12 июля — праздник апостолов Петра и Павла

аудио

Для Святых Гор святые первоверховные апостолы Пётр и Павел — Небесные покровители и сугубые молитвенники. Когда-то в Святогорской обители был храм в их честь, а также в день памяти апостолов здесь прошли торжества прославления преподобных святогорцев. Накануне дня их памяти предлагаем восстановить в памяти житие святых апостолов.

Проповедь архиепископа Арсения в день памяти свв. апп. Петра и Павла. 12 июля 2012 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшний день, братья и сестры, Святая Православная Церковь величает проповедников слова Божия. Сегодня она величает святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые, пленившись любовью к Богу и любовью к ближнему, понесли слово Христово в мир и распространили Церковь Христову даже до пределов вселенной.

Мы, братья и сестры, вспоминая сегодня память всех великих проповедников и апостолов Христовых, вспоминаем и их житие. Мы вспоминаем их любовь к Богу и ответную любовь Бога к ним.

Святой Пётр (Симон)

Апостол Пётр. Простец, с открытым сердцем, с чистой душой бесхитростной, который, как говорит Священное Писание, ходил в правде Божией, пред лицем Божиим и в заповедях Господних, то есть жил праведной жизнью как верующий человек. Он не был богословом, он не был премудрым учёным, он даже не был человеком знатным, сильным мира сего — он был простым рыбаком, семейным человеком. Как из Священного Писания следует, у него был престарелый отец Иона, у него была тёща, которую Господь, любя Петра, придя в их бедную рыбацкую хижину, исцелил от горячки (об этом упоминает Священное Писание). У него была супруга, сын и дочь, двое детей. Занимался он нехитрым ремеслом ― рыбацким делом, добывая пропитание своей семье. Но при этом он не забывал Бога, старался жить по Его святым заповедям, храня их не только внешне, как бы показательно для кого-либо, а для Бога и для спасения своей собственной души.

У него был старший брат, впоследствии апостол Андрей Первозванный, названный Церковью так за то, что первым был призван Христом на служение апостольское. Старший брат Андрей — он был девственником, человеком целомудренным и был учеником Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. И вот когда Господь Иисус Христос явился миру и об этом свидетельствовал Предтеча и Креститель Господень Иоанн, то апостол Андрей, старший брат Петра, пришёл к нему и сказал: «Я нашёл Мессию». Апостол Пётр, душа у которого была жива слышать что-либо о Боге, о спасении, о вечности, поспешил увидеть Христа. И, увидевши Его, так пленился и словом Его, и проповедью Его, и лицезрением сладким сладчайшего из Сынов человеческих, Христа Спасителя, Сына Божия, что остался навсегда при Нём апостолом.

Господь, видя бесхитростность его души, любил особо Петра. И недаром Церковь его называла «Устами святых апостолов». Он был простец. И часто он то, что думал, как ребёнок, тут же говорил, не мудрствуя хитростно и лукаво. И когда Господь спрашивал апостолов: «За кого почитают Меня люди?» (Мк. 8:27), одни говорили: «За Иоанна Предтечу», другие ― «За пророка Илию, явившегося в мире». Третий говорил: «За пророка Иеремию или за других пророков». ― «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16:15). И апостол Пётр, как говорят, от избытка чувств уста глаголют, от избытка любви ко Христу, от избытка веры своей сердечной: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). На это Господь сказал: Не плоть и кровь, — не разум то есть, не мудрость человеческая — открыли тебе это, Петре, а Отец Небесный открыл. И скажу тебе, что ты — Пётр, — то есть камень, — и на сим камени созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей. И дам тебе ключи Царствия Христова. То, что свяжешь на земле, будет связано и на небе, то, что разрешишь на земле, то будет разрешено и на небе (см. Мф. 16:17‒19).

Обетование Христово: бесценный дар Петру и остальным ученикам

Такую власть дал Господь апостолу Петру за его ревность, за его любовь, за его веру пламенную. Эту же власть дал и другим апостолам, ученикам своим, друзьям апостола Петра, единомышленникам апостола Петра. Эта власть перешла и дальше ― на мужей апостольских, на епископов, на священников, на иереев Божиих. По сегодняшний день мы те слова, которые обращены были к Петру, имеем в Церкви Христовой. И на исповеди, исповедуя свои грехи, мы принимаем разрешительную молитву, которую священник читает над нами по благодати священства, по благодати Святого Духа, который почивает на нём.

И мы чувствуем, братья и сестры, когда читаются разрешительные молитвы и персты благословляющей десницы священника касаются нашей склонённой головы над Евангелием и над Крестом — символами присутствия на Таинстве Христа Спасителя — мы чувствуем, как будто с нас тяжкое бремя упало, как будто камень с души свалился. Потому что не ложно обетование Христово: Что свяжете на земли, будет связано на небеси, а что разрешите на земли, будет разрешено на небеси (см. Мф. 16:19). И каждый из нас, чистосердечно приходя на исповедь, чувствовал это обетование Христово, исполняющееся доднесь на Святой Матери нашей Церкви в Таинстве Исповеди. А впервые это было обещано к апостолу Петру и его собратьям апостолам.

