«Мы должны быть верующими по делам нашим»: архиепископ Арсений о настоящей вере, подвиге мученичества, крещении и наступившем Успенском посте

3 аудио

Фрагменты из проповеди наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры Высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Святогорского, произнесённой им в день празднования Происхождения (изнесения) Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня и в память мучеников Маккавеев 14.08.2015 г.

Итак, братья и сестры, в сегодняшний день Святая Церковь несколько назидательных для нас событий воспоминает. И если брать по хронологии, то мы, пожалуй, начнём с самого древнего из них, а именно — это страдания семи братьев-мучеников Маккавеев, матери их, Соломонии, и учителя их, священника Елеазара.

«Они не могли предать Бога, не могли жить по другим принципам. Жизнь без Бога, жизнь без заповедей Божиих — это уже не было для них жизнью. Они видели жизнь только в единстве с Богом и в стремлении к вечности, которую Он уготовал любящим Его»

…В то время корыстолюбивый, гордый и властолюбивый император Антиох воздвиг гонения на ветхозаветную Церковь. Повсюду насаждался чуждый ветхозаветному народу, жившему по закону Моисееву, культ языческих богов. И конечно, были таковые, которые противились языческим законам, и они подвергались всяким уничижениям, а то и смертным казням.

Не исключение были и семь братьев вместе с их матерью, Соломонией, и духовником их, священником-учителем Елеазаром, которые были умерщвлены, казнены. И у них не просто отобрали жизнь, а казни были таковы, чтобы они ещё и мучились перед смертью. Причём цинизм языческого императора был таков, что при мучениях присутствовала мать, глядя на всё это. И сама Соломония не была казнена. Мать умерла на могиле своих сыновей, казнённых за веру, за чистоту нравственной и духовной жизни.

Они не могли предать Бога, не могли жить по другим принципам. Жизнь без Бога, жизнь без заповедей Божиих — это уже не было для них жизнью. Они видели жизнь только в единстве с Богом и в стремлении к вечности, которую Он уготовал любящим Его. До пришествия в мир Христа Спасителя они явили твёрдость веры, пойдя на мученический подвиг. Это впоследствии сонмы мучеников воодушевлялись их примером, это впоследствии пострадали подобно им Вера, Надежда и Любовь, дочери премудрой Софии, которая также смотрела на страдания своих дочерей, укрепляя их в страданиях, и тоже скончалась на могиле своих дочерей — не выдержало материнское сердце.

Мы знаем примеры и недавнего времени — 20-е, 30-е, 40-е годы, когда открытое было гонение на Церковь и множество народа пострадало. Многие тогда были сосланы на каторгу, замучены, застрелены, но не предали своей веры. Мученики Маккавеи были для таковых примером для подражания.

«И если мы, люди, достойны такой любви и такой жертвы, что за нас другие жизнь свою полагают, то неужели Бог, оскорблённый безумным человеком Бог не достоин того, чтобы Его защитить, чтобы остаться на Его стороне, чтобы не предать Его?»

Некоторые современные люди, привыкшие жизнь свою строить без Бога, могут сказать: «Ну как это, ведь могли бы пойти на какой-то компромисс, чтобы и остаться живыми, и при этом веру сохранить». Но ведь мы, братья и сестры, прославляем с вами героев, вспоминая их подвиги, когда они жизнь свою полагали за других, во имя жизни других. Ведь мы ходим и с почётом полагаем венки и цветы на братские могилы воинов наших, которые в Великую Отечественную войну ценой своей жизни защитили наше Отечество. И с уважением относимся к ветеранам, которые и в холод, и в зной, и в дождь лежали в окопах, ползли под танки, подвергали себя ранам, голоду, холоду, чтобы защитить наше Отечество. Мы почитаем их и уважаем как героев, и часто они получают награды. Мы вспоминаем рассказы о том, как кто-то закрыл собой, как Александр Матросов, амбразуру, спасши друзей своих от уничтожения. Мы, наконец, знаем, что есть жертвенная материнская любовь, когда мать забывает о себе ради своих детей, и всё подчас, бывает, терпит от своих детей, ради любви к ним. И если мы, люди, достойны такой любви и такой жертвы, что за нас другие жизнь свою полагают, то неужели Бог, оскорблённый безумным человеком Бог не достоин того, чтобы Его защитить, чтобы остаться на Его стороне, чтобы не предать Его? Чтобы ценой своей жизни сохранить веру в других людях, а соответственно, и жизнь, и нескончаемое бытие даровать этим людям! То есть через это их сподобить вечной жизни, когда они останутся верующими и сохранят веру, видя такие искренние примеры благочестия и твёрдой веры в этих исповедниках, которые ради Бога жизни свои полагали, ради любви к Нему. Любовь к ближнему нас толкает на жертвы, подчас высочайшие! Также бывает, и любовь к Богу, Который есть, Который жив и Который также любим людьми, вызывает в любящих сердцах ответную, жертвенную любовь по отношению к Себе.

«Не только по факту крещения мы являемся христианами, но по образу жизни, по следованию заповедям Христовым и в доверии ко Христу»

Второе по хронологии событий, братья и сестры, которое мы сегодня празднуем, — по преданию, 1-го августа по старому стилю и 14-го по новому современному стилю равноапостольный князь Владимир призвал киевлян к Крещению. И киевляне были крещены в притоке Днепра — реке Почайне, близ церкви пророка Илии, первого древнего соборного храма святой Киевской Руси. Поэтому воспоминается принятие нашими предками благодати Божией, усыновления их Богу, елицы во Христа крестились и во Христа облеклись. И мы по их примеру такожде облеклись во Христа через купель Крещения, и мы стали причастниками Царствия Небесного и благодати Божией, как наследники святого Православия и веры апостольской, мы сегодня вспоминаем и это событие, с благодарным чувством Богу. И мы, братья и сестры, должны помнить, что не только по факту крещения мы являемся христианами, но по образу жизни, по следованию заповедям Христовым и в доверии ко Христу. Если мы будем этим жить, то соответственно, братья и сестры, милость Божья будет с нами.

«Не время такое, мы — такие. Мы сами делаем своё время — или правдою своею, или неправдою своею. …Божие благословение — стараться жить по-доброму, являть в жизни своей добро»

Недавно говорили мы на проповеди, что вот сейчас такое время. И один из братии сказал: «Не время такое, мы — такие. Мы сами делаем своё время — или правдою своею, или неправдою своею». Что удивляться, что нас грабят — ведь и мы воровали. Что удивляться, что нас убивают — и мы, аборты делая, убивали. Что удивляться, что нас ненавидят и злословят, когда и мы в жизни являли такие же грехи. Так что мы требуем от общества, если сами себя не можем настроить жить по-христиански. А, братья и сестры, надо настроить, потому что святость — это не что иное, как самое простое: святость — это постоянство в добре. И нам хотя бы это усвоить: «Не делать другому того, чего себе не желаешь». Поэтому, братья и сестры, Божие благословение — стараться жить по-доброму, являть в жизни своей добро.

«Люди прибегали к Богу и в радости, и в скорби, и в покаянии, и в надежде на исцеление не только души, но и на физическое исцеление»

Мы сегодня, братья и сестры, вспоминаем и ещё одно событие, которое касается середины 12-го века, времён, когда в Византийской империи правил император Мануил и Патриарх Лука Хризоверх (в нашем же Отечестве — внук князя Владимира Мономаха, святой благоверный князь Андрей Боголюбский, занимая княжеский стол во Владимиро-Суздальской земле, и блаженной памяти святитель митрополит Константин Киевский). В этот день у императора Мануила и у благоверного князя Андрея были битвы. Перед битвой и у императора, и у нашего князя было видение: сияние исходило от Креста и от иконы Божией Матери, которые они брали с собою и носили перед войсками как святыни, молясь и надеясь обрести помощь Божию через прикосновение к этим святыням. И в сегодняшний день утверждено было изнесение Древа Честнаго Животворящего Креста или изображения крестного в память о том событии и о их победе.

Но не только ради этой памяти износится Крест в сегодняшний день. В древней Византийской империи была традиция: первое число каждого месяца совершался водосвятный молебен в императорском дворце, и город Константинополь окроплялся святою водою. Накануне же 14-го, сегодняшнего числа, или 1-го по старому стилю, часть Животворящего Древа Креста Господня износилась из сокровищницы императорской, полагалась на Престоле собора святой Софии Константинопольской. А затем крестными ходами с окроплением площадей и улиц и с молебнами по городу двигались крестные хода, и до самого праздника Успения Божией Матери святыню Честнаго Животворящего Креста носили по городу. Ради чего? Люди прибегали к Богу и в радости, и в скорби, и в покаянии, и в надежде на исцеление не только души, но и на физическое исцеление. Поэтому памятуя, что в августе часто вспыхивали эпидемии в древности, те или иные моровые поветрия и болезни, молитву приносили к Богу и улицы очищали через окропление святой водой.

«Мы — люди верующие, но не только по названию. Мы должны быть верующими по делам нашим» — уроки твёрдости веры

И вот, братья и сестры, в сегодняшний день вы видите, сколько празднеств объединяем вместе, сколько назиданий нам и сколько наставлений. Но, наверное, назидание мы должны здесь вынести одно: во-первых, мы люди верующие, последователи благочестия наших дедов и прадедов, когда-то сделавших выбор через равноапостольного нашего князя Владимира и через наших благочестивых предков. Мы — люди верующие, но не только по названию. Мы должны быть верующими по делам нашим. Пример, какова должна быть вера, мы видим из сегодняшних уроков — вера для самопожертвования, которая помогает человеку хранить твёрдость веры. Как часто мы бываем маловерны, иногда стыдимся исповедовать свою веру, чтобы нас не осудили или не насмеялись над нами. А ведь не боялись наши бабушки и дедушки, на каторги шли, храмы отстаивали и защищали, в атеистическое время тайком нас крестили, содержали посты, молились, посещали храм. И даже тогда, когда в семье дети и внуки над ними смеялись: «Ой, бабушка, какая ты “тёмная”, а мы такие “просвещённые”. Что ты Богу молишься и в церковь ходишь»…

Ничто — ни расстрелы священников, ни ссылки на каторгу близких и знакомых не повлияли на твёрдость их веры. И мы, братья и сестры, выносим урок твёрдости веры из этого. Выносим урок веры из того, что наши деды и прадеды и при моровых поветриях, и при воинских бранях, и при чувстве благодарности Богу — всегда и везде Бога помнили.

«Самое страшное, братья и сестры, что принёс «просвещённый» 18-19 век в общество — это безбожие»

Мы называемся верующими, ходим в храм, но, к сожалению, при этом для нас уже стало как нечто привычное и норма жизни, что даже верующие учителя, не отступая от буквы учебников, в сегодняшний день учат наших детей и внуков, что «Никакой Бог вас не творил и вы от обезьяны произошли». И мы как норму жизни воспринимаем это, предавая Бога, или считая, выходит, Бога и Его святых угодников Божиих лжецами! Дарвин, выдвинувший только теорию о происхождении видов, он, оказывается, для нас больший авторитет. Хотя когда ему задавали вопрос: «Ну хорошо, Вы говорите, «происхождение видов от простейшего организма до сложного». Но где же самое простейшее живое существо, хотя бы одноклеточное? С чего оно началось?» И Дарвин отвечал на это: «А самое простейшее живое существо крепко-накрепко приковано цепью к подножию престола Божия». Это говорил Дарвин. Но почему-то эти слова его забыли.

«Если народ по сей день ходит в храмы Божии, мало того, ходит — готов идти за веру на каторги, на расстрелы — разве за ложь, за неправду такое бывает? … Нет, за истину только идут, твёрдо веря в эту истину»

Нормой жизни стало для нас, братья и сестры, так понимать даже происхождение наше: «Не от Бога». А раз не от Бога, то о какой бессмертной душе может идти речь? И как часто мы встречаем в наше время такие разговоры: «А может быть, там что-то и есть». Но если это «что-то» есть, братья и сестры, то объясните, почему святитель Николай Чудотворец 1700 лет назад жил, а к нему по сей день, как к святому и живому прибегают за помощью, просят и получают помощь. И даже нецерковные и неверующие люди знают Пантелеимона Целителя, Николая Чудотворца, Божию Матерь. Если атеисты говорят, что человек умер и истлел, ничего от него не осталось, а к кому ж мы тогда ходим? А ведь не просто ходим.

В своё время святейший Патриарх Кирилл приводил такой пример: когда мы приходим к начальнику и чего-то просим, раз пришли — он говорит «Зайдите завтра». Приходим назавтра, он говорит: «Будьте на приёме через несколько дней». Приходим через несколько дней: «Мы постараемся Вам помочь, но за конкретикой, разъяснениями придёте ещё когда-либо». Святейший Патриарх говорит: «Простите, ведь дураков нет: на пятый раз к нему никто не пойдёт, какая от него помощь?» Но если народ по сей день ходит в храмы Божии, мало того, ходит — готов идти за веру на каторги, на расстрелы — разве за ложь, за неправду такое бывает? Как любили говорить безбожники «Вам священники-попы сказки рассказывают». Да разве за неправду кто-то пойдёт на каторгу? Нет, братья и сестры, за истину только идут, твёрдо веря в эту истину. Мы же в настоящее время некоторое такое слабоволие и слабоверие являем.

«Сынок, умри, но пост не нарушай!» (наставления матери сыну, святому праведному Иоанну Кронштадтскому)

Мало того, в наше время смотришь — посты, и не только Великий Пост, а посты однодневные — среда-пятница — мы считаем необязательным их соблюдение, мол, «все так живут, и я так живу». Да не все так живут! В своё время святой праведный Иоанн Кронштадтский тяжело заболел. И врачи сказали, что «если Вы не нарушите пост и не начнёте вкушать молочную и мясную пищу, то Вы умрёте по своей болезни». Но он, привыкши к послушанию своей благочестивой матери, тогда ещё молодой пастырь Иоанн Кронштадтский, написал домой письмо, простой крестьянке в село Суру Архангельской области: «Мама! Врачи говорят, что если я не нарушу пост, то я умру». Мать поехала в уездный центр и срочную телеграмму дала: «Сынок, умри, но пост не нарушай!» Иоанн Кронштадтский послушался своей матери, и мы видим великого праведника, дожившего до старости — святого праведного Иоанна Кронштадтского, которого почитает вся вселенная как угодника Божия.

«Многие беды постигнут Святую Русь за то, что не будут соблюдать пост в среду и пятницу» (преподобный Серафим Саровский)

В наше же время, братья и сестры, мы почему-то забываем слова Серафима Саровского. Преподобный говорил так: «Многие беды постигнут Святую Русь за то, что не будут соблюдать пост в среду и пятницу», однодневные недельные посты.

В среду мы постимся в память, что в этот день Иуда предал Христа, и мы в какой-то мере предателями являемся по причинам, о которых я только что говорил. Поэтому мы скорбим и постимся, и сетуем, и каемся в этот день как тоже отступающие от Бога и предающие Его своей жизнью.

Каждую пятницу мы постимся потому, что распятие Христово вспоминаем. Это день, когда наш Господь распялся за нас, братья и сестры. Поэтому как можно в пятницу праздновать и веселиться? И мы тоже просим у Бога прощения, ведь Он распялся не за Свои — за наши грехи, а значит, за нас с вами. И вот, братья и сестры, мы стараемся говорить себе: «Ничего страшного, если мы это всё переступим, сойдёт и так». Но! В этом ведь смысл недоверия к Богу, неверности Богу, предательство Бога! Значит, выходит, что «Ты, Господи, со Своими уставами, со Своими постами… Мы лучше знаем, как жить». Но если мы знаем лучше, как жить, как правильней, что же у нас правильности-то жизни нет, братья и сестры? Почему мы, вроде и Крещение воспринявшие и всё правильно рассуждающие, и осуждающие других за те или иные прегрешения, почему мы с вами, братья и сестры, поступаем подчас безумно? Скажут: «Почему безумно? Да мы же люди с рассуждением, и правильно всё рассуждаем и правильно говорим».

