Доклад архимандрита Лазаря (Терещенко) на «ХI Сибилевских чтениях 2016»

АРХИВОВЕДЕНИЕ В СВЯТОГОРСКОЙ ЛАВРЕ

ИТОГОВЫЙ ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ОТДЕЛА СВЯТОГОРСКОЙ ЛАВРЫ ЗА 2016 ГОД

Подготовлен руководителем Информационно-просветительского отдела, заведующим архивом и музеем Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандритом Лазарем (Терещенко) для научной конференции «ХI Сибилевские чтения 2016», проводившейся 15-16 декабря 2016 года в конференц-зале Свято-Успенской Святогорской Лавры

СОДЕРЖАНИЕ:

ВСТУПЛЕНИЕ

I. АРХИВЫ

• Государственный архив Харьковской области (ГАХО)

• Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦГАВОУ)

• Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев (ЦГИАК Украины)

• Российский государственный архив древних актов (РГАДА)

• Российский государственный исторический архив (РГИА)

• Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

• Государственный архив Курской области (ГАКО) и Государственный архив Белгородской области (ГАБО)

• Центральный государственный кинофотофоноархив Украины им. Г.С.Пшеничного (ЦГКФФА)

II. БИБЛИОТЕКИ

• Российская государственная библиотека (РГБ)

• Российская национальная библиотека (РНБ)

III. ПЕРИОДИКА

IV. ДОКУМЕНТЫ ЦЕРКОВНОГО ВЕДОМСТВА

• Архив Луганско-Алчевского епархиального управления

V. ОБРАЗЦЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА: пополнение святогорской коллекции

VI. ПЛАНЫ НА ЮБИЛЕЙНЫЙ 2017 ГОД, по случаю 25-летия возобновления Святогорской обители

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВСТУПЛЕНИЕ

Ваше Высокопреосвященство, уважаемые участники научной конференции! Рад приветствовать вас на XI-х Сибилёвских чтениях. В очередной сборник научных работ вошла статья «Святые Горы и их роль в решении проблемы беженцев в начале ХХ и ХХI веков», посвящённая историческим параллелям в судьбе Святогорской обители в военные годы. С этой публикацией вы можете ознакомиться в вышедшем в свет новом выпуске Святогорского Альманаха. В настоящий момент вашему вниманию предлагается статья на тему «Итоговый доклад о результатах исследовательской работы, проводимой в течение 2016 года Информационно-просветительским отделом Святогорской Лавры». Данная исследовательская работа проводится в течение целого ряда лет и посвящена она архивоведению.

Вот уже более 21 года Святогорская обитель всесторонней поддержкой её наместника, Высокопреосвященнейшего митрополита Святогорского Арсения, занимается восстановлением своей истории. Как и в предыдущие годы, в 2016 году в рамках осуществляемой нами исследовательской деятельности в области архивного дела мы продолжили сотрудничество с архивными учреждениями и библиотеками Украины и России. Так, в уходящем году нам удалось найти уникальные архивные документы, которые или дополняют уже имеющиеся у нас исторические сведения, или же открывают принципиально новую информацию о жизни Святых Гор четырех последних столетий.

В данном докладе я хотел бы вкратце ознакомить своих коллег с обнаруженными нами в ходе поисковой и аналитической работы архивными и другими документами и сведениями о Святых Горах за текущий год. Надеюсь, что многие из предоставленных материалов найдут у вас живой интерес и будут полезны в вашей научно-исследовательской работе.

I. АРХИВЫ

Государственный архив Харьковской области (ГАХО)

Ревизская сказка Изюмского уезда, 1858 г.

По запросу Святогорской Лавры получены копии Ревизских сказок по Славянскому и Изюмскому уездам за 1795, 1811, 1816, 1835, 1850 и 1858 гг. объемом 1993 листа. В этих документах имеются сведения о жителях сел Новоселовка, Богородичное, Голая Долина, Пришиб, Банное, Студенок, Яровая, Средний хутор Нетригузский, которые входили в Святогорскую вотчину Екатеринославского наместничества Славянского уезда господина генерал-поручика указных орденов кавалера Василия Васильевича Энгельгардта. До 1786 года жители этих хуторов и сел находились в ведении Святогорского монастыря.

Также имеются сведения о жителях сел Славянского уезда: деревня Мехедовская или Мехедовка, деревня Арловка, хут. Заборянский, дер. Еленовка, хут. Ильинский, сел. Юрьево Беленское, дер. Капиталиновка, дер. Щурово и т.д.

Кроме того, 11 ноября сего года информационным лаврским отделом был направлен на имя директора ГАХО запрос о копировании 292 дел, список которых был подготовлен харьковским исследователем А. Ф. Парамоновым.

Андреем Фёдоровичем Парамоновым и его помощниками за 2016 год полностью просмотрен фонд №40 на предмет материала, относящегося к истории Святогорья. В результате поисковой работы выявлено и перефотографировано 77 дел, 27 из которых расшифрованы.

С перечнем наиболее интересных дел, касающихся ведомостей о церквях, зданиях и братии Святогорской обители, а также её скитов вы можете ознакомиться в Приложении 1.

Таким образом, полученные в Харьковском областном архиве документы послужат более полному представлению о прихожанах Святогорской обители на конец 18 — первую половину 19 веков — людях, проживающих в близлежащих к Святым Горам поселениях.

Сведения, полученные от историка Парамонова и его помощников, являются хорошим дополнением к историческим сведениям о жизни Святогорской обители и её насельников.

Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦГАВОУ)

По нашим запросам в 2016 году из этого архива поступили цветные копии шести документов, касающихся Святогорской обители (см. Приложение 2). Пять из них относятся к периоду 1922-1923 годов, когда монастырь только закрыли и организовали Дом отдыха.

Эти документальные свидетельства дополняют печальную картину времени закрытия монастыря и передают скорбную атмосферу безбожия того времени.

Один из шести найденных документов датируется 14 мая 1971 года — это сообщение Радио-телеграфного агентства Украины о восстановлении меловой церкви на Святой Скале.

Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев (ЦГИАК Украины)

Вследствие многолетней работы сотрудников лаврского информационного отдела и исследователя А.Ф.Парамонова в адрес этого архива было направлено письмо с запросом на копирование 92-х дел из 12 фондов.

Первый документ поступил в ноябре этого года. Это указ из консистории архимандриту Фаддею Кокуйловичу и ректору об отправке на искус в Святогорский монастырь ученика Яблуновского. 1753 г. Ф. 1973, оп. 1, д. 132.

Работа с Центральным государственным историческим архивом Украины позволяет использовать новые сведения о Святогорской пустыни и ее насельниках.

Российский государственный архив древних актов (РГАДА)

В 2016 году в ответ на сформированный запрос в трёх письмах в архив Святогорской Лавры поступили документы в цвете объемом 756 кадров за период с 1571 по 1708 годы. Немало поступило документов, которые не использовались в научных работах и изданиях Лаврой и заповедником (с библиографическими источниками для составления запроса в архив можно ознакомиться в Приложении 3).

Наибольший интерес представляет собой дело об обмене пленных за 1680 г. Из исторической литературы было известно о том, что настоятель Святогорского монастыря архимандрит Иоиль Озерянский два года находился в плену у татар. Мы предполагали, что из плена он был выкуплен. Но, согласно полученным документам, оказалось, что архимандрит Иоиль был обменян на ногайского черного татарина Ярташку Кадыркулова, взятого в плен под Харьковом в 1680 году.

Процитирую трогательное письмо архимандрита Иоиля из плена: «Царю Государю и Великому Князю Феодору Алексеевичу Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу бьет челом и плачется бедный и беспомощный невольник Святогорского Успенского монастыря богомолец твой архимандрит Иоиль. В нынешнем, Государь, в 1679 году ехал я, богомолец твой, из Святогорского Успенского монастыря на Тор для монастырской нужной потребы. Изволением божиим напали на меня, богомольца твоего, воинские люди азовцы и взяли меня, богомольца твоего, в полон. И ныне я, богомолец твой, в Азове в полону живот свой мучу. А откупиться мне, богомольцу твоему, нечем. Просят за меня, богомольца твоего, на обмену ногайского татарина Ерлашая. А взял, Государь, того татарина Ерлаша харьковский полковник Григорий Донец в прошлом в 1679 году и прислал того татарина к тебе, Великому Государю, к Москве в языцех. Милосердный Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, пожалуй меня, богомольца своего, вели Государь того ногайского татарина Ерлаша сыскать и за меня, богомольца твоего, на обмену дать. Чтобы мне, богомольцу твоему, в поганой басурманской вере в полону не умереть, и вечно бы душою не погибнуть. Вели, Государь, мне, богомольцу твоему, вместо смерти живот дать, Царь Государь смилуйся» (РГАДА, ф. 210, оп. 12, д. 947, л. 166).

Параллельно с делом по отцу Иоилю проходит дело по обмену рейтарского строю прапорщика Федора Александрова сына Гоконова (Приложение 3).

Также из РГАДА поступила цветная копия рукописи бывшего настоятеля Святогорского монастыря, а на тот момент настоятеля Чудова монастыря, архимандрита Илариона Григоровича. Это слово на торжественный праздник Дня рождения внука Петра Первого великого князя Петра Федоровича, сказанное в придворной Петергофской церкви в 1744 году (РГАДА, ф. 381, оп 1, д. 580, л. 3 об-4).

Кроме документов Лавра получила и цветное изображение Генплана Святогорской пустыни 1864 года.

Генплан 1864 года

В 2017 году из РГАДА ожидается поступление еще 173 кадров архивных документов 16-17 веков.

Безусловно, среди документов, дополняющих уже имеющиеся сведения об истории Святогорского монастыря, одной из самых ярких и важных находок в Российском государственном архиве древних актов стал документ об обмене пленных за 1680 год, благодаря которому восстановлены исторические факты, уточняющие житие прославленного Церковью святогорца — преподобноисповедника архимандрита Иоиля (Озерянского).

Российский государственный исторический архив (РГИА)

С фондами этого архива сотрудники лаврского отдела работают уже более 15 лет. В 2001 году выявлены документы, копии которых были получены как в прошлые годы, так и в текущем году. Это 18 дел объемом 80 кадров, относящиеся к периоду 1784–1869 годов.

Также в ходе поисковых работ этого года в фондах РГИА были обнаружены весьма интересные документы, которые должны поступить в лаврский архив в ближайшее время. Среди этих документов самые интересные — две копии проектов церквей Святогорской пустыни 1859 года (одна из них — наскальная святителя Николая Чудотворца) и письма Антонину Викторовичу Преображенскому насельника Святогорской пустыни монаха Палладия.

С полным детальным списком обнаруженных в РГИА документов вы можете ознакомиться в Приложении 4.

Сведения, полученные в Российском государственном историческом архиве, дополнят уже имеющиеся сведения об истории Святогорской пустыни в почти столетний период с конца 18 по конец 19 веков.
Сугубый интерес для специалистов по архитектуре составят обнаруженные нами в фондах РГИА проекты святогорских храмов, и более всего — наскального храма святителя Николая Чудотворца.

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

Интересные документы были получены из РГАЛИ. Это стихотворение «Святые Горы», подписанное рукой Анны Аксаковой (1829-1889, фрейлина Высочайшего двора, мемуаристка, жена одного из лидеров славянофильского движения И. С. Аксакова,). А также рукописи, черновик и чистовик этого же стихотворения, переделанного ее отцом знаменитым поэтом Федором Ивановичем Тютчевым, с его личной подписью (РГАЛИ, ф. 505, оп. 1, д. 35, л. 4-5, РГАЛИ, ф. 505, оп. 1, д. 162, л. 1-2 об.).

К сожалению, в рукописи не стоит дата написания стихотворений. В сшитой тетради первыми написаны стихи рукой Тютчева, а далее — его дочери, которая подписалась как Аксакова, т.е. после замужества 1866 года.

Надеюсь, данный документ станет весьма ценным для исследователей поэзии, посвящённой Святым Горам.

Государственный архив Курской области (ГАКО) и Государственный архив Белгородской области (ГАБО)

Как известно, в 17-18 веках Святогорский монастырь находился под управлением Белгородских архиереев в 1799 г. Белгородская епархия переименовывается в Курскую и Белгородскую, а епархиальное управление переносится в г. Курск.

В связи с этим в ГАКО Святогорской Лаврой был направлен запрос на поиск документов, связанных с историей Святогорского монастыря.

В результате поиска сотрудниками госархива была передана копия одного сохранившегося документа. Это рапорт настоятеля Святогорского монастыря архимандрита Феофана (Феодоровского) на имя преосвященного Аггея, епископа Белоградского и Обоянского. 12 декабря 1779 г. ГАКО, ф. 20, оп. 2, ед. хр. 5, л. 14: на 1 л.

В планах на будущее — сотрудничество лаврского архива с Православным историко-культурным центром в г. Белгороде, специалист которого готовится выступить на этой конференции с докладом, посвящённым 350-летию Белгородской митрополии.

Также нами возлагаются большие надежды на сотрудничество с областным архивом Белгорода в области выявления исторических документов, имеющих сведения о Святогорской обители времени её административной принадлежности к Белгородской епархии.

Центральный государственный кинофотофоноархив Украины им. Г.С.Пшеничного (ЦГКФФА)

От директора этого архива канцелярия Святогорской Лавры получила письмо следующего содержания.

«Высокопреосвященный Владыко митрополит!

В ответ на письмо от 26.02.2016 № 35 сообщаем, что в Центральном государственном кинофотофоноархиве Украины имени Г.С.Пшеничного сохраняется 36 фотодокументов по истории Святогорского монастыря: по одному фото с видами монастыря начала ХХ в. и Успенского собора до 1940 г., где размещался кинотеатр, остальные — видовые снимки территории и корпусов Всеукраинского дома отдыха имени Артёма 1931–1965 гг. съёмки.

Кроме того, дополнительно выявлено 4 кинодокумента с видами Святогорского монастыря: кинофильмы «На земле шахтёрской» (1970 г., арх. № 5541), «Великий Октябрь в памятниках Советской Украины» (1988 г., арх. № 10874), киножурнал «Советская Украина» (1988 г., арх. № 10119) и телесюжет 1986 года съёмки (арх. № 9969)».

Хочется добавить, что обнаружено 7 кинолент в архиве кинодокументов г. Донецка, но возникли сложности с оцифровкой материала.

Новые документальные кино- и фотоматериалы Центрального государственного кинофотофоноархива Украины пополнят видео- и фотоархив Святогорской Лавры и станут дополнительным источником при создании новых проектов по Святогорью.

II. БИБЛИОТЕКИ

Российская государственная библиотека (РГБ)

Весьма плодотворным оказалось сотрудничество в этом году с РГБ.

Самые древние документы были получены из отдела редкой книги. Это три Слова, сказанные святителем Иларионом в Придворной церкви Москвы в присутствии Императорских Величеств, в 1742, 1744 и 1748 годах.

Дневник архимандрита Товии, 1915 г.

Следующая рукопись, найденная на сайте Троице-Сергиевой Лавры и хранящаяся в РГБ, является без преувеличения одной из самых ценных находок за последние несколько лет. Это автобиография наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Товии Цымбала, которая называется «Воспоминание моего прошедшего» (РГБ, ф. 771, к. 2, д. 4). Написана в 1915 г. на 145 листах. Архимандрит Товия родился 4 августа 1836 года. 10 лет, с 1852 по 1862 годы, подвизался в Святогорской Пустыни, где принял постриг и был рукоположен во иеродиакона. Далее подвизался в Троице-Сергиевой Лавре, Чудовом монастыре, которыми управлял в должности наместника. Скончался в 1916 году.

Архимандрит Товия (Цымбал)

В автобиографии отец Товия весьма красочно и искусно описывает своё паломничество в Киев, посещение монастырей, поступление в Святогорскую пустынь. Трогательно автор повествует о своём расставании с отцом: «Прийдя от Архимандрита в номер, я простился с родителем, потом проводил его за ворота и даже чрез мост за реку. Не могу забыть Знаменательных слов родителя, сказанных мне на прощание за рекой, когда я поклонился ему в ноги, он перекрестил меня и сказал: “Прощай сынок, живи же тут, куда тебя Бог призвал. Служи Богу и батюшкам усердно, будешь хорош, то Бог тебя будет любить и батюшки будут жалеть. Только смотри, какия бы скорби ни случились тебе, терпи их, но живи тут, а ко мне не ходи. Умри тут, а не ходи ко мне, ты мне теперь не нужен. Я, при всей бедности моей буду жить так, как мне Бог поможет. Во всех скорбях моих буду утешать себя тем, что я тебя Богу отдав”. С этими словами он в последний раз перекрестил меня, поцеловал в голову, причем залился слезами, сел в сани, тронул лошадь и уехал. Я тоже заплакал и вернулся в гостиницу» (РГБ, ф. 771, к. 2, д. 4, л. 16).

В своём дневнике архимандрит Товия весьма подробно описывает свою жизнь и братии в Святогорской Пустыни, касается её устава, традиций, будничных и праздничных дней. Автор знакомит читателя со многими святогорскими отцами, известными нам по другим описателям Святых Гор и о которых читаем впервые: один из них — это слепец Пётр Подвязников, поступивший в Святогорский монастырь из Петербурга, где был уставщиком при церкви слепых; несмотря на то, что читал по книгам с выпуклыми особым тиснением буквами, он написал книгу Жизнь Иисуса Христа, которую представил для печати настоятель архимандрит Арсений святителю Харьковскому Филарету (Гумилевскому).

Интересен ещё факт обучения наукам семинарской программы в стенах Святогорского монастыря. Так, о. Товия, будучи послушником, выписал из Москвы на 15 рублей книг, по которым его обучал иеромонах Софроний (Смирнов), будущий архимандрит, ныне прославленный в лике святогорских святых.

Таким образом, рукопись архимандрита Товии является уникальным историческим документом, и ставит автора в один ряд с такими выдающимися описателями Святых Гор как Андрей Федорович Ковалевский, Андрей Николаевич Муравьев. Но в то же время отец Товия выделяется из ряда писателей тем, что он писал не как сторонний наблюдатель и мирской человек, но как насельник монастыря, собеседник и сослужитель многих святогорских отцов.

Также в Российской государственной библиотеке в 2016 году были получены копии 6-ти книг и 3-х изображений. Из самых интересных книг можно отметить следующие:

— «Очерк жизни затворника Святогорской пустыни иеросхимонаха Иоанна», датированное 1878 годом. Издание интересно тем, что в первой части книги помещается жизнеописание иеросхимонаха Иоанна руки А. Ф. Ковалевского, взятое из журнала «Душеполезное чтение» за 1874 год, а во второй части книги — «Несколько случаев прозорливости Святогорского затворника Иоанна», написанное в 1876 году протоиереем Григорием Дюковым.

Сборник путевых заметок и наблюдений публициста Евсеенко Сергея Степановича

— Сборник путевых заметок и наблюдений публициста Евсеенко Сергея Степановича под названием «Под ясным небом Малороссии», 1901 года выпуска. Это весьма интересные заметки. В них автор подробно описывает свое посещение церкви свт. Николая в Святых Горах, Арсеньевского скита. Особый интерес вызывает его описание интерьера усадьбы графа Рибопьера: «Между некоторыми достопримечательностями этого дворца заслуживает внимания и небольшая портретная его галерея, где в лицах перед зрителем проходит почти вся история Малороссии и борьба казачества с татарами за обладание этими местами; вот горделивый князь Потемкин, первый владетель Святых Гор, с ним рядом Богдан Хмельницкий в своем живописном костюме, хитрый гетман Дорошенко, Полуботка, гетман Разумовский и другие; здесь же на отдельном простенке висит древняго вида портрет какого-то боярина с грозным взглядом и надписью на полотне:

“Близко города Славянска,

Наверху крутой горы,

Знаменитый жил боярин,

По прозванью Карачун”».

— Интересные сведения найдены по герою рассказа Антона Павловича Чехова «Перекати-поле». Описанный в произведении Александр Иванович — реальное лицо. В Чеховской комнате Таганрогского музея до Великой Отечественной войны хранились воспоминания Александра Сурата (в комментариях к Собранию сочинений А. П. Чехова под ред. А. В. Луначарского и С. Д. Балухатого, 1930—1933, т. 6, стр. 436, есть ссылка на эти воспоминания. В настоящее время подлинник утерян, однако сохранилась копия воспоминаний, сделанная в 1929 г. учителем г. Таганрога В. А. Образцовым и хранившаяся у его дочери, Н. В. Образцовой). А. Сурат рассказывает о знакомстве с Чеховым в монастырской гостинице: «Очутившись наедине с незнакомым человеком, я страшно смутился и стал неуверенно около дверей, не зная, что делать дальше и куда положить мой малюсенький узелок. Незнакомец, видя мое смущение и нерешительность, заговорил со мной очень приветливым тоном и посоветовал, как устроиться. Он сказал мне, что он доктор и приехал посмотреть Святые горы и окружной сосновый лес как место для дачной жизни…»

Безусловно, полученные копии книг — очень хороший источник информации о Святых Горах. Новые материалы позволят восполнить некоторые пробелы в истории Святогорской обители.

С полным детальным списком полученных материалов можно ознакомиться в Приложении 5.

Также в РГБ были получены копии таких изображений:

1. Альбом видов Успенской Святогорской общежительной пустыни Харьковской губернии литографа Поль-Пети.

2. Церковь преподобного Арсения в ските [Изоматериал] : [лубок]. – [Б.м.] : Лит. Поль-Пети.

3. Весьма редкое изображение Св. Николая чуд. Святогорского Успенского монастыря [Изоматериал] : [лубóк]. – Одесса : Литография В. Тиль и Ко, 1881.

Российская национальная библиотека (РНБ)

РНБ — один из кладезей литературы по Святым Горам. В фондах библиотеки нашими сотрудниками было обнаружено 104 книжных издания, из которых:

1. 12 книг протоиерея Григория Дюкова.

2. 8 книг Григория Ивановича Кулжинского.

3. 15 книг Андрея Федоровича Ковалевского.

4. 2 книги Андрея Николаевича Муравьева.

5. 1 книга Екатерины Жилинской.

6. 5 книг Елены Горчаковой.

7. 36 книг различных авторов.

8. 1 журнал.

9. 24 листовки издания Святогорской Пустыни.

Почти половина найденного материала, а если быть точным, — то 45 изданий — поступила в лаврский архив.

Теперь попытаюсь коротко рассказать о самом интересном материале:

1. Беседы в Святогорском монастыре Харьков. … епархии в 1858 году. – [Самара, 1872]. – 6 с.

Автор книги – благочинный монастырей Харьковской епархии, рассказывает о посещении Святых Гор и общении с затворником иеросхимонахом Иоанном, настоятелем архимандритом Арсением (Митрофановым). Последний рассказал интересный случай о явлении архиепископу Воронежскому Антонию (Смирницкому) святителей Воронежских Митрофана и Тихона и преподобного Кассиана Римлянина.

2. Дюков Г.С., Важная заметка или разъяснение статьи под рубрикой “Из Святых гор, Харьковской губернии”, 1883 года / [Прот. Григорий Дюков]. – Харьков : тип. Окр. штаба, 1884. – 16 с.

Это статья протоиерея Григория Дюкова о монастырской прачечной, находящейся в с. Татьяновка.

3. Велихов, Святогорский мужской монастырь : [Описание / [В-в]. – Харьков, 1844]. – 12 с. ; 21 см.

Это одно из первых исторических описаний Святогорского монастыря по его открытии в 1844 г.

4. Каталог книг и церковной утвари иконо-книжной лавки Святогорской Успенской пустыни. – Одесса, 1905. – 32 с.

В этом издании на 32-х страницах в алфавитном порядке размещен перечень книг и церковной утвари монастырской лавки.

5. Кулжинский Г.И., Путеводитель по Святым горам в Харьковской губернии / Гр. Ив. Кулжинский. – 2-е изд. – Одесса : Успенск. Святогорск. пустошь, 1905. – 46 с. : ил. ; 22 см.

6. Описание Святогорска и возобновления Святогорской обители в 1844 году, с присовокуплением слов, говоренных преосвященным Иннокентием, епископом Харьковским и Ахтырским, по случаю обновления сей обители. – [Санкт-Петербург], 1845. – [4], 26 с., 2 л. ил. ; 22 см.

В этой книге размещены два изображения Святогорского монастыря.

7. Открытие Святогорского Успенского мужеского общежительного монастыря. – Харьков : Унив. тип., 1845. – 16 с.

На титульном листе этой книги имеется надпись: сие открытие Святогорскаго монастыря подарено игуменом онаго в бытность его в Петербурге апреля 1-го дня 1845 года.

8. Кованько Семен Иванович, Святогорская обитель : О древнем существовании Святогорской обители до упразднения; об упразднении и восстановлении оной, и, наконец, о новом бытии Святогорской обители по восстановлении : В 3-х ч / Соч. Сем. Ив. Кованько. – Харьков : Губ. тип., 1856. – [4], 67 с. ; 21 см.

Издание посвящено автором Анне Николаевне Безпальчевой.

Содержание книги весьма схоже с описаниями свт. Филарета и Кулжинского, но здесь имеется весьма любопытный раздел, который называется «Начало внутренней летописи (отрывки)», где события датируются годом от сотворения мира и от Рождества Христова. Можно предположить, что это отрывки из монастырской летописи Святогорского монастыря. Особенно интересны для прочтения два случая: о поступлении в монастырь елецкого торговца — будущего монаха Августина, и об исцелении одного мирского человека затворником от неблагочестивых помыслов и злобы.

9. Святогорская Успенская пустынь Харьковской епархии, 9-го августа. – Харьков : Унив. тип., 1869. – [2], 8 с.

В первой части этой брошюры помещена статья насельника Святогорской пустыни по случаю кончины благодетельницы Святых Гор боголюбивой Татьяны Борисовны Потемкиной. Во второй части — речь, сказанная в Святогорской Успенской пустыни 9 августа 1869 года, пред панихидою, в сороковый день по преставлении действительной тайной советницы Т. Б. Потемкиной г. Славянска протоиереем Иоанном Костичем.

10. Отдельным направлением издательской продукции Святогорской пустыни следует отметить «Святогорские листки». До сего дня мы имели только несколько видов таких листков — Святая Скала и назидательное слово иеросхимонаха Иоанна о молитве Иисусовой. А в РНБ имеется 24 вида Святогорских листков, изданных в Одессе в период с 1888 по 1906 годы, копии которых теперь имеются и в лаврском архиве.

Один из таких листков посвящен описанию чудотворного образа Благовещения Божией Матери, находящемуся в Москве в Успенском соборе. Точная копия этого образа была пожертвована московским купцом Василием Гавриловичем Рыбаковым и помещалась в Успенском соборе Святогорской Пустыни. В современном иконостасе Успенского собора Святогорской Лавры размещается точная копия Устюжского Благовещения. Точная копия чудотворного образа была написана московскими иконописцами по заказу наместника митрополита Арсения в начале 2000-х гг.
Огромный разносторонний материал, полученный из Российской национальной библиотеки, на данный момент находится в процессе обработки. Некоторые сведения, которые мы получили из выявленных источников, являются поистине бесценными с точки зрения истории Святых Гор.

III. ПЕРИОДИКА

1. В этом году положено начало копированию Харьковских губернских ведомостей, начиная с издания 1838 г., подлинники которых хранятся в Харьковской Государственной Научной Библиотеке им. В.Г.Короленко.

В лаврском архиве уже имеются копии вышеупомянутого издания за 1838, 1839, 1842, 1843 и 1845 годы.

2. В сборнике «Известия и заметки по Харьковской епархии» найдены сведения о проводимых в Святогорской пустыни в годы настоятельства архимандрита Трифона (Скрипченко 1909-1922гг.) народно-миссионерских курсах для мирян и святогорской братии.

Об эффективности проводимой Святогорской обителью миссионерской работы в то время можно судить по следующим записям в разделе «Епархиальная хроника» вышеупомянутого сборника: «Многие из жаждущих воды духовной, заслышав о миссионерских курсах, запаслись тетрадками, карандашами и явились в качестве курсистов, отказавшись на время от своих дачных развлечений. Видно было, что не праздное любопытство их сюда влекло, но желание услышать разрешение жгучих вопросов в наболевшей душе истерзанного ума».

И далее, как оценка значимости подобного вида миссионерства Святогорской обители: «Кто сомневается в пользе такого делания миссионерского, тому можно дать прочитать письма от незнакомых лиц из Ростова, Тифлиса, Луганска, Москвы, в которых пишут: “живу той искрой веры, которую получил в Святогорской обители минувшим летом и жду не дождусь, когда вновь могу наслаждаться и дышать той благодатной атмосферой, где всё возвещает о Боге”».

IV. ДОКУМЕНТЫ ЦЕРКОВНОГО ВЕДОМСТВА

Архив Луганско-Алчевского епархиального управления

24 сентября 2016 г., в день памяти Собора преподобных отцев Святогорских, управляющий Луганской и Алчевской епархией митрополит Митрофан (Юрчук) передал в архив Святогорской Лавры документы по делу о прославлении преподобного Иоанна, Затворника Святогорского, в лике святых, которые находились в архиве его епархии.

Вот перечень этих документов:

1. Рапорт на имя епископа Донецкого и Луганского Иоанникия (Кобзева) членов епархиальной комиссии по канонизации с описанием обследования почитания подвижника Святогорской пустыни иеросхимонаха Иоанна (Крюкова) и с ходатайством о канонизации сего угодника Божия. К рапорту приложены две тетради с описанием случаев исцелений по молитвам к иеросхимонаху Иоанну. Рапорт не имеет даты. Документ подписан: председатель комиссии протоиерей Сергий Кириенко, архимандрит Алипий Погребняк, протоиерей Леонтий Диаковский, протоиерей Владимир Туренко, священник Иаков Лобов.

2. Материал о почитании Затворника Святогорской пустыни иеросхимонаха Иоанна (Крюкова) правящему архиерею (вероятно, тому же епископу Донецкому и Луганскому Иоанникию). Документ на пяти листах от 20 февраля 1991 года. Подписан настоятелем Петро-Павловского храма г. Красный Лиман Донецкой области архимандритом Алипием (Погребняком).

3. Письмо на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена с ходатайством об открытии Святогорского монастыря жителя с. Красное Артемовского района Донецкой области Скибы Алексея Федоровича. Документ датирован 16 апреля 1990 г. К письму прилагается 5 фотографий автора с видами Святогорского монастыря (в то время санаторий). Имеется почтовый конверт.

4. Письмо управляющего делами Московской Патриархии митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) от 17 сентября 1990 г. на имя епископа Донецкого и Луганского Иоанникия (Кобзева) с препровождением письма Скибы А.Ф. об открытии бывшего Святогорского монастыря в г. Святогорск Донецкой области.

5. Две черно-белые фотографии размером 17х24 см с изображением могилы прп. Иоанна Затворника и архимандрита Алипия (Погребняка), совершающего у сей могилы в епитрахили каждение.

V. Образцы изобразительного искусства: пополнение святогорской коллекции

1. Книга: Описание нескольких гравюр и фотографий. Сост. Е.Н.Тевяшов. СПб., 1903.

Белоусов, А. Успенская Святогорская пустынь. Писал с натуры Харьковской губернии Лебединского уезда помещик отставной поручик Д. Рисунок на камне — Белоусов. Литография в большой лист, в длину.

2. В этом году на интернет-аукционе в г. Санкт-Петербурге для лаврского архива был приобретен дореволюционный фотоальбом размером 15-16 см объемом 12 листов. Находился он среди вещей коммунальной питерской квартиры, новые хозяева которой отнесли его в антикварный магазин.

Фотоальбом является уникальной находкой, т.к. частных семейных альбомов с видами Святогорья буквально единицы.

Вероятнее всего альбом был изготовлен на заказ приехавшей в Святые Горы дамой местному фотографу.

Фотоснимки, несмотря на свой малый размер, превосходного качества. Многие из них сняты с нестандартных и привычных нам точек и не встречаются на известных нам почтовых открытках и в монастырских фотоальбомах. На фотографиях мы видим природу и окрестности Святых Гор, с. Банное, дорогу к Николаевской церкви, пасущихся коров, реку Донец. Отдельного исследования требует фотоснимок с изображенной на вершине горы или холма часовне.

Завершаются иллюстрации видом дачи, где останавливалась заказчица фотоальбома, ее фото с сыном или внуком и святогорская дубрава.

3. Что касается картин с видами Святогорья, то в этом году электронная коллекция Святогорской Лавры пополнилась несколькими изображениями.

Цифровые копии трёх картин были присланы сотрудниками Херсонского областного Художественного музея им. А.А.Шовкуненко:

a. Вельц Іван (Іоганн-Олександр) Августович (1866-1926)

У монастиря «Святі гори» 1880-ті рр. Полотно, олія. 47х64

Ж – 136, КН – 142

Внизу ліворуч чорною фарбою фальшивий підпис: И. Шишкинъ 1872

b. Зарубін Віктор Іванович (1866-1928)

Каплиця Святогорського монастиря. ІІ полов. ХІХ ст. Полотно, олія. 53,5х86

Ж – 20, КН – 22

Внизу праворуч коричневою фарбою: Зарубин

c. Зарубін ??? Віктор Іванович (1866-1928)

Святогорський монастир. Дерево, олія. 56х88

Ж – 2085, КН – 9923

Внизу праворуч чорною фарбою нерозбірливо: З..ру..ин

VI. ПЛАНЫ НА ЮБИЛЕЙНЫЙ 2017 ГОД,

по случаю 25-летия возобновления Святогорской обители

По случаю празднования в 2017 году 25-летия возобновления монашеской жизни в Святогорской обители информационно-просветительским отделом Святогорской Лавры намечены следующие проекты:

1. Издание нового Историко-статистического описания Святогорской Лавры.

2. Издание Дневников архидиакона Авраамия, расшифровка которых начата осенью нынешнего года.

3. Издание фотоальбома картин современного харьковского художника Леонида Михайловича Золотарева. Здесь будет представлено более 70 его полотен.

4. Издание годовых нотных миней для однородного хора.

5. Публикация автобиографии архимандрита Товии Цымбала. Половина рукописи уже расшифрована.

6. В проекте Путеводитель по Святым Горам.

В 2017 году продолжается сотрудничество Святогорской Лавры с государственными архивами и библиотеками. В перспективе собрание цифровых копий картин и рисунков дореволюционных художников на тему Святогорье, поиск генеологических сведений о наших святогорцах и многое другое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несколько тысяч страниц найденных новых документов — это огромный материал, на обработку которого уйдёт не один год работы, ещё больше времени уйдёт на осмысление и оценку значимости полученного материала. Поэтому буду рад, если представленные в этом докладе сведения и найденные документы станут полезны в вашей работе. Ознакомиться с полной версией моего доклада вы сможете в ближайшее время на нашем сайте https://svlavra.church.ua.

Поскольку наша конференция ведётся в режиме прямого эфира, то пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем присутствующим в этом зале, а также ко всем, кто смотрит конференцию на нашем канале youtube с большой просьбой — в случае, если вы располагаете какой-либо интересной информацией, напрямую или косвенно касающейся Святогорского монастыря, то сообщите об этом в архив Лавры по нашей электронной почте [email protected].

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 к разделу «Архивы»

Государственный архив Харьковской области (ГАХО)

Результаты работы в ГАХО историка А.Ф.Парамонова и его помощников:

Просмотрен полностью фонд №40 на предмет материала, относящегося к истории Святогорья. В результате поисковой работы выявлено и перефотографировано 77 дел, 27 из которых расшифрованы.
Краткое содержание наиболее интересных дел, касающихся ведомостей о церквях, зданиях и братии Святогорской обители, а также её скитов:

Ф. 40, оп. 40, д. 1114 – о построении церкви и колокольни в селе Студенке Изюмского уезда 1855-1860 гг.

Ф. 40, оп. 40, д. 1573 – ведомость о церквах и о послужных списках настоятеля, монашествующей братии и послушников Святогорской Успенской общежительной пустыни, состоящей в Изюмском уезде Харьковской губернии за 1855 г.

Ф. 40, оп. 110, д. 1360 – ведомость о Георгиевской церкви села Голой Долины Богородичного прихода Изюмского уезда и священно-церковно-служителях за 1884-й год.

Ф. 40, оп. 110, д. 1367 – ведомость о церквах и зданиях Святогорской Успенской общежительной пустыни и принадлежащего скита за 1887-й год. А также послужные за тот же год списки монашествующих и послушников Святогорской пустыни.

Ф. 40, оп. 51, д. 170 – дело об обозначении межевыми знаками и снятии на плане земли, принадлежащей церкви села Голой Долины.

Приложение 2 к разделу «Архивы»

Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦГАВОУ)

Из этого архива поступили цветные копии следующих документов:

1. Ф. 5, оп. 1, д. 1094 — дело по обвинению служителей культа в сокрытии ценностей Свято-Успенского монастыря Харьковской губернии 1922 г. Полностью всё дело, т.е. 210 листов.

2. Ф. 3, оп. 1, д. 33, л. 52. О передаче Святогорского монастыря Донецкому Губсоцстраху с целью превращения его в Губернский Дом Отдыха для рабочих Донбасса. 29 сентября 1922 г.

3. Ф. 1, оп. 2, д. 980, л. 114-115. Об оставлении зданий Святогорского монастыря Донецким губуправлением социального страхования для организации дома отдыха. 27 апреля 1923 г.

4. Ф. 1, оп. 2, д. 930, л. 18, 21. О продлении срока работы комиссии по распределению имущества бывшего Святогорского монастыря. 22 мая 1923 г.

5. Ф. 1, оп. 2, д. 1423, л. 219, 270, 299. Доклад Донецкого губернского отдела о запрете монастырей, церквей и использовании этих помещений под. клубы, школы. Июль 1923 г.

6. Ф. РАТАУ 5111, оп. 1, д. 824, л. 222. Информация РАТАУ (Радио-телеграфное агентство Украины) о восстановлении меловой церкви. 14 мая 1971 г.

Приложение 3 к разделу «Архивы»

Российский государственный архив древних актов (РГАДА)

В 2016 г. в этот архив наместником Святогорской Лавры было направлено 3 письма с указанием дел для копирования. Библиографическими источниками для составления данного запроса в архив послужили:

1. Описание документов и бумаг, хранящихся в Моск. архиве минист. юстиции. М., 1899 г.

2. Акты Московского государства. Н.А.Попов. С.-П., 1890 г.

3. Разрядная книга 1475-1605 гг. Том III. Часть III. М. АН СССР. (Институт истории). Наука. 1989.

4. Разрядная книга 1550-1636 гг. Том II, выпуск 1. М. АН СССР. (Институт истории). Наука. 1976.

5. Разрядная книга 1598–1602 годов // Русский дипломатарий, Вып. 9. М. Древлехранилище. 2003.

6. Укрепленные пункты юго-западного порубежья Московского государства в XVI – середине XVII века. Диссертация кандидата исторических наук Дмитрия Анатольевича Карпова. Брянск, 2009.

7. Новое о восстании К. Булавина. Исторический архив, № 6. 1960.

8. Реестр делам Крымского двора с 1474 по 1779 года, учиненный Н. Н. Бантыш-Каменским в 1808 году. Симферополь. 1893.

Приложение 3 к разделу «Архивы»

Российский государственный архив древних актов (РГАДА)

Параллельно с делом по отцу Иоилю проходило дело по обмену рейтарского строю прапорщика Федора Александрова сына Гоконова. «Был он Великого Государя на службе под Чигирином в полку генерала майора Франца Ульфа, и в прошлом де во 1678-м году за Днепром на первом бою взяли его Федора в полон Белогородской орды татары, и продали его крымским татарам а татары его привезли в Крым и жил он в Крыму в селе Даире у черных татар, а тех татар взят был в черкаских городах брат родной татарин же Осланко, и прислан был к Москве, и мать де его Федорова била челом Великому Государю за него Федора о том татарине на размен, и по указу де Великого Государя тот татарин на размен ему матери его дан и отпущен был на Дон с донскими казаками…» (РГАДА, ф. 123, оп. 2, д. 2, л. 8, 9).

Приложение 4 к разделу «Архивы»

Российский государственный исторический архив (РГИА)

Документы, обнаруженные в ходе поисковых работ этого года в фондах РГИА и представляющие особый интерес, ожидаемые к поступлению в лаврский архив в ближайшее время:

1. Проект церкви на скале Святогорской пустыне в гор. Харькове. Копия. 1859 г. Количество листов 5. — Ф. 1293 Оп. 165 Д. 517.

2. Проект соборной церкви в Святогорской общежительной пустыни Харьковской губернии Изюмского уезда. Копия. 1859 г. Количество листов 5. — Ф. 1293 Оп. 165 Д. 512.

3. Формулярный список о службе чина духовного ведомства Зиновьева Иоанна, послушника Святогорской Успенской пустыни.

Крайние даты 18 января 1907 г. — Ф. 796 Оп. 437 Д. 776.

4. Раздел описи: III Письма Антонина Викторовича Преображенского

Письма о поездке на отдых и кумысолечение с сестрой М.В. Петровой в Святогорский Успенский монастырь Изюмского уезда Харьковской губернии.

Крайние даты 17 января 1893 г. – 28 февраля 1896 г. — Ф. 1109 Оп. 1 Д. 81.

5. Раздел описи: IV Письма Антонину Викторовичу Преображенскому

Письма Палладия, монаха Святогорского Успенского монастыря Изюмского уезда Харьковской губернии, – с препровождением своей заметки “Нечто о книге Фомы Кемпийского “Подражание Христу”.
Крайние даты 13 января 1889 г. – 11 августа 1928 г. — Ф. 1109 Оп. 1 Д. 116.

6. Атлас Слободско-Украинской губернии. 1797 г. Ч. 2. Генеральный план Изюмского уезда Слободской Украинской губернии. — ф. 1350, оп. 312, д. 250. Цветное изображение.

Приложение 5 к разделу «Библиотеки»

Российская государственная библиотека (РГБ)

Список полученных в 2016 году в Российской государственной библиотеке копий книг:

1. Очерк жизни затворника Святогорской пустыни иеросхимонаха Иоанна. Москва, 1878 год. Издание интересно тем, что в первой части книги помещается жизнеописание иеросхимонаха Иоанна руки А.Ф. Ковалевского, взятое из журнала «Душеполезное чтение» за 1874 год, а во второй части книги — «Несколько случаев прозорливости Святогорского затворника Иоанна», написанное в 1876 году протоиереем Григорием Дюковым.

2. «Собрание духовных стихотворений», изданные Святогорской Пустынью в 1900 году в Одессе — одно 16, другое издание объемом 21 страница.

3. Святогорская общежительная Успенская пустынь. – Харьков : Унив. тип., 1851. – 39 с.; 20. Автор — свт. Филарет Гумилевский.

4. Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Таврического : Собр. воспоминаний о нем с прил. избр. проповедей. – Москва : тип. Захарова, 1864. – [2], II, 268 с.; 23.
5. Евсеенко, Сергей Степанович (1850-1914).

Под ясным небом Малороссии: (Путевые заметки и наблюдения) / С.С. Евсеенко. – Москва : типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1901. – 49 с.; 19.

Это весьма интересные заметки. В них автор подробно описывает свое посещение церкви свт. Николая в Святых Горах, Арсеньевского скита. Особый интерес вызывает его описание интерьера усадьбы графа Рибопьера: «Между некоторыми достопримечательностями этого дворца заслуживает внимания и небольшая портретная его галерея, где в лицах перед зрителем проходит почти вся история Малороссии и борьба казачества с татарами за обладание этими местами; вот горделивый князь Потемкин, первый владетель Святых Гор, с ним рядом Богдан Хмельницкий в своем живописном костюме, хитрый гетман Дорошенко, Полуботка, гетман Разумовский и другие; здесь же на отдельном простенке висит древняго вида портрет какого-то боярина с грозным взглядом и надписью на полотне:

“Близко города Славянска,

Наверху крутой горы,

Знаменитый жил боярин,

По прозванью Карачун”».

6. Интересные сведения найдены по герою рассказа Антона Павловича Чехова «Перекати-поле». Описанный в произведении Александр Иванович — реальное лицо. В Чеховской комнате Таганрогского музея до Великой Отечественной войны хранились воспоминания Александра Сурата (в комментариях к Собранию сочинений А. П. Чехова под ред. А. В. Луначарского и С. Д. Балухатого, 1930—1933, т. 6, стр. 436, есть ссылка на эти воспоминания. В настоящее время подлинник утерян, однако сохранилась копия воспоминаний, сделанная в 1929 г. учителем г. Таганрога В. А. Образцовым и хранившаяся у его дочери, Н. В. Образцовой). А. Сурат рассказывает о знакомстве с Чеховым в монастырской гостинице: «Очутившись наедине с незнакомым человеком, я страшно смутился и стал неуверенно около дверей, не зная, что делать дальше и куда положить мой малюсенький узелок. Незнакомец, видя мое смущение и нерешительность, заговорил со мной очень приветливым тоном и посоветовал, как устроиться. Он сказал мне, что он доктор и приехал посмотреть Святые горы и окружной сосновый лес как место для дачной жизни…»