Что такое монашество? А что такое на самом деле смирение? Как молиться? Об этом и о многом другом рассказал митрополит Святогорский Арсений в проповеди в день памяти преподобного Иоанна Затворника, 24 августа 2017 г. Предлагаем к прочтению эту архивную проповедь.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня, братья и сестры, мы собрались в стенах святой обители, которая воздвигнута трудами и молитвенным подвигом многих угодников Божиих. Среди них, как особая яркая звезда, сияет преподобный отец наш Иоанн Затворник, добрый труженик и усердный молитвенник, чистый делатель заповедей Христовых, подражатель аскетических подвигов многих мужей древности.
Многие спросят: «Что такое монашество? Почему человек стремится к этому образу жизни и радуется, обретая себя в монашестве и через монашество обретая Бога и вечность?» Монашество — это один из талантов, данный Богом человеку.
Есть люди, имеющие от Бога талант врача. Есть учителя, о которых говорят, что у них дар от Бога наставлять других. Есть добрые и хорошие семьянины, о которых тоже говорят, что они имеют талант от Бога, потому что ведь воспитать детей и содержать семью, в которой мир, покой, взаимоуважение и любовь царствует, непросто. Чтобы создать такую семью, нужно тоже иметь дарование от Бога. И таинство Венчания ради этого как раз и установлено — чтобы Господь помогал людям приобрести мудрость в налаживании отношений в семье своей.
Так и монашество — это один из талантов от Бога.
Монашество не является следствием какого-то разочарования в мире или уныния. Монашество, братия и сестры, — это когда человек нашёл призвание Божие в душе своей, откликнулся на него и послужил Богу своим талантом и всей жизнью своею.
Человек пессимистичный, человек разочарованный не может создать такой красоты, которой является наша Святогорская обитель. Находящийся в унынии, не нашедший себя человек не может жить так, что к нему за сотни и тысячи километров люди идут за советом при его жизни, а когда он умрёт — будут идти, чтобы поклониться месту его погребения и его святым мощам и через это обрести молитвенную помощь от него и благодатную силу от Бога.
В чём смысл затворничества?
Сам подвиг затворничества — это не какое-то отрицание мира, это не какая-то ненависть к мирским людям. Это никакое не желание уйти от всех. Нет, братья и сестры. В затворническом подвиге, желании уединения заложен смысл великой любви к Богу.
Мы можем любить всякое. Кто-то любит варенье из малины, кто-то пироги с картошкой, кто-то любит своего сына, дочь, кто-то любит своих родителей, кто-то любит своё Отечество… И чем более возвышенный предмет любви, тем глубже сама любовь, этот талант, дар Божий в человеке.
Но как существуют наши дети, как существуют родители, как существует наше земное Отечество, точно так же существует и Небесное Отечество, которое простой народ называет Царством Небесным. Точно так же существует и Бог, Он — реальная Личность. И можно любить и Его.
Можно любить не только то, что мы видим земными очами, но и то, что видим очами духовными, внутренними. И оно достойно нашей любви в высшем понимании и самозабвения.
Многие мирские люди знают, что, когда два молодых человека начинают любить друг друга, они не стараются находиться где-то в толпе — они стараются уединиться. И часто ночь напролёт друг с другом проводят в беседе, во взаимно утешительных словах и ласках, выражая любовь свою друг к другу. И им не скучно друг с другом. Им не нужна толпа. Каждому из них достаточно один на один общаться со своим любимым человеком.
Так же и когда дочь или сын приезжают к матери в гости, сколько бы не пришло родственников, они стараются с мамкой где-то сесть в отдельной комнате на диван или на кровать и из души в душу, из сердца в сердце излить, рассказать, как они живут, пожаловаться, услышать ласковое материнское слово… И эта беседа один на один тоже не скучна человеку, но дорога его сердцу, и он с теплотой о ней вспоминает.
Вот так же точно, когда человек любит Бога, он старается уединиться, чтобы быть в молитвенной беседе, в общении с Богом.
В своё время преподобный Арсений Великий сетующей о том, что не могут с ним часто беседовать, братии говорил: «Простите, братья, не могу быть одновременно и с Богом, и с вами». Так и преподобный Иоанн Затворник возлюбил Бога всем сердцем своим, всею душею своею, всем помышлением своим. Но он и ближнего возлюбил, «яко сам себе» (смотр. Мк. 12:29–31), и удалился в затвор, чтобы там, беседуя с Богом, рассказывать Ему о нас с вами. Любя нас, он беседовал о нас с Богом, Которого возлюбил всем сердцем своим.
Какая молитва настоящая?
Вот в чём смысл затвора. Вот в чём смысл этого желания молитвенной беседы с Богом, когда человек живой душой, живым сердцем чувствует Творца мира рядом с собой и когда Творец дарует в ответ на его молитву утешительное благодатное чувство.
Ведь молитва — это не какое-то заклинание. Часто приходится слышать: «Владыка, какую лучше молитву прочитать?» Да ведь не словесная формула Богу важна. Богу важно, когда ты беседуешь с Ним от сердца, когда как бы поток разговора Богу посылаешь молитвенный.
А даже самые возвышенные, самые чистые слова можно холодным сердцем прочитать — но о такой молитве Давид псалмопевец сказал: «Молитва моя в недра моя возвратится» (Пс. 34:13).
Мы, братья и сестры, видим, что преподобный и Богоносный отец наш Иоанн, затворник и чудотворец Святогорский, был не просто собеседником с Богом, он не просто привлёк благодать Святого Духа, но и удержал её и сохранил, что, как говорят святые отцы, намного сложнее, чем только привлечь её. И о том, что его святые мощи в настоящее время являются источником этой благодати, свидетельствуете вы: множество вас со всех концов приехало сегодня на праздник. А к пустому колодцу народ за водой не ходит.
И это при том, что ведь сегодня сложное время, трудно бывает людям добраться сюда… Но приехали архиереи, приехали священники, приехали вы, любящие преподобного Иоанна Затворника. Вы перенесли тягость и трудности дальней дороги, испытываете тесноту в храме… — да неужели же Иоанн Затворник сегодня на эту вашу любовь своей любовью не откликнется? Неужели он не будет молиться сегодня за вас? Вы преодолели подвиг телесного труда, путешествия и стояния, и молитвы в храме, кто-то подчас и ночевал на полу — преподобный Иоанн Затворник ценит эту вашу любовь к нему и ответной любовью своею отвечает каждому из вас.
Покровитель Святых Гор
Сегодня святой Иоанн стоит у престола Вседержителя. Сегодня он с Божией Матерью, Игуменью Святых Гор, молится за всех здесь собравшихся.
Он особый покровитель нашей Святогорской обители. Здесь он «трудолюбно подвизался», как написано в службе ему. Здесь он упокоился своим труженическим телом. Здесь были многие близкие и родные ему по духу братья, которые назидались его житием. Сюда множество народа из года в год притекало и праздновало его святую память. Ещё до прославления церковного сотню лет народ хранил в своих святых углах наряду с иконами литографические портреты святого Иоанна Затворника, молясь преподобному. И он не оставлял их молитвы без ответной действенной чудотворной помощи.
Одиннадцать житий преподобного Иоанна Затворника различных редакций было издано, и они пополнялись новыми и новыми чудесами, происходящими у его могилки и от его святых мощей. Множество сотворил преподобный Иоанн Затворник чудес. Это и избавления от онкологических заболеваний, и исцеления людей, от которых уже врачи отказались… И по причине этой его любви к нам, этой деятельной помощи мы все и собрались здесь, чтобы почтить угодника Божия в исполнение слов апостола: «Поминайте наставники ваша и, взирая на кончину их, подражайте вере их» (смотр. Евр. 13:7).
Смирение — это…
Взирая на житие преподобного Иоанна Затворника, видим, насколько было оно самоотверженно, насколько было оно исполнено смирения и послушания. Смирения, о котором псалмопевец сказал: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). И мало того: также сказано, что «Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать (Притч. 3:34).
Смирение — это не малодушие. Человек малодушный не мог бы понести такие аскетические подвиги, какие понёс святой Иоанн Затворник. Мы часто малейшую какую-то немощь нашу, малейшее исключение из нашей жизни комфорта переносим с ропотом. А он и не хотел этого комфорта. Святой Иоанн жил в аскетическом подвиге, отрешившись от всего земного. Потому что душою своею он уже как бы жил в Царстве Небесном.
Постарайтесь наполнить жизнь христианским смыслом
Каждый из нас в свою меру сейчас тоже отрешился от чего-то земного, от каких-то удовольствий. Сейчас идёт пост. Пост накануне праздника Успения Божией Матери. Пост, посвящённый Царице Небесной. Этот пост короткий, но в то же время строгий, и он так любим православными христианами!
Подражайте, братья и сестры, преподобному Иоанну Затворнику в его любви к Богу. Постарайтесь жизнь свою исполнить смысла христианского. Не все мы можем быть затворниками, потому что не каждому из нас дан этот талант. Но кто-то из вас врач, кто-то учитель, кто-то шофёр, кто-то столяр, кто-то добрый и хороший отец, кто-то любящая мамка… И это тоже таланты. Почувствовав в душе своей вот эти таланты, постарайтесь, как Иоанн Затворник, исполнить их особенного, божественного смысла. И воплощая в своей жизни этот талант, постарайтесь быть полезными и ближним своим, и Церкви, и Богу.
Помните, братья и сестры, о том, что хорошее государство не там, где хорошее экономическое или политическое устройство. Хорошее государство там, где хорошие граждане, где добрые люди, которые готовы друг другу помочь, друг друга простить, друг друга поддержать в добре. В таком государстве и жить легко, и утешительно, и радостно. Если так живём, то мы все становимся как одна семья.
Жалейте друг друга!
Сегодня мы объединились в любви к Богу, любви к угоднику Божию преподобному Иоанну Затворнику. Объединитесь же и в любви друг к другу, братья и сестры! Это так необходимо в наше время — жалеть друг друга!
Ни в одном иностранном языке нет такого слова, как в нашем — жалеть (друг друга). Даже в одном светском фильме актриса говорит слова, которые действительно достойны глубины понимания. Казалось бы, обиженная всеми, она говорит: «Я всем всё давно простила. Ведь, будучи врачом, я столько скорбей и бед видела, что поняла: мы все скорбящие и обиженные в этой жизни. И друг друга надо не обвинять, не осуждать, а жалеть, нужно друг другу прощать, друг друга любить и друг другу помогать!»
И знаете, как радостно жить, когда ты полезен и эту пользу ближнему творишь просто ради Бога?! Не ради того, чтобы Господь что-то тебе взамен потом дал: мол, я Тебе, а Ты мне. Нет!
И так жить легко, радостно, утешительно. Тогда сама жизнь приобретает смысл.
Ведь подумайте, братья и сестры: 150 лет назад представился от этой жизни преподобный Иоанн Затворник, а сколько народа сегодня собралось в храме почтить его память! И скажете после этого, что он умер, и его нет, и он стал прахом, как говорят атеисты? А к кому же тогда пришёл народ тысячами? Святой Иоанн жив душою своею бессмертной, душой, которую хранил от греха, насаждая в ней добродетели, которым он научился из слова Божьего, из заповедей Божьих.
Дай Боже, и нам, братья и сестры, начав с малого, прожить жизнь со смыслом, прожить жизнь по-Божьему.
Кто не венчаный — повенчайтесь после поста! Кто никогда не исповедовался — наберитесь храбрости и сил и поисповедуйтесь. Батюшки вместе с вами будут и плакать, и радоваться на исповеди, радуясь прозрению вашей души, радуясь о том, что вы нашли силы признаться и выбросить эту грязь из себя.
Кто не причащался никогда — причаститесь Святых Христовых Тайн. Вы увидите, как тогда изменится многое в вашей жизни. И даже взгляд на окружающих у вас поменяется, потому что на всё вокруг совершающееся будете смотреть через очищенную призму души своей, очищенным внутренним взором. И будете всех жалеть, за всех молиться, всем желать добра. Ведь с таким чувством жил и живёт и преподобный Иоанн Затворник. Аминь.