Примеры ревности по Господу апостола Петра

Мы неоднократно встречаем, братья и сестры, примеры этой ревности апостола Петра. Помните, как апостол Пётр говорил Христу, когда увидел Его ходящим по водам: Господи, разреши мне пойти к Тебе! И когда он вступил на воду, в восторге, но ещё не имея крепости веры, потому что ещё не было сошествия Святого Духа на апостолов, вера ещё не настолько была утверждена, но он по ревности и по вере слова Христова вступил на воду, то по маловерию стал утопать и воскликнул: Спаси мя, Господи, утопаю! И тогда Господь простёр свою руку: Что усомнился, маловере? ― и поставил вновь его на воду, и спас его от потопления, и укрепил в нём веру (см. Мф. 14:25-31).

Это апостол Пётр в своё время по ревности говорил: Господи, если все от Тебя отрекутся, я никогда от Тебя не отрекусь! (см. Иоан. 13:37). За эту самонадеянность Господь попустил ему впасть в троекратное отречение, но, любя его, восстановил троекратным вопрошением: «Петре, любиши ли Мя?» (Ин. 21:16) в апостольском достоинстве.

А особая любовь к Петру проявилась в том, что он, как говорит Священное Писание, по Воскресении Своем явился сначала Симону-Петру, а затем ученикам Своим. Это апостол Пётр, услышавши о Воскресении Христовом, поспешил вместе с Иоанном Богословом на Его гроб, когда пришли и сказали, что Христос Воскрес. Иоанн Богослов был юноша, молодой человек. Апостол Пётр был уже человеком пожилым, утруждённым возрастом. И вот первый ученик, Иоанн Богослов, скорее прибежал на гроб. Искренне любящий Христа ученик, который был и до креста, и до распятия, и погребения с Ним, он прибежал на гроб первым. Но ревность апостола Петра и здесь проявилась. Иоанн прибежал на гроб, но не дерзнул войти во гроб, а Пётр влетел буквально во гроб и увидел пелены лежащие, сударь особо свит на особом месте, и ушли, в себе дивяся бывшему (см. Иоан. 20:2-10; Лк. 24:12).

Вы подумайте, ведь он спешил увидеть Воскресение Христово ― это после того, как трижды отрёкся от Него, и ещё трижды Христос вопрошал его: «Любишь ли Мя, Петре?» Покаяние у него было такое, что он спешил Его живым увидеть, поклониться Ему и спросить у Него прощения. Покаяние за троекратное отречение было таковым, как говорит Церковное Писание, что всю жизнь апостол Пётр, услышав пение петуха, всегда рыдал, вспоминая своё отречение от своего Спасителя. А плач покаянный его был такой, что на его щеках даже образовались длинные язвы от постоянного потока слёзного, когда солёные слёзы разъели даже кожу, такой плач. И глаза всегда у него были воспалённые и красные от слёз и плача о грехах своих.

Вот такой был апостол Пётр, братья и сестры. И недаром Господь его восстановил в апостольском достоинстве троекратным вопрошением. Да и говорил Марии Магдалине и женам, когда явился им по Воскресении: «Скажите ученикам Моим и Петрови», особо упоминая Петра, зная его простоту, зная его детскость. Помните, как он даже, когда пришли в сад Гефсиманский, чтобы схватить, ― стража, и архиерей, и Иуда предатель, когда пришли, чтобы схватить Его на распятие, — апостол Пётр, невзирая ни на что, он так уже любил Христа, что выхватил нож и ударил архиереева раба Малха, урезавши ему ухо. Да не по жестокости он сделал это, а потому, что как человек старался защитить Бога, ставши между Ним и безумствующей толпою. Защитить. Не смотрел, не боялся, что его убьют, что его отлучат от синагоги, что его будут презирать евреи, как последователя Христова. Он встал, и ревность его действовала через него, когда он защищал Христа. Это Господь показал Свою любовь здесь и Петру, когда взял и исцелил этого раба, исцеливши тут же ухо. Он исцелил, потому что Бог есть Любовь. И Он этого раба любил, который пришёл за Ним, чтобы брать Его на мучения.

Но Он и Петра любил, потому что понимал, что за таковое его действо ведь Петру может последовать тоже какое-то наказание и избиение. Он и Петра пожалел, исцеляя раба Малха во время, когда Его схватили в Гефсиманском саду. Сколько любви Господь являл по отношению к апостолу Петру, показывая, что он один из любимых Его учеников! Ведь вместе с Ним, со Христом Спасителем, апостол Пётр, Иоанн Богослов, любимейший ученик Христов, и Иаков апостол вместе были в Гефсиманском саду на молитве, вместе были на горе Фаворе. И здесь ревность апостола Петра ко Христу проявлялась, когда он насладился этим видением Преображённого Христа. Он говорит: «Господи, да останемся здесь на всю жизнь, построим три кущи: одну Тебе, другую Моисею, третью Илии и будем здесь, на горе, так нам хорошо здесь». «Хорошо нам здесь быть», ― говорил апостол Пётр (см. Мк. 9:2-5). Он как дитя был ― открытое сердцем, чистое сердцем, ревностно любящим Бога.

Простой рыбак, уловивший вселенную

И мы сегодня вспоминаем, братья и сестры, не только его жизнь, не только его ревность во дни земной жизни Христа Спасителя. По Вознесении Христа на небо апостол Пётр первый проповедовал по сошествии Святого Духа. Простой рыбак вышел из Сионской горницы и проповедью своею три тысячи человек обратил ко Христу. Простой рыбак! Потому что слово его от сердца шло, а не от разума. А когда он исцелил расслабленного, когда он исцелил хромого, который сидел у храма и просил милостыню, и апостол Пётр сказал ему, что «денег не имеем, а что имею, то и дам тебе: силою Иисуса Христа ― встань и ходи», и взял его за руку (см. Деян. 3:1-7). Как всегда его действия были такие порывистые, ревностные ― взял и восставил.

Пять тысяч человек через это чудо приобрёл он к Церкви Христовой в тот день. Его вера и целительная сила по вере были таковы, что когда он шёл в храм Иерусалимский, больных полагали по пути его, на его дороге, чтобы хотя бы тень апостола Петра коснулась их. Потому что даже тень апостола Петра их исцеляла. Такая сила веры была, такая сила любви к Богу и к ближним была у апостола Петра! Это она его подвигнула потом пойти по всем странам и закончить жизнь свою мученически в Риме. И здесь он показал покаяние своё и любовь к Богу, ко Христу Спасителю. Когда его осудили на распятие, на страшную мучительную казнь, он сказал: «Я не достоин быть распят, как мой Учитель, как мой Бог Спаситель Иисус Христос. Распните меня вниз головою, то есть стремглав, чтобы голова моя была у подножия креста, где были когда-то ноги моего Искупителя прибиты ко кресту».

И его распяли вниз головой, и так мученически он предал свой дух Богу. И поныне мощи его почивают в соборе святого Петра в Риме. Когда-то этот собор был православным, но с ХI века, когда католики отшатнулись от Вселенской Церкви, от Православия, составивши первую секту в 1054 году и отшатнувшись от Вселенского Христова Единого наследия Церкви Христовой, этот собор стал католическим. И поныне под престолом того храма лежат мощи великого ученика, ревностного последователя, великого по любви к Богу и ближнему апостола Петра. Ведь любовь его была такова, что он творил многие великие чудеса. Даже мёртвых воскрешал по слову Христову: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14:12). И он сподобился воскрешать умершую Тавифу, призывая имя Христово, и зная, что нет ничего невозможного человеку верующему.

Святой Павел (Савл)

Апостол Павел. Его Церковь тоже сегодня почитает, и почитает как первоверховного. Как странно, братья и сестры: мы только видели житие апостола Петра, который с первых дней был со Христом, и беды, и тяготы, и гонения претерпел при жизни Христовой. Апостол Павел не был при жизни Христа Его земным учеником здесь, на земле. Он сподобился быть Его учеником уже по Вознесении Христовом.

Апостол Павел был из богатой и знатной семьи. Родители его были знатные и граждане Рима, это впоследствии они переселились в Тарс Ликийский, но сохранивши при этом звание римских граждан, которое было в Римской империи почётным, и которое, соответственно, давало привилегии.

Он был богословом учёным, потому что в своё время вместе со своим сродником, будущим апостолом первомучеником Стефаном он учился у известного учителя Гамалиила. Был такой учитель, богослов и философ у храма Иерусалимского в самом Иерусалиме, у которого учениками и были апостол Павел будущий, и апостол первомученик архидиакон Стефан, и апостол Варнава, также он был и сродником, и другом апостола Павла и учеником Гамалиила, а впоследствии — учеником Христовым. Но апостол Павел тоже имел любовь к Богу, любовь к Ветхозаветной Церкви и ревность к Богу. И ревность его вылилась в обратном. Он не был последователем Христовым по жизни, мало того, когда христианство начало распространяться, то апостол Павел всячески гнал христиан, ревнуя о Ветхозаветной религии и о Ветхозаветной Церкви. Даже испрашивал грамоты у архиереев для того, чтобы не только в Иерусалиме брать верующих во Христа и сажать их в темницы, но и в других городах.

Из гонителя в апостолы

Мало того, когда побивали камнями за проповедь Христова Стефана, сродника Павлова, то апостол Павел, тогда Савл по имени, стоял и одобрял побиение, держа одежды побивающих камнями. Об этом событии он потом с покаянием вспоминает. Он надсмехался над своим другом, апостолом Варнавой, что тот принял Христа как Мессию. И вот, всячески злобствуя на Церковь (по ревности опять же к Богу, и, думая, что он какую-то секту преследует или разрушающих веру в Бога людей), он на пути в Дамаск, куда ехал со стражей, для того чтобы брать верующих и сажать в темницы, вдруг услышал осиянный светом Небесной Славы голос с неба: «Савле, Савле! почто Мя гониши? Трудно тебе противу рожна прати» (См. Деян. 26:14). И он, ослеплённый Светом Небесным, поражённый этим голосом, и стража, поражённая, слыша эти слова, стояли, и он спросил: «Кто еси, Господи?» ― «Я Иисус Христос, Которого ты гонишь» (Деян. 26:15).

И Господь, видя ревность, которая не от злобы исходила, не от злого сердца, а от ревностного сердца по отношению к вере, к Церкви, к верующим, видя, что ревность эта неправильное направление получила, Господь его остановил. Направил его в Дамаск, сказал, чтобы он нашёл там апостола Ананию, чтобы принял крещение, и сказал ему, что «ты будешь избранным сосудом Моим». И апостолу Анании сказал эти слова Господь. И ослепший апостол, тогда ещё Савл, будущий апостол Павел, пришёл в Дамаск. Он нашёл Ананию в доме богатом, где он остановился как человек знатный и почётный.

И Анания, проповедуя ему о Христе, говоря, что он есть истинный Мессия, явил ему милость Божию: в крещении он исцелился не только от слепоты телесной, которое получил при возложении рук апостола Анании на него, но и от слепоты духовной в купели крещения он исцелился, ставши ревностным проповедником Христовой веры. Он пошёл по синагогам города Дамаска, везде проповедуя о Христе, да так, что те, кто ждали его, что он будет ревновать о Ветхозаветной Церкви и синагоге, были поражены его проповедью, а ненависть их к нему воспылала так, что они стерегли у ворот города Дамаска, стараясь его убить, чтобы он не вышел незамеченным из ворот. И ученики Христовы, последователи Христовы, узнавши об этом, тайно спустили его с городской стены в корзине, чтобы он мог бежать от убийства, от преследования.

«Где только слово апостола Павла ни звучало, громогласно проповедуя веру во истинность пришествия Христова, Мессии и Спасителя мира!»

Почему же Церковь называет его «первоверховным» и ставит наряду с апостолом Петром даже в числе 12 учеников Христовых? Да потому, что ревность апостола Павла потом выразилась в том, что он прошёл многие государства и города, проповедуя слово Христово: и во Франции, и в Испании, и в Италии, и в Малой Азии, и в Греции, и на островах Средиземноморья, и в Иерусалиме ― и где только слово апостола Павла ни звучало, громогласно проповедуя веру во истинность пришествия Христова, Мессии и Спасителя мира! Его сажали в темницы, его били камнями, как мёртвого выбрасывали из города за эту проповедь, его палками побивали троекратно до полусмерти. Терпел кораблекрушения, день и ночь, как он был, говорит, в пучине морской находился, на обломках корабля.

Ничто это не повлияло, чтобы он опять шёл на проповедь. При этом он шёл, проповедовал, показывая примеры своей добродетели. Человек знатный и богатый, он своими руками ткал палатки и этим зарабатывал на пропитание. Это впоследствии головотяжи ― платки, которыми он обвязывал себе лоб, чтобы пот не заливал глаза во время труда, эти платки потом верующие брали и передавали друг другу, и от них бывали исцеления. Это не вожди советские и коммунистические сказали: «Кто не работает, тот не ест», это апостол Павел сказал: «Трудящийся да ест». Это его слова, которые они потом перефразировали, взяли себе на вооружение. Но только не они их придумали, а апостол Павел сказал, давая пример своей труженической жизни самоотверженной, когда он с любовью к Богу, с любовью к людям пошёл по всему миру.

А мы, слушая Послание апостола Павла, читаем и к Евреям, и к Фессалоникийцам, и к Коринфянам… И к кому только нет, братья и сестры, посланий апостола Павла, которые он пишет по отношению к разным Церквям, учреждённым им и в Малой Азии, и в других странах, наставляя, назидая их даже на расстоянии, переживая за них. И их скорбь, их боль, их нестроения всегда отражались в его сердце. Он всегда писал, что нужно исправить, как нужно понимать то или иное, как правильно себя вести. Говорил и о нравственности, и о догматах, и об уставах Церкви, наставляя кого словом, кого Писанием.

Златоуст среди апостолов

Самое большое количество писаний апостола Павла сохранилось, свидетельствующее о его ревности. И вот за его ревность, за его воплощённую в этой проповеднической труженической жизни искреннюю любовь к Богу Церковь и назвала его «первоверховным» и поставила наряду и Петра, и Павла. Как пример Божьего милосердия, как пример благодати Божией, которая и в простецах-рыбаках разливается, которая и в учёных философах и богословах действует. Церковь показала их жизнь труженическую самоотверженную. Церковь на примере их показала любовь к Богу и ближнему, Церковь показала и пример их твёрдой веры, которая до мученической кончины простиралась.

