Пример трёх святителей (видео)

видео

Какой главный пример явили нам святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст? Почему Церковь свята? С чего начинается покаяние? Для чего мы приходим в Церковь? Об этом рассказал митрополит Святогорский Арсений в проповеди в день памяти трёх вселенских учителей и святителей, 12 февраля 2022 г. Предлагаем к прочтению эту архивную проповедь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Именно с таким призыванием Всесвятого имени Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа — исходили на амвоны своих кафедральных соборов ныне празднуемые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Церковь называет их тремя великими учителями Вселенной и в сегодняшний день отмечает совместную их память.

Эти угодники Божии жили примерно в одно время: это IV — начало V вв. Каждый из них был светильник Церкви, поставленный на све́щнице, да светит всем (смотр. Мф. 5:15). Жизнь каждого из них по отдельности удивительна. И для христиан, читающих житие одного из трёх святителей, поразительны те или иные моменты его жизни. Для тех, кто стремится жить духовно, жизнь трёх святителей не только поразительна, но и привлекательна. Поэтому по окончании своего земного жития святители оставили после себя много последователей.

Но мы, люди, часто, предпочитая одного человека, стараемся, возвеличивая его, уничижить других. Спустя несколько столетий после кончины святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в XI в., среди их почитателей возникли разногласия. Одни почитали более двух других святителей Василия Великого — как человека аскетического подвига, строгого по отношению к грешникам, твёрдого в хранении и исповедании веры. Другие похваляли выше прочих Иоанна Златоуста как склонного к милосердию, скоро допускающего грешников к покаянию святителя, который отличался особым красноречием, так что в народе назван Златоустом, и после которого остались десятки томов проповедей. Третьи же похваляли Григория Богослова за его твёрдую веру, высокое богословие и толкование Священного Писания, которое он изъяснял так, что ему присвоили то же звание, какое было у любимого ученика Христова Иоанна, — Богослов.

Житие каждого из них в отдельности действительно поразительно, но люди, почитая их, разделились, и одни начали называть себя василианами, другие иоаннитами, третьи григорианами. И не просто это было на уровне людей простых — часто в споры вступали мужи мудрые, учёные, сведущие в богословии. Этими спорами был наполнен Константинополь и Византия. И вот в те времена, в XI в., в дни царствования императора Алексия Комнина, святительствовал епископ Иоанн Евхаитский. Этот угодник Божий отличался и святостью жизни, и даром проповеди: до сегодня дошли его проповеди и слова, сказанные им на те или иные праздники. Кроме того, он был ещё и церковный песнописец и составитель церковных служб. До нашего времени дошли — и мы их часто употребляем — составленные Иоанном Евхаитским каноны: это канон Иисусу Сладчайшему, канон Ангелу Хранителю.

Именно этому угоднику Божию явились сначала каждый отдельно, а потом вместе три великих святителя. Причём явились не в сонном видении, а наяву. И сказали как едиными устами, слово в слово: «Скажи нашим почитателям, чтобы не разделялись между собой, предпочитая из нас того или другого. В жизни своей мы то, что нам было таинственно открыто Духом Святым, явно говорили людям. Каждый говорил то, что ему открывал Бог. И с тем, что говорил один, согласны и двое остальных. Мы пребываем в единодушии и в равной чести и славе у Бога. Поэтому благословляем тебя назначить день и составить службу празднования трём нам совместно. А мы будем молиться за наших почитателей, потому что надеемся, что мы снискали некую милость от Бога», — заметьте, с каким смирением произнесены эти слова великими столпами Церкви!

Сказав это, святители начали удаляться, восходя на небо, сияя небесной славой, и, беседуя, обращались друг к другу по имени.

Святитель Иоанн Евхаитский исполнил повеление угодников Божиих. Поскольку празднование каждому из них выпадало в январе месяце по старому стилю: 1 января Василию Великому, 25-го — Григорию Богослову и 27-го — Иоанну Златоусту, — то святитель Иоанн решил установить совместное празднование им на 30-й день января месяца по старому стилю (12 февраля по н. ст.). И он написал им службу, которая в этот день была торжественно отслужена и с тех пор, с XI в., совершается по всем православным церквям, свидетельствуя о любви, единомыслии, единодушии великих столпов Церкви. И мы сегодня прославляем их, прося святых молитв и о назидании каждого из нас, и о даровании духа смирения, кротости, братолюбия, и о единстве нашей Матери-Церкви, о котором так заботились сии угодники Божии не только при жизни своей, но и по отшествии в горние обители.

О единстве Церкви

Единство Церкви и святость Церкви основаны на словах Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18).

Здесь и в других местах Священного Писания Господь говорит о Церкви в единственном числе. «Церковь есть столп и утверждение истины» (смотр. 1 Тим. 3:15), — сказал Господь через апостола. И в другом месте есть такие слова: «Аще кто церковь преслушает, будет тебе яко язычник и мытарь» (смотр. Мф. 18:17). Слушая эти слова Христовы о единстве Церкви, мы, братья и сестры, должны понимать, что это единство Церкви и Её святость складывались также на любви между чадами церковными и на святости и стремлении к святости церковных чад.

Святитель Василий Великий

Мы вспоминаем святителя Василия — угодника Божия, которого Церковь назвала Великим. Его семья дала множество святых. Дед его был замучен за христианскую веру, бабушка Макрина была монахиней. Также почитается Церковью и мать святителя Василия Великого Емилия, которая умерла более 90 лет отроду в монастыре вместе со своей дочерью, сестрой Василия Великого, которую звали так же, как и бабку, Макриной. Прославились и братья святителя Василия Великого как святители, угодники Божьи. То есть одна семья дала Церкви множество святых.

Василий Великий настолько был ревностен по Бозе, что своим равноангельным пощением и другими подвигами очень истощил себя, так что, как говорили некоторые очевидцы, был как паутинка. Да и он сам говорил о себе, что из болезни в болезнь впадает. Но неся аскетические подвиги, святитель Василий Великий при этом совершал служение в храме, неустанно проповедовал, отстаивая чистоту православной веры. Он учредил приюты для детей-сирот, дома престарелых (или богадельни, как они раньше назывались), больницы, в которых сам ухаживал за больными. В житии указывается, что он ухаживал в том числе за прокажённым, причём старался, чтобы никто не знал об этом его подвиге.

Василий Великий скончался рано, в 49 лет всего лишь. И на кафедре архиерейской был восемь с половиной лет и шестнадцать дней. Это сохранила история. С IV в. более полутора тысячи лет прошло — и до сих пор помнят, что он был на кафедре восемь лет шесть месяцев и шестнадцать дней. Подумайте, как люди дорожили каждым днём общения со своим святителем, что даже сохранили такие подробности о нём!

Конечно, жизнь его была привлекательна для многих, многие последователи стремились подражать ему в аскетизме и духовной жизни. Поэтому он создал множество монастырей и учредил уставы монастырские, уставы эти довольно строги.

Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов двенадцать лет был на кафедре Константинопольской. Скончался в 60 лет, находясь на покое вдали от столицы, в уединённой молитве, куда удалился после трудов архиепископа Константинопольского. Что это были за труды у святителя Григория Богослова? В то время арианство захлестнуло всю империю. И император, и лжеархиереи, и множество народа отпало от Церкви. С архиепископом Григорием, которого прозовут Богословом, осталось всего лишь 15 человек, и они служили в храме, который называли Анастасия (греческое слово «анаста́сиос» значит «воскресение»). Еретики подсылали убийц, чтобы те или нанесли увечье, или убили святителя Григория. Но он своим словом, кротостью своей, властностью своей святости останавливал безумцев, и они становились его почитателями.

Итогом святительской жизни Григория и его проповедей стало то, что Константинополь вновь стал православным, отвернувшись от ереси.

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст так же, как и Григорий Богослов, прожил 60 лет. На кафедре архиерейской он был всего лишь шесть лет, но за это время святитель, неустанно проповедуя, стяжал за свои проповеди огромную народную любовь. И никто так, как Иоанн Златоуст, не изъяснил Священное Писание и столь красноречиво, захватывающе не предложил глаголы вечной жизни евангельской для назидания другим.

Предание говорит, что когда Иоанн Златоуст проповедовал, город становился пустым, закрывались лавки, прекращали работу базары и торжища, потому что народ во множестве толпился у кафедрального собора, где проповедовал Иоанн Златоуст. Десятки, сотни скорописцев сидели у амвона церковного, записывая слова святителя.

Проповеди Иоанна Златоуста были возвышенные, как и душа его святая, как и разум его, просвещённый божественной мудростью. Мы видим на иконах апостола Иоанна Богослова, как его символ, орла парящего. Так и Иоанн Златоуст надмирно парил в своих мыслях, в своих знаниях о вечности, о Боге, о Священном Писании… Но его возвышенные слова не всегда были понятны простому народу. И однажды некая женщина во время его проповеди воскликнула: «О, Иоанн! Разум духовности твоей и проповедей твоих — как глубокий колодец. Но коротка верёвка нашего разума, и мы не можем достать до глубины твоей и почерпнуть воды, чтобы напиться».

Иоанн Златоуст со смирением внял её словам, и с тех пор его проповеди стали простыми, облечёнными в доступные для простого народа формы. И эти проповеди десятками томов сохранились, более чем полторы тысячи лет хранимые Церковью как сокровище святости бессмертной души святителя Иоанна. Его кротость, смирение, любовь к кающимся грешникам была поразительна. И смерть его была не просто смертью.

О привлекательности житий святых

Все три угодника Божия — и Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст — в жизни терпели скорби и гонения. Василию Великому император Юлиан Отступник, который отверг христианство, угрожал, что разорит христианство и уничтожит Церковь в Кесарии Каппадокийской, где был архиепископом святитель Василий. Григория Богослова, как я уже говорил, не признавали архиепископом и покушение готовили на него. Слово правды Иоанна Златоуста не всегда нравилось власть предержащим. Так, когда он говорил обличительные проповеди, то императрица Евдоксия в неприязненных чувствах и в злобе к святителю дважды приказывала отправлять его в ссылку. И когда он был изгнан из Константинополя второй раз, она, несмотря на его слабое здоровье и уже преклонный возраст, приказала воинам, которые ехали на конях, гнать архиепископа Константинопольского в ссылку пешком. И Иоанн терпеливо, старческими ногами, сопровождаемый конными воинами, шёл пешком на место своей ссылки в теперешнюю Абхазию. И когда святитель Иоанн был уже в крайнем изнеможении, там ему явился мученик Василиск и сказал, что в нынешний день они будут вместе. Святитель попросил воинов остановиться, послушал службу в храме, причастился Святых Христовых Таин и скончался со словами «Слава Богу за всё».

Все три угодника Божия не жалели себя, но жизнь свою положили для духовного здравия и для того, чтобы их последователи, их паства, наследовали вечное нескончаемое бытие. Вся жизнь их — и личный пример, и слово — были привлекательны для людей. Были привлекательны и самые кончины их. Например, о святом Василии, когда он скончался, говорили: «Он бы не умер, если бы сам не захотел. Но он стремился к Богу». Святитель в день своей смерти совершил Литургию. Он причастился и, простившись со всеми в храме и преподав всем благословение, здесь же в храме преклонил колени и мирно скончался.

Святость жизни святителя Василия привлекательна была настолько, что на его похороны, бросив всё, устремилось множество народа, причём не только христиане, но, как говорит свидетельство, и иудеи и язычники во множестве притекали и теснились, чтобы хотя бы прикоснуться к гробу, в котором лежал святитель Василий Великий. То есть для людей нецерковных — для язычников и иудеев — святость его жизни была непререкаема.

Главный пример от святителей

Мы в нынешний день, братья и сестры, нуждаемся именно в таких примерах, которые явили три святителя. А самый главный данный ими пример — это хранение единства Церкви, хранение единства народа церковного. Причём единства не просто самого по себе, но единства вокруг Христа, единства вокруг догматов и канонов церковных, которые как драгоценное сокровище оставлены нам святыми отцами для нашего назидания и для нашего спасения.

Святая Церковь от времени пришествия в мир Христа Спасителя по сегодня свята. Мы, люди, бываем разные и по степени духовности, и по греховности нашей, и нравственности нашей, и беспечности. Мы всякие по настроению наполняем Церковь Христову, но святость Церкви от этого не умаляется, потому что, как говорят святые отцы, солнце, обходя места скверные, не оскверняется.

И мы в Церковь приходим не для того, чтобы Церковь стала хуже от нашего присутствия. Мы приходим, чтобы стать лучше от присутствия в Церкви, от того осияния благодатным светом, который действием Святого Духа хранит Святая Церковь. Мы приходим для того, чтобы назидаться заповедями Божьими и житиями святых угодников Божиих, и, сравнивая свою жизнь с их житием, приходить в осознание собственного недостоинства, и через это рождать в душе своей покаяние. Мы приходим сюда не осуждать один другого, но поддерживать друг друга, подсказывая, что хорошо и что плохо; что Божье, а что вражье.

Где начало покаяния?

И мы, братья и сестры, пришли в Церковь научиться покаянию. Потому что покаяние есть начало самосовершенствования человека. «А где начало покаяния?» — спросите вы. Святые отцы говорят: начало покаяния в неосуждении. А откуда же берётся осуждение? Осуждение берётся от предвзятости, то есть когда мы от другого человека требуем святости жизни и идеала, но от себя не требуем ничего. А если мы обращаем внутрь себя зрение, и видим своё несовершенство, и плачем над своим покойником, над своею душею, то тогда, братья и сестры, весь мир нам кажется святым и все люди кажутся праведными. И их ошибки мы не осуждаем, а сравниваем со своими, вспоминая свою жизнь: а разве у меня такого не было? И приходим в состояние смирения, неосуждения, а из неосуждения — в состояние покаяния, а через покаяние бываем оправданы перед Богом.

<…> Помните, как в евангельской притче фарисей хвалился своей праведностью и говорил безумные глаголы: «Я благодарю тебя, Господи, что я не такой, как прочие человецы или как тот мытарь, который сзади в храме стоит!»? Мытарь же даже головы не поднимал, стоя в конце храма Божьего, бил себя в грудь — такой надрыв, такое внутреннее состояние у него было, что даже действие такое вызывало, — и только повторял: «Боже! Милостив буди ми, грешному!» (Лк. 18:10–14).

В наше время, братья и сестры, очень важно сохранять дух неосуждения, сохранять смирение, сохранять покаяние. Требовать не от других, кто бы они ни были — политики, начальствующие, родители, дети, священники или архиереи, соседи наши или коллеги по работе, — требовать не от других, но требовать от себя в первую очередь, братья и сестры. Из этого рождается правильность духовной жизни.

Господь очень чётко и ясно дал нам понять, что осуждать не можно. Но мы, читая Евангелие, чему-то внимаем, а что-то как бы… не то, что пропускаем мимо ушей…, но это наша развращённая грехом душа даже и слушать не хочет, противится этим словам, противится им внутренним своим нераскаянным состоянием. Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете. Не осуждай — не осужден отъидеши» (смотр. Мф. 7:1; Лк. 6:37).

Ведь недаром говорят, что Страшного Суда не боится тот человек, который смиренно жил, никого не осуждая.

Нужно всегда хранить свою душу

Поэтому дай, Боже, нам прожить жизнь свою, братья и сестры, с ревностью о спасении своей бессмертной души и сохраняя чистоту канонов, догматов и единство Церкви. Дай, Боже, нам, братья и сестры, слышать святых отцов, таких как три святителя, для которых мир между нами был настолько важен, что они спустились с горнего Царствия, с горнего Иерусалима сюда, на землю, и святителю Иоанну Евхаитскому сказали, как важно для них единство их последователей и почитателей.

Дай Боже, чтобы мы, читая Святое Евангелие, черпали из него силы для духовной жизни и правильность выносили из слов Священного Писания, как нам говорить, о чём нам думать, как нам поступать; чего держаться, а от чего стараться быть подальше; к чему стремиться, а от чего отвращаться в этой жизни… Потому что от этого зависит участь души нашей, что будет — жизнь наша в вечности или погибель души нашей. На кону, ни много ни мало, стоит душа наша, ради которой Христос пришёл и распялся, показав ценность для Бога души каждого человека в отдельности и всего мира в целом.

Поэтому дай, Боже, чтобы как святители словами и делами, жизнью своею были привлекательны для других, так что люди становились их последователями, так каждый из нас, где бы мы ни находились: то ли на архиерейской кафедре, то ли на клиросах, своё послушание исполняя на совесть, или в храме Божьем, или в кругу своей семьи, или среди своих коллег в коллективе… — везде мы, братья и сестры, должны хранить свою душу и быть примером ко спасению для других.

Ведь недаром Церковь вспоминает трёх святителей, особо акцентируя внимание на их заботе о пастве. Так нам ли не заботиться каждому о своей душе собственной, стараясь прилепляться к доброму и удаляться от соблазнов, удаляться от того, что может повредить душе нашей или внести в неё какое-либо смущение, смутить нашу совесть?
<…>

Примеры многим поколениям

Я не представляю своей жизни в отрыве от Церкви. Дай Боже, чтобы у каждого из нас, братья и сестры, были любовь к ближнему, стремление быть с Богом, хранить себя в Церкви. И дай, Боже, нам каждому быть не просто человеком, призванным в Церковь, но и избранным в этой Церкви, ведь Господь сказал: «Много званых, но мало избранных» (смотр. Мф. 22:14). Поэтому дай, Боже, нам, братья и сестры, проникнуться живым чувством, живым духом, живым настроением, живым отношением к Богу и к своей душе бессмертной, которым жили святители, множество других угодников Божиих, а также наши родители, наши добрые бабушки и дедушки, которые оставили нам пример нелицемерного благочестия, нравственной и духовной труженической жизни во Христе. Подчас они не жалели себя и как раз этим, наверное, оказывали наивысшее попечение о своей бессмертной душе. Нежаление себя — на самом деле, это и была любовь к своей душе и любовь к Богу. Потому что ведь жизнь духовная не из пустых разглагольствований складывается, она наполнена деятельной любовью по отношению к Богу, к Церкви, друг к другу и по отношению к своему Отечеству, которое есть подножие Престола Божия. Отсюда нам, братья и сестры, восходить к Богу на ответ, к Его Престолу, где молятся сегодня о нас три великих угодника Божия — кроткие, смиренные, любвеобильные труженики, душу свою положившие за словесное стадо Христово, — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Молитвами их да помилует Господь и наши души, и да вразумляет нас жить по-христиански, чтобы мы не по названию только, но по внутреннему своему настроению, по словам и по делам нашим были христиане. Аминь.

Цей запис також доступний на: Украинский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *