Чему нас учит распятие? Почему так вреден ропот? Как сделать свой жизненный крест спасительным? Об этом рассказал митрополит Святогорский Арсений в проповеди в праздник Крестовоздвижения в 2011 г. Предлагаем к прочтению эту архивную проповедь.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня, братья и сестры, мы слышим в храмах Божьих чтения Святого Евангелия, в которых повествуется о страданиях Христовых, о Его Распятии. По какой причине в нынешний день священнослужители облачаются в ризы, в которые обычно облачаются в дни Великого поста, накануне Страстной седмицы, когда воспоминаются страдания Христовы? Почему сегодня Церковь предписывает по уставу строгий пост, как в дни Великого поста? Почему читается Страстное Евангелие и все стихиры говорят о страданиях Христовых?
С каким событием в истории Церкви связано сегодняшнее богослужение и нынешний двунадесятый праздник?
В соборных храмах накануне этого праздника совершается особый чин Воздвижения Честнаго Креста Господня. По какой причине и в связи с воспоминанием чего раз в году совершается это необычное действие?
Как обретали Крест Христов
В IV веке святой равноапостольный Константин Великий издал Миланский эдикт, и этим были прекращены гонения на христиан, которые длились в течение 300 лет. Христиане получили свободу вероисповедания и стали повсюду ставить храмы и обновлять святые места, связанные с земной жизнью Христа Спасителя, жизнью апостолов, жизнью святых мучеников, пострадавших в гонениях.
Мать императора Константина равноапостольная царица Елена с особыми царскими полномочиями отправилась на Святую Землю, где, разыскивая святыни и памятные места, связанные со Христом Спасителем, воздвигала на этих местах великолепные храмы. Так, с IV века стоит Храм Воскресения Христова, или как его называют — Храм Гроба Господня, — в Иерусалиме, где ежегодно бывает схождение Благодатного огня.
Когда святая Елена прибыла в Иерусалим, то, разыскивая Гроб Господень, где совершилось таинство Воскресения Божия, она разыскивала и Крест Христов — этот всемирный жертвенник, на котором совершилось искупление грехов всего мира.
Святая царица долго не могла узнать, где находится Крест. Наконец, ей указали на одного уже престарелого, ветхого годами иудея по имени Иуда. Он знал, где скрыт Крест Христов, но упорно не хотел говорить. Тогда Елена пригрозила ему царской властью, царским прещением, и он, убоявшись её гнева, сказал, что после распятия Христа Спасителя и двух разбойников кресты были сброшены в каменную цистерну.
Что такое каменные цистерны? В связи с засушливым климатом Палестины в скальном грунте вырубались такие особые ёмкости в виде бассейнов, которые в дождливое время наполнялись водой, и эту воду люди использовали для своих нужд. Но некоторые цистерны оставались пустыми. И вот Крест Христов и кресты разбойников были сброшены на дно такой вырубленной в камне пустой цистерны. Язычники же приказали забрасывать цистерну мусором и сделали в этом месте свалку, чтобы никакого почитания ни крестов, ни этого святого места со стороны христиан не было.
Царица Елена пожелала расчистить эту цистерну, но никто из народа не хотел лезть в смердящую помойную яму. Тогда царица приказала принести из сокровищницы золото и, не жалея, стала горстями бросать его на это место. И народ ринулся за золотом и стал вычищать цистерну.
На самом её дне были найдены три креста, там же лежал и терновый венец и гвозди. Но какой из крестов был Крестом, на котором распяли Христа Спасителя, трудно было узнать. В это время из города вышла погребальная процессия. Предание говорит, что несли на погребение единственного сына вдовы, которая неутешно и горько плакала, оставаясь одна в этом мире… Тогда патриарх Иерусалимский Макарий в присутствии императрицы Елены и множества народа, который собрался увидеть на обретённые кресты, приказал поочерёдно возложить кресты на покойного. Как оказалось, сперва возложили кресты, на которых были распяты разбойники, — и ничего не произошло. И вот третьим возложили Крест, на котором был распят Христос, — и узнали это по тому, что как только древо этого Креста коснулось мёртвого юноши, он вдруг воскрес и к удивлению всего народа стал говорить.
Это произошло по силе Божией, которая пребывает в нём с момента Распятия Христа Спасителя, когда Он омыл его Своей Пречистой Кровью. С тех пор Древо Крестное называют Животворящий Крест Господень.
На чудо воскресения юноши, на великое чудо обретения Креста собрались тысячи народа. Все, узнав о великой исходящей от Креста силе, теснились, чтобы прикоснуться к нему хоть на мгновение или хотя бы издалека увидеть Крест Христов. Тогда патриарх Макарий, встав на возвышенном месте, начал на все стороны воздвигать крест, благословляя им народ. Он поднимал крест, народ же, падая ниц, восклицал: «Господи, помилуй!».
В память об этом мы воздвигаем в храмах Крест Господень на четыре стороны, а хор при этом поёт 100 раз «Господи, помилуй!» — подобно патриарху Макарию, поднимающему спасительное Древо, и народу, восклицающему эти слова.
По нынешний день многие частицы Креста Господня разнесены по всему миру. Наибольшая часть хранится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Храм укрывает под своими сводами и пещеру, где воскрес Христос Спаситель, и камень помазания, и гору Голгофу, на которой был распят Христос Спаситель, и место обретения Креста…
Жертва Христова
Почему такое великое значение для всего мира имеет жертва Христова, братья и сестры?
Помните о водах потопа, которые поглотили развращённое человечество, и только праведный Ной со своей семьёй остался и дал продолжение человеческому роду? Точно такого же безумия достигло человечество и ко времени пришествия в мир Христа Спасителя. Мы знаем из истории, из учебников ещё школьных, что в то время был рабовладельческий строй: человека продавали как вещь, как скотину, и обращались с ним так же. Тогда безумие служения языческим идолам было таковое, что в жертву приносили младенцев и взрослых людей, заколая или сжигая их живьём перед ними, принося этим умилостивительные жертвы бесам, которые были в этих идолах.
Безумие человеческое тогда дошло уже до предела, так что даже языческие философы говорили: человечество может спасти только Бог. Уже языческие умы дошли до понимания, что никак невозможно уже человечество исправить, как только если Господь переродит его.
А как человечество надо было переродить? Уничтожить потопом или другой какой-то смертоносной казнью? Нет. Господь являет здесь любовь и милосердие. Он посылает Сына Своего Единородного, Который воплощается от Пречистой Девы, и Вторая Ипостась Святой Троицы, живя здесь, на земле, принимает на Себя грехи всего мира, то есть каждого человека в отдельности — и преступника, и разбойника, и блудника… — всех-всех людей, которые чем-либо в мире согрешили пред Богом, пред своей совестью.
Грехи каждого человека Господь Иисус Христос взял на Себя, и поэтому мы читаем в Писании, что когда Он молился в Гефсиманском саду, то капли пота Спасителя были как капли крови. Учёные говорят, что таковое бывает, когда человек испытывает величайшее напряжение всех своих духовных и физических сил. Тогда от повышенного давления лопаются тончайшие кровеносные сосуды, и кровь поступает в капилляры пота и выступает вместе с ним. Так пот делается кровавым.
Вот такое страшнейшее напряжение испытал Господь в Гефсиманском саду, когда на Него, безгрешного и чистого, были взвалены терзания душ и греховные угрызения совести каждого человека в отдельности. И вот этот тяжелейший груз Он понёс на Себе на Голгофу.
Он Сам взял на Себя грехи всего мира, чтобы мир не погиб. И не жертвенной кровью агнцев или тельцов — Своей Кровью Сын Божий омывает грехи всего мира, на Кресте как на всемирном жертвеннике принося Себя в жертву, чтобы мир жил.
И давая заповеди этому миру и в последствии воскреснув, Он даёт миру новую жизнь. Он даёт новую жизнь всем тем, кто за Ним последует, кто назовётся Его именем — христианами и, вооружившись силою веры, последует Его живоносным словам.
И мы, братья и сестры, воспоминая эти события, преклоняемся перед любовью Божией, потому что Господь не просто взял грехи всего мира — Он взял на Себя проклятие, которого мир был достоин за грехи.
Взял потому, что, как говорилось в Священном Писании и учении иудеев: «Проклят всяк, висящий на древе» (Втор. 21:23). И вот Он висит, распятый за нас на древе, принимая на Себя проклятие и исцеляя человечество от смертоносной болезни греха. И давая нам, братья и сестры, по нынешний день возможность избежать греховной смерти посредством исповеди, таинства соборования, соединения с Ним в причащении Пречистых Его Тайн — Тела и Крови Его.
Господь даёт Себя в жертву и соединяется с нами, чтобы мы, очистившись от грехов, имели единение с Богом, имели залог вечной нескончаемой жизни.
Своими грехами мы раним Господа
Мы сегодня, братья и сестры, воспоминая Воздвижение Креста Господнего, вспоминаем и страдания Христовы — ведь они неразрывно связаны с Крестом Господним.
И вот мы смотрим на Крест Господень, смотрим на стоящую у Креста Божию Матерь и Иоанна Богослова. Видим раны на руках и ногах Христовых, увенчанную терновым венцом главу Христа Спасителя, из-под которой сочатся капли крови. Видим Его избитого, истерзанного, видим Христа, над Которым глумятся, смеются. Слышим слова Его: «Отче! Прости им, не ведают бо, что творят» (Лк. 23:34).
Своими ранами, Своими язвами, видом Своего страдания Господь как бы умоляет нас не грешить больше, не ранить Его грехами своими, как ранами и язвами, не глумиться над Его распятием, над Его смертью крестною, которая по любви к нам свершена.
Мы, братья и сестры, сегодня стоим перед распятием, видим эти страдания и слышим голос Христов, Который научает нас простить обиды, как Господь простил нам грехи, взяв их на Себя. Так что и мы должны обидчикам своим прощать, глядя на Крест Христов!
Сегодня Господь словами «Отче! Прости им, не ведают бо, что творят» научает нас любить не только ближних своих, но и врагов своих.
Сегодня Господь и Его плачущая Матерь, стоящая у Креста, научают нас глубочайшему смирению и покаянию.
Как сделать свой крест Крестом Христовым?
Мы сегодня, братья и сестры, слышим призыв Христов: «Аще кто хочет по Мне идти, да возьмет крест свой и последует Ми» (смотр. Лк. 9:23). Что это за «крест свой»? У каждого из нас есть свой крест. Это и скорби, и тяготы нашей земной жизни. Это и наше послушание, и наши посты, наши бдения, добрые дела, которые мы с самопринуждением творим ради того, что мы Христовы. Свой крест, братья и сестры, — это и переживание своих грехов и страстей, с одними из которых мы родились, а другие приобрели в течение своей греховной жизни.
Однако свой крест бесплоден, если мы его не сделаем Крестом Христовым, если мы не преобразуем свой жизненный крест в Крест Христов. Как это понять? Если мы, братья и сестры, будем скорбеть, плакать и роптать на Бога, и находить причину и вину во всех других, а не винить себя за свою греховность, то мы нимало пользы не получим.
Если же мы будем осознавать собственную греховность и скажем: «Господи, да по грехам нашим нам ещё и больше надо терпеть. Слава Тебе, Господи, что Ты милостивно нас наказываешь! Благодарим Тебя, милосердный Господи, что Ты не погубил ещё этот мир, который опять в безумии живёт!»… Если мы будем так мыслить, тогда крест скорбей, болезней, трудностей в этой жизни превратится в Крест Христов.
И ещё: если мы будем только «из-под палки» смиряться, каяться в грехах своих, — потому что так духовник говорит, потому что так мать говорит, потому что так наместник говорит… — не прилагая сердца и души, то мы тоже свой крест не сделаем Крестом Христовым.
Если мы, братья и сестры, не осознаем собственной греховности и будем в грехах своих, в пороках своих и в страстях винить время, общество, политическую и экономическую ситуацию, неимение примера в священниках или в родителях, или в ближних, — что, мол, все так живут, и я так живу!.. Если мы так будем оставаться в своей греховности, то это нам в осуждение будет.
А если мы, братья и сестры, будем сердцем сокрушенным и смиренным (смотр. Пс. 50:19) обвинять себя, плакать перед Богом о грехах своих, то тогда наш жизненный крест становится Крестом Христовым.
Когда мы, братья и сестры, не будем во всём, что с нами в жизни случается, обвинять всех и вся и не будем роптать на Бога, и на ближних, и на жизнь, а будем говорить: «Господи, на всё святая воля Твоя, а по грехам своим я и большего достоин!», — когда мы предадим свою жизнь в волю Божию (как и в «Отче наш» молимся: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли») — тогда и страдания, и болезни, и скорби в этой жизни совсем по-другому будут восприниматься нами и станут лёгкими!
Помните, как Господь сказал: «Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. … Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:29–30)? Вот когда мы с покаянием, с осознанием собственного недостоинства, с обвинением самих себя, с преданием себя в волю Божию, с любовью к ближнему начинаем совершать земное течение, то тогда всё в наших глазах преобразуется!
Помните игумена Иоанна (Стрельцова)? 12 лет каторги отбыл преподобный игумен Иоанн. Но когда его спрашивали: «Батюшка, что ж там было на каторге? Как же Вы там страдали?» — он отвечал: «Ничего я не страдал. Прекрасные люди меня окружали. И сокамерники, и солагерники, и надзиратели — все такие прекрасные люди были!» А у него на допросах были выбиты все зубы, и часть бороды у него не росла, потому что в своё время на допросе ему её вырвали вместе с кожей.
Помните, как Христос говорил на Кресте: «Отче! Прости им, не ведают бо, что творят»? И вот Его раб игумен Иоанн, подражая Христу, точно так же говорил. И для него все люди были прекрасны, и всех он жалел, и всех ему было жалко, и всех он любил.
Вот так, братья и сестры, даже в страданиях, даже на каторге человеку легко бывает, когда он по Христову слову живёт.
И наоборот. Когда в ропоте, в осуждении, в каком-то безнадёжии, в отчаянии человек находится, он весь мир ненавидит, все ему не такие — даже самые близкие и родные. И даже он сам себе не такой, так что и сам на себя ненавистью вооружаясь, руки на себя накладывает, завершая жизнь самоубийством.
«Чем ты думаешь спастись?»
Сегодня мы с вами, братья и сестры, стоим у Креста Христова. Сколько мы видим в изображённом распятом Христе Сыне Божием примеров для собственного возрождения в духовной жизни! Сколько примеров для того, чтобы нам задуматься! Сколько примеров для того, чтобы на то, что мы считаем нормальной жизнью, взглянуть здравым оком и сказать: «Да нет, такая жизнь ненормальная! И такую жизнь можно только с покаянием и надеждой на милосердие Божие совершать».
В своё время святитель Филарет (Дроздов) принимал экзамен у студентов. Одного спрашивает: «Чем ты думаешь спастись?» — «Вашими молитвами, Ваше Высокопреосвященство!» — «Ах ты льстец, человекоугодник! Ты ещё такой юный, а уже настолько человекоугодлив!»
Зашёл второй студент. «Чем ты думаешь спастись?» — «Я смирением буду спасаться!» — «А ты считаешь, что оно у тебя есть? Самонадеянный гордец».
Зашёл третий студент. «Чем ты думаешь спастись?» А тот склонил свою голову, очи его наполнились слезами, и он сказал: «Только лишь милосердием Божьим!». Вот так и нам, братья и сестры, как тому студенту, сейчас склонить голову надо…
Какое у нас покаяние, какое у нас смирение?!.. Мы сегодня каемся, а за порог храма вышли — и снова здорово за своё же берёмся, как пёс на свою блевотину возвращаемся (смотр. 2 Пет. 2:22)! Губы накрасим, красивые одежды наденем, а сами яко гробы повапленные, по слову Христову, — снаружи прекрасны, а внутри исполнены мерзости и нечистоты (смотр. Мф. 23:27).
Нам только, как тот студент, надо склонить голову и сказать: «Господи, да я только Твоим милосердием могу спастись! Ведь ничего доброго во мне нет!»
Святитель Иннокентий Херсонский, когда у него спросили: «Владыка, какой человек хороший?» — задумавшись, сказал: «Тот человек хороший, который осознал себя нехорошим. И то этот человек только начинает становиться хорошим».
Как не сделать свой крест тяжёлым
Мы, братья и сестры, все с вами каждый берём свой жизненный крест. Крест, который дарует нам Господь. Как мы его пронесём в этой жизни, это зависит от нас. Но помните, что каждому из нас не даётся креста свыше наших сил. Тяжелее этот крест мы будем делать сами, если мы будем роптать, всех винить, всех ненавидеть, а себя, таких «хороших», жалеть. Вот тогда крест отяжелеет и даже раздавить нас сможет! И спасения нам не принесёт, а только лишь погибель. На дно адово утянет нас этот жизненный крест, если мы его будем с ропотом на Бога и на людей, с обидой на всех и вся нести.
А если мы будем Бога просить о помощи в несении креста, будем в грехах своих каяться, предавать себя в волю Божию, смиряться, то таковое «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). И тогда Господь сделает крест наш легче лёгкого и будет нести не только крест наш, но и нас вместе с крестом на Своих Божественных руках, в Своих объятиях любви Божественной. Но так будет, если мы будем крест нести, как нёс Свой Крест Христос Спаситель, — молясь за всех, любя всех, жалея всех, а себя принося в жертву за всех.
Вот если мы будем так подражать Христу Спасителю, то крест свой понесём с лёгкостью, и крест наш будет нам во спасение, и им мы райские врата себе откроем. И Господь Крестоносец нас встретит во вратах райских с Бесплотными Силами, мучениками, преподобными, другими угодниками Божьими, с Пречистой Своей Матерью. Встретит как Своего сына или дочь, с объятиями Отеческими Он встретит нас, переступающих порог вечного бытия в райских обителях с Богом, именем Которого мы называемся христиане и образом жизни на Которого должны быть похожи.
И заповеди Божьи, братья и сестры, — это то средство и тот маяк, при помощи которых мы свой жизненный крест можем сделать Крестом Христовым и найти верный путь к вечному и нескончаемому бытию. Ведь оно не является уделом только избранных — оно для всех предложено Богом. И от нас зависит, твёрдо ли мы станем на этом пути, и откроются ли перед нами райские врата, узрим ли мы славу Божию в нескончаемой вечности.
Это зависит от каждого из нас, братья и сестры. По мере нашего старания, по мере нашего покаяния, по мере нашего стремления.
И да поможет нам милосердный Господь по молитвам Своей Пречистой Матери и всех угодников, от века просиявших в этом земном мире, нести свой жизненный крест и дарует нам разум к правильному жизненному крестоношению. Аминь.
Проповедь архиепископа Святогорского Арсения в праздник Крестовоздвижения. 27.09.2011 г.
Цей запис також доступний на: Украинский