Крест — хранитель всей Вселенной

Как можно всё исправить? Чем опасно безбожие? Гоним ли мы каждый сам Христа? Об этом рассказал митрополит Святогорский Арсений в проповеди в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, 27 сентября 2009 г. Предлагаем к прочтению эту архивную проповедь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В нынешний воскресный день, братья и сестры, мы с вами собрались, чтобы почтить молитвою событие, воспоминаемое в сей двунадесятый праздник Святой Православной Церкви — Крестовоздвижение. Говоря о празднуемом событии, мы должны вспомнить и о том, что ему предшествовало и стало его причиной.

Римская империя. Уже три века, как существуют христианские общины по всему лицу тогдашнего мира. В царствования различных императоров христиане подвергаются гонениям, иногда очень жестоким. Время от времени в гонениях наступают затишья, но всё равно умирающее язычество, как бы в агонии, старается уничтожить разливающийся по миру свет христианства, накрыв его тьмою гонений, ссылок, казней, насмешек, клеветы на Церковь Христову и на верующих во Христа.

IV век. В Риме царствует император Максенций, человек очень жестокосердный. Избран он был против воли всего народа и против воли войска, а голос войска в Римской империи считался очень важным в деле избрания императора. Войско хотело видеть императором Константина, который впоследствии прославится святостью жизни и за своё отношение к христианству будет вместе со своей матерью Еленой назван равноапостольным, то есть равным апостолам Христовым.

А тогда Константин вместе со своей престарелой матерью находился на Британских островах. Жестокости же римского императора вызывали всенародное возмущение, народ тяготился его правлением. И войско обратилось к Константину, чтобы он пришёл в Рим и занял императорский престол, изгнал теперешнего императора, который угнетал народ и которого народ не хотел видеть своим правителем.

Но Константин, будучи кроток и смирен — за что и избран был Богом, — письмами постарался усовестить императора Максенция, чтобы он не творил зла. На это Максенций только яростью распалялся против Константина. Тогда, видя, что увещания пользы не приносят, а зло развивается, Константин, собрав своё немногочисленное войско, пошёл на Рим. Максенций же вышел навстречу, и его войско было намного больше войска Константина.

Всё войско Константина и он сам были в смущении, тем более что Максенций призывал себе на помощь множество бесов, совершал волхвования, колдовства, перед идолами в Риме заколали юношей и девушек, беременных женщин, чтобы кровь их умилостивила языческих богов на помощь нечестивому императору.

Сейчас о язычестве принято говорить красиво, говорить лишь о культурном наследии языческой Римской империи, показывать сохранившиеся с тех времён статуи и языческие храмы. Но язычество — это прежде всего зло и жестокость. Ведь именно с язычеством связан и рабовладельческий строй, когда человек угнетал человека как скота. Это с язычеством связано принесение человеческих жертв. Это с язычеством связано неимение никакого милосердия — как, например, в одних концах Римской империи достигших 60-летнего возраста стариков сбрасывали со скалы, чтобы они не были в тягость обществу. Основывая дом или город, под порог дома или в городскую стену замуровывали младенца, чтобы умилостивить богов и чтобы дух этого младенца охранял город и дом.

Но сегодня почему-то забывают, что именно с такими вещами связано язычество, как и том, что травили христиан на аренах цирка зверями. Язычество преподносится как некое великое достижение культуры и искусства. Но что за этим стояло? Страшное духовное состояние безнравственного общества.

И вот не только против императора Максенция — именно против этого настроения, против этого служения злу встал царь Константин. И он молился не языческим богам, в истинности которых давно уже сомневался и потерял в них веру. Он начал призывать в молитве себе на помощь единого неведомого Бога.

И во время его молитвы вдруг явилось на небе знамение: из звёзд составился Крест Христов. Над Крестом же были буквы: «Сим побеждай». Константин и всё войско было в смущении — крест считался орудием казни, на котором распинали преступников. Казнь была жестока, и смерть была тяжела у тех, кто был распят на крестах. Поэтому всё войско смотрело на Крест как на недобрый знак.

Тогда Господь, утешая Константина, явился ему во сне. Указав на знамение Креста, Спаситель сказал: «Прикажи сделать изображение этого знамения и носи его перед войсками». Константин призвал ювелиров и сказал им сделать изображение Креста, украсив его драгоценными камнями и жемчугом. И приказал это драгоценное изображение носить перед войсками, также приказал всем воинам на шлемах и на щитах изобразить знамение Креста.