Ведь апостолу Павлу в тот же самый день, что и апостолу Петру, отсекли мечом главу за его проповедь, за то, что он даже приближённых к императору Нерону обратил в Православие и в христианство. За то, что даже наложниц императорских он обратил к целомудренной девственной жизни, и они стали гнушаться блудом и развратом, которые тогда существовали при дворцах императоров и знати утопающего в роскоши Рима. Он умел силой своего слова наставлять на целомудренную жизнь, потому что сам был девственником и человеком целомудренным. Это он говорил: «Женившийся поступает хорошо, а не женившийся ― лучше». Это он говорил, что «женившийся думает, как угодить и жене, а не женившийся о том, как угодить Богови».

Этими словами он показал, братья и сестры, что может в Церкви существовать и супружество честное (и апостол Пётр показал таковое), но может существовать и высокое служение Богу в девственности, в целомудрии, что есть монашество и жизнь ради Бога на примере своей деятельной жизни, на примере своего жития. Он показал, братья и сестры, направление тем христианам, которые ищут монашества, ищут особого себя посвящения Богу, ищут особой высоты служения.

И мы видим, братья и сестры, в сих апостолах ― и в Петре, и в Павле пример добродетелей, пример веры, пример ревности, пример благочестия, пример искренности и истинности. За ложь никто не пойдёт под меч. За ложь никто не будет распинаться вниз головою. Как скажу: за ложь никто не пойдёт на каторгу, как шли последователи этих апостолов даже в нашем Отечестве. За ложь никто не пойдёт на расстрел, как шли наши деды и прадеды в 1920-е, 1930-е, 1940-е, 1950-е годы. За ложь никто не будет терпеть поношений и насмешек, как терпели в 1960-е, 1970-е годы верующие даже в своих семьях, не говоря уже в обществе, не говоря уже о духовенстве, простые верующие насмешки терпели. За ложь никто не будет это терпеть, братья и сестры, а раз у нас есть пример терпения и мученичества в апостолах, в наших сродниках, в наших дедах, прадедах, наших предшественниках, значит, есть Истина, есть Христос, о Котором проповедовали апостолы Пётр и Павел. И мы — наследники их проповеди.

«Нам старец ― Святое Евангелие и учение Христово. Нам духовник ― Апостольские Послания. Откройте их сегодня, братья и сестры, почитайте, что пишет апостол Пётр, что пишет апостол Павел»

Мы сегодня, братья и сестры, стоим с вами в храме, потому что мы ― плоды семян, которые посеяли они на ниве — на ниве своей проповеди, на ниве человечества. Вот эти семена дали ростки, принесли плоды. И каждый из нас ― это плод, плод апостольской деятельности и их сеяния. Мы часто в наше время, братья и сестры, говорим: вот, нет наставников, нет духовников праведных, нет старцев. Нам старец ― Святое Евангелие и учение Христово. Нам духовник ― Апостольские Послания. Откройте их сегодня, братья и сестры, почитайте, что пишет апостол Пётр, что пишет апостол Павел.

Вот вам и наставления духовные, которые, если вы жаждете получить, можете получить, читая сегодня Послание апостола Петра и апостола Павла, читая их жития, как будто с ними самими беседуя. И они с вами будут беседовать в словах Священного Писания, которое оставили для нашей пользы. А Церковь Святая сохранила его на протяжении двух тысяч лет, это Священное Писание, для нашего с вами назидания. Ведь и священники, и духовники, и старцы черпают мудрость и силы от благодатного Священного Писания.

Так кто же нам мешает черпать эти силы? Кто же нам мешает, братья и сестры, поучаться в Законе Господнем? Кто же нам мешает слушать проповедь апостольскую? Скажу прямо: наше нежелание слышать, наша леность и беспечность, наше вот это «авось» ― «все так живут», как говорится. В язычестве тоже было всякое. Но одни язычники смеялись над апостолами, другие язычники их гнали, а третьи, сидя у их ног, слушали их учения и жили по примеру их жизни.

«Какие слова более подходящи, чтобы напитать душу, как не Священное Писание, как не проповедь святых апостолов?»

Так и мы, братья и сестры, грешные люди, хотя и приняли Святое Крещение, тоже будет зависеть от нас: то ли мы будем надсмехаться над верою и над Церковью, то ли мы будем гнать Церковь и веру во Христа, жизнью своей и грехами своими изгоняя Христа из своей жизни своей греховностью, то ли мы сядем у святых икон у себя дома, откроем книгу и будем поучаться, питая душу свою, как питаем своё тело. Ведь не только тело требует пищи — душа наша требует пищи. А какие слова более подходящи, чтобы напитать душу, как не Священное Писание, как не проповедь святых апостолов, как не их слова — тех, которых Христос любил, и которые Христа любили. Ведь эту любовь к Богу они могут и нам передать через назидание. Ведь эту любовь к ближнему они могут и нам передать, читающим их слова. Потому что мы, с ними пообщавшись, что-то доброе от них воспримем. С алкоголиком пообщавшись, тесно и постоянно, мы сами алкоголиками станем. С человеком, наркоманией увлекающимся, если мы будем слушать его и по его учению поступать, сами наркоманами станем. С блудниками блудником станем. А со святыми, дай, Боже, хотя бы не святыми, но праведными и любимыми Богом стать, к которым Господь потом обратит Своё слово: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25:34).

Это ведь слова сказаны не к кому-то, а к нам, братья и сестры, услышьте эти слова! Сам Бог нас к Себе зовёт, как когда-то звал апостолов. Апостол Пётр всё отринул и пошёл за Богом. Апостол Павел, поражённый словами Господними: «Савле, Савле! Почто Мя гониши? Трудно тебе противу рожна прати» (См. Деян. 26:14), и пошёл за Богом.

«Всё, что доброе Господь говорит в заповедях, то здравомыслие человеческое оправдывает»

Что нам мешает пойти за Богом? Наше маловерие. Наше нежелание. Наша беспечность. Так давайте, братья и сестры, слушая жития святых апостолов, видя пример жизни их, и мы не будем отвержены от благодати Божией, и мы не будем отвержены от Самого Христа Спасителя, Который сказал: «Приидите, наследуйте уготованное вам Царство. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим». (Мф. 11:27‒30). Что всуе мятемся? Господь нам покой обещает, говоря нам: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30). Ведь заповеди Господни — они соответствуют здравости ума человеческого. Заповеди Господни — они соответствуют человеку, живущему по совести. Заповеди Господни соответствуют человеку с большой буквы как творению Божию, венцу Его творения, — всё, что доброе Господь говорит в заповедях, то здравомыслие человеческое оправдывает.

Я уже, братья и сестры, говорил это, но повторю ещё раз, потому что паломники у нас меняются: сегодня одни, завтра другие. Я вам, братья и сестры, очень простой-простой урок для каждого преподам, что ведь жить с Богом не трудно, а легко, наоборот, желанно, утешительно, когда задам вам вопрос и выслушаю ответы от вас. Кто лучше, человек смиренный или гордый? Смиренный. Кто лучше, человек целомудренный, чистый или блудник? Чистый, целомудренный. А кто лучше, честный человек и правдивый, или лживый? Честный. А кто лучше, братья и сестры, человек трудящийся или вор? Трудящийся. А кто лучше, братья и сестры, человек добрый, или человек злой? Человек прощающий или человек осуждающий?

«Воистину, поражённый грехом человек ― безумный!»

А ведь всё это заповеди Господни, братья и сестры! И каждый из вас отвечает, насколько они здравомысленны. Ведь всё, что говорит Господь — оно не сверхсложно, оно присуще здравости человеческой. Но почему-то мы блудим, лжём, осуждаем, воруем, гордимся. Ведь так? И после этого мы называем себя «гомо сапиенс» ― «человек разумный»? Воистину, поражённый грехом человек ― безумный! Поэтому постарайтесь, братья и сестры, исповедовать грехи свои. И постарайтесь держаться в здравости. Ведь человек совестливый всегда лучше, чем человек бессовестный. Ведь так же? И мы, братья и сестры, должны жить по совести. Она нам подскажет, как голос Божий внутри нас, как правильно жить.

И дай Боже нам, братья и сестры, пожить правильно, как жили наши деды, как жили наши прадеды. В простоте сердца жили. Часто, как апостол Пётр, он, будучи простым рыбаком, и они, будучи простецами ― рабочими, крестьянами ― жили с Богом просто, но по совести. Примером того — я сельский человек и знаю, что до 1990-х годов у нас в селе не то что сараи и погреба, у нас хаты не закрывали, до 1990-х годов честно жили, друг другу верили. Сейчас, к сожалению, закрывают. Это говорит не о цивилизованности нашего общества, не о высоте демократического сообщества, а о нашей деградации. К сожалению, так, братья и сестры. И трудолюбия было больше, согласитесь. И старшее поколение более трудолюбивое, нежели современное. Потому что, к сожалению, не слушают современные апостола Павла, который говорил: «трудящийся да яст», а смотрят на эти американские фильмы, где лежат на курортах, сидят в ресторанах, курят, пьют, играют в игры ― то ли в азартные, то ли в рулетки, то ли ещё во что-нибудь.

«Сейчас хотят из современного поколения лодырей, тунеядцев, эгоистов создать»

А почему ж в американских фильмах не показывают уборщицу, которая ресторан убирает? Почему в американских фильмах не показывают шахтёра, который уголь добывает? Повара, который готовит в этих ресторанах? Сторожа, который этот ресторан охраняет, врача, который этих здоровых и прекрасных телом, но, к сожалению, не душой, лечит. Почему их не показывают? Почему про них фильмы не создают? Да потому, что сейчас хотят из современного поколения лодырей, тунеядцев, эгоистов создать.

