Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, 2002

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ 
Высокопреосвященнейшего ИЛАРИОНА, 
Митрополита Донецкого и Мариупольского, 
Управляющего Горловской епархией, 
благочестивому духовенству, монашествующим и мирянам, боголюбивой пастве Донбасса

«Сын Божий стал человеком, чтобы человек сделался сыном Божиим…
(Св. Ириней Лионский.)

Снова Праздник, снова ликование! Вновь Рождество постучалось в наши дома и в двери наших сердец. Для того, чтобы наполнить радостью наши распахнутые перед Богом души. Радуется Небо, радуется земля. Радуется мир человеческий, радуется мир ангельский. Ибо Родившийся в Вифлееме от Девы Марии Иисус пришел возвестить нам дивную Благую Весть, Евангелие радости и света, возвестить о новой Жизни.

ДОРОГИЕ МОИ И ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ О ГОСПОДЕ!

Чем описать умиротворение и дивный трепет, охватившие наши сердца? Рождество заставляет их в благоговейном умилении распахнуться к Богу! Сорадуясь ангельским хоралам, которые непрестанно славят Бога на Небесах, мы с ними воспеваем дивную Ангельскую песнь: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках Благоволение!”.

Радуемся с Ветхозаветными пророками о исполнении всего, о чем они проповедовали не щадя живота своего. Некогда, за восемь столетий до самого события Боговоплощения, Исайя предвозвестил: “Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил. Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.” (Ис. 7:14; 9:6)

Сегодня совершается Рождественское чудо – молитвенно мы становимся участниками и свидетелями исполнения пророчеств, исполнения смысла всей человеческой истории. Там, на окраине Иерусалима, возле скромного Вифлеема, в ту ночь пастухи пасли стада. Весь мир пребывал в смутном ожидании того, что должно произойти что-то Великое, совершенно несоизмеримое ни с чем ранее бывшим. В эту ночь мир находился в полудреме ожидания.

“В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле… Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою… Когда же они были там, наступило время родить ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Еro, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.” (Лк. 1, 4-7). В Вифлеемскую пещеру со Христом пришел свет, который озарит сердца людей во всем мире, разгоняя холодную тьму греха и богооставленности. В эту тихую святую ночь Христос явился в мир, не потревожив неги дремлющего мира. Всемогущий и Великий явился тихо и кротко.

Не правителям, не философам, но простым мирным пастухам в эту ночь первым было открыто о том, что мир уже стал иным – Мессия пришел. Наступила новая эра. Когда не мыслители, не законники, а Сам Бог открывает человеку Тайну того, что есть человек в этом мире. Как говорит святой Апостол Павел: “…Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамит сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом” (1 Кор. 1:27-29)

Он пришел к нам для того, чтобы мы услышали: Он не называет нас больше рабами, но мы друзья Его, если исполняем то, что Он возвестил нам. Христос пришел сказать нам, что мы братья и сестры Его, если мы примем этот Дар Любви.

Он пришел для того, чтобы мы услышали: Отец простил и любит блудного сына, и белые одежды готовы для нас.

Иисус Открыл нам, что к Творцу отныне мы можем обращаться не как к Судье, а как к нашему Небесному Отцу. И только такое наше к Богу отношение Ему угодно. Дорогие мои, Рождество Христово потому и радостно для нас, что возвещает нам: мы не одиноки. Мы не сироты. Мы не случайны в огромной вселенной. При всей нашей физической немощи, мы несем в себе образ Божий, мы не безразличны Создателю. Также, как для любящих родителей не безразличны их любимые дети. Бог не желал мириться с тем, чтобы мы, Его дети, были навеки скованы узами смерти и греха. Святой Ириней Лионский говорит: “Слово Божие стало плотью… чтобы разрушить смерть и оживить человека”. И все это потому, что “человек изначально свободен. Ибо Бог есть свобода, человек же сотворен по подобию Божию”. Желание видеть нас свободными, благородными, возвышенными, духовно крепкими, мудрыми, счастливыми, умеющими любить, способными доверять Богу и полагать в Нем все свое упование, способными стать наследниками всех Его несметных Царских сокровищ духовных и телесных – все это подвигло Бога на то, чтобы отдать Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

А потому сегодня, в Праздник Рождества, имея напоминание о Таковой Великой Божьей любви и нашем призвании, подумаем вот еще о чем. Мы ежедневно говорим в молитвах, и утром, и вечером, и перед едой, и просто днем: “Отче наш…”. Что мы вкладываем в эти слова, какой смысл они имеют в наших устах? Вспоминаем ли мы в этот момент, что мы дерзнули сказать: “Господи, я твой сын или дочь, я принимаю этот Дар Твоей любви”. Коль скоро это так, то и вести мы должны себя теперь соответственно. Если мы завидуем, сквернословим, обманываем, одним словом – грешим, то на нас исполняются грозные апостольские слова: “Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишся законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, Имя Божие хулится у язычников.” (Рим. 2:22-24). Грехами мы уподобляемся приглашенному на брачный пир и не надевшему брачной одежды.

Как бы это не резало наш слух, во всем этом самое страшное состоит не в факте злого поступка. Ибо падших пришел Бог спасти, зная нашу немощь и одержимость болезнью греха. Самое страшное – наша к Богу неблагодарность, бесчувственность. Житейское безбожие. Говоря “Отче наш…”, часто эти слова мы произносим по привычке, без сыновней к Богу любви. Пьедестал нашего сердца бывает занят чем-то иным, Богу зачастую мы отводим совершенно второстепенное место. Вспоминаем Его в нужде, и забываем о Нем, получив просимое. Таким образом часто просим Его не тревожить нашу совесть и удалиться до времени из нашей жизни, до тех пор, пока Его помощь не понадобится нам опять. Какое горе родителям, когда они имеют неблагодарных детей, не способных взаимно любить тех, кто отдал им всю свою любовь! Часто такими вот детьми по отношению к Богу становимся мы.

Итак, в эти праздничные дни осознаем все величие Дара Отеческой Божественной Любви и всю величину нашей с вами ответственности. Постараемся стать честными. Не будем более оскорблять Бога своим к Нему безразличием. В меру всех своих сил будем учиться любить Бога, будем учиться быть благодарными Ему. Станем же учиться быть великодушными и благородными настолько, чтобы наша душа могла вместить в себя Бога и дать Ему достойное место в нашем сердце. “Сe, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и Буду вечерять с ним, и он со Мною” (Откр. 3:20) – говорит Господь. Иисус Богомладенец пришел в Вифлеемскую пещеру для того, чтобы найти нас и достучаться до наших сердец. И восполнить нашу немощь в нашем стремлении к Богу, на пути к Небесному Вечному Граду, где Царствует наш Небесный Отец и где мы имеем во Христе наследство нетленное и вечное. “Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем…” (Кол. 2:9-10) Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Примите мои самые сердечные поздравления с праздником Рождества Христова и Новолетия. Пусть радость Пречистой Девы, радость пришедших поклониться Христу Царю волхвов, радость пастухов Вифлеемских, – радость встречи с Богом – никогда не меркнет в Ваших боголюбивых сердцах. Да благословит Бог миром и счастьем Ваши дома и семьи в новом году и во все дни Вашей жизни. Вифлеемская звезда пусть станет путеводной на нашем пути к вечному миру и блаженству. С Рождеством Христовым и Новым годом всех Вас!

Божией милостью смиренный

Архиепископ Донецкий и Мариупольский,
Управляющий Горловской Епархией.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
г. Донецк, 2001-2002 гг.