Вооружившись такою силою Христовою, Константин пошёл против зла. Силою крестной демонские полки побеждаются, а что уж говорить о человеческих полках, которые были служителями демонов?!

Войско Максенция было наголову разбито. Сам он бежал вместе с остатками войска, пытаясь скрыться в Капитолии на холме в Риме. Но мост через реку Тигр не выдержал веса множества повозок и народа и рухнул. Вместе с обломками моста утонули в реке и сам император Максенций, и остатки его войска, как когда-то египтяне в Чермном море.

C ликованием и радостью народ встретил Константина в Риме.

Константин расширял и укреплял свою империю. И когда он шёл на языческий город Византию, ему во второй раз было явлено знамение Креста Христова. И когда он на Дунае выступил против скифов, защищая границы своего государства, там был ему вновь явлен Крест Христов на небе знамением.

Посоветовавшись с мудрой своею матерью Еленою, старицей, которой было уже 80 лет от роду, император Константин послал её во входивший в пределы его империи Иерусалим найти сам Честный и Животворящий Крест, на котором Христос Спаситель принял смерть ради нашего спасения.

***

Елена — мать императора, императрица! — прибыла в Иерусалим с богатой свитой. И спрашивала она, собрав всех престарелых иудеев, где находится Крест Христов. Но они не говорили. Тогда она, употребив императорскую власть и пригрозив им императорским гневом, вынудила их сказать, что есть у них один еврей по имени Иуда, уже престарелый, из рода пророков, который знает, где скрыт Крест Христов.

Но этот Иуда не хотел говорить о месте нахождения Креста. Тогда императрица, пригрозив ему смертной казнью, посадив его в ров, вынудила Иуду признаться. И он, и не желая, но всё-таки указал на холм, который был насыпан из земли и камней и на вершине которого стоял храм языческой богини блуда и распутства Венеры. И сказал, что в своё время иудеи и язычники не желали, чтобы христиане посещали места, связанные с событиями земной жизни Христа Спасителя, и поэтому иудеи всякую скверну бросали на место распятия Христова, как помойную яму там устроив, а язычники насыпали холм из земли и каменьев и построили храм разврата и распутства, чтобы навсегда отвратить христиан от этого места.

Храм был снесён, холм раскидан. И обнаружили каменную цистерну — так в Израиле называются специальные ёмкости, вырубленные в скальной породе, к которым подводятся желоба, и во время дождей, редко там бываемых, в них, в эти цистерны, собирается вода.

И Иуда сказал, что на дне этой вырубленной цистерны, сухой, забросанной нечистотами хранятся Крест Христов и кресты двух разбойников.

Императрица Елена приказала расчистить место. Но как от всякой помойки, оттуда исходил смрад, и лезть туда никто не хотел. Тогда Елена стала бросать горстями золотые монеты в это место, чтобы людей заохотить расчищать его. И вот место было расчищено, и обрели на дне три креста, гвозди и терновый венец.

Но какой из крестов Крест Христов? Как раз в это время из города выходило погребальное шествие. Несли на погребение единородного сына вдовы, о котором мать убивалась. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий приказал, взяв кресты, по очереди возлагать их на покойного. И как только умершего юноши коснулся Крест Христов, вдруг покойник воскрес к радости матери и к удивлению всех свидетелей этого.

Видеть обретенный Крест и воскрешённого отрока сошёлся весь Иерусалим. Множество людей собралось у подножия горы Голгофы, которая раскопана была там же рядом. Народ теснился — каждый хотел прикоснуться ко Кресту Животворящему, но за множеством желающих это было невозможно. Тогда патриарх Макарий вместе с императрицей встал на возвышенном месте и, чтобы люди хотя бы видели Крест, стал воздвигать его на все стороны, благословляя народ. А народ восклицал многократно: «Κύριε, ε̉λέησον [Ки́рие, эле́йсон]!» («Господи, помилуй!»).

В память об этом накануне дня праздника Крестовоздвижения в соборных храмах при архиерейском служении совершается чин Воздвижения Честного и Животворящего Креста. По примеру патриарха Макария, который тогда, в IV в., в Иерусалиме воздвигал Крест на все стороны благословляя, так и мы воздвигаем изображение Креста Господня, благословляя на все стороны, а хор на каждое воздвижение стократно поёт «Господи, помилуй!».

Событие обретения Креста Господня, братья и сестры, было засвидетельствовано тысячами и тысячами народа. И поэтому сохранился праздник двунадесятый как великое торжество в память обретения великой святыни, и поныне мы торжественно отмечаем сей праздник. И хотя этот день по уставу постный, но тем не менее, радость об обретении Креста Христова, Честнаго Животворящего Древа, наполняет его духом радости, духом утешения и умиления от празднуемого события.

***

Императрица Елена часть Креста Христова забрала с собой в Константинополь, а сам Крест вложила в драгоценный ковчег. Перед тем, как покинуть Палестину, она основала Храм Воскресения Христова, или как его ещё называют — Храм Гроба Господня, и храм Успения Божией Матери над гробом Царицы Небесной, и ещё 18 храмов, раздала многую милостыню, стала крёстной матерью для многих иудеев, которые пожелали принять христианство, увидев произошедшее при обретении Креста чудо. Множество иудеев крестились. В том числе — и тот упорствующий Иуда, который указал место нахождения Креста. Впоследствии он был избран патриархом города Иерусалима, а при императоре Юлиане Отступнике пострадал мученически, кровью своей засвидетельствовав истинность своей веры.

***

Воспоминая обретение Креста Христова, невозможно не вспомнить и связанное с Крестом ключевое для каждого христианина событие — распятие Сына Божия за грехи наши ради нашего с вами спасения.

Недаром сегодня читалось Страстное Евангелие — в напоминание нам, какие муки претерпел Господь наш Иисус Христос ради того, чтобы мы были спасены, чтобы мы ещё имели возможность покаяния и о Бозе спасения, возможность наследовать блаженную вечность.

Не только в I в. иудеи распинали Христа, крича: «Распни, распни Его!» (Ин. 19:6) — и сейчас Христос распинается и гонится. И сейчас распинают Христа грехами своими, уязвляют Его любящее сердце клеветой на Церковь Христову, ненавистью и разжиганием распрей, всяким грехом и неподобством, которые разливаются в мире. Христос скорбит о нас и готов вновь и вновь за нас распинаться.

В покаянном акафисте на Страсти Христовы есть такие слова: «Вем, кто вино́вен Стра́сти Твоея́ на Голго́фе: аз, Го́споди, аз невоздержа́нием (то есть грехами своими) распя́х Тя». Мы являемся гонителями Христа, потому что, совершая грех, мы Христа гоним. Оскорбляя Его любовь, мы Его не любим. Творя грех и беззаконие, мы, братья и сестры, Его уязвляем ранами. Отступая от обетов святого Крещения или от монашеских обетов, мы Его предаём, как Иуда.

Не тогда только, на Голгофе, Христос от нас терпел — и ныне Он терпит. Но терпит милосердствуя, долготерпит, любя и ожидая нашего с вами покаяния.

Он не ждёт от нас обвинения всех и вся: тот не такой, государство не такое, экономика не такая, соседи не такие, братья не такие, родители не такие, невестки не такие… Да мы внутрь себя должны заглянуть и себя обвиноватить!

Как в Великом посту мы слышим в храмах: «…непщева́ти вины́ о гресе́х» (Пс. 140:4), — это значит, что не оправдываться, а искоренять грех из себя надо, обличая его на исповеди и слезами покаяния и вздохом сокрушения изгоняя его из своей души, смывая эту грязь со своего сердца.

Разве напрасно Христос распялся? Разве зря апостолы обошли весь мир? Разве напрасно были эти видения и явления великих святынь? Разве зря наши деды и прадеды при равноапостольном князе Владимире приняли святое крещение? Разве зря, братья и сестры, мы перенесли страшный урок отступления от Бога в 1920-е, 1930-е, военные 1940-е и последующие годы? Неужели мы не видим, к чему приводит безбожие? Не к созиданию приводит безбожие — к разрухе. Где Бог, там любовь, терпение, созидание, всепрощение, чистота. Где нет Бога — там зависть, раздоры, ненависть, клевета, разорение…

<…>

Некоторые хвастаются: «А я неверующий, я атеист!». Чем ты хвастаешься, безумный человек?! Тем, что ты подобен скоту, — только спишь и кушаешь? Скот и то лучше нас — он хоть абортов не делает, а мы своих детей во чреве убиваем!

Братья и сестры, здравыми очами посмотрите на безумие современного человечества. Безбожник, атеист — хвастаемся этим… А что хорошего безбожие принесло у нас в Отечестве? Гражданские войны, когда брат брата убивал, голодоморы, когда одни других голодом морили? Раскулачивание, когда соседи соседей предавали и семьями вымирали потом в Сибири и на каторгах? Разорение нашего исторического наследия, храмов, святынь наших, разорение нашей нравственности?..

Всё это последствия безбожия. Другой причины этого всего нет.

Посмотрите: ведь бывали такие ситуации в нашем Отечестве… Монголо-татарское нашествие — страшное бедствие для государства. Но ведь объединились, нашли силы в себе собраться вместе воедино и, помолившись, дать отпор этим врагам. Ведь было польское нашествие, когда наше государство всё разорено было. Но ведь нашли силы, и освободилось Отечество.

И в прошлой войне тоже мы духовно победили, братья и сестры. В 1937 г. была объявлена безбожная пятилетка. К 1942 г. должен был быть закрыт последний храм на территории Советского Союза — такой план был. Война 1941 года помешала. И не только помешала — немножко вразумила. Тысячами храмы открывались во время войны, и тысячи людей в храмах молились. И мы — голодные, холодные, разутые, раздетые — победили! И наш солдат-победитель пришёл в Берлин и поставил знамя на Рейхстаге. Господь помог. Потому что ведь матери, жёны, дети в храмах и в домах молились.

***

Я вспоминаю, братья и сестры, рассказы о своём селе. Храм был разбит, от него сохранилась икона Божией Матери, которая почитаемая была. Вот эту икону поставили в хате уцелевшей. В этой хате пять семей жило, потому что всё разбито кругом было. И каждый воскресный день собирался народ к иконе, чтобы читать акафисты, молить Божию Матерь о помощи. Стояли простые женщины-крестьянки, а деток выставляли наперёд, ставили их на колени и говорили: «Детки, молитесь Божией Матери, чтобы ваши папки с фронта поприходили». Вот как молились! Сколько тепла, сколько веры! Ведь ни озлобленности, ни ропота не было у нашего народа при таком, казалось бы, тягостном состоянии. Надежда на помощь Божию была!

Что же нам мешает иметь сегодня эту надежду, что нам мешает молиться? Грех мешает молиться, братья и сестры. Грех, который мы впустили в свои бессмертные души, а он, этот грех, как приманка смрадом своим призывает новые и новые полки бесовские на наши души, на наши семьи, на наши селения и города.

Но есть время для покаяния. Ведь то, что сейчас храмы и монастыри открываются и колокола звонят, — так это Господь нас призывает, братья и сестры. И мы, выходит, не безнадёжны в очах Божиих. Значит, есть ещё возможность помочь нам — если мы этого пожелаем! Всё Господь может, одного только не может: спасти человека без самого человека.

Если человек не захочет, насильно Господь его не спасёт. Он предлагает нам спасение, предлагает покаяние, предлагает слово здравого смысла, который звучит со страниц Святого Евангелия, святоотеческих писаний — духовной литературы, которая сейчас во множестве издаётся. Сколько бесед со старцами сегодня издаётся в книгах, сколько мудрых советов святых отцов… Почему же мы вместо этого смотрим только на страницы газет и новости по телевизору?

Сколько литературы, сколько возможности сейчас приобрести доброе для своих душ! А ведь это доброе не погибнет, оно потом добрыми ростками и благодарной памятью вырастет в наших детях, в наших внуках и уныние, наконец, уничтожит, которое печатью на нашем народе сейчас лежит.

***

Мы, братья и сестры, сегодня, воспоминая жертву Христову за нас, совершённую на Голгофе, воспоминая события, когда Животворящим Крестом и мёртвые оживлялись, целуя Крест Христов, положенный в храмах на аналое, просим Милосердного Владыку: «Господи, потерпи ещё на нас, чтобы мы своё безумие преложили на разум. Силою Твоего Честного и Животворящего Креста оживи души наши, предумершие уже. Смрад этот тления отжени силою благоухания Креста Твоего Честного, силою и благодатию Твоею!»

Молим сегодня Всемилостивого Владыку. Но не только просим и молим Его, но и облекаемся в надежду, облекаемся в чаяние. И из этой надежды, этого чаяния, братья и сестры, черпаем для себя силы стояния в добре, стояния со Христом на пути к вечности, к которой призваны мы сегодня Христом Спасителем и в которую истинно веруем, исповедуя воскресение мертвых словами: «Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых и жи́зни бу́дущего ве́ка» (из Символа веры. — Ред.). Аминь.

Цей запис також доступний на: Украинский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *