Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, 2005

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ 
Высокопреосвященнейшего ИЛАРИОНА, 
Митрополита Донецкого и Мариупольского, 
Управляющего Горловской епархией, 
благочестивому духовенству, монашествующим и мирянам, боголюбивой пастве Донбасса

Сын Бог и Господь, воплощься от Девы нам явися,
омраченныя просветити, собрати расточенныя:
тем всепетую Богородицу величаем.
(Ирмос 9-й песни воскресного канона Октоиха, 2-й глас)

Дорогие мои и возлюбленные о Господе!

Умолкает шум многомятежной человеческой жизни, и сегодня мы снова слышим радостное ангельское пение: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 14) С этими словами более двух тысяч лет назад перед убогими вифлеемскими пастухами явилось многочисленное воинство небесное, славящее Бога.

Вся вселенная славословит своего Творца, и один лишь человек вследствие своего грехопадения вносит диссонанс в единый хор мироздания, нарушая полноту Вселенской Литургии. Человеку было уготовано царствовать над миром, но он стал рабом своих страстей. Адам был призван Богом соединить небо и землю, миры видимые и невидимые, но стал источником разделения, причиной вселенской катастрофы.

Но «приходит лето Господне благоприятное» (Ис. 61, 2) – является в мир Спаситель – Новый Адам, и с Его пришествием естество ветхого Адама преображается, и, освобождаясь от страстей, становится новым творением.

С рождением Богомладенца Христа всякий человек обретает мир с Богом, «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их…» (2 Кор. 5, 19) Бог становится человеком, чтобы собрать воедино разделенное, подарить уставшему от споров человечеству благодатный мир, сходящий свыше. Для человека мир с Богом наступает только после покаяния, а благодатные изменения в душе могут наступить только с принятием Христа. И те неизреченные дары Божественной Любви, которые некогда утратил первозданный Адам, а с ним и все человечество, обретаются вновь во Христе Иисусе, и мы возвращаемся в потерянное Царство.

Господь воплотился – и мы созерцаем Невидимого.

Господь воплотился – и мир слышит Того, чье Слово не может вместить ни один из миров.

Господь воплотился – и в Таинстве Евхаристии мы осязаем Неосязаемого.

Только заново родившись во Христе, мы возвращаем утраченное Царское достоинство. И это единственный путь, ведущий нас в потерянное Царство – наше небесное Отечество. «Вот торжество, празднуемое нами сегодня, – возвещает святитель Григорий Богослов, – приход Бога к людям для того, чтобы мы возвратились к Нему и, совлекшись ветхого человека, облеклись в нового, и, как умерли в Адаме, так же обрели жизнь во Христе, родились и воскресли вместе с Ним… Чудо не создания, но, скорее, воссоздания. Ибо этот праздник есть мое усовершение, мое возвращение в первоначальное состояние, к первому Адаму… Почитай Рождество, освобождающее тебя от пут зла» (Слово 38, на Рождество).

Минувший год, объявленный на Донбассе Годом Духовности, принес много радости православным христианам нашего края. 25 сентября 2004 года состоялось торжественное открытие Свято-Успенской Святогорской Лавры. Этот праздник, возглавляемый Предстоятелем Украинской Православной Церкви Его Блаженством, Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, праздник, собравший сонм архипастырей и пастырей, тысячи верующих со всех концов Украины и России, воистину стал днем торжества Православия на Донбассе. Были освящены новые типовые храмы, в богоспасаемом Донецком крае по-прежнему продолжает развиваться духовно-просветительская, социальная и благотворительная деятельность.

Но не только добрые новости принес минувший год. Две тысячи лет назад воплотилась Любовь, чтобы искоренить непримиримые партии, народы, расколы, но до сих пор вражда и нетерпимость являются повседневной реальностью нашей жизни. Сегодня все чаще и чаще вспоминаются пророчества Священного Писания и святых отцов о скорбях. Но не стоит забывать, что Вифлеемский Богомладенец принес в мир надежду: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

Рождество Христово стало откровением Троического Божества. Три Ипостаси, находящиеся в ничем не нарушаемом единстве любви, своим примером учат нас подлинному отношению к миру и ко всему, находящемуся в нем. Богоподобная Любовь восходит на крест жертвенности и никогда не ищет своего. Нельзя не вспомнить слова великого подвижника Святой Руси – преподобного Сергия, игумена Радонежского, который заповедовал «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего».

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие во Христе братья и сестры! Милостью Божией мы принадлежим к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. От всего сердца поздравляя всех вас с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа, прежде всего желаю сохранить полученный нами дар единства. Пусть злые семена раздора никогда не найдут себе почву ни в наших сердцах, ни в наших семьях, ни в нашем народе, ни в церковных общинах. Желаю вам от рожденного в Вифлееме Богомладенца всесильной помощи в деле созидания нового человека во Христе, чтобы во времена смуты и нестроений мы могли сказать вместе с апостолом Павлом: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от Любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8,39).

Божией милостью смиренный

Митрополит Донецкий и Мариупольский,
Управляющий Горловской Епархией.
Священноархимандрит Свято-Успенской Святогорской Лавры
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
г. Донецк,2005 г.