Преподобный Лонгин Святогорский (1882)

Икона преподобного Лонгина Святогорского
Икона преподобного Лонгина Святогорского

Иеросхимонах Лонгин (в миру Леонтий Павлович Грифцов) родился в июне 1798 г. в городе Рязани. Происходил он из духовного звания и окончил Рязанскую Духовную семинарию. В родительском доме Леонтий получил прочное духовное воспитание, и в матери своей, о которой вспоминал с любовью до самой старости, имел образец подвижничества. Благодаря ее благотворному влиянию, еще на семинарской скамье Леонтий почувствовал влечение к монашеству, мечтал о поступлении в обитель.

Окончив семинарию, он довольно быстро стал идти по ступеням гражданской службы и получать чины, женился, купил дом в городе Рязани и жил безбедно, но детей не имел. Вскоре Леонтий Грифцов был назначен прокурором в город Уральск и переехал туда с женой. Здесь он пользовался почетом в высшем кругу, жил открыто, любил бывать в гостях и у себя принимать гостей, что особенно нравилось его жене, — женщине капризной и своенравной. Тяжелый нрав жены и был первой причиной того, что стал он возвращаться к мечтам своей юности и сожалеть о том, что не стал монахом. Раздоры с женой, суета, гости и пиры начали ему надоедать: он тосковал о чем-то непонятном. Полюбил чтение духовных книг, молитву, церковные богослужения и совсем охладел к миру. Преосвященный Ириней, епископ Ярославский, советовал ему до времени терпеть узы семейные, не нарушать союза, освященного Церковью, и обнадеживал его, что если потерпит, то Господь, имиже Сам весть судьбами, освободит его от мира и приведет в тихую монастырскую пристань. Жена же его все более на него вооружалась, преследовала бранью и насмешками, а вскоре Леонтий Грифцов воочию убедился в ее неверности. Подав в отставку, он поехал в Киев поклониться преподобным Печерским и там испросить совета у духовно-опытного старца иеросхимонаха Парфения. Последний настоятельно советовал ему без всяких сомнений и колебаний ехать в Святогорскую пустынь и в ней подвизаться до конца своей жизни. «Там твое место, — говорил ему старец, — иди туда и путь спасения обрящешь: воля Божия — подвизаться тебе в этой обители, принести ей пользу твоими трудами, за которые сама Богоматерь, Начальница обители той, воздаст тебе в будущем веке».

Старец-Парфений-Киево-Печерский
Старец Парфений Киево-Печерский

В 1854 году, прибыв в Святые Горы, весь свой денежный капитал, по примеру апостольскому, положил он к ногам архимандрита Арсения, в общую корвану монастырскую. Немолодой уже годами, привыкший к почету и преимуществам по службе, бывший прокурор, надворный советник чином, смирялся он нелицемерно и наравне с простыми послушниками проходил нелегкую для него стезю новоначалия иноческого. Архимандрит Арсений, оценив подвиг самоотвержения бывшего прокурора, полюбил его от души, видел в нем человека очень полезного по своим знаниям юридическим для нововозникшей обители, и начал отличать его своим доверием. В уважение его лет и доброго жития, облек он его в рясу и камилавку. Стали его звать в обители отцом Леонтием, хотя по документам и состоял он все по-прежнему надворным советником Леонтием Грифцовым. Направление подвижническое сказалось в нем с самого поступления его в обитель Святогорскую; постепенно приучал он себя к посту, к молитве, к ношению грубой власяницы на голом теле, к нестяжанию и довольству самым малым, к безропотному послушанию и нелицемерному смирению. Неутомимо трудился он для блага обители, не щадя сил своих и здоровья. Отец Арсений, зная подвижническое направление Леонтия Грифцова, несмотря на то, что он был еще не монах, даже не указной послушник, назначил его начальником новоустроенного скита на Святом месте.

Скит-Святогорской-пустыни-на-Святом-месте.
Арсениевский скит на Святом месте

Келейная жизнь его в скиту представляла нищенскую обстановку, все предметы комфорта были тщательно изгнаны из его келий, царила в них иноческая простота и нищета, доходящая даже до излишнего. Сам старец был бессребреником в отношении себя лично; с пострижением в иночество, лишившись пенсии своей, жил он в полной нищете, пользовался всем готовым от обители, то есть смиренной одеждой и обувью, скитской трапезой. В молитвенном подвиге старец был неутомим: руководствуясь святоотеческими творениями, почерпал он в них уроки делания молитвенного, но, как сам признавался, сосуд души его, некогда полный мирских сует и пристрастий греховных, не вполне способен был вместить в себе благодатное миро молитвы в такой мере, как это дается от юности подвизающимся в девстве и чистоте. Тем не менее, трудился он в деле молитвы неленостно, имя Господа Иисуса Христа всегда было на его устах, так что и сонный всегда произносил он его молитвенно. Сосредоточенный в себе, с поникшей долу седовласой головой, часто сидел он, задумавшись среди общества, точно витал где-то далеко, причем нередко слезы без видимой причины точились из его глаз. Один Бог весть, что творилось тогда в душе старца, не любил он говорить об этом людям, но вид его показывал, что не мирским, житейским были заняты тогда его мысли. Особенно в обществе мирян глубоко уходил в себя старец, говорил более лишь о том, что нужно было сказать, и деловой его разговор был всегда не длинен и осторожен. Зато в ком видел любовь к Богу, наклонность к молитве и благочестию христианскому, к тому сердечно располагался, умел сказать ему слово на пользу души, преподать совет любви братней, и долго потом помнил подобных лиц.

Ворота-Арсеньевского-скита
Ворота Арсеньевского скита

В 1870 г. скончалась его жена; теперь Леонтий Грифцов мог быть принят в указные послушники после почти двадцатилетнего пребывания в обители не только послушником, но и скитоначальником. В 1871 г. Леонтий пострижен в мантию архимандритом Германом и наречен Леонидом. В 1873 г. отец Леонид в городе Харькове, в церкви Покровского монастыря, был рукоположен во иеродиакона, а через 7 месяцев в Святогорской пустыни — во иеромонаха. Ревностно начал служить старец алтарю Господню, усугубил свои подвиги молитвенные, но, ветшая телом, ослабевая силами, видимо клонился к западу жизненному. Неутомимо служил он святогорскому скиту, по-прежнему был его начальником и крепко держал бразды управления им. Благодаря его умению хозяйствовать, скит, не обременяя собой обители, приносил еще ей немалую выгоду, именно по поминовениям по запискам скитской часовни. Сам старец был бессребреником в отношении себя лично; с пострижением в иночество, лишившись пенсии своей, жил он в полной нищете, пользовался всем готовым от обители, то есть смиренной одеждой и обувью, скитской трапезой, и долей чая и сахара. В одежде старец любил особенно нищету, подолгу носил ее и не любил ею щеголять. Бельем служила ему нередко грубая и острая власяница, носимая по голому телу. Старец говорил, что власяница эта, ему очень полезна, излечила его от ревматизма, разбивает в теле кровь и служит ему предохранением от сквозного ветра. Про духовную пользу власяницы старец смиренномудренно умалчивал, хотя много бы мог сказать в этом отношении.

Храм-и-келии-Арсеньевского-скита
Храм и келии Арсеньевского скита

С наступлением 1881 г. старец Леонид уже еле ходил: не мог по первому зову настоятеля идти через горы и леса из скита в обитель, не мог даже стоять в церкви, одним глазом уже ничего не видел и еле мог владеть пером: прежняя деятельность его поневоле прекратилась. В 1882 г. отец Леонид принял святую схиму с наречением имени Лонгин. Не в силах он был уже трудиться по-схимнически в подвигах телесных, но служб церковных не оставлял посещать до конца своих дней. Дар слез особенно обильно проявился в нем перед самою кончиною.

14 июля 1882 г. тихо и безмятежно предал отец Леонтий дух свой в руце Божии, приобщившись незадолго до исхода своего Святых Христовых Таин.

15 июля тело предано земле за стеною горнего места скитской церкви. Благодарная обитель Святогорская и достойный ее настоятель почтили могилу старца прекрасным чугунным памятником. Обитель Святогорская много потеряла в лице почившего старца, многим ему обязана, навсегда сохранит о нем память с похвалами, как о доблестном подвижнике благочестия и усердном ревнителе ее духовного и вещественного блага.

«Это был инок с выдающимся умом и высшим образованием, — вспоминала Екатерина Жилинская, — в мире занимал он видный пост в судебном ведомстве, но, познав всю суетность мирских благ и почестей, пришел в Святогорскую пустынь в трудных иноческих подвигах искать „единаго на потребу”».

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное чествование подвижников благочестия, «иже во Святых Горах на Донце» подвизалися, принял историческое решение (Журнал №38): «Благословить для местного прославления и чествования с числе прочих в лике преподобного иеросхимонаха Лонгина (Грифцова)».

12 июля 2008 г. Украинской Православной Церковью иеросхимонах Лонгин (Грифцов) прославлен в лике преподобных Собора Святогорских святых. Память Собора Святогорских святых совершается 11 (ст. ст.) / 24 сентября (н. ст.).

В самом начале сентября 2008 г., после церковного прославления, наместник Святогорской Лавры, епископ Арсений (Яковенко), с братией поднял святые мощи преподобного Лонгина Святогорского, почивавшие под спудом в скиту, за алтарем разрушенного храма преподобного Арсения Великого.

В настоящее время мощи преподобного Лонгина Святогорского почивают для всеобщего поклонения в Успенском соборе Святогорской Лавры.

Память преподобного Лонгина Святогорского совершается 14/27 июля.