Как стяжать смирение и что оно даёт? Что такое рамки смиренномудрия? Об этом рассказал митрополит Святогорский Арсений в проповеди в праздник преподобного Иоанна Затворника, день 20-летия канонизации этого угодника Божия, 24 августа 2015 г. Предлагаем к прочтению эту архивную проповедь.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
В сегодняшний день, братья и сестры, мы с особым чувством собрались в Успенском соборе Святогорской Лавры, чтобы почтить угодника Божия преподобного Иоанна, затворника Святогорского.
Множество угодников Божиих в Царстве Небесном, и, как говорит Священное Писание, «и́на сла́ва со́лнцу, и и́на сла́ва луне́, и и́на сла́ва звезда́м, и звезда́ от звезды́ ра́знствует в сла́ве» (1 Кор. 15:41). Так и угодники Божии: есть те, которых мы почитаем больше, которые почитаются всей Вселенной — такие как Николай Чудотворец или Иоанн Предтеча… Есть угодники Божии, к которым мы прибегаем в особых случаях, как Пантелеимон целитель. А есть угодники Божии, память которых мы с особой теплотой празднуем, — это земляки наши, те угодники Божии, которые подвизались на той земле, где мы родились, где мы живём, где мы впервые произнесли слово «мама», где научились ходить… Эти святые угодники, связанные с нашей Родиной, с нашей Матерью-Церковью, в которой Господь и нам даровал счастье жить и называться людьми церковными и православными христианами.
Сегодня мы, братья и сестры, по окончании Литургии крестным ходом с мощами преподобного Иоанна Затворника и с его святой иконой пойдём по территории Лавры. И мы должны помнить, что ведь по этим дорогам, по которым мы пойдём, когда-то ходил преподобный Иоанн Затворник. Ведь недаром один из описателей Святых Гор пишет, что, когда ходишь в Святых Горах, кажется, что каждым своим шагом попираешь святыню, потому что вся земля здесь напитана потом труженическим, кровью мученическою, слезами исповедническими. По этой земле ступали ноги многих святых угодников Божиих. А сам воздух в Святых Горах содержит дыхание святых мужей, молитвенное дыхание.
И вот, братья и сестры, мы сегодня как в святыню нашу отечественную приехали в Святые Горы почтить угодника Божия преподобного Иоанна Затворника. И удивляемся: казалось, простой монах, 17 лет проживший в затворе, где толком его никто и не видел, не написавший богословских трудов, не говоривший особых каких-то проповедей… Но почему же на день его памяти собирается столько народа? Конечно, к пустому колодцу за водой не ходят. И, видно, исполнен благодати Божией колодец души преподобного Иоанна Затворника, если из года в год тысячи народа собираются и черпают и черпают благодать Святаго Духа, находя себе силы для борьбы с грехом и для жизни духовной в примере жития преподобного Иоанна Затворника.
Многие угодники Божии прославились теми или иными подвигами, но у них есть одна общая для всех добродетель — это добродетель смирения. Ведь недаром говорят святые отцы: «По слову Иоанна Богослова, Бог есть любовь (1 Ин. 4:8), но после имени Божьего Любовь, второе имя Бога — это Смирение». Не бывает святого без смирения, не бывает горделивого святого. Мало того, даже внешние подвиги — будь то пост, молитва, бдение, вериги, — если они творятся с гордостью, самомнением, то не только не полезны — они губительны для человека, потому что в ещё большее самомнение и самолюбование приводят его.
О подвигах святого Иоанна
Преподобный Иоанн Затворник нёс величайшие подвиги… Читая его житие, поражаешься: поселившись в затворе в пещерном, оставался там пять лет без печного отопления, спал в гробу на соломе, которая испревала через две-три недели. Носил вериги на себе, по 700 земных поклонов ежедневно клал изо дня в день, молясь за людей и прося у Бога милости.

Смотришь на это всё постоянство подвигов и думаешь: «Откуда силы взял человек? Ведь святой Иоанн уже был не молод — седьмой десяток ему был — и истощён был трудами и подвигами, постом и бдением… Но где же взять силы старцу, чтобы по 700 поклонов в день класть?» И ответ находим в его житии: у него было смирение глубочайшее, за которое Господь и даровал ему силы. Это смирение даже в дни перед кончиной его проявилось. Когда уже предсмертно он заболел, братия боялась, чтобы он не умер в затворе, и попросили его перейти в больницу. Иоанн хотел скончаться в затворе, но настоятель обители отец Герман сказал: «Отец Иоанн, в своё время преподобный Арсений, благословляя тебя в затвор, назвал одно условие — при первом благословении настоятеля выйти из затвора». Иоанн Затворник за восемь дней до кончины своей смиренно покорился настоятелю и переехал на больничный Ахтырский хутор, где находится могилка его сейчас. Идти он уже сам не мог, так что его на подводе везли в том гробу, в котором подвижник спал в своей келье, ожидая кончины своей как разрешения своей светлой, чистой души от многотрудной плоти и чая жизни будущего века.
Всего лишь восемь дней он побыл на монастырской больнице возле Ахтырского храма и, причастившись Святых Христовых Таин, в доброй памяти, в молитвенном, особом духовном состоянии предал свою чистую душу в руки Божии.
И вот мы пришли с вами почерпнуть из колодца души его, как из источника живительного, добродетели, которые он стяжал при жизни своей. Счастлива была братия, которая, может даже не осознавая этого, жила под молитвенным покровом преподобного Иоанна Затворника. Но счастливы и мы, братья и сестры, — ведь мы имеем ныне сего великого молитвенника пред Богом. По слову Господню: «Верующий в Меня дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14:12), — преподобный Иоанн Затворник по вере нашей великие чудеса может творить в ответ на просьбы наши, молитвы наши.
О ценности смирения
В своё время преподобному Антонию Великому было явлено, что весь мир опутан сетями вражьими. Он воскликнул в сокрушении: «Господи, да кто же избежит сетей этих, раз так всё опутано?!» И глас был Божий: «Сетей этих вражьих избежит смиренный».
И вот преподобный Иоанн Затворник велик во смирении был, а значит он и велик в благодати, потому что Господь «го́рдым проти́вится, смире́нным же дае́т благода́ть» (Притч. 3:34; Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5). И мы в нынешний день просим у преподобного Иоанна Затворника хотя бы каплю его смирения. Просим, чтобы он помог нам понять ценность этой добродетели.
Смирение не надо путать с малодушием. Смирение — это добродетель. Угодники Божии обладали смирением, но они были и мужественны: шли на великие подвиги, на каторги, на расстрелы, на тюремные заключения и на мучения.
В наше время люди спрашивают: «Батюшка, что же за причина того, что творится сегодня в нашем обществе?» И в ответ я спросил у одного человека: «А как Вы считаете: какой человек лучше — гордый или смиренный?» И он мне ответил: «Ну в ваших церковных кругах считается, что смиренный». Я говорю: «А разве Вы человек не церковный? Разве Вы не крещёный православный человек? Разве у церковных людей одни добродетели, а у остальных крещёных другие? Разве евангельские заповеди у нас разные?..»
И вот эта гордость… Святые отцы говорят, что гордость — мать всех пороков… По гордости в своё время и Адам пал, не желая раскаиваться, и отлучен был от общения с Богом и райской жизни. По гордости и нераскаянности и Иуда отпал от лика апостольского. По гордости и нераскаянности многие еретики пошли в погибель и увели за собой людей в ереси и расколы. По гордости, братья и сестры, семьи разрушаются, по гордости нет у детей уважения к родителям, по гордости человеческой в обществе ненависть, неприязнь, зависть, злоба возрастают. Всё по причине гордости!
Говорят святые отцы: человек гордый является противником Богу, последователем первого гордеца — отпавшего от Бога денницы, сатаны. Он уже не Божий слуга и не Божий последователь, он последователь другого духа, другого настроения. И избежать этого состояния мы можем только стараясь свою душу научить смирению, поступая в жизни своей смиренно.
Но многие скажут: «Батюшка, ну как научиться смирению? Легко сказать „смиряйся!“». Как сказал один послушник: «Дома не я родителей слушал, а меня родители слушали. Как же мне теперь научиться послушанию и смирению?» — А научиться ставить себя в рамки смиренномудрия!
Что такое рамки смиренномудрия? Это когда у человека нету смирения как благодатного дара, как дара Святаго Духа от Бога, но он желает его приобрести, хочет быть подобным, похожим на Бога и старается ставить себя в рамки смирения. Внутри там и закипит что-то, может, возмутится — но он себя пересилит, первым положит поклон, попросит прощения и заставит себя смириться. Не ради смирения двоедушного, а ради достижения благодатного смирения.
О примерах смирения
А насколько смирение возвышенно, мы видим из примера земной жизни Христа Спасителя. Он, Вторая Ипостась Святой Троицы, Бог Слово, Создатель мира («Сло́вом Госпо́дним небеса́ утверди́шася», Пс. 32:6), принял на Себя земную человеческую плоть. И Премудрейший Творец был в послушании у Своей Матери Пречистой и у своего мнимого отца, Иосифа Обручника. Творец мира был в послушании у Своих творений, у людей, почитая их как родителей, слушаясь их. Какой пример смирения! Мы знаем, что Он не только был смирен и послушли́в Отцу Своему Небесному даже до смерти, смерти же крестной (смотр. Флп. 2:8), — но и земному мнимому отцу, человеку тварному, был послушен, являя нам примеры смирения.
И угодники Божии нам показывают примеры смирения.
Именно о смирении, братья и сестры, мы и должны говорить. И когда мы постигнем необходимость смирения, тогда все люди покажутся нам ангелами, а себя мы будем видеть грешниками, недостойными милости не только Божией, но и от людей.
Человеку гордому всё не так и все не такие. Для человека смиренного все хорошие, а он не такой, и он себя виноватым чувствует перед всеми.
Потому — ради смирения — мы и на Прощёное воскресенье все друг у друга просим прощения — исповедуя смирение. Потому мы и службы, братья и сестры, в храме совершаем не как захотим, а по уставу церковному, являя смирение и послушание Матери-Церкви. Потому мы и посты соблюдаем, установленные святыми отцами, являя этим послушание им и апостольскому учению. Потому мы и заповеди Господни чтим — мы являем смирение и послушание Богу и Его последователям — святым апостолам, и святым мужам апостольским, и святителям… Потому-то и догматы церковные мы храним, — ведь они были приняты на Соборах, а в соборном разуме проявляется смирение, слышание друг друга, и святые отцы на Соборах со смирением говорили: «Изво́лися Свято́му Ду́ху и нам» (смотр. Деян. 15:28).
Об уроках смирения
И вот, братья и сестры в наше время, когда столько злобы, неприязни, ненависти, Святогорская Лавра — как икона в лице братии даже и в лице преподобного Иоанна Затворника, как надо жить. Мы живём мирно и людям стараемся помогать, с любовью служа им, и обитель, святыню нашу, стараемся деятельною любовью своею поддерживать. И так каждый должен в обществе поступать, потому что смирение даёт понимание заповедей Господних: «Возлюби Бога твоего» и «Возлюби ближнего твоего яко сам себе» (смотр. Мк. 12:30–31). И ещё сказано в Священном Писании: «Не делай ближнему того, чего себе не желаешь» (смотр. Деян. 15:29).
И вот преподобный Иоанн Затворник и ныне живущая в Лавре братия являются, не побоюсь громкого слова, в своей мере учителями, как надо нам, пастве Божией, жить. И каждый из нас в своём кругу, в своей семье, в своём обществе может тоже так жить, братья и сестры, рассевая вокруг себя любовь, смирение, кротость, деятельную любовь к своему Отечеству, не разрушая его, а созидая, стараясь что-то доброе в нём сделать — будь то в слове, будь то в деле, будь то даже в мыслях.
И в этом, братья и сестры, да поможет нам Господь Милосердный Своею благодатью, видя наше смирение и исходящее из него сокрушение сердечное и покаяние.
Пускай Господь исправит всё в нашей жизни. Но в каком случае будет в нас Бог действовать, братья и сестры? Если мы будем действовать, помогая Богу, потому что милость Божия там, где праведность, и Бог слушает послушного, смиренного. «На кого́ воззрю́? То́кмо на кро́ткаго и смиренна́го, трепе́щущаго слове́с Мои́х», — говорит Господь (смотр. Ис. 66:2). А Давид псалмопевец говорит: «Се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т» (Пс. 50:19). А в третьем месте мы слышим неложные слова Христовы: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, а всё остальное приложится вам» (смотр. Мф. 6:33).
Дай, Боже, нам искать Царствия Небесного, как искал его в житии своем преподобный Иоанн Затворник, отвергшийся всего земного, предавший себя в волю Божию и живший по воле Божией. Дай Боже, братья и сестры, и нам всем жить по воле Божией, быть Божьими, быть слышанными Богом и называться сынами и дщерьми Бога, Божией Матери и братьями и сестрами угодников Божиих. Аминь.
Цей запис також доступний на: Украинский






Ukrainian
Русский