Архиерейская хиротония архиепископа Арсения


5 декабря 2005 года в Свято-Успенском соборе Свято-Успенской Святогорской Лавры состоялась Божественная литургия, которую возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении Высокопреосвященнейших митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, архиепископа Вышгородского Павла, Преосвященнейших епископа Алипия, епископа Криворожского и Никопольского Ефрема, епископа Черниговского и Нежинского Амвросия и епископа Васильковского Луки. За Божественной литургией над наместником Свято-Успенской Святогорской Лавры, архимандритом Арсением была совершена архиерейская хиротония. По окончании Божественной литургии состоялось вручение епископу Арсению архиерейского жезла.

Слово архимандрита Арсения (Яковенко), произнесённое 5 декабря 2005 года в Свято-Успенском соборе Cвято-Успенской Святогорской Лавры за вечерним богослужением при наречении во епископа Святогорского

Слово на вручение жезла епископу Святогорскому Арсению (Яковенко)


 Слово архимандрита Арсения (Яковенко) произнесённое 5 декабря 2005 года в Свято-Успенском соборе Cвято-Успенской Святогорской Лавры за вечерним богослужением при наречении во епископа Святогорского

Слово архим. Арсения при наречении. 4 декабря 2005 г.

Ваше Блаженство!
Ваши Преосвященства, всечестные архипастыри Церкви Христовы!

Сегодняшний день с трепетом и волнением я предстою перед Вами накануне дня моей пятидесятницы, ожидая воспринять великую благодать архиерейства от Духа Святаго чрез возложение Ваших святительских рук.

Дерзаю приступить к сему великому таинству не с самонадеяностью, а с сокрушением сердечным, видя свое недостоинство и недостаточество для восприятия сугубой благодати Божией, призывающей меня, неключимого раба, к высокой степени служения архиерейского. Приступить к сему таинству, восприятия которого трепетали и избегали святые отцы, и приняв его с благоговением несли мужи святые, светильники, столпы Церкви Христовой, побуждает меня Господь Своей любовью ко мне грешному и Всеблагий Его Промысл о мне недостойном, оживляя в моем сердце ответную любовь к моему Создателю и Промыслителю, побуждая согласием ответить на сладчайший Его глас, призывающий «аще любиши Мя… паси овцы Моя» (Ин. 21, 16).

Взирая со стыдом на свою нерадивую жизнь поражаюсь долготерпению Божию и преклоняю свой недоумевающий дух под десницу Господню, и повергаю себя в волю Божию — всепремудрую и всесовершенную — памятуя слова Псалмопевца Давида, что «от Господа стопы человеческие исправляются» (Пс. 36, 23).

Оборачиваясь на прожитую жизнь и обозревая ее вижу очами веры знамения Промысла Божия на мне грешном. С момента рождения, с младенческих пелен я был незаслуженно осыпан от Бога многими дарами Его благости.

Жизнью своею я обязан своей матери, которая во время трудных родов готова была пожертвовать своей жизнью, лишь бы я был жив. С младенчества я чувствовал зов Божий в своей душе, который еще при появлении моем на свет устами врача, сказавшего «поп родился», знаменовал мое будущее служение Церкви.

Я благодарен своим родителям, которые, воспитывая меня, преподавали мне уроки нравственности не только на словах, но и на примерах своей труженической жизни. Я не имел счастья часто бывать в храме Божием с младенчества, т.к. вырос в селе, где церковь была закрыта и взорвана еще в 1931 году; но я видел примеры христианского благочестия среди своих односельчан, которые, несмотря на атеистическую агитацию, были истинными исповедниками Христовыми. Видя и зная о высылках на каторгу, имея примеры расстрелянных наших сельских священников — о.Василия, о.Никиты, о.Тихона, погибшего на каторге в Карелии протодиакона Алексия Мазиева — слыша угрозы о лишении родительских прав за религиозное воспитание детей они собирались для пения псалмов, акафистов, чтения канонов, псалтыри над умершими в сельских домах, находя среди многотрудной сельской жизни время для молитвенного общения с Богом. Навсегда в моей памяти останутся стопки тетрадей, в которых печатными буквами, имея два класса образования церковно-приходской школы, переписывала молитвы, Евангелие, акафисты моя бабушка, которые читала затем долгими зимними вечерами в уединении.