В старину говорили: «Сколько у вас детей будет?» ― «Сколько Бог даст». А сейчас убивают во чреве. Сейчас планируют, в кавычках, свои семьи. Раньше говорили: «Без Бога не до порога, а с Богом хоть за край моря». А сейчас муж с женой не то что венчаные браки не имеет, гражданские браки завели. А какой же он гражданский, если он даже в ЗАГСе не зарегистрированный? Боятся ответственности друг за друга, боятся имущество своё потерять. Бросают детей своих: то отец налево пошёл, то мать налево пошла, оставивши детей общих. Абсолютно ― лишь бы мне было хорошо, а что там дети, что там муж… Пьют водку, запивая пивом, тираня всю семью и таща последнее из семьи ― и опять эгоизм, опять самолюбие…

Свечку в храме поставить ― задушатся: «А-а, попам понесу деньги». А ведь свеча-то за твоих покойных родителей. Зато пачки сигарет куплю, и тут же буду курить ― блоками, тратя на это деньги и пуская их на ветер, отрывая их от семьи, от детей, от своих престарелых родителей, которым бы мог лишней копеечкой помочь, или за умерших свечку поставить. Прокуривши целое состояние часто в жизни своей, ни одной свечи за своих родителей ни при жизни их, ни по смерти не поставит, чтобы Господь их помиловал.

«Вроде мы здравомыслящие, а почему-то поступаем безумно»

Вот так мы живём, к сожалению… И вот слышу ваши ответы. Стоим мы все, и это не подумайте, что я вас обличаю или вам это говорю. Я это и сам себе говорю. Я и сам себя этим наставляю, я тоже человек грешный. И вот вроде мы здравомыслящие, а почему-то поступаем безумно. И вот потому, что, братья и сестры, мы мало обращаемся к Богу, мало молимся, мало читаем житий святых, да и не хотим их узнать особо. Мы будем боевики читать, да. Про уголовщину какие-нибудь фильмы смотреть, ещё что-либо будет. А жития святых ― как-то скучно. Священное Писание ― это для батюшек пускай остаётся, для монахов.

Как часто Бога мы изгоняем из своего быта и через это делаемся безумными. Потому что Господь даёт премудрость, и мы сами себя лишаем этой премудрости, становясь безумными, живя без Бога. Вот сегодня, я скажу прямо, что уныние на всех, ведь так же? Какое-то уныние, тягость. Вот посмотреть послевоенное жительство. На коровах пахали, сами в бороны впрягались. На поле ехали с песнями, с поля ехали с песнями… Но как-то не было уныния такого. Сейчас вроде и дома у всех есть, и одеты, и обуты, и накормлены, голодовки нет, траву не едят, как в 1947 году ― и сусликов, и ёжиков когда ели. Послевоенный голод, многие из вас помнят его, старшее поколение.

Казалось бы, ну всё есть ― и дети в институтах, и внуки учатся. Вроде всё есть, а чего-то нет. Радости какой-то в жизни нет, утешения нет. А почему? Да потому, что истинную радость может дать только источник радости ― Бог. Он ― источник радости, источник всякого утешения. И когда мы себя от этого источника отрываем, то мы остаёмся в унынии, в нестроениях семейных, во вражде друг на друга, в отчаянии, которое доходит до самоубийства ― смысла жизни не видим. Ведь смысл жизни человека ― в последующей жизни. Тогда только жизнь наша имеет смысл, когда за ней следует другая жизнь ― вечная. Тогда и жизнь наша смысл будет иметь.

«Всякое дело, творимое ради Бога — оно творится Самому Богу, и Бог тогда рядом с человеком присутствует»

А если, как говорят атеисты, там пустота, мрак, ничего нет, и от тебя ничего не останется, кроме горсти праха, так нет тогда смысла жизни ― от этого и уныние. Жизнь без Бога даёт уныние, поэтому свяжите жизнь с Богом ― и увидите радость. Многие из вас искренно приходили на исповедь и исповедовались. Вы отходили от исповеди утешены? Да. Была у вас радость, что вы пересилили себя и поисповедовали, вот эту грязь выплеснувши, освободившись от неё, была радость? Вот это прикосновение к Богу. А когда святой водой вас окропляли, была у вас радость? Да потому, что благодать Святого Духа и Бог, Который присутствовал при этом, Он рядом с нами был, поэтому и душа радовалась, как ребёнок: «Ещё брызни, батюшка, ещё брызни!» И это не только летом, когда жарко, но и зимой на Крещение.

Вот когда с Богом ― там везде радостно. А когда доброе дело, которое просто так, не ради корысти, что «ты мне ― я тебе», а вот просто так, ради Бога, ради любви к ближнему, когда вы доброе дело какое-то делали, была радость? Была, потому что Бог был рядом с вами. Помните, как Господь говорил: Болен был и посетисте Мене, в темнице был, и посетисте, голоден был, и накормили, жаждал, и напоили (см. Мф. 25:35-36). Поэтому всякое дело, творимое ради Бога — оно творится Самому Богу, и Бог тогда рядом с человеком присутствует.

«Жизнь с Богом ― она радостна и утешительна. Жизнь во грехе и без Бога ― она мрачна и исполнена уныния и отчаяния»

А когда просили прощения у кого-то, будучи виноваты? Была потом от этого примирения радость? Была, потому что опять же ― Бог был рядом, когда мы мирились. И вот из этих примеров познайте, братья и сестры, что жизнь с Богом ― она радостна и утешительна. Жизнь во грехе и без Бога ― она мрачна и исполнена уныния и отчаяния. Потому-то, братья и сестры, наши деды и прадеды говорили: «Без Бога не до порога, а с Богом хоть за край моря». Вот как с Богом хорошо!

С Богом даже на каторге было хорошо нашим угодникам Божиим, которые там были. Они с каторги приходили, любовью весь мир готовы были обнять. Как игумен Иоанн (Стрельцов): вот его духовные чада, помнящие его при жизни, ещё здесь присутствуют. Ведь я правду говорю, что сколько в батюшке было любви, сколько в нём было радости, сколько в нём желания помочь человеку… А ведь человек 12 лет каторги отбыл! Сколько зла на себе перенёс. Он был с Богом, и ему всё было утешительно, всё радостно. Даже терпеть ради Бога было радостно.

У нас в селе был протодиакон Алексий (Мазиев). Он был сослан на каторгу, на лесоповал. Имея родственников в высоком военном чине в Ленинграде, тогда в советском, в 1930-е годы, родственники начали хлопотать об освобождении отца Алексия с каторги, писать письма. И тогда отец Алексий, узнавши, что хлопочут о его освобождении с каторги, прислал в село к нам письмо такого содержания: «Не смейте мне мешать, я страдаю за Христа». Он обморозил руки и ноги на лесоповале и умер там от гангрены.

«Давайте постараемся жить с Богом. Ведь не напрасно же апостолы Пётр и Павел ходили по всему миру!»

Но подумайте, он, живя с Богом, желал этих страданий! Желал ради Бога страдать. А мы, братья и сестры, хотя бы не из желания страданий, хотя бы из желания жить в утешении, в радости, в чистоте сердечной, в чистоте совести желая жить, мы, братья и сестры, давайте постараемся жить с Богом. Ведь не напрасно же апостолы Пётр и Павел ходили по всему миру! Ведь не напрасно же они, себя не жалея, говорили и говорили народу о Боге. Ни временем не ограничиваясь, ни обстоятельствами, слушали их или не слушали ― всё старались сказать что-то людям. Всё старались хоть кого-то да приобрести для вечности.

Давайте сделаем труд их не напрасным. Вот мы сегодня показали им своё здравомыслие. Дай, Боже, нам показать и жизнь по этому здравомыслию. Жизнь по здравомыслию христианскому, жизнь в Боге, жизнь с Богом. Жизнь, когда святые становятся друзьями, слышащими тебя и жалеющими тебя, и помогающими тебе в твоей земной жизни, и ходатайствующие для тебя блаженную нескончаемую вечность и бытие.

И в сегодняшний день мы просим: «Апостоле Петре и Павле, вы раньше грешных людей любили, простите нас, грешных, разрешите нас от грехов наших, чтобы ваше разрешение было на небесах разрешено. Не связывайте нас грехами нашими, чтобы мы здесь и на небе были, и в вечности связаны греховностью своею, неправдою своею». Просим их сегодня, и они сегодня, как раньше людей грешных любили, так и ныне нас любят. И мы к любви их взываем, просим их молитв, друзей Христовых.

«И мы сегодня, братья и сестры, молимся им, чтобы мы были уловлены в сети их апостольской проповеди, чтобы мы были приобретены ими для Царствия Небесного»

Вот посмотрите на иконостас. Сидит Господь на Престоле, написанный над Царскими вратами: «В великой славе сидя судити миру». Стоят Божия Матерь, Иоанн Предтеча, Ангельские силы изображены, как Архангел Михаил и Гавриил. А за ними, за Архангелами, за Ангелами, стоят апостолы Христовы в лице Петра и Павла, простирая руки ко Христу, держа свитки со своими проповедями, держа ключи от врат вечности, назидая нас своими босыми стопами, которыми прошли по всему миру, проповедуя о Боге.

И мы сегодня, братья и сестры, молимся им, чтобы мы были уловлены в сети их апостольской проповеди, чтобы мы были приобретены ими для Царствия Небесного. Чтобы мы имя христиан носили не напрасно и не впустую. Как Господь говорил: Многие Мне говорят: Господи, Господи, а сердце их далече отстоит от Мене. Всуе (то есть напрасно), чтут Мя те, у которых сердце далече (см. Мф. 7:21-22; Мф. 15:8-9). Примите наше сердечное сокрушение, примите наше сердечное желание, примите наши мысли быть с Богом и быть с вами в вечности, исходатайствуйте эту вечность нам, грешным, и тем, о которых мы молимся и которых мы любим.

И Господь, братья и сестры, верю, сегодня слушает молитвы святых апостолов Петра и Павла. И Господь, принимая их молитвы сегодня, посещает благодатью назидания разума, утешения всех нас, собравшихся в их святой праздник. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в день памяти свв. апп. Петра и Павла. 12 июля 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *