробуждении он почувствовал, что боль в руке исчезла.

Екатерина Денисова после гибели мужа на фронте осталась одна с четырьмя детьми. В ее хозяйстве были корова и теленок. Осенью 1942 года в деревне Пустынь обменивали скотину на хлеб. Узнав об этом, Екатерина решила сдать своего теленка. Рано утром вместе с дочерью Клавдией повела она теленка в колхоз. На половине пути они встретили людей, которые сказали им, что нужное количество скотины колхоз уже набрал, и больше не принимает. Екатерина была в замешательстве, не зная, как поступить: возвращаться обратно или продолжить путь. Неподалеку находилась Софрониева пустынь, и она приняла решение пойти на могилу старца Софрония и попросить у него помощи и вразумления. Помолившись, Екатерина все же решилась идти в колхоз, но на все просьбы принять теленка получила отказ. Тогда, вздохнув, она сказала дочери: «Сейчас отдохнем и пойдем домой». Они достали свои пожитки, перекусили и тронулись, было, в путь, как вдруг женщина, оформлявшая документы, сжалилась и взяла их теленка. Получив квитанции на хлеб, Екатерина с дочерью, не помня себя от радости, отправились на могилу отца Софрония и горячо благодарили его за помощь. Когда они вышли на дорогу и обернулись, их взору предстала картина: на могиле стоял белый как лунь старец, облаченный в ризу. Екатерина с дочерью, объятые трепетом, не говоря ни слова, пошли домой.

Чудотворная сила молитвы старца Софрония проявляется и в наши дни. Около десяти лет назад священник церкви Смоленской иконы Божией Матери в селе Выездном отец Алексий ехал с рабочими на лошади в восстанавливавшуюся пустынь. Стоял ноябрь, глубокие колеи на дороге, всегда заполненные водой, подмерзли, их припорошило снегом, но под лошадью лед проваливался. Лошадь боялась наступать на лед и не хотела идти дальше, тогда один из рабочих взял ее под уздцы и повел. В это время возница сильно стегнул лошадь, она рванулась, упряжью сдавила руку рабочего и протащила его на некоторое расстояние в таком положении. Получив травму, рабочий не хотел ехать дальше, но отцу Алексию все же удалось убедить его не возвращаться назад. Когда добрались до пустыньки, рука рабочего сильно опухла, посинела и «остекленела». После молитвы у могилы старца рабочий положил на нее свою больную руку и почувствовал, что боль, к его несказанному удивлению, тут же прекратилась.

После этого в течение трех дней бригада рубила сруб. Намокшее дерево было на редкость твердым, приходилось прикладывать большую физическую силу. Рабочий тот трудился вместе со всеми, не чувствуя боли.

Могила прп. Софрония
Могила прп. Софрония

До сего дня память архимандрита Софрония почитается народом Божиим. По установившейся традиции 24 марта – день тезоименитства старца – особо отмечается жителями села Никольского. На эти торжества собираются многочисленные паломники, духовенство и миряне, служатся панихиды по старцу Софронию, в доме Клавдии Ивановны Коклиной накрываются поминальные столы.

Почитание старца Софрония как великого угодника Божия не прекращалось со времени его блаженной кончины и распространилось далеко за пределы Нижегородской епархии. И ныне не зарастает народная тропа к его могиле и чудотворному источнику в основанной им пустыньке. Преодолевая немалые трудности пути, в Софрониеву пустынь приходят паломники не только из окрестных сел, но и из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и по молитвам святого старца получают благодатную помощь.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное чествование подвижников благочестия, которые «иже во Святых Горах на Донце» подвизалися, принял историческое решение (Журнал № 38): «Благословить для местного прославления и чествования в числе прочих в лике преподобных архимандрита Софрония (Смирнова)». Память Собора Святогорских святых совершается 11 (ст. ст.) / 24 сентября (н. ст.).

12 июля 2008 г. Украинской Православной Церковью архимандрит Софроний (Смирнов) прославлен в лике местночтимых подвижников благочестия, «иже во Святых Горах на Донце» подвизавшихся.

Память преподобного Софрония, архимандрита Святогорского, совершается 19 июля / 1 августа.