Освящение Успенского собора


Наступил 2000-й год. Волей Божией, преодолевая многие сложности и препятствия, Святогорская обитель, с помощью благотворителей и трудами братии во главе с отцом наместником год за годом восстанавливала и, в конце концов, восстановила главную святыню монастыря – храм Успения Божией Матери. Таким образом, за прошедший пятилетний период были произведены следующие работы: за время реставрации из собора вывезено 2600 тонн чуждого строительного материала, или – в ином пересчете – около 40 грузовых вагонов, выложен уничтоженный свод над центральным алтарем, перекрыты шатры куполов, вызолоченных вместе с крестами, внутри и снаружи собора сбита старая, непригодная штукатурка и положена новая, заменена кровля, восстановлена кладка сводов над алтарной частью храма, устроена солея перед алтарем, произведена внутренняя и внешняя побелка, поставлены новые окна, двери, лепнина, новые кованые решетки, выстроены кирпичные каналы в полу и в них проведено отопление, для освещения храма привезены из подмосковного Софрино и повешены 12 позолоченных паникадил, самое большое из которых имеет без малого две с половиной тонны веса, приобретена церковная утварь, частью пожертвованная, а частью купленная самим монастырем, устроены левый и правый клиросы, огражденные резной деревянной оградой, отреставрирована сохранившаяся живопись, изготовлены резные деревянные сени для чудотворной иконы Богородицы «Святогорская» и мощей преподобного Иоанна Затворника, сооружены сначала три временных иконостаса, собранных из простых фанерных щитов, украшенных образами, а затем вместо них, в последующее время, установлены иконостасы резные, величественные, центральный из них – пятиярусный, завершающийся распятием, а два боковых, левый и правый, – четырехъярусные, сделаны застекленные раки для обретенных мощей десяти прославленных святогорских святых, начата роспись внутренних стен собора, убранного многими большими образами, размещенными вверху, на стенах и колоннах храма, в круглых и квадратных рамах из золоченого дерева, и внизу, у стен и колонн, в резных деревянных киотах поставлены большие писанные иконы. Кроме прочих работ, связанных с внутренней и внешней реставрацией и убранством Успенского храма, были произведены следующие: пространство вокруг собора выложено каменной плитой, стилобат, на котором высится храм, обложен красным облицовочным кирпичом, а сам собор с северной и отчасти восточной стороны обнесен узорной железной оградой черного цвета, отлитой из стали и по всему периметру освещен красивыми электрическими фонарями. С южной стороны соборного двора устроен птичник с оборудованными клетками для редких пород заморских, «райских» птиц и животных. В одной их клеток имеется пруд с фонтаном и мостиком, в других – соответствующая растительность или приличная для питомцев обители среда: песок, ветки, камни, лесенки, веревки с кольцами и пр. В монастырском птичнике обитают красивой окраски павлины, фазаны, цветные попугаи, по соседству с которыми за сеткой-стеной бродят носухи и проч. Большая и малая лестницы, ведущие с северной стороны к храму, покрыты красным гранитом и снабжены изящной черной оградой стального литья. С правой и с левой стороны большой центральной лестницы установлены фонтаны-кресты, изготовленные из белого мрамора и источающие в теплое время года водные струи в такие же беломраморные бассейны овальной формы.

Основные восстановительные работы, начатые в Успенском соборе 1995 году, были завершены в 2000-м году, некоторые же, такие, например, как роспись, продолжаются до сего дня. Все они выполнялись и выполняются по мысли и воле Святогорского наместника отца Арсения в совете с мастерами-специалистами.

8 сентября 2000 г. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, в сослужении митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, архиепископа Горловского и Славянского Илариона, епископа Алипия, епископа Вышгородского Павла, наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, епископа Изюмского Онуфрия, викария Харьковской епархии, совершил его освящение.

Таким образом, Свято-Успенский храм Святогорской обители был освящен после семидесятилетнего осквернения. В него, словно в сокровищницу, стали собираться многие христианские святыни: иконы замечательного письма, мощи святых угодников Божиих, кресты и ковчеги с частицами святых мощей, принадлежавшие святогорцам-исповедникам прошлых времен. наместник, братия, трудники и богомольцы, жертвователи и благотворители действенным трудом старались прибавить к славе возрожденной и освященной святыни.

Со временем храм украсился резным пятиярусным иконостасом с иконами, писанными на золоте в каноническом стиле XIV–XV веков, 12-тью вызолоченными паникадилами, из которых центральное на 168 свечей весит около 2,5 тонн.

Надо сказать, что пятиярусный иконостас центрального придела Успенского собора создавался на протяжении 2000-2003 годов и занимает пространство 17,5 метров в высоту и 15 метров в длину. Структура и характер его резьбы ориентированы на образцы XVII века, поэтому для его изготовления было использовано такое дерево как дуб, кедр и липа. Иконы писались на золотом фоне и достигают до 2,6 метров в высоту. Они являются копиями лучших образцов русской и византийской иконописи разных эпох и школ. Так, например, для написания Царских врат, Деисуса (второй ярус) и праздничного ряда образцом послужили иконы прп. Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (1425-1426 гг.); для икон же местного ряда – Спаситель и Божия Матерь «Душеспасительница» – образа из Македонии (I четверть XIV в. г. Охрид); образ «Успение Богородицы» – был создан в соответствии с таким же образом, принадлежащим Тверской школе иконописания (XIV в.); пророческий ряд относится к иконописной школе Дионисия (Кирилло-Белозерский монастырь); Распятие с предстоящими – к образцам Византийской мозаики XI столетия.