Неизгладимые впечатления в детской душе оставили рассказы о святыне пещерных Щатрищегорском и Дивногорском монастырях,расположенных недалеко от села, в пещерные храмы которых в нарочитые дни часто ходили или ездили односельчане, относясь к ним с сугубым благоговением. Еще мальчиком меня тянуло в эти пещеры на меловых кручах — свидетелей подвигов многих поколений монашествующих, посещая которые я впервые ощутил сладостное чувство молитвы и действие призывающей благодати Божией.

Рассказы бабушки о хождении пешком в Киево-Печерскую Лавру, Почаев и о находящихся там святынях, имея в роду своем ходивших в Иерусалим, я с восторгом слушал и о получении благодатного огня, и о нетленных мощах, и о стопочке Божией Матери, как о чем-то желанном, близком, дорогом.

Посещение в пятом классе со своим отцом соборов Московского Кремля, а через год посещение тогда еще отнятой у Церкви святыни — пещер Киево-Печерской Лавры — и благодать этих святых мест еще более утвердила во мне мечту посвятить жизнь свою служению Богу и Церкви.

Поступив по окончании школы в сельскохозяйственный институт города Воронежа, я наконец получил возможность часто посещать службы церковные, к которым, как к чистым источникам живой воды, стремилась моя жаждущая душа. Не оставлял Господь Своей милостью меня и во время службы в армии, которую я проходил недалеко от древнего города Гороховца Владимирской епархии, и где я встретился с ныне уже в Бозе почившим старцем протоиереем Вениамином — настоятелем никогда незакрывавшегося древнего храма Казанской иконы Божией Матери. Сам вид сего старца, прошедшего многолетнее горнило сталинских гонений и лагерей, внушал благоговение и заставлял прислушиваться к его советам. В то время, когда простому сельскому хлопцу самому по себе трудно было решиться исполнить на деле свои мечты о служении Церкви, о.Вениамин своим благодатным словом вывел меня на путь жизни церковной, сказав в ответ на мои дальнейшие жизненные планы, что их «ради Церкви бросить можно».

После окончания службы в армии я был принят псаломщиком в Покровский собор города Воронежа, где состоялась моя первая встреча и знакомство с человеком, которому я многим обязан в своей жизни, имевшего живой опыт общения с известными старцами-духовниками и плоды деятельной монашеской жизни, основание которой было положено в стенах Лавры преподобного Сергия. Этим человеком был ныне здесь присутствующий епископ Алипий, тогда еще архимандрит, настоятель Покровского собора. Из общения с ним я впервые задумался о монашестве и, хотя я не совсем еще проникся пониманием и стремлением к жизни монашеской, но в глубине души я почувствовал, что это то, чего моя душа искала, и к чему Господь вел меня через любовь к пещерам древних монастырей и к рассказам о паломничестве в древние обители.

Тогда же в келии о. Алипия я впервые познакомился с удивительным человеком — схиархимандритом Серафимом, служившим вс.  Ожога Воронежско-Липецкой епархии, подтвердившего своим благословением совет Владыки Алипия на поступление в духовные школы Троице-Сергиевой Лавры. Жизнь в семинарии, в стенах «Великой келии преподобного Сергия», наставление преподавателей, общение с лаврской братией, участие в торжественных службах, слушание известных проповедников, прекрасных хоров, молитвенная тишина древнего Троицкого собора, святыня мощей великого Аввы Сергия, примеры веры и благочестия, история Русского Православия, застывшая в храмах и стенах Лавры — все это возымело на душу огромное впечатление и способствовало твердой решимости в избрании монашеского образа жизни.

Дальнейшее окончание семинарии и последующее за ним пострижение и рукоположение во иеромонахи, назначение на приходское служение в храме святых апостолов Петра и Павла в г. Красный Лиман дало прекрасную возможность познания глубин приходской жизни и обогатиться общением с паствой, которую не только можно было поучать по долгу пастыря, но и многому учиться у них, как у людей,которые пережили тяжелый период гонений, сохранив верность Церкви и чистоту святого Православия. Многие из них, бывши духовно руководимы старцами, своей ревностью и живым примером благочестия могли безмолвно назидать меня, молодого пастыря.

Приняв как волю Божию перевод с приходского служения в число братии тогда только что открывшейся Святогорской обители, насчитывающей всего восемь насельников, и оглядываясь на отрезок жизни, проведенный в этом святом месте, не кривя душой осознаешь присутствие благодати Божией, которая отразилась в названии Святые Горы, помогающей нести труды по устроению святой обители в нелегкий начальный период становления монастыря. Огромную роль во внутреннем устроении обители и духовном настроении братии сыграли советы Владыки Алипия и старца схиархимандрита Серафима, дни общения с которым, до самой его кончины, были поистине наградой от Бога в наше скудное духоносными старцами время. Память хранит как драгоценные жемчужины слова его советов, а пример его отношения к учению Церкви,к храму, святыням, хозяйственной деятельности во многом нашел продолжение в жизни Святогорской Лавры.

Я благодарен Богу за то, что Он сподобил меня послужить возрождению столь великой святыни, быть орудием Промысла Божия в деле возобновления и устроения нашей обители, предсказанного за многие десятилетия святогорскими старцами и участвовать в торжествах присвоения монастырю титула Лавры, которое совершилось благодаря во многом отеческой заботе, хлопотам и трудам правящего архипастыря Владыки Илариона, которого я искренне и глубоко уважаю за его неутомимость, самоотверженный труд, понимание, которое я всегда встречал как наместник при решении вопросов в деле управления святой обителью, за доверие ко мне грешному и за чистосердечное отношение не только к моему недостоинству, но и к братиям-насельникам.

Рассматривая как верующий человек и священник свой жизненный путь во всем усматриваю водительство крепкой и любящей десницы Господней, преводящей меня из одного места в другое, поставляющей на моем пути те или иные события и обстоятельства, способствующие моему укреплению в делах веры, окружающей меня людьми духовными, общение с которыми несказанно способствовало духовному обогащению, я глубиной своего сердца осознаю актуальность слов Христовых: «Не вы Мене избрали, а Я избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15, 16). Стоя пред вратами Божественного милосердия и готовясь вступить в чреду продолжателей дела апостольского слышу глубиной веры со страниц Священного Писания голос Христов: «Не бойся… ибо Я с тобою» (Иер. 1,  7-8).

Я благодарен Вам, Ваше Блаженство, всечестные архипастыри, за доверие ко мне грешному в деле избрания моего, как будущего епископа Церкви Христовой, за труд, который Вы понесли, путешествуя в нашу обитель. Мне дорого то, что Вы решили совершить хиротонию под сводами сего Успенского собора в стенах Святогорской Лавры, в которые при восстановлении вложены душа моя и сердце. Я искренне признателен, что при этом таинстве будут участвовать близкие моему сердцу архиереи, которым я многим обязан. Я осознаю, что это великая честь не только для меня, но и награда святой обители,благодаря чести которой наместник в ней поставляется в сане епископа.

Я утешаюсь от мысли, что вместе со мной переживает и волнуется единодушная братия, вместе с которой Господь судил мне нести труды по возрождению Святых Гор. Множество дорогих и близких мне по духу людей наполняют сегодня церковь, и душой своею я чувствую единство духа и их молитвенное участие в этот трепетный для моей души момент. И это для меня является еще одним из примеров незаслуженной мною милости Божией. Осознание этого еще более побуждает с величайшей ответственностью уготовлять себя к принятию великого дара благодати и переживать «чтобы благодать Божия не тщетно была принята мною» (2 Кор. 6, 1).

Я повергаю ныне себя к Вашим святительским стопам, прося молитвенной поддержки моей скудости и недостаточеству, да восполнится она благодатию Божиею «всегда немощная врачующею и оскудевающая восполняющею», чтобы вооружившись силою Божиею совершать служение по слову апостола:«Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28).

Испрашивая Вашего благословения на предстоящий подвиг прошу не оставлять меня в Ваших молитвах как будущего наименьшего собрата, решившегося восприять на себе иго архипастырского служения, со смирением принимая высокую честь епископства, на которую я ныне призываюсь Духом Святым чрез избрание Вашего Блаженства и собора архиереев, и которое приемлю и нимало вопреки глаголю. Аминь.

4 декабря 2005 года


Слово на вручение жезла епископу Святогорскому Арсению (Яковенко)

Вручение жезла епископу Святогорскому Арсению (Яковенко). 5 декабря 2005 г.Преосвященный епископ Арсений, возлюбленный во Христе брат!

По воле Божией, благой и совершенной, направляющей каждого человека к вечному спасению, ты сегодня получил благодать святительского служения. Отныне ты призываешься быть епископом Церкви Христовой, которую он стяжал своей Пречистой Кровью (Деян. 20, 28). С этого момента тебе надлежит всей жизнью являть в себе образ «Первосвященника Великого, прошедшего небеса» (Евр. 4, 14), приступать «с дерзновением к престолу благодати» (Евр. 4,  16), служить Богу «в праведности и святости» (Еф. 4, 24).

Труден путь служителя Божия, ибо, кроме обычной внутренней борьбы с искушениями, что свойственно всякому христианину, он должен особым образом «немощи немощных носить, а не себе угождать» (Рим. 15, 1), как об этом свидетельствует великий Апостол языков: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 29). Осмысляя высоту и трудность архиерейского служения, у каждого, кто в начале этого пути, невольно из глубины души вырываются слова пророка Моисея: «Господи! пошли другого» (Быт. 4, 13). Но мы, возрожденные от воды и духа (Ин. 3, 5), опытно знаем, что всесильная благодать Божия немощная врачует и оскудевающая восполняет, а сила Божия посылается человеку тогда, когда он начинает осознавать свои немощи: «Когда я немощен, — говорит святой Павел, — тогда силен» (2 Кор. 12, 9-10).

Согласно православного вероучения, епископ — продолжатель и приемник апостольского служения в Церкви, основанной Пастыреначальником как богочеловеческий организм, как живой, благодатный, таинственный союз людей с Богом и друг с другом во Христе. «Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены; (Рим. 12, 5). Вместе с тем, Господу было угодно, не нарушая внутреннего единства Святой Церкви, выделить в ней по Своему избранию особых людей для несения различных служений, среди которых исключительное место занимает епископство. Епископ — возвеститель и учитель Евангелия, он раздаятель всем чадам церковным дарованной Богом благодати. Поэтому богоносный учитель древней Церкви священномученик Игнатий, епископ Антиохийский учит, обращаясь к мирянам и клиру: «ничего не делайте без епископа… не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе» (Послание к Магнезийцам, 7).

Епископ — не только совершитель церковных таинств и богослужений. Он — пастырь и учитель, наставник и отец вверенных ему людей Божиих. У архипастыря нет права на беспечность, он должен постоянно бодрствовать. «Внимайте себе и всему стаду , в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа…» — сказано в Деяниях апостолов (Деян. 20, 28). Это значит, что, «внимая себе», то есть наблюдая за собой, за устроением своего сердца и ума, архипастырь должен непрестанно заботиться о целости и духовном устроении своего словесного стада, надзирая «не принужденно, но охотно и богоугодно , не для… корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 2-3), чтобы быть «образцом для верных в слове, житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте», как пишет об этом своему ученику Тимофею Апостол Павел (1 Тим. 4, 12).

На протяжении десяти лет ты несешь послушание наместника Свято-Успенской Святогорской обители, которая милостью Божией и усердием братии и благотворителей возрождается. Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 9 марта 2004 года монастырю дан статус Лавры, что свидетельствует не только о той роли, которую играла обитель в прошлые века, но и о тех высоких задачах, которые возлагает на обитель вся полнота нашей Церкви. Лавра… не просто большой монастырь, а образец для других монастырей. Таковыми были и есть Киево-Печерская, Почаевская, Троице-Сергиева и Александро-Невская Лавры. Надеемся и верим, что Святогорская Лавра будет достойным продолжателем этих славных традиций и для всей южной окраины нашего Отечества станет духовным центром, местом молитвенного подвига и христианского просвещения. От тебя, как наместника, а ныне епископа зависит очень многое. В своем делании будь мудр, добросердечен и доступен, вспоминая слова святителя Василия Великого, что «предстоятель слова должен все делать и говорить с осмотрительностью и по многом испытании… и засвидетельствовании даже тех, которые ему вверены… он не должен быть пристрастен к славе человеческой и привязан к чести, превышающей меру, но обязан исправлять тех, которые оказывают ему такую честь». Это идеал служителя Алтаря Господня, который ты должен всегда иметь перед собой и, к которому призываю тебя стремиться всю свою жизнь.

До последнего издыхания будь верен обетам, засвидетельствованным тобой сегодня перед нами — епископами, духовенством и народом Божиим.

А теперь с благоговением и страхом Божьим, прими архиерейский жезл, символ твоего пастырства, мудрости и силы, с пожеланием, чтобы благословение Небесное споспешествовало тебе в архипастырских трудах, и призови благодать Господню на предстоящих и ожидающих твоего первого архиерейского благословения.

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир