Чему учит житие святой великомученицы Варвары? По чему мы знаем, что она избавляет молящихся к ней от внезапной смерти и помогает подготовиться к переходу в вечность? Почему от каждого из нас зависит спасение многих? Об этом рассказал наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры митрополит Святогорский Арсений в день памяти святой великомученицы Варвары, 17 декабря 2010 г.
Предлагаем к прочтению эту архивную проповедь.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Будь то день воскресный или будь то день будничный — но когда Святая Церковь почитает память святыя славныя и всехвальныя великомученицы Варвары, всегда в храмах стоит достаточно народу, который молится этой угоднице Божьей, отвечая своей любовью на её любовь к нам.
Житие святой великомученицы Варвары, которое мы назидательно воспоминаем в день её памяти, многому поучает нас, христиан, последователей Христовых. Часто, читая житие святой великомученицы, мы понимаем, что не имеем оправдания в своих грехах, своих отступлениях от заповедей Христовых, потому что житие это обличает нашу нерадивую жизнь и забвение нами Бога.
Родилась святая Варвара в языческом городе Илио́поле, который славился особым почитанием языческих богов. Не исключением была и семья святой великомученицы: в житии угодницы Божьей её отец назван ревностным и ярым идолопоклонником.
Родительская любовь, бывает, бросается в крайности. Иные родители по неразумной своей любви всё разрешают своим детям. А у других любовь бывает деспотическая, и они запрещают детям что бы то ни было, стараясь их ограничить во всём. Так и у Диоскора, который потерял свою супругу и имел одно утешение в своей дочери, была к ней деспотическая любовь.
Видя цветущую юность Варвары и что с возрастанием она делается прекрасной — как говорит житие, не было в городе Илиополе дев прекраснее великомученицы Варвары, — её отец посчитал, что глаза простолюдинов не достойны смотреть на красоту его дочери, тем более, что он был человек богатый и высокопоставленный. Поэтому Диоскор устроил особую башню, на вершине которой соорудил палаты, и в этих палатах поселил свою дочь Варвару, где она была окружена только служанками. В этих палатах находилось множество выкованных из золота, серебра и вырезанных из дерева идолов.
Вера
Святая великомученица Варвара, находясь в таком уединении, в таком затворе, использовала своё положение для пользы своей души. Чистотой своего сердца, которое не было раздроблено на какие-то мирские и греховные впечатления, целостностью своей души и целомудрием она сияла, как звезда утренняя, находясь в этом затворе. И её душу посещали высокие помышления, и сами вопросы, которыми она задавалась, были не свойственны девице её возраста.
Господь, видя чистоту её души и сердца, просвещал её душу Своею благодатью, посеяв сомнения в истинности языческой религии.
Любуясь красотой мироздания, взирая на солнце, луну, звёзды, небо бескрайнее, красоту окружающей природы, Варвара часто спрашивала служанок: «Кто это сотворил?» И те отвечали: «Боги, которых чтит твой отец. Вот они — из золота, серебра, дерева — стоят в палатах». Но Варвара думала: «Как же так? Ведь золотых и серебряных богов сотворили золотых дел мастера, деревянных вырезали резчики… — как эти боги могут сотворить такую красоту и так устроить мироздание? Во главе этого стоит Премудрый Творец, Который положил законы природы и так благолепно всё украсил». Так она размышляла, не находя ответа на свои внутренние духовные вопросы.
Христос Спаситель перед выходом на служение на сорок дней удалился в пустыню и сорокадневным постом и сорокадневным молитвенным уединением готовил Себя к подвигу спасения человечества. Мы видим, братья и сестры, как часто люди, желавшие угодить Богу, старались уединиться. Так, преподобный Иоанн Затворник, любя Бога, избрал уединение и 17 лет находился в затворе меловой скалы — во спасение своей бессмертной души и во спасение других людей, которые притекают к нему за помощью.
Так и здесь Господь промыслительно устроил так, что уединение послужило для целомудрия, целостности души святой великомученицы Варвары, для чистоты её сердца. Ведь сказано: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8). Так и святая великомученица Варвара узрела своими внутренними очами Небесного Царя и Владыку, видя плотскими глазами Его творение.
В своё время к преподобному Антонию Великому в пустыню стекалась вся тогдашняя языческая Александрия, которая была перенасыщена и риторством, и философией, и всякими науками и почиталась столицей наук древнего языческого мира. Древняя, насытившаяся премудростью человеческой Александрия шла в пустыню послушать преподобного Антония, который не умел читать и писать. И когда у него спрашивали: «Отче, откуда ты берёшь таковую премудрость, о которой проповедуешь, такую глубину знаний? Откуда ты всё это имеешь?» — то он указывал одной своей рукой на небо, а второй на землю, как бы повторяя слова псалмопевца царя Давида: «В творениих руку Твоею поучахся» (Пс. 142:5).
Ведь знания могут привести человека к вере, но только истинная вера даёт человеку полноту знаний. Почему и величайшие учёные были глубоко верующими людьми.
Так и святая великомученица Варвара благодаря чистоте своего сердца напитывалась премудростью Божьей.
Свобода
И вот отец, когда дочь уже пришла в должный возраст, решил склонить её к браку. Но Варвара, возлюбив целомудрие и чистоту, ответила отцу решительным отказом. Тогда он, уезжая на некоторое время по делам своим, решил открыть её затвор, чтобы дочь имела общение со своими сверстницами, а те, говоря о женихах, своих видах на будущий брак, склонили бы и помыслы Варвары к этому же — чтобы и Варвара стала просить замужества.
Однако, как говорит пословица: «У святых людей и друзья святые». Это было уже начало IV века, уже через несколько лет христианство должно утвердиться во всей Византийской империи как государственная религия. Великомученица Варвара нашла девушек-христианок. И те, отвечая на её вопросы — не на пустые беседы, а на вопросы, которые давно волновали её душу, — преподали ей основы христианского учения. И Варвара радовалась, что наконец-то нашла ответ и сердце и душа её откликается на это учение, которое слышала она из уст своих сверстниц-христианок. Пресвитер, бывший в Илиополе, совершил крещение над святой великомученицей Варварой. И благодать Святаго Духа и вовсе действенной силой стала действовать в сердце, душе и разуме святой. Да так, что сия юная отроковица уже только в начале своего христианского становления творила чудеса.
Это произошло на строительстве бани, которую возводили по повелению её отца. Постройка бань была распространена на юге и на востоке, в Малой Азии при богатых домах. Диоскор повелел сделать в бане два окна. Варвара же, в отсутствие отца, упросила строителей сделать три окна — во образ Святой Троицы — Отца, и Сына, и Святого Духа, — чтобы видимый свет из этих окон давал помысл о небесном, благодатном свете, которым просвещается всякий человек от Божества, в Троице славимого.
Когда Варвара сходила в купель, которая тогда также строилась при бане, Господь чудесно сделал так, что на мраморных ступенях отобразился след её стопы. А на восточной стене купальни она начертала пальцем по мрамору — мрамор растопился, как воск, под её пальцем — крест Христов. До X века ещё существовала купальня, и было это начертание креста, и отпечаток стопы святой великомученицы Варвары сохранялся. Из этого отпечатка чудесным образом истекала вода. И духовный писатель Х века Симеон Метафраст свидетельствует, что множество исцелений подавалось от воды, которая истекала из следа, святой великомученицей Варварой оставленного.
Когда отец вернулся из поездки, то требовал отчёта у дочери, почему три окна на фасаде бани, хотя он оставил повеление сделать два окна. Она же начала отцу говорить об учении про Святую Троицу, говорить о Христе, Его воплощении, о спасении всего мира через жертву Христа, Сына Божия. И когда Варвара показала Диоскору начертанный в купальне крест, отец пришёл в ярость. Ревностный язычник, ненавидевший христиан и всё связанное со Христом, — он даже не называл Христа по имени, говорил, что Варвара уверовала в Распятого, — выхватив меч, погнался за своей дочерью.
Мучения
Святая великомученица Варвара, как агница от льва, старалась убежать от своего родного отца. Но не страх гнал её. Просто она, любя своего отца, желала ему спасения. Ради этого она проповедовала ему о Святой Троице, ради этого она и убегала, думая, что отец опомнится от этой минутной ярости, вспышки этого гнева, любовь родительская возобладает над ним, тогда он внимательно выслушает дочь, и она спасёт его душу. Ради этого она старалась бежать от отца своего.
Но видя его уже настигающим, с мечом и озлобленным и оказавшись перед скалой, она взмолилась Богу всей душой и сердцем. И чудо Божие совершилось: расселась скала, и великомученица поднялась по трещине на вершину горы и там укрылась в пещере.
Отец, не видя, куда внезапно исчезла дочь, начал спрашивать пастухов. Один из них, видя его злобу и ярость, не стал выдавать великомученицу. Другой же молча по-предательски указал на вход в пещеру, где, как видел, скрылась юная дева. Отец, выхватив Варвару за власы из этой пещеры, повлёк в свой дом. Желая насильно заставить дочь поклоняться языческим богам, он закрыл её в тёмном помещении, оставив без воды и пищи на долгое время. И саму дверь опечатал свой печатью, чтобы никто не мог зайти.
Однако пробыв долгое время в жажде и голоде, в сырой холодной темнице, юная дева не отреклась от своей веры. Тогда отец, в ненависти выволокши свою дочь, повлёк её через город за власы к правителю и, бросив к его ногам и пиная её, сказал: «Забери. Она мне не дочь, и я ей не отец. Мучь её какими хочешь мучениями, чтобы она поклонилась богам языческим».
Правитель, видя юность и красоту девицы, сначала старался склонить её к язычеству ласками и напоминанием о родительском богатстве, которое достанется ей в наследство, если она послушает отца. Но всё было напрасно. Варвара продолжала твёрдо исповедовать веру во Христа Спасителя.
Тогда великомученицу приказали бить воловьими жилами, обнажив её наготу перед всем народом. А затем её раны стали растирать острыми черепками. Измождённую, обессилившую, полумёртвую, её бросили в темницу.
В темнице, где, казалось бы, неоткуда было ждать какой-либо помощи, святой великомученице явился Христос Спаситель. Явился, кротко ободряя её стоять в твёрдом подвиге, с мужеством переносить страшные мучения и обещая венец правды и блаженную вечность в скорости после сих мучений.
Участницей явления Христа была и святая мученица Иулиания. Будучи христианкой, она, ещё стоя в толпе и видя мучения и твёрдость исповедания веры юной девы Варвары, горько плакала и сострадала ей душою своею. Она же находилась у окна темницы, взирая на подвиг сей юной девы, и видела явление Христа Спасителя Варваре.
Когда на следующий день воины открыли темницу и увидели юную Варвару абсолютно здоровой, так что на ней и следа не было от вчерашних биений и истязаний, то сильно удивились. Они привели её к правителю, и тот поначалу онемел, узрев её живой и здоровой. Затем он стал опять лестью прельщать её: «Видишь, Варвара, как милостивы к тебе мои боги! Хоть ты их и поносишь, они исцелили тебя от ран!» Но великомученица смеялась над его словами, исповедуя веру во Христа Спасителя.
Святая же мученица Иулиания, выйдя из толпы и исповедав себя христианкой, стала обличать мучителя. Тогда двух мучениц — Варвару и Иулианию — повесили на мучилищном древе и сначала острыми железными когтями рвали на части их тела, после чего начали опалять их факелами. Затем, отрезав им сосцы, водили обнажёнными по городу на позор всему народу. Но Варвара великомученица молилась, чтобы Господь не давал ей такового позора.
Подумайте, братья и сестры, каково целомудрие у этой девы было! Ведь она не просила Бога избавить её от мучений, а старалась сохранить целомудрие и чистоту, чтобы её наготы не видели праздные зрители, среди которых по улицам города её водили. И Господь покрыл светоносным облаком святых мучениц, так что никто из жителей не мог видеть их, водимых на поругание.
Казнь и предсмертная молитва
Не сумев склонить их к почитанию языческих богов, мучитель повелел усечь мечом и великомученицу Варвару, и её подругу по страданиям мученицу Иулианию.
Варвару на усечение влёк сам её отец Диоскор.
Она испросила только некоторое время для молитвы. И перед усечением эта юная дева молилась Богу не за себя, не за свою душу — она говорила: «Всемилостивый Боже, сотворивый небо и землю, просвещающий солнцем добрыя и злыя, проливающий дождь на праведныя и неправедныя! Услышь молитву меня, грешной рабы Твоей! Чтобы все, кто будет вспоминать и почитать мою память, избавлялись от тяжёлых болезней и от внезапной смерти!»
Она молилась не за себя, а за своих почитателей — за нас с вами. И с тех пор вера Святой Церкви говорит, что святой великомученице по её молитве даровано избавлять людей от внезапной смерти, от тяжёлых болезней. Более того: тем, кто почитает святую великомученицу Варвару, бывает даже открыт час смертный, так что человек не только знает о приближении смерти, но сподобляется приготовиться к нему христианским напутствием через Исповедь, Соборование и Причастие Святых Христовых Тайн.
Мощи великомученицы
Так случилось, что честь иметь святые мощи святой великомученицы Варвары досталась нашему Отечеству. В XII веке мощи святой Варвары были перенесены из Византийской империи к нам. А причиной этого стало то, что правнук равноапостольного великого князя Владимира князь Святополк воспринял своей супругой византийскую царевну Варвару. И та упросила своего отца, императора, чтобы он даровал ей, отправлявшейся в далёкую незнакомую северную страну, мощи её покровительницы — святой великомученицы Варвары. И вот будущая супруга князя Киевского привезла с собой в Киев мощи своей покровительницы.
В Батыево нашествие они были спрятаны под лестницей соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря, в котором они почивали. По прошествии многих лет мощи были вновь обретены и в дореволюционное время стояли в Михайловском Златоверхом монастыре.
На обратной стороне иконы, которая лежит на аналое посреди нашего Успенского собора и перед которой мы сегодня молимся и совершаем богослужение, есть надпись, что сей образ освящён иеромонахом Филаретом в Михайловской Златоверхом монастыре в 1913 году на мощах святой великомученицы Варвары.
А в посвящённом имени святой великомученицы приделе есть её икона, в которую вложена частица её святых мощей.
«В любви нет страха»
Мы, братья и сестры, в нынешний день молимся святой угоднице и великомученице, удивляясь её подвигам, её твёрдости.
Апостол Иоанн Богослов говорит, что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). И мы видим подтверждение этому даже на простых примерах.
Помните, как наши отцы и деды шли на войну и часто безоружными бросались на врага, с какой-то трёхлинейкой-винтовкой в руках бросались на немецкие ДОТы и ДЗОТы, защищая своих жён, детей, матерей… Потому что они их любили и любовь изгоняла страх даже перед смертью, перед опасностью быть раненым и остаться калекой.
Вспомните, братья и сестры, как даже малая птичка, видя приближение опасности для гнезда, начинает притворяться, будто у неё перебито крыло, и чирикать, и прыгать перед самым носом хищника, отводя его дальше и дальше от гнезда. Она не боится, потому что защищает своих детёнышей.
Любая любящая мать готова свою жизнь отдать, чтобы только ребёнок был жив и здоров. И матери это знают.
Любовь изгоняет страх перед мучениями и даже перед самой смертью.
Так и святая великомученица Варвара, в чистоте своего сердца восприняв этот небесный дар любви к Богу, к ближним — а мы с вами, её почитатели, — её ближние! — благодаря этой любви вынесла величайший подвиг страданий. И ныне Церковь величает её святой великомученицей.
Претерпев великие мучения, она великое множество последователей за свою любовь имеет ныне. Мы отвечаем своей любовью к ней за её жертвенную любовь и за её молитву любви по отношению к нам, грешным.
Примеры помощи святой Варвары
Однако мы не только веруем в помощь сей угодницы Божьей, но и знаем в своей истории примеры помощи святых её молитв перед Богом за нас, грешных.
Михайловский Златоверхий монастырь несколько раз был избавляем святой великомученицей Варварою от страшных бедствий. Когда в 1710 году в Киеве вспыхнула чума, в Михайловском Златоверхом монастыре не заболел и не умер ни один человек, хотя в Киеве народ умирал тысячами и ворота монастыря не были закрыты — тысячи людей шли за помощью к мощам великомученицы, прося её помощи. И кто просил её помощи, те оставались живы.
Это подвигло митрополита Киевского Иоасафа написать акафист святой великомученице Варваре. Ещё в XVIII веке написан этот акафист, который мы сегодня слушали во время водосвятного молебна. В благодарность за помощь святой великомученицы было составлено это песнопение митрополитом Киевским.
Такой же мор был в 1770 году. И опять в Михайловском Златоверхом монастыре не заболел и не умер ни один человек.
Во время холерных эпидемий, которые в 1830-е годы впервые обрушились на наше Отечество, великомученица также избавляла от болезни и смерти всех, кто к ней притекал.
И множество других примеров, братья и сестры, мы имеем, когда святая великомученица Варвара, имея по своей молитве дар избавлять от тяжёлых болезней, ведущих к смерти, помогала людям.
Но самое главное её дарование состоит в том, что те, кто её почитают, имеют час кончины в великой радости.
Казалось бы, час смерти, день смерти для человека — это страх, отчаяние. Нет! Когда человек умирает, поисповедавшись, пособоровавшись, причастившись, осознавая, куда он идёт, и идя во всеоружии таинств церковных, для него час смерти становится радостным. И эту радость часто человеку дарует святая великомученица Варвара, к которой человек обращается в молитвах.
Когда я служил на приходе, мне как священнику много раз приходилось видеть час кончины людей, почитавших святую великомученицу, — они отходили в вечность во всеоружии таинств церковных и Святого Причащения.
Как можно помочь спасению других
С самого детства, братья и сестры, в моей душе остаётся особое почитание великомученицы Варвары. Сестра моего прадеда вместе с моей бабушкой (своей крестницей) в своё время ходили пешком в Киево-Печерскую Лавру. Посещали они в Киеве и Михайловский Златоверхий монастырь. И сестра моего прадеда, Феодосия, принесла из Киева маленькую литографическую иконку святой великомученицы Варвары, которую приложила к её святым мощам. Эта икона по сей день хранится в нашем роду, ещё с дореволюционного времени. Она по-простому, по-сельски, обложена в фольгу — как простые люди украшали свои иконы.
И часто я в детстве слышал рассказы бабушки своей о житии святой великомученицы Варвары. Она рассказывала его простым народным языком, но с таким благоговением, с такой любовью, с таким усердием и состраданием! Она говорила: «Надо же, бедненькая! Сам родной отец на неё руку поднял и голову рубил! Ни одного родного человека в момент смерти её не было рядом! Такое, бедная, терпела!» Такое сострадание открытой православной души было к святой великомученице.
И с детства житие сей угодницы Божьей запало в моё сердце.
Дай Боже, чтобы в жизни каждого из нас, братья и сестры, была светлая, святая, добрая душа, которая могла бы посеять в наших сердцах, в наших умах капельки доброты и святости. Ведь большинство из нас стоим в храмах Божьих потому, что нас вымолили то ли наши матери, то ли бабушки, или потому, что имели пример благочестивых отцов и дедов либо благочестивых христиан, которые жили рядом с нами и добрым словом, искренним, словом верующего человека даровали и нам честь быть верующими во Христа Спасителя, наследниками Его святых угодников и их святой памяти.
Дай Боже, чтобы мы, каждый в своей семье, были такими добрыми наставниками, которые искренним примером почитания угодников Божьих зажигали живой огонёчек веры и в наших детях, в наших внуках. И своей молитвою утверждали этот огонёк, а примером своей жизни даровали бы пример, как надо жить по-христиански.
От каждого из нас, братья и сестры, зависит спасение многих. Часто чтение жития или помощь того или иного угодника Божьего в нашей земной жизни обращает человека к Богу и делает его душу способной к вечному спасению о Христе Спасителе. Так и мы, братья и сестры, можем послужить ко спасению друг друга. Для этого и даются нам жития святых — чтобы мы, взирая на эти жития, старались помнить их и по возможности подражать угодникам Божьим, молитвами которых да сподобит и нас Господь вечного Небесного Царствия со святою великомученицею Варварою, со всеми святыми угодниками. Чтобы мы были в вечности нескончаемой и блаженной, уготованной нам от сложения мира Самим Творцом и Создателем этого мира.
Мы блаженны тем, что имеем не только видимую проповедь создания Божьего, из которой можем осознавать величие Творца и Его премудрость, — мы имеем ещё и писанный закон Божий — Святое Евангелие, которого дай нам, Боже, держаться, которое дай нам, Боже, хранить в сердцах своих и проповедовать и словом, и жизнью своею, чтобы сеять эти семена проповеди Христовой и по словам Святого Евангелия, и по слову старцев. Как говорил преподобный Амвросий: «Сей везде: и на камень, и в терние, и при дороге, и на добрую почву… (смотр. Лк. 8:5–15). Сей везде — авось что и взойдёт!»
Так и мы, братья и сестры, будем стараться сеять в этом мире и словом, и делами своими добрую весть Евангельского благовестия, призывая этот мир от греха, неправды, богоотступничества к правде, чистоте, божественной премудрости, нескончаемому бытию в невечернем свете Небесного Царствия Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Цей запис також доступний на: Украинский