5 декабря 2005 года в Свято-Успенском соборе Свято-Успенской Святогорской Лавры состоялась Божественная литургия, которую возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении Высокопреосвященнейших митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, архиепископа Вышгородского Павла, Преосвященнейших епископа Алипия, епископа Криворожского и Никопольского Ефрема, епископа Черниговского и Нежинского Амвросия и епископа Васильковского Луки. За Божественной литургией над наместником Свято-Успенской Святогорской Лавры, архимандритом Арсением была совершена архиерейская хиротония. По окончании Божественной литургии состоялось вручение епископу Арсению архиерейского жезла.
Слово на вручение жезла епископу Святогорскому Арсению (Яковенко)
Слово архимандрита Арсения (Яковенко) произнесённое 5 декабря 2005 года в Свято-Успенском соборе Cвято-Успенской Святогорской Лавры за вечерним богослужением при наречении во епископа Святогорского
Ваше Блаженство!
Ваши Преосвященства, всечестные архипастыри Церкви Христовы!
Сегодняшний день с трепетом и волнением я предстою перед Вами накануне дня моей пятидесятницы, ожидая воспринять великую благодать архиерейства от Духа Святаго чрез возложение Ваших святительских рук.
Дерзаю приступить к сему великому таинству не с самонадеяностью, а с сокрушением сердечным, видя свое недостоинство и недостаточество для восприятия сугубой благодати Божией, призывающей меня, неключимого раба, к высокой степени служения архиерейского. Приступить к сему таинству, восприятия которого трепетали и избегали святые отцы, и приняв его с благоговением несли мужи святые, светильники, столпы Церкви Христовой, побуждает меня Господь Своей любовью ко мне грешному и Всеблагий Его Промысл о мне недостойном, оживляя в моем сердце ответную любовь к моему Создателю и Промыслителю, побуждая согласием ответить на сладчайший Его глас, призывающий «аще любиши Мя… паси овцы Моя» (Ин. 21, 16).
Взирая со стыдом на свою нерадивую жизнь поражаюсь долготерпению Божию и преклоняю свой недоумевающий дух под десницу Господню, и повергаю себя в волю Божию — всепремудрую и всесовершенную — памятуя слова Псалмопевца Давида, что «от Господа стопы человеческие исправляются» (Пс. 36, 23).
Оборачиваясь на прожитую жизнь и обозревая ее вижу очами веры знамения Промысла Божия на мне грешном. С момента рождения, с младенческих пелен я был незаслуженно осыпан от Бога многими дарами Его благости.
Жизнью своею я обязан своей матери, которая во время трудных родов готова была пожертвовать своей жизнью, лишь бы я был жив. С младенчества я чувствовал зов Божий в своей душе, который еще при появлении моем на свет устами врача, сказавшего «поп родился», знаменовал мое будущее служение Церкви.
Я благодарен своим родителям, которые, воспитывая меня, преподавали мне уроки нравственности не только на словах, но и на примерах своей труженической жизни. Я не имел счастья часто бывать в храме Божием с младенчества, т.к. вырос в селе, где церковь была закрыта и взорвана еще в 1931 году; но я видел примеры христианского благочестия среди своих односельчан, которые, несмотря на атеистическую агитацию, были истинными исповедниками Христовыми. Видя и зная о высылках на каторгу, имея примеры расстрелянных наших сельских священников — о.Василия, о.Никиты, о.Тихона, погибшего на каторге в Карелии протодиакона Алексия Мазиева — слыша угрозы о лишении родительских прав за религиозное воспитание детей они собирались для пения псалмов, акафистов, чтения канонов, псалтыри над умершими в сельских домах, находя среди многотрудной сельской жизни время для молитвенного общения с Богом. Навсегда в моей памяти останутся стопки тетрадей, в которых печатными буквами, имея два класса образования церковно-приходской школы, переписывала молитвы, Евангелие, акафисты моя бабушка, которые читала затем долгими зимними вечерами в уединении.
Неизгладимые впечатления в детской душе оставили рассказы о святыне пещерных Щатрищегорском и Дивногорском монастырях,расположенных недалеко от села, в пещерные храмы которых в нарочитые дни часто ходили или ездили односельчане, относясь к ним с сугубым благоговением. Еще мальчиком меня тянуло в эти пещеры на меловых кручах — свидетелей подвигов многих поколений монашествующих, посещая которые я впервые ощутил сладостное чувство молитвы и действие призывающей благодати Божией.
Рассказы бабушки о хождении пешком в Киево-Печерскую Лавру, Почаев и о находящихся там святынях, имея в роду своем ходивших в Иерусалим, я с восторгом слушал и о получении благодатного огня, и о нетленных мощах, и о стопочке Божией Матери, как о чем-то желанном, близком, дорогом.
Посещение в пятом классе со своим отцом соборов Московского Кремля, а через год посещение тогда еще отнятой у Церкви святыни — пещер Киево-Печерской Лавры — и благодать этих святых мест еще более утвердила во мне мечту посвятить жизнь свою служению Богу и Церкви.
Поступив по окончании школы в сельскохозяйственный институт города Воронежа, я наконец получил возможность часто посещать службы церковные, к которым, как к чистым источникам живой воды, стремилась моя жаждущая душа. Не оставлял Господь Своей милостью меня и во время службы в армии, которую я проходил недалеко от древнего города Гороховца Владимирской епархии, и где я встретился с ныне уже в Бозе почившим старцем протоиереем Вениамином — настоятелем никогда незакрывавшегося древнего храма Казанской иконы Божией Матери. Сам вид сего старца, прошедшего многолетнее горнило сталинских гонений и лагерей, внушал благоговение и заставлял прислушиваться к его советам. В то время, когда простому сельскому хлопцу самому по себе трудно было решиться исполнить на деле свои мечты о служении Церкви, о.Вениамин своим благодатным словом вывел меня на путь жизни церковной, сказав в ответ на мои дальнейшие жизненные планы, что их «ради Церкви бросить можно».
После окончания службы в армии я был принят псаломщиком в Покровский собор города Воронежа, где состоялась моя первая встреча и знакомство с человеком, которому я многим обязан в своей жизни, имевшего живой опыт общения с известными старцами-духовниками и плоды деятельной монашеской жизни, основание которой было положено в стенах Лавры преподобного Сергия. Этим человеком был ныне здесь присутствующий епископ Алипий, тогда еще архимандрит, настоятель Покровского собора. Из общения с ним я впервые задумался о монашестве и, хотя я не совсем еще проникся пониманием и стремлением к жизни монашеской, но в глубине души я почувствовал, что это то, чего моя душа искала, и к чему Господь вел меня через любовь к пещерам древних монастырей и к рассказам о паломничестве в древние обители.
Тогда же в келии о. Алипия я впервые познакомился с удивительным человеком — схиархимандритом Серафимом, служившим вс. Ожога Воронежско-Липецкой епархии, подтвердившего своим благословением совет Владыки Алипия на поступление в духовные школы Троице-Сергиевой Лавры. Жизнь в семинарии, в стенах «Великой келии преподобного Сергия», наставление преподавателей, общение с лаврской братией, участие в торжественных службах, слушание известных проповедников, прекрасных хоров, молитвенная тишина древнего Троицкого собора, святыня мощей великого Аввы Сергия, примеры веры и благочестия, история Русского Православия, застывшая в храмах и стенах Лавры — все это возымело на душу огромное впечатление и способствовало твердой решимости в избрании монашеского образа жизни.
Дальнейшее окончание семинарии и последующее за ним пострижение и рукоположение во иеромонахи, назначение на приходское служение в храме святых апостолов Петра и Павла в г. Красный Лиман дало прекрасную возможность познания глубин приходской жизни и обогатиться общением с паствой, которую не только можно было поучать по долгу пастыря, но и многому учиться у них, как у людей,которые пережили тяжелый период гонений, сохранив верность Церкви и чистоту святого Православия. Многие из них, бывши духовно руководимы старцами, своей ревностью и живым примером благочестия могли безмолвно назидать меня, молодого пастыря.
Приняв как волю Божию перевод с приходского служения в число братии тогда только что открывшейся Святогорской обители, насчитывающей всего восемь насельников, и оглядываясь на отрезок жизни, проведенный в этом святом месте, не кривя душой осознаешь присутствие благодати Божией, которая отразилась в названии Святые Горы, помогающей нести труды по устроению святой обители в нелегкий начальный период становления монастыря. Огромную роль во внутреннем устроении обители и духовном настроении братии сыграли советы Владыки Алипия и старца схиархимандрита Серафима, дни общения с которым, до самой его кончины, были поистине наградой от Бога в наше скудное духоносными старцами время. Память хранит как драгоценные жемчужины слова его советов, а пример его отношения к учению Церкви,к храму, святыням, хозяйственной деятельности во многом нашел продолжение в жизни Святогорской Лавры.
Я благодарен Богу за то, что Он сподобил меня послужить возрождению столь великой святыни, быть орудием Промысла Божия в деле возобновления и устроения нашей обители, предсказанного за многие десятилетия святогорскими старцами и участвовать в торжествах присвоения монастырю титула Лавры, которое совершилось благодаря во многом отеческой заботе, хлопотам и трудам правящего архипастыря Владыки Илариона, которого я искренне и глубоко уважаю за его неутомимость, самоотверженный труд, понимание, которое я всегда встречал как наместник при решении вопросов в деле управления святой обителью, за доверие ко мне грешному и за чистосердечное отношение не только к моему недостоинству, но и к братиям-насельникам.
Рассматривая как верующий человек и священник свой жизненный путь во всем усматриваю водительство крепкой и любящей десницы Господней, преводящей меня из одного места в другое, поставляющей на моем пути те или иные события и обстоятельства, способствующие моему укреплению в делах веры, окружающей меня людьми духовными, общение с которыми несказанно способствовало духовному обогащению, я глубиной своего сердца осознаю актуальность слов Христовых: «Не вы Мене избрали, а Я избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15, 16). Стоя пред вратами Божественного милосердия и готовясь вступить в чреду продолжателей дела апостольского слышу глубиной веры со страниц Священного Писания голос Христов: «Не бойся… ибо Я с тобою» (Иер. 1, 7-8).
Я благодарен Вам, Ваше Блаженство, всечестные архипастыри, за доверие ко мне грешному в деле избрания моего, как будущего епископа Церкви Христовой, за труд, который Вы понесли, путешествуя в нашу обитель. Мне дорого то, что Вы решили совершить хиротонию под сводами сего Успенского собора в стенах Святогорской Лавры, в которые при восстановлении вложены душа моя и сердце. Я искренне признателен, что при этом таинстве будут участвовать близкие моему сердцу архиереи, которым я многим обязан. Я осознаю, что это великая честь не только для меня, но и награда святой обители,благодаря чести которой наместник в ней поставляется в сане епископа.
Я утешаюсь от мысли, что вместе со мной переживает и волнуется единодушная братия, вместе с которой Господь судил мне нести труды по возрождению Святых Гор. Множество дорогих и близких мне по духу людей наполняют сегодня церковь, и душой своею я чувствую единство духа и их молитвенное участие в этот трепетный для моей души момент. И это для меня является еще одним из примеров незаслуженной мною милости Божией. Осознание этого еще более побуждает с величайшей ответственностью уготовлять себя к принятию великого дара благодати и переживать «чтобы благодать Божия не тщетно была принята мною» (2 Кор. 6, 1).
Я повергаю ныне себя к Вашим святительским стопам, прося молитвенной поддержки моей скудости и недостаточеству, да восполнится она благодатию Божиею «всегда немощная врачующею и оскудевающая восполняющею», чтобы вооружившись силою Божиею совершать служение по слову апостола:«Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28).
Испрашивая Вашего благословения на предстоящий подвиг прошу не оставлять меня в Ваших молитвах как будущего наименьшего собрата, решившегося восприять на себе иго архипастырского служения, со смирением принимая высокую честь епископства, на которую я ныне призываюсь Духом Святым чрез избрание Вашего Блаженства и собора архиереев, и которое приемлю и нимало вопреки глаголю. Аминь.
Слово на вручение жезла епископу Святогорскому Арсению (Яковенко)
Преосвященный епископ Арсений, возлюбленный во Христе брат!
По воле Божией, благой и совершенной, направляющей каждого человека к вечному спасению, ты сегодня получил благодать святительского служения. Отныне ты призываешься быть епископом Церкви Христовой, которую он стяжал своей Пречистой Кровью (Деян. 20, 28). С этого момента тебе надлежит всей жизнью являть в себе образ «Первосвященника Великого, прошедшего небеса» (Евр. 4, 14), приступать «с дерзновением к престолу благодати» (Евр. 4, 16), служить Богу «в праведности и святости» (Еф. 4, 24).
Труден путь служителя Божия, ибо, кроме обычной внутренней борьбы с искушениями, что свойственно всякому христианину, он должен особым образом «немощи немощных носить, а не себе угождать» (Рим. 15, 1), как об этом свидетельствует великий Апостол языков: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 29). Осмысляя высоту и трудность архиерейского служения, у каждого, кто в начале этого пути, невольно из глубины души вырываются слова пророка Моисея: «Господи! пошли другого» (Быт. 4, 13). Но мы, возрожденные от воды и духа (Ин. 3, 5), опытно знаем, что всесильная благодать Божия немощная врачует и оскудевающая восполняет, а сила Божия посылается человеку тогда, когда он начинает осознавать свои немощи: «Когда я немощен, — говорит святой Павел, — тогда силен» (2 Кор. 12, 9-10).
Согласно православного вероучения, епископ — продолжатель и приемник апостольского служения в Церкви, основанной Пастыреначальником как богочеловеческий организм, как живой, благодатный, таинственный союз людей с Богом и друг с другом во Христе. «Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены; (Рим. 12, 5). Вместе с тем, Господу было угодно, не нарушая внутреннего единства Святой Церкви, выделить в ней по Своему избранию особых людей для несения различных служений, среди которых исключительное место занимает епископство. Епископ — возвеститель и учитель Евангелия, он раздаятель всем чадам церковным дарованной Богом благодати. Поэтому богоносный учитель древней Церкви священномученик Игнатий, епископ Антиохийский учит, обращаясь к мирянам и клиру: «ничего не делайте без епископа… не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе» (Послание к Магнезийцам, 7).
Епископ — не только совершитель церковных таинств и богослужений. Он — пастырь и учитель, наставник и отец вверенных ему людей Божиих. У архипастыря нет права на беспечность, он должен постоянно бодрствовать. «Внимайте себе и всему стаду , в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа…» — сказано в Деяниях апостолов (Деян. 20, 28). Это значит, что, «внимая себе», то есть наблюдая за собой, за устроением своего сердца и ума, архипастырь должен непрестанно заботиться о целости и духовном устроении своего словесного стада, надзирая «не принужденно, но охотно и богоугодно , не для… корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 2-3), чтобы быть «образцом для верных в слове, житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте», как пишет об этом своему ученику Тимофею Апостол Павел (1 Тим. 4, 12).
На протяжении десяти лет ты несешь послушание наместника Свято-Успенской Святогорской обители, которая милостью Божией и усердием братии и благотворителей возрождается. Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 9 марта 2004 года монастырю дан статус Лавры, что свидетельствует не только о той роли, которую играла обитель в прошлые века, но и о тех высоких задачах, которые возлагает на обитель вся полнота нашей Церкви. Лавра… не просто большой монастырь, а образец для других монастырей. Таковыми были и есть Киево-Печерская, Почаевская, Троице-Сергиева и Александро-Невская Лавры. Надеемся и верим, что Святогорская Лавра будет достойным продолжателем этих славных традиций и для всей южной окраины нашего Отечества станет духовным центром, местом молитвенного подвига и христианского просвещения. От тебя, как наместника, а ныне епископа зависит очень многое. В своем делании будь мудр, добросердечен и доступен, вспоминая слова святителя Василия Великого, что «предстоятель слова должен все делать и говорить с осмотрительностью и по многом испытании… и засвидетельствовании даже тех, которые ему вверены… он не должен быть пристрастен к славе человеческой и привязан к чести, превышающей меру, но обязан исправлять тех, которые оказывают ему такую честь». Это идеал служителя Алтаря Господня, который ты должен всегда иметь перед собой и, к которому призываю тебя стремиться всю свою жизнь.
До последнего издыхания будь верен обетам, засвидетельствованным тобой сегодня перед нами — епископами, духовенством и народом Божиим.
А теперь с благоговением и страхом Божьим, прими архиерейский жезл, символ твоего пастырства, мудрости и силы, с пожеланием, чтобы благословение Небесное споспешествовало тебе в архипастырских трудах, и призови благодать Господню на предстоящих и ожидающих твоего первого архиерейского благословения.
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир