Проповедник покаяния (аудио)

аудио

За что пострадал святой Иоанн Предтеча? Чем современное общество не лучше Ирода и Иродиады? С чего начать покаяние? Об этом рассказал митрополит Святогорский Арсений в проповеди в праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в 2009 г. Предлагаем к прочтению эту архивную проповедь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Несколько месяцев назад мы с вами, братья и сестры, праздновали Рождество Иоанна Предтечи и вспоминали знаменательные, чудесные события, связанные с его Рождеством, которое было необычным и которое пророчествовало о пришествии в мир великого человека. Впоследствии о нём особо высоко отозвался Христос, похвалив его праведность.

Сегодня же мы празднуем успение святого Иоанна, а точнее сказать — не мирное, спокойное успение, а мученическую кончину, когда он, проповедник правды Божией, страдает за эту правду от беззаконного царя Ирода.

Беззаконие царя Ирода

Во время проповеди Иоанна Предтечи, когда множество народа обращалось к нему, когда многие из будущих апостолов Христовых были его учениками до своего призвания к апостольству, почитал его праведником и правящий в Галилее царь Ирод. Его звали Ирод Антипа. Он был сыном того самого Ирода, который избил Вифлеемских младенцев, желая умертвить Христа Спасителя в младенческом возрасте. От злаго кореня злая отрасль. Но повествователи об усекновении главы Иоанна Предтечи говорят, что в своё время и Ирод почитал Иоанна мужем святым и праведным и даже призывал его в свой царский дворец и всласть, как говорит Евангелие, беседовал с ним. Ирод даже творил многие добрые дела по совету Иоанна Предтечи.

Но вот как бывает грех затмевает всё доброе в душе человека. Многие могут сказать: «Ну как это одна греховная страсть может погубить всё доброе в человеке?» Я далеко не буду ходить за примером. Братья и сестры, каждому из нас в наше время видно, как заглушает в человеке всё доброе страсть алкоголизма. Человек уже не думает ни об отце, ни о матери своей и может и поднять руку на отца и мать. У него нет уже любви к супруге и к своим единокровным детям, которым он является отцом. Он может тянуть из дома последнее ради удовлетворения своей страсти, может быть тираном для всей семьи, что семья уже изнемогает от такового его образа жизни и поведения, и даже уже говорят: «Да скорей бы он скончался».

Мы видим, как одна страсть, одна греховная наклонность может заглушить в человеке много добра.

Так и здесь. Те добрые наклонности, которые внушаемы были Иоанном Предтечей царю Ироду Антипе, были заглушаемы страстью прелюбодеяния. А надо сказать, что Ирод Антипа был в супружестве, за ним была замужем царевна, дочь аравийского царя Арефы. И довольно долгое время они прожили в браке. У царя Ирода был брат Филипп, у которого была жена Иродиада, женщина скверного характера, заражённая страстью. И вот, оставив свою супругу Ирод при жизни своего брата Филиппа сошёлся с его женой. Причём он по научению опять же Иродиады изгнал свою супругу из дворца, оскорбив этим и царское достоинство аравийского царя Арефы, оскорбив и брата Филиппа. Сделал он это на глазах всего народа израильского, который жил по данным на горе Синай заповедям Божьим, — таким образом, он оскорблял и Закон Божий, которым жил народ израильский.

Иоанн Предтеча, проповедник правды, не замедлил обличить царя Ирода и говорил ему всегда: «Не достоит тебе имети жену Филиппа, брата твоего». Этим он посеял в душе Ирода к себе неприязнь, и Ирод даже неоднократно искал возможности, чтобы убить Иоанна Предтечу. Однако боялся схватить его. Боялся не ради страха Божия, который уже потерял, а ради народа, потому что народ почитал Иоанна как великого пророка и праведника. И Ирод боялся, что, убив Иоанна Предтечу, вызовет этим гнев и народное возмущение.

Усекновение главы святого Иоанна

И вот пришло время дня рождения Ирода. По обычаю, он собрал князей, военачальников, знатных людей и праздновал день своего рождения. Как говорит Святое Евангелие, это совершалось вечером — «вечеря бысть». Это вечернее пиршество затянулась глубоко за полночь. Все гости в объедении, пьянстве праздновали, произнося тосты за своего царя. И вот дочь Иродиады, беззаконной супруги Иродовой, плясала бесстыдную пляску на угождение царю и гостям. И так угодила этому пьяному сообществу, что Ирод при всех воскликнул: «Проси, чего хочешь, от меня за то, что ты так мне угодила! Хоть до полцарства!»

Представьте: полцарства было предложено этой скверной плясавице и что выбирает эта скверная сердцем девица? Она идёт за советом к матери своей: «Что мне просить?» И пылающая ненавистью мать не полцарства просит, не богатства, не привилегий — говорит: «Попроси у царя Ирода, чтобы он дал тебе главу Иоанна на блюде».

Вот безумие страстное, потемняющее разум человеческий, уничтожающее добрые чувства в душах человеческих! Ненависть.

И пришла эта бесстыдная девица пред лице царя и всего сообщества и бесстыдно просила такового себе подарка: «Не надо мне полцарства, дай мне главу Иоанна на блюде». Как говорит Писание, царь был печален. Конечно, не ожидал он такой просьбы, но поскольку был пьян и всё общество было таковым, то это и повлияло на то, что он отдал приказание пойти в темницу и усекнуть главу Иоанна Предтечи. Пьянство уже и здравый рассудок в нём помутило. Тот здравый рассудок, которым он, не имея уже страха Божьего, удерживался от гнева народного.

И вот идут воины и усекают главу Иоанна Предтечи. И вдруг посреди трапезы шумного дня рождения, посреди пиршества празднующих, среди ликующих возгласов вместо какого-то блюда съестного вносится на блюде истекающая кровью отрубленная глава святого праведника.

При этом свершилось чудо. Как говорят описатели, у мёртвой главы утверзлись уста, и Иоанн Предтеча произнёс обличение царю Ироду: «Не достоит ти имети Иродиаду, жену Филиппа, брата твоего» — и здесь обличил царя Ирода в беззаконии.

Страх напал на всех пиршествующих, и сам пир превратился в немое созерцание страшного зрелища. Так что и разошлись все, будучи подавлены таковым видением. Всех потрясло таковое видение и обличительные слова мёртвой главы Иоанна Предтечи.

Всех потрясли, но только не Иродиаду и её дочь. Когда дочери беззаконной матери вручили главу на блюде, она, хвастаясь этим, пошла к своей матери. И та, поглумившись и надсмеявшись над мёртвой главой Иоанна Предтечи, проколола ему язык булавкой. Ученики взяли тело Иоанна Предтечи и, пряча от поругания, похоронили в Севасти́и.

По приказу же Иродиады, глава Иоанна Предтечи была закопана во дворе царского дома в некоем бесчестном месте, на свалке.

Наказание

Что же последовало вслед за этим событием? Гнев Божий постиг и Ирода, и его мнимую супругу, и её дочь. Аравийский царь Арефа, отец первой жены Ирода, возмутился бесчестием в отношении своей дочери и пошёл на Ирода войною. Вышел со своим войском против него и Ирод. Но войско царя Ирода было наголову разбито. Поскольку он был не самостоятельный правитель, но подчинялся римскому императору, то за таковые его действия римский император снял с него царское достоинство, лишил всех богатств и отослал вместе с беззаконной мнимой супругой и её дочерью в ссылку сначала в город Леон на территории нынешней Франции, а затем в Испанию.

Но гнев Божий и дальше продолжался над ними. Так, однажды эта беззаконная дочь, которая испросила на блюде главу величайшего праведника, зимой переходила по льду горную быстротекущую реку. Случилось так, что лёд её не выдержал и она провалилась, и только голова была поверх льда. Быстрые же воды терзали её тело, и она делала в воде беспомощные движения руками и ногами — как бы плясала. А быстрые воды реки рвали её тело вниз по течению так, что острые края льда отрезали ей голову. Её скверное тело было унесено водами реки. А главу принесли Ироду и Иродиаде, как когда-то дочь принесла матери и показывала главу Иоанна Предтечи.

Ирод с Иродиадой погибли страшной смертью. Как говорит Церковное Предание, во время землетрясения разверзлась земля и поглотила их обоих так, что погибла память их с шумом.

Так самой страшной скверной смертью погибли те, кто казнили праведника, о котором сказал Христос: «Нет больших из рождённых женами, нежели Иоанн Предтеча» (смотр. Мф. 11:11).

Времена Иоанна Предтечи и современность

Мы видим на иконах в православных храмах, когда справа от Христа Спасителя изображается Божия Матерь, молящаяся за род человеческий, а слева от Христа Спасителя стоит Иоанн Предтеча, также ходатайствующий о роде человеческом. Иоанну Предтече молятся об избавлении от прелести. Иоанну Предтече молятся перед тем, как тому или иному человеку принять святое крещение. Его имя поминают во время чтения чина исповеди и перед самим чином исповеди просят послать покаяние как наинужнейший для человека дар Божий.

Иоанн Предтеча — проповедник покаяния, ходатай перед Богом о даровании духа покаяния в сердца наши, в умы наши, в помышления наши.

И мы в нынешний день, братья и сестры, вспоминая это евангельское событие, как бы стараемся сопоставить произошедшее 2000 лет назад с нашим современным состоянием общества и состоянием души каждого из нас.

Иоанн Предтеча был пустынник. Он жил в нищете и нестяжании, носил на себе одежды, сшитые из шкур козьих, верблюжьих власов, питался травой.

По нашим современным понятиям, это нищий человек, от которого как бы ничего существенного и услышать, и увидеть не составляет необходимости. Будем ли мы слушать сейчас нищего, хоть бы он был и праведником? Да наверное, нет. Из-за гордыни своей, из-за самомнения о своём достоинстве мы не особо слушаем и истинных праведников, которые говорят нам в наше время, как нужно жить.

Наше состояние хуже, чем состояние народа израильского. В чём хуже? Те шли на Иордан послушать Иоанна Предтечу, крестились крещением покаяния. А для нас сейчас сколько издаётся книг и сколько проповедей произносится, и уже по телевизору нам говорят о том, как нужно жить и что есть жизнь духовная… Мы же всё это смотрим как развлечение, не применяя это в своей жизни.

Мало того, наше состояние общества хуже, чем состояние общества тогдашнего даже потому, что Ирод только спьяну, омрачённый пьянством решил предать праведника смерти, а до этого «всласть его послушал» и даже, научаемый Иоанном, творил добрые дела. Кто из нас сейчас жаждет услышать праведника или поступить по его совету? Да если кто и доброе какое слово нам начинает говорить, мы ополчаемся против того человека гордостью своею, самочинием своим, неприязненностью своею: как это он посмел на́с поучать?!.

Мы желания нам, нашим бессмертным душам добра не хотим услышать в чужих словах. Не то что чужого человека доброе слово мы не можем послушать — если даже отец и мать добру учат, мы против них даже восстаём. Даже можем оборвать речь отца или матери — самых близких людей, которые искренне желают нам добра, — и сказать: «Хватит. Слышали, знаем. Сам взрослый уже, понимаю. Нечего меня поучать!»

Ирод хоть искал какого-то слова правды — мы же его не ищем! Мало того, если нам его говорят, мы не слушаем и слышать не хотим в своей гордыне, в своём самочинии, в своём самомнении. И мне кажется, приди сейчас Иоанн Предтеча и начни обличать нас в нашей неправедности, так у нас бы не один Ирод, а десятки, сотни, а то и тысячи иродов бы нашлись, которые бы жаждали его убить!

Сейчас, братья и сестры, страшное состояние общества, в котором мы живём. Грех сравнялся с добродетелью — всё равно, всё одинаково. Мало того, грехами сейчас ещё и хвастаются. Если для Ирода прелюбодейство было грехом, и он осознавал его как неправду, и обличаем был Иоанном Предтечей, то сейчас прелюбодейство у нас чуть ли не подвиг. И мужчины, и женщины этим хвастаются. А образ свободной жизни, так называемой свободной любви, как сейчас модно говорить, везде, как пример показывают — и в книгах, и по телевизору. И ещё и научают, как это делать. Мы в наше время хуже Ирода.

Иродиада хоть аборта не делала — родила свою беззаконную дочь. А мы своих собственных детей поубивали. И виноваты при этом не только женщины, а и мужики, с одобрения которых это убийство делалось! Родители своих детей убивают… И в этом мы хуже израильского народа.

С чего начать покаяние?

Нынешний день, братья и сестры, — день Иоанна Предтечи, проповедника покаяния. Многие приходят и говорят: «А в чём мне каяться? У меня грехов нет». Если человек считает, что у него грехов нет, говорит о том, что он никогда вглубь своей души не заглядывал. Там уже такая тьма тьмущая, что он ничего там различить не может. Такое помрачение у человека в разуме, что он уже не видит, какой он есть на самом деле.

Как говорит святитель Иннокентий Херсонский: «Какой человек хороший? Да тот, который осознал себя нехорошим. И то этот человек только начинает становиться хорошим».

Сегодня, братья и сестры, нам как никогда нужно покаяние. Могут сказать: «Ну с чего же начинать?» Испытайте свою совесть. Задумайтесь хоть раз о своей душе, что на совести лежит у нас против Бога, против ближнего, против своей совести совершённого, против родителей наших…

Испытайте. И вот с этим придите на исповедь. Пускай это будет один-два греха, но осознанных вами, и принесите эти грехи на исповедь как вину перед Богом и перед всем человечеством. И в них раскайтесь, осознавая свою собственную вину в них, а не оправдывая собственный грех. В следующий раз, когда вы придёте на исповедь, поверьте, братья и сестры, опыту — вы назовёте уже большее количество грехов. В следующий раз — ещё большее, в следующий раз — ещё большее. И так нау́читесь распознавать, где белое, а где чёрное.

Знаете, с чем наши души можно сравнить? Вот смотрите, чистая белая простынь. Если на неё какая-то даже мелкая чёрная соринка упадёт, её на чистой простыни видно — сразу смахнуть её хочется. И возьмём грязную половую тряпку. Она лежит в углу, да вроде и чистая, и никакой грязи и мусора на ней не видно. И уж никто с половой тряпки соринку сдувать не будет. Но когда начнём её промывать в водах — сколько там грязи! Вот так точно и с душой нашей. Мы не видим грехов своих не потому, что их нету, а потому, что мы разучились их различать, потому что ослеплённое состояние духовных очей наших не позволяет нам грехи наши видеть.

Признак здравости души

Есть такой пример у святых отцов. Когда заходишь в тёмную комнату и нет никакого источника света, ты ничего в ней не видишь. Но чиркаешь спичку — и в свете спички видишь: стол стоит, шкаф стоит, стулья стоят… Засветил свечу от этой спички — уже больший свет, и уже ты видишь и книги, лежащие на столе, и очки, может, какие-то иные предметы. Включил электрический свет — видишь и паутину уже какую-то по углам, и сор на полу, трещины на потолке. А когда яркий солнечный свет зальёт комнату, то увидишь мириады летающих в воздухе пылинок. Вот так точно с душой человека происходит, когда он очищает свою душу, просвещает её светом Христовых заповедей и приближается ближе и ближе к Творцу. Чем ближе к Богу, тем больше видишь своё несовершенство.

Помните, как Божия Матерь, будучи чистейшим сосудом, на слова Архангела восклицала: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем. Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо, отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1:46–48).

«Яко призре на смирение» — на недостоинство. Это Она называла Себя смиренной и недостойной, когда Ей ангелы являлись по чистоте и Её духовному взору был открыт духовный мир.

Мы вспоминаем и преподобных отцев. У одного из них, когда он умирал, лицо светилось, как у Моисея после горы Синай. Свет источало лицо его, слышалось ангельское пение при кончине его. Братья обступили его одр и говорили: «Отче, научи нас покаянию». А он лежал, плакал и говорил: «Чада, воистину не знаю, положил ли я начало покаянию. Помолитесь Творцу и Создателю, чтобы Он продлил время моей жизни, и я хотя бы положил начало своему покаянию».

Вот это видение грехов своих паче песка морского, как мириады пылинок в воздухе, — вот это и есть здравость души человеческой. Как говорят святые отцы: «Какой признак здравости души человеческой? Видение грехов своих паче песка морского». Зрение грехов своих, а не добродетелей, какими мы любим хвастаться.

Мало лишь видеть грехи

Зрение грехов своих — вот это истинный признак здравости души человеческой. Но мы почему-то грехи видим в других — в том, в другом, в третьем, в соседях, в невестке, в свекрови, в ком там ещё… А мы как беспризорники остаёмся — сами себе даже не нужны. Всех судим, всех рядим, всех поучаем, кроме самих себя!

Но грехи мало только видеть. Потому что, если только видеть свои грехи, это может привести к тяжкому унынию. Необходимо покаяние — мы Богу должны повиниться за грехи свои на таинстве святой исповеди, которую не люди, но сам Бог установил. Ведь Христос сказал апостолам: «Се даю вам власть вязати и решити грехи человеческие. Что свяжете на земли, будет связана на небесах. Что разрешите́ на земли, будет разреше́но на небесах» (смотр. Мф. 18:18). Эту власть преемственно от апостолов через рукоположение получило и имеет духовенство. Дар этот вязати и решити грехи даётся не за праведность того или иного священника, но по благодати Святого Духа, Который почивает на священнике, ради пользы и спасения чад церковных.

Священник иногда по своему достоинству, может быть, даже и ниже человека, который пришёл к нему исповедоваться. Тот человек, который пришёл на исповедь, может, в очах Божьих и выше, но священник имеет дар вязать и решить, по слову Господню, грехи человеческие.

И нам необходима покаянная молитва — как келейная, так и церковная. Нам необходимо и участие в таинстве исповеди. Мы люди верующие и знаем, что есть вечность, что есть Бог и Его святые заповеди, что рано или поздно нам от этого мира придётся уйти и дать ответ за свою прожитую жизнь на Суде Божьем. И зная это, братья и сестры, нам нужно уметь пользоваться тем, что даровал нам Бог в этой жизни, — это таинство святой исповеди.

И что удивительно. Бывает, сколько раз говоришь о своём грехе близким своим, людям, которым доверяешь, — но не находишь облегчения. И кто исповедовался искренне и сознательно, тот знает, сколько бывает борений, сколько надо себя переломать, чтобы заставить прийти и сказать этот грех духовнику на исповеди, но зато после этого борения, после того, как и пот тебя прошибёт, и слёзы на глаза навернутся, и осознание стыда за содеянный грех тебя посетит, после того, как тебя выслушал духовник-священник и прочитал разрешительную молитву, ты чувствуешь, как будто с тебя такой груз свалился! Как будто камни, которые давили душу и лежали такой тяготой невыносимой на сердце вдруг сбросились, и слёзы радостные, очистительные слёзы появляются. И радость такая, утешение такое — хочется весь мир объять!

Я говорю это из своего опыта. Но и у вас хочу, как у православных христиан, спросить: ведь так это? Так, братья и сестры. Это не только моё утверждение, об этом говорит личный опыт каждого из вас.

Бог любит нас

И заметьте: за покаянием, за очищением от греха всегда следует возрождение человека. Человек как бы обновляется. И само покаяние — это дар милосердия Божия к нам, грешным. Если бы Господь судил только по делам нашим, то не знаю, где бы мы были. Но Господь видит и наше покаяние, и наше сокрушение, осознание собственного недостоинства и желание быть Божьим. И наше желание быть с Ним в вечности Господь знает. И Господь по этому состоянию нашему и будет судить нас — не по грехам нашим. А их много, но мы бросаем их как горсть песка в море милосердия Божия.

И исповедуя грехи, мы исповедуем и Бога, Который сказал: «Я есть любовь». Мы исповедуем Бога не просто милосердного к нам, а любящего нас. И как мы способны, бывает, по любви к чадам своим, к родителям своим, близким своим, прощать им грехи против нас и плакать вместе с ними, когда они раскаиваются, так точно и Господь жаждет нашего покаяния, чтобы оплакать вместе с нами наше падение и восстановить в нас образ Божий, восстановить в нас ту чистоту, к которой призывает нас Христос, к которой призывает нас Святое Евангелие, к которому призывает нас через покаяние и величайший из угодников Божьих Иоанн Предтеча, которому мы ныне молимся, прося его молитв. Прося, чтобы он умолил Бога о даровании нам покаяния, о даровании нам зрения грехов наших и, как говорит Писание, примирить с соперником, с которым ты на пути (смотр. Мф. 5:25–26). Путь — это жизнь. Соперник наш — это совесть наша, с которой мы часто боремся. Дай Боже, нам с этим соперником на пути в вечность примириться, чтобы в вечности Господь помянул не грехи наши, но покаяние наше. Аминь.

Проповедь епископа Арсения в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи. 11.9.2009 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *