Мы нужны Богу

Как проявляется любовь Божия к нам? Почему Христос взял с Собой на Фавор только троих учеников? Как происходят чудеса? В праздник Преображения Господня предлагаем архивную проповедь наместника Святогорской Лавры митрополита Святогорского Арсения, произнесённую им 19 августа 2021 г. В ней есть ответы на эти и другие вопросы.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Только что вы слышали слова Евангелия. Это не просто были слова, произнесённые читающим текст дьяконом. По учению святых отцов, когда читается Евангелие — это Бог разговаривает с человеком. Слушает ли в это время человек Бога или, стоя в храме, празднословит по-пустому, или празднословит в мыслях своих, отвлекаясь на суетное и не нужное в данный момент, это уже зависит от человека. Кто хочет слышать Бога, тот слушает. И слушает не только слухом, но и сердцем своим, и слова эти старается погрузить в глубину сердца, и облечь их в чувства. И облечённые в чувства эти слова рождают в человеке мысли, слова, поведение, дела, сообразные евангельскому учению, учению Христову.

Зависит от нас, братья и сестры, выйдем ли мы сегодня из храма преображенные, изменённые или же какие пришли в храм, такие и уйдём, как с базара. Это зависит от каждого из нас, стоящего в храме.

Сегодня апостол и евангелист рассказывает нам о событии из земной жизни Спасителя, которое, братья и сестры, требует от нас особых размышлений.

По преданию святых отцев, само событие Преображения произошло за 40 дней до распятия Христова, до крестной смерти Господа. Но если праздновать Преображение за 40 дней до Страстной Пятницы, то оно попадает на Великий пост — период, когда человек пребывает в особом покаянном настроении. Само время поста напоминает человеку о скорбности, суетности, греховности, временности мира сего и не сообразуется с празднованием столь радостного и утешительного по своему смыслу события, как Преображение Господне. Поэтому святые отцы перенесли это празднование на август месяц, за 40 дней до праздника Крестовоздвижения, в который мы вновь воспоминаем жертву Христову и Его страдания на Кресте.

За 40 дней до Своего распятия, желая уверить Своих учеников в истинности Своего мессианского достоинства, в том, что Он есть истинный Бог, пришедый в мир и принявший на Себя плоть человеческую, Господь делает их свидетелями Своего славного преображения — чтобы ученики прежде Его поругания увидели Его славу, прежде Его бесчестия увидели Его честь и Божественное достоинство.

Ученики Христовы

Господь берёт троих учеников: Петра, Иакова и Иоанна.

Петра называли устами святых апостолов. Однажды, когда Христос спрашивал: «За кого принимает Меня народ и вы?» — и многие говорили: «За пророка», — апостол Пётр сказал: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». И ответил ему на это Господь: «Не ты сам сказал это, но Бог открыл тебе это» (смотр. Мф. 16:13–19). И вот Господь берёт Петра на гору Фавор — чтобы он был свидетелем Его Божества и Его Божественной славы и чтобы Пётр ещё больше уверился, что те слова, которые он изрёк при всех апостолах Христовых, были произнесены действием Божьим через него, причём не только для учеников и последователей Христовых, но и для всего мира.

Иаков и Иоанн Богослов, его брат были родными внуками Иосифа Обручника, сыновьями зятя Иосифа Обручника и его дочери от первого брака.

Иаков первый из апостолов претерпит мученическую смерть. Ему надлежало первому свидетельствовать о Истине Христовой до смерти. Его убьёт Ирод, усекнувши мечом.

Иоанн Богослов был девственником, любимым учеником Христовым. Ему впоследствии Господь вручит на попечение Свою Матерь, сказав стоявшему у Его Креста Иоанну: «Се, Мати твоя», а Ей — «Се, сын Твой» (смотр. Ин. 19:25–27). И Иоанн будет заботиться о Божией Матери до Её славного Успения. Это тот ученик, который не претерпит мученической смерти, но кончина его будет необычная. Он напишет книгу «Апокалипсис», в которой сокрыты тайны будущих судеб мира.

Почему Господь не взял с Собой на гору Фавор всех учеников, чтобы все они стали свидетелями Его Божественного достоинства и славы Божества? Потому что это значило бы взять и Иуду. Но Иуда как предатель недостоин был видеть славу Царствия Небесного и ещё на земле ощущать эту радость и утешение. А взять всех и не взять Иуду значило бы посеять в его сердце злобу и неприязнь не только ко Христу, но и к ученикам Его. И потом это дало бы повод некоторым говорить, что, мол, поскольку Господь взял всех, кроме Иуды, это и стало причиной озлобления Иуды и его предательства. Потому Господь из всех апостолов берёт только троих. Эти три ученика впоследствии будут и свидетелями Его последней молитвы в Гефсиманском саду, перед крестными страданиями.

Восхождение

И вот Господь восходит вместе с учениками на гору, как бы возвышаясь над миром, самим этим восхождением давая понять, что нужно возвыситься над суетою, над тленностью этого мира, что богомыслие невозможно без отрыва от суетности мира сего.

Господь также указывает на важность труда. Феофилакт Болгарский потом скажет: «Богомыслие не может быть без физического труда, а физический труд не имеет никакой пользы без богомыслия». Здесь Господь сочетает и физический труд восхождения на гору, и возвышение над миром сим, как бы отрешение от него.

«Добро нам зде быти!»

Взошли они на гору. Утрудились ученики от восхождения, от ночной молитвы и уснули. Когда же они проснулись, то услышали разговор и увидели Господа, стоящего во славе небесной. Лицо Его сияло, яко солнце. Одежды Его были белы, яко снег. С Ним стояли и беседовали два пророка — Илия и Моисей. Так Господь через двух этих величайших, почитаемых в Ветхозаветной Церкви пророков, через беседу с ними показал, что Он Бог живых и мёртвых: Илия живым был взят на небо, а Моисей — умер и был погребён, как все его отцы и праотцы.

Господь также показал, что Он не пророк, ведь эти два пророка с благоговением стояли перед Ним, исповедуя Его Сыном Божьим, и беседовали об исходе Его из этого мира, о Его распятии и о воскресении. Пророки умилялись и радовались, что видели Бога воплотившегося.

Господь преобразился пред апостолами настолько, насколько Его преображение могло быть воспринято людьми. «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху…» (из тропаря Преображения Господня). То есть насколько они могли восприять, увидеть, перенести человеческим составом своим, трепещущим от неизреченной радости и благоговения, настолько Господь и показал им славу Своего Божества.

Вот это пророческое умиление и благоговейная беседа с Богом, само преображение Господне впечатлили учеников — и Пётр, которого называли устами апостолов, открытый, простой, восклицает: «Господи, да как нам хорошо здесь быть! Построем три кущи — три палатки из веток — одну Тебе, другую Моисею, третью Илии. И будем здесь оставаться, не отходя от этого места!»

Так, бывает, и мы, братья и сестры, когда благоговейно помолимся или благоговейно отстоим службу в храме, тоже говорим: «Как добро нам зде быти, Господи! Как на душе-то легко, радостно!» И когда мы выговорили на исповеди ту свою грязь, которая накопилась в душе нашей, и получили облегчение от Бога, мы тоже испытываем такое же чувство, как апостол Пётр. Потому что невозможно это состояние утешения без присутствия и действия Божьего.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный. Того послушайте»

И когда апостол ещё говорил, вдруг облако осенило их, и ничего не стало видно в этом облаке. И раздался громоподобный глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный. Того послушайте».

Подобные этим слова были произнесены гласом Богом Отца, когда Господь крестился от Иоанна во Иордане и когда Дух Святый сходил на Него в виде голубя. Тогда тоже были подобные слова произнесены громоподобно: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. 3:17).

На горе Фавор Бог Отец добавляет: «Того послушайте», — то есть говорит апостолам, что слова Господа Иисуса Христа, своего Учителя, они должны не только слушать, но и слышать. Ибо всякое Его слово для них спасительно, полезно, назидательно, живительно.

И когда рассеялось облако, апостолы увидели, что Господь стоит один. И понятно было, что слова Бога Отца относились не к пророку Илии, не к пророку Моисею, а к Тому, Кто остался с апостолами по рассеянии сего облака над горой Фаворской.

Схождение с горы

И спустились они с горы, и повелел им Господь никому не говорить об этом видении до тех пор, пока Он не воскреснет из мёртвых.

Не просто Он показал славу Своего Божества, не просто дал слышать беседу пророков с Ним о Его мученическом исходе из этого мира, о распятии Его — Он также говорит апостолам и о Своём воскресении.

А о том, чтобы они никому не говорили о славе Его Божества, пока Он из мёртвых не воскреснет, говорит потому, что многих могло это повергнуть в смущение: как же? говорили, что Он Бог воплотившийся, и вдруг мы видим Его униженным, избитым, распятым, мёртвым, погребённым? Потому и говорит Он апостолам, чтобы о Его славе Божественной они говорили тогда, когда Он из мёртвых воскреснет, когда известие о Преображении ещё более будет усугублять и утверждать веру всех в истинность Его воскресения и в истинность Его Божественного достоинства.

Чудо горы Фавор

Доныне, братья и сестры, на горе Фавор в Израиле раз в году в нынешний праздник собираются тысячи народа, чтобы увидеть божественное чудо. Гора Фавор подобна шапке — полукруглой формы, она поросшая зеленью, вокруг её окружают сады. И множество народа поднимаются на вершину горы и молятся там всю праздничную ночь, ожидая чуда. Раз в году, в праздник Преображения Господня, на вершину этой горы сходит плотное облако, в тумане которого люди не могут даже различить друг друга. Это облако росоносно, и роса, каплющая из него, оставляет на одежде пятна, которые потом даже не отстирываются — во свидетельство, что это не простая роса, но что это как бы орошение от самого Бога на верных.

И вот уже в наши дни некоторые метеорологи решили исследовать этот «природный феномен» (как они называли): почему именно раз в год и почему именно на эту гору сходит облако? Какие метеорологические причины схождения — перепад температуры, повышение влажности?

И вот они стояли в толпе верующих со своими приборами на вершине горы Фавор. Как они говорили, сначала приборы бесстрастно свидетельствовали, что воздух предельно сухой, температура была стабильна, поэтому не могло возникнуть никакого ни облака, ни влажности. Даже не было никакого ветра, который мог бы принести на гору какое-то облако откуда-то. Ничего из того, чем обычно метеорологи объясняют облачность, не было.

И вот под утро они заметили, что вдруг вокруг людей, собравшихся на горе, начал вращаться поток воздуха. Листья деревьев показывали, что поток вращается против часовой стрелки. Учёные знают, что все процессы в земном бытии происходят по часовой стрелке — будь то торнадо, будь то водоворот… То, что вращение ветра вокруг людей было против часовой стрелки, показывало надмирные, неземные процессы.

Вслед люди начали поднимать руки. И вдруг руки у людей начали пропадать — их не стало видно в плотном тумане. Этот туман оседал, оседал, всё больше и больше скрывая людей, пока все люди не оказались в густом облаке, в тумане, появление которого метеорологи не смогли объяснить. Они с удивлением говорили о том, что это неземные, надмирные процессы.

«Бог идеже хощет, побеждается естества чин»

Все процессы, которые касаются Бога и Его явления в мире, не подчиняются законам природы. Как поётся в церковном песнопении: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин». То есть законы природы, где хочет Бог, изменяются, потому что Он эти законы природы положил и Он может их изменять.

Как все вы знаете, братья и сестры, во время водосвятия изменяется естество воды. Причём вода при освящении не просто делается нетленной, непортящейся. Интересный факт: рядом у нас село Никольское, где в школьном храме Владимирской иконы Божией Матери служит отец Климент. Испокон веку в этом селе все колодцы, источники имеют солоноватую воду — вода солёная и много накипи даёт. Но когда воду освящают на водосвятии, солёность воды пропадает, вода делается сладкой. И об этом свидетельствует не только один батюшка — всё село знает о том, что после освящения вода меняет свои свойства, изменяется даже по вкусу.

Мы знаем, братья и сестры, о чуде схождения Благодатного огня в канун Святой Пасхи. Несмотря на то, что Пасха каждый год бывает в разные числа (самое раннее, когда может быть Пасха, это 4 апреля, самое позднее — 8 мая), в Страстную Субботу, накануне Пасхи, в Иерусалиме на Гроб Господень сходит Благодатный огонь. Тогда происходит то же самое чудо изменения природных свойств вещества. Мы знаем, братья и сестры, что огонь производит энергию. Например, сгорают дрова — они дают тепло, свет. То есть уничтожение вещества даёт энергию. Так же и когда расщепляются атомы на атомной станции — они дают энергию. При чём сохраняется принцип: сначала вещество, затем из него энергия происходит. При схождении Благодатного огня в Иерусалиме сначала появляется незримая Энергия, и она даёт уже впоследствии вещественный огонь. То есть происходит всё наоборот! Не вещество даёт энергию, а Энергия создаёт в воздухе загорающиеся языки пламени, которые имеют температуру равную температуре человеческого тела — этот огонь холодный, что тоже противоречит всем физическим законам.

А разве мы не видим при мироточении или кровотечении икон, как неведомая незримая энергия даёт вещественное миро или даже кровь, которая стекает по плоскости иконы? Энергия даёт вещество.

Указания на надмирные процессы в храме

Однако что же это за Энергия, братья и сестры? Эта Энергия разумна, всевидящая и всезнающая. Ведь только разумная Энергия может знать, когда у нас Страстная Суббота, когда у нас Преображение. Мало того, оказывается, эта Энергия знает, когда и где совершается водосвятный молебен, чтобы именно там сделать воду святой по признесении священником молитв. Она знает, где находится Иерусалимский Храм, чтобы там дать Благодатный огонь. Разум, всеведение, чудотворная сила… Как эта Энергия называется, братья и сестры? Бог. Эта Энергия — Бог. Бог — совершенный Дух незримый, Который может воплощаться, как воплотился во плоти Бог Сын, как Дух Святой воплотился в голубе во время Крещения Господня, а в день Пятидесятницы — в огненных языках, сходя на апостолов. Будучи совершенным Духом, Бог воплощается.

Эти надмирные процессы, которые имеют своим источником Создателя этого мира, Творца, Промыслителя, Положителя законов природы Бога, происходят и в нашем храме. Потому и самое богослужение содержит символические действия, которые указывают на надмирные процессы, которые происходят здесь, в храме, где нам, всем здесь стоящим, от Источника всякого блага даётся жизненная благодатная сила для возрождения наших душ и преображения нашего внутреннего духовного человека.

Заметьте, как совершается в храме каждение: в алтаре, совершая каждение вокруг престола, священник идёт против часовой стрелки. Помните — на горе Фавор ветер тоже дует против часовой стрелки? Это указание, что в алтаре, символизирующем Царство Небесное, внеземные процессы происходят. Против часовой стрелки, братья и сестры, совершается и крестный ход вокруг храма, что тоже указывает, что это не какое-то просто земное шествие — в крестном ходе с нами шествует Церковь Небесная, торжествующая — наши ангелы хранители, святые угодники Божьи, в присутствии самого Бога. Крестный ход — внеземной процесс, который совершается в совокупности Царства Небесного и нас, земных людей.

Когда же священник выходит с кадилом из алтаря в храм, то в храме он совершает каждение по часовой стрелке. Он во время богослужения как бы выходит через Царские врата, как через райские врата, из Царства Небесного, сюда, к нам, в земное наше бытие, и здесь совершает каждение уже согласно с нашими, земными процессами, как принято по законам природы.

Священник не только кадит святыни и кланяется им, но также и людей кадит и людям кланяется, воздавая почтение каждому человеку как образу Божию. Мы, братья и сестры, стоим сегодня в храме с этой мыслью: мы не просто творение Божие, мы — образ Божий, которому священник воздаёт честь. Воздаём ли мы сами себе честь эту жизнью своею, мыслями своими, языком своим, делами своими? Часто мы сами бесчестим образ Божий в себе.

Каждый из нас — образ Божий

Преображение Господне. Господь утешает нас через сегодняшний праздник обетованием Своего воскресения, Он даёт нам, братья и сестры, побыть в состоянии Царства Небесного, как апостолам Петру, Иакову и Иоанну, чтобы и мы воскликнули: «Господи, добро нам зде быти!» Господь касается нас Своей небесной росой от вечности, когда священник окропляет нас святой водой.

Сегодня Господь за наше благодарное чувство преклоняет Своё ухо к нам, потому что мы принесли плоды Ему на благословение, которые Он от этой земли произрастил для нашего питания. И мы, благодаря Его за это, приносим эти плоды на благословение, благодаря Бога, освящая их и вкушая как святыню. Эти плоды становятся для нас символом любви Божией к нам. Вот в чём смысл освящения плодов.

Но чтобы быть достойными этой любви Божией, мы должны как-то приблизить себя к этой любви своими мыслями, словами, делами, изменением своей души! Мы для этого и пришли в храм.

И не даром, промыслительно этот праздник отмечается в Успенский пост, посвящённый Божией Матери. Это строгий пост, но, тем не менее, сегодня его строгость послабляется — разрешается вкушение рыбы. Этим Господь ту внутреннюю, духовную радость дополняет и таким ещё чисто плотским утешением, чтобы этот день был для человека днём не сетования, плача, слёз, а радости, утешения, осознания любви Божией к нам. Это и день благодарности Богу, которую мы испытываем при вкушении освящённых в этот день плодов.

Призыв к преображению

Кто-то подойдёт к сегодняшнему призыву преображения со всей ответственностью, с серьёзностью, со строгим по отношению к себе настроением, испытает свою душу на исповеди, постарается причаститься сегодня Святых Христовых Тайн, соединиться со Христом. Кто-то мельком радость бытия с Богом осознает, когда его будут окроплять святой водой и он заулыбается, как ребёнок, и будет радоваться.

Знайте, что мы сегодня можем получить полноту утешения во Христе — и через прикосновение святой воды, и через переосмысление своего отношения к Богу, в благодарных чувствах осознавая любовное отношение Бога к нам. И через очищение своей души на исповеди, и через возвышение своей души до уровня божественности через принятие в себя Тела и Крови Христовых.

Сегодня особый день. Сегодня в Успенском посту, в посту, посвящённом Божией Матери, день Христова утешения. Ныне день, когда все мы осознаём, что мы нужны Богу. Ведь ради этого Он спустился от престола небесной славы к нам сюда, на землю, — чтобы научить нас, чтобы дать нам Евангелие для руководства в жизни, чтобы дать нам таинства — и мы могли через исповедь очищать наши души и отрешиться от мрачного, тёмного царства ада. Чтобы через причастие Святых Христовых Тайн мы могли утвердиться в жизни о Бозе, воспринять силы для борьбы с грехом, для своего изменения, своего преображения. Для того, чтобы быть Божьими. Потому что этого хочет Бог.

В нынешний день Божественная любовь и желание Христово видеть нас в вечности, в нескончаемом бытии с Собою должна в сердцах, в умах наших и в самой жизни нашей пробудить ответный отклик — мы должны захотеть быть Божьими и с Богом всю вечность, которая уготована нам от сложения мира. Аминь.

Два комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *