Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего ИЛАРИОНА, Митрополита Донецкого и Мариупольского, 2004

Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего ИЛАРИОНА,
Митрополита Донецкого и Мариупольского, Управляющего Горловской Епархией, 
благочестивому духовенству, монашествующим и мирянам, боголюбивой пастве Донбасса

«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное »
(канон Пасхи, песнь 1)

ДОРОГИЕ МОИ И ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ВО ХРИСТЕ!

Есть ли большее чудо, чем видеть, как сегодня наполнились радостным пасхальным светом и небо, и земля, и преисподняя? Есть ли большее счастье, чем вместе с ликами Ангелов и святых угодников Божиих, вместе со всей тварью и всяким дыханием восклицать:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Каждый раз, произнося этот пасхальный символ веры, мы свидетельствуем о том, что вера в Воскресение Господа нашего Иисуса Христа есть сердце христианского учения, ведь, “если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1 Кор. 15,14).

Воскресение Христово – это победа над бессмысленностью нашего существования и бессилием в творческом преображении человека и всего мира.

Воскресение Христово – это победа над физической смертью, которая отныне является не бесконечным тупиком, но дверью в Царство Небесное.

Воскресение Христово – это победа над смертью духовной, которую мы переживаем в повседневной жизни и в которой рискуем замкнуться навсегда.

Воскресение Христово – высшее выражение любви Божией. В тайне Креста, по словам святителя Филарета Московского, проявилась “Любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа Святого, торжествующая силою крестною”.

Поскольку первый Адам изменил своему призванию – добровольно достигнуть соединения с Богом, это соединение двух природ осуществил в Своем Лице, воплотившись, Второй Адам, Слово Божие. Безгрешный и бессмертный Господь, восприняв от Духа Святого и Девы Марии непорочную человеческую природу, прошел весь путь человеческого существования – от рождения до смерти, от Вифлеема до Голгофы. Добровольно приняв за нас смерть, Спаситель освободил человечество от греха и смерти. Преграды, разделявшие Бога и человека, рухнули, тварь примирилась со своим Творцом. Отныне ничто не может разлучить нас с Богом, если мы станем участниками смерти и воскресения Спасителя. Согласно Священному Преданию Православной Церкви, вечная жизнь начинается еще в земной жизни, хотя в полноте своей раскрывается только в будущем веке.

Сила Христова Воскресения, сила вечной жизни проявляется прежде всего в Церкви и ее Таинствах. В Таинстве Крещения, в троекратном погружении и восхождении из воды, мы соумираем и спогребаемся Христу, а затем совоскресаем с Ним. “Все мы крестившиеся во Христа Иисуса, – пишет святой апостол Павел римлянам, – в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения” (Рим. 6, 3-5).

Таинство Евхаристии также есть таинство смерти и воскресения Христова. Причастие Святых Христовых Таин – источник и залог нашего воскресения, как об этом свидетельствует Сам Господь: “Если не будете есть Плоть Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6, 53-54). Вот почему святой Игнатий Антиохийский называет Тело и Кровь Христовы лекарством бессмертия, противоядием, данным нам, чтобы не умереть.

Но соумирание и совоскресение со Христом в крещении и Евхаристии только тогда бывает действительным, когда мы истинно умираем греху и начинаем новую жизнь. Воскресение Христово обновило всю Вселенную, а значит христианином -участником Воскресения Христова – может называться только тот, кто ведет активную борьбу за обновление своей души. Для такого человека Пасха происходит ежедневно. Что это за Пасха? “Очищение грехов, сокрушение сердца, слезы бдения, чистая совесть, умерщвление земного: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день” – учит нас преподобный Феодор Студит.

В эти благословенные дни мы с вами принимаем участие в еще одном воскресении. После длительного периода жесточайших гонений Святая Православная Церковь возвращается к полноценной жизни. Сегодня мы являемся с Вами свидетелями добрых и плодотворных отношений между светской и церковной властью. Текущий год объявлен на Донбассе “Годом Духовности”. Восстанавливаются старые и строятся новые храмы, возрождаются обители. Всеобщая пасхальная радость усугубляется тем, что в этом году Донбасс, а вместе с ним и вся Святая Церковь обрела еще одну святыню, ибо решением Священного Синода Украинской Православной Церкви, учитывая влияние на возрождение духовности Донецкого края и востока Украины, а также огромное историческое значение, Свято-Успенскому Святогорскому монастырю был присвоен статус Лавры. Слово Божие возвращается в школы и высшие учебные заведения, в больницы и воинские части. Сегодня Церковь снова призвана к активному участию в общественной жизни, поэтому на всех нас возлагается особая ответственность – ответственность свидетелей Воскресения. Из толкования приснопамятного митрополита Антония Сурожского мы знаем, что святой апостол Фома не мог поверить словам других апостолов, потому что в них он видел только ликование, но не видел перемены. “Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины” – призывает христиан святой апостол Павел (Еф. 4, 22-24). И если мы сами не станем на путь духовного воскресения, то говорить о воскресении Православной Церкви, об успехах в миссионерской и просветительской деятельности будет невозможно.

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником Светлого Христова Воскресения! Пусть пасхальная радость никогда не покидает ваши сердца, даруя силы для неленостного служения Богу, Его Святой Церкви и нашему народу. Будем помнить, что ради обновления человека Воплотившаяся Любовь взошла на Голгофский Жертвенник, и только обновленная жизнь может стать достойным ответом нашему Творцу и Спасителю. Да сподобимся еще и еще раз вместе с ангелами, святыми и всем обновленным творением неосужденно восклицать:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Божией милостью смиренный Иларион

Митрополит Донецкий и Мариупольский,
Управляющий Горловской Епархией
Пасха Христова
г. Донецк, 2004 г.