«Только безумный человек может думать правильно, а поступать неправильно»

Яркий пример нашего безумия, братья и сестры, ярчайший пример, о котором я говорил, говорю и буду говорить для того, чтобы немножко разбудить в нас живую душу и живое движение в наших сердцах и умах. У каждого из нас есть разум, Господь не отнял. Мы рассуждаем, что хорошо, что плохо, и правильно рассуждаем, и по совести подчас. Бывает, знаем, как надо делать, и из двух — из плохого и из злого — мы одобряем хорошее. Как, например, какой человек хорош: гордый, надменный или смиренный? — Смиренный. Вор или труженик? — Труженик. Трезвенник или алкоголик? — Трезвенник. Человек добрый или злой? — Добрый. И мы можем до бесконечности перечислять эти сравнения, и знаете, мы правильно будем отвечать. Но объясните мне, откуда у нас пьянство, воровство, ненависть, злоба? Откуда у нас гордыня, откуда зависть, откуда в нас всё это и в нашем обществе как норма жизни? Откуда, если мы всё правильно рассуждаем? И разве мы после этого «Гомо Сапиенс — человек разумный»? Воистину, безумный! Потому что только безумный человек может думать правильно, а поступать неправильно.

«Как же исправиться? С простого начните — в сегодняшний день просто возьмите и сотворите хоть одно доброе дело. Просто ради Бога. Не ради того, чтобы Вас похвалили, а ради Бога»

Какое раздвоение в нас! И это раздвоение на человека праведного и на человека грешного мы должны исцелять через покаяние, через исповедь, через собирание себя во единое целое. Чтобы понимание, как мы правильно мыслим, как нам совесть подсказывает, соответствовало нашим делам, нашим словам, всей нашей жизни. Вот поэтому Церковь и приводит такие примеры благочестия, примеры святых поступков, примеры живого отношения к Богу для нас, братья и сестры, чтобы мы души свои исцеляли, приводя себе на память эти примеры и стараясь им подражать хоть в какой-то мере. Казалось бы, ну какая безысходность, как же исправиться? С простого начните — в сегодняшний день просто возьмите и сотворите хоть одно доброе дело. Просто ради Бога. Не ради того, чтобы Вас похвалили, а ради Бога. Может, кому-то милостыню подайте, может надо территорию подмести — это тоже доброе дело, мы же тут живём. Это дом Божией Матери, так чтобы Ей угодить. Ребёнка своего научите молитве.

«Не галочку себе поставить «Я — христианин!», а от дел своих показать своё христианство»

В сегодняшний день начинается Успенский пост, который мы должны не только как диету соблюдать в виде поста, но в течение этого поста обязательно прийти с грехами своими на исповедь покаяться, и причаститься Святых Христовых Таин, соединившись со Христом. Чтобы у Распятия Христова и мы Его голос услышали, предстоя с Его Пречистой Матерью: «Мати, се сын Твой (или дочь Твоя)». Эти слова будут относиться к нам, грешным. Кто не хочет быть дочерью Божией Матери, сыном Божией Матери, жить под Её покровом? Ещё не поздно исправлять, можно и желательно исправлять, и дай Боже, братья и сестры, чтобы мы с живым разумом это поняли и по-живому жить начали. Не галочку себе поставить «Я — христианин!», а от дел своих показать своё христианство. И тогда это христианство, поверьте, и других заставит к Богу отнестись как к своему Создателю, Спасителю и Наставнику.

«Сколько Она за нас молится и как молится, наверное, в полной мере откроется только на Второе пришествие Христово, на Страшном Суде. И если мы любим Божию Матерь, то покажем, как любим. Давайте в посте и молитве проведём Успенский пост ради Царицы Небесной»

Успенский пост — короткий. Он две недели всего длится. Вот если кто никогда не постился — давайте, ради Божией Матери, ради Неё, Заступницы усердной возьмём и немного попостимся. Не забывайте, Успенский пост нам не только полезен, а необходим. Тем более, Божия Матерь — Она и так уже нас жалеет, что всего две недельки поста у нас перед Её Богородичною Пасхою, славным Успением. Сколько Она за нас молится и как молится, наверное, в полной мере откроется только на Второе пришествие Христово, на Страшном Суде. И если мы любим Божию Матерь, то покажем, как любим. Давайте в посте и молитве проведём Успенский пост ради Царицы Небесной, поддержавши Её всемощные молитвы нашими немощными молитвами, но всё же свидетельствующими о нашей великой любви к Её Сыну и Богу, и к Ней, Пречистой.

И ведь не голодать нас просит Святая Церковь, а растительную пищу кушать, которой сейчас вон сколько: огороды сейчас убирают, пищи достаточно. И можно вполне, братья и сестры, чем-то утешиться и покушать, сохраняя пост при этом, стараясь угодить этим Богу, Его любовь расположить к себе встречной своей любовью, доверием, верой и послушанием Ему. Ведь любите же вы послушных детей и внуков и наставляете их, чтобы они вас слушались. Так если ты внуку говоришь «слушай меня», дочери и сыну говоришь «слушай меня», так чего же ты тогда Бога не слушаешь? Мы от всех требуем к себе святого послушания. А Бога Святого, Творца мира, распявшегося ради нас по любви Своей, спасающего наши бессмертные души, терпящего наши согрешения и ждущего нашего исправления — мы, братья и сестры, не слушаемся.

«И часто наше поведение, наши греховные нюансы являются причинами того, что беда приходит в мир, и война приходит в мир»

В сегодняшний день положите днём начала послушания Богу по вере к Нему, по любви к Нему. Неужели Его любовь к нам безответна останется? Ведь не Бог виноват, что мы страдаем — грехами вызваны эти страдания. Как говорят, «Вот он пил всю жизнь и умер в раннем возрасте от цирроза печени, и вот Бог его наказал…» Да помилуйте, что, Бог в него водку заливал? Да он сам себя угробил! Человек в ненависти, в злобе живёт на ближнего, сам свою душу истлевает этой злобой и ненавистью. И умирает так, что подчас озлоблен на весь мир, бывают такие примеры. Да разве Бог его этим наказывал? Он сам избрал такой образ жизни, мышления и поведения. И часто наше поведение, наши греховные нюансы являются причинами того, что беда приходит в мир, и война приходит в мир.

«Может быть, это бедствие возможно исправить нашим покаянием, которое, дай Боже, нам сегодня положить и быть Богом услышанными. И начать наконец-то жить, со смыслом жизнь проживая»

А может наши аборты, убийства, кровь невинная этих младенцев возопияла от земли нашей православной к Богу уже так, что у нас теперь война. И виноваты не только женщины, но и их матери и свекрови, и дедушки и бабушки, которые говорили: «Да, дочечка, двоих хватит, делай аборт». И мужики тоже в этом каяться должны, что они своё дитё должны были защищать, а они его обрекли на убийство в аборте, да ещё и не раскаиваться при этом: «Все так живут»… И кто его знает, может быть, это бедствие возможно исправить нашим покаянием, которое, дай Боже, нам сегодня положить и быть Богом услышанными. И начать наконец-то жить, со смыслом жизнь проживая. Ведь ни для кого не секрет, 70-80 лет — и нас ждёт мгновение, братья и сестры, когда душа отойдёт от тела, а тело уже на второй-на третий день начнёт разлагаться и станет прахом земным, как от земли созданное. А невидимая часть человека, незримая часть человека, душа, с чувствами невидимыми — любовью, даром слова, даром разума — ведь они неосязаемы. Но они присутствуют в мире — любовь и дар слова, разум в человеке и чувства все. Они невидимы, это невидимые свойства, присущие невидимой части человека — душе. И мы знаем, что эти качества есть, а значит, есть и душа, которая совокупляет эти качества и само тело делает живым. И когда душа отходит, то тело становится прахом земным. О душе надо заботиться, как заботились о ней наши деды и прадеды. И жизнь свою жили так, чтобы и людям было не стыдно в глаза смотреть, и на Страшном Суде перед Богом встать, надеясь на Его милосердие по верности к Нему.

«Мы в сегодняшний день, братья и сестры, облекаем себя и в надежду на помощь Божию. Но эта надежда на помощь Божию должна быть сопряжена с ответным нашим движением по отношению к Богу, потому что милость Божия там, где праведность»

И в сегодняшний день мы молимся и мученикам Маккавеям, и матери их, Соломонии, воспитавшей таковых сыновей семерых. Мы молимся и духовнику их Елеазару, чтобы и нас Господь сподобил быть духовниками, способными руководить ко спасению людей, или монашествующими, пример жизни которых стал бы не соблазном для людей, а помощью в искании Бога человеком. Мы просим, братья и сестры, святого благоверного князя Андрея Боголюбского о той искренней любви к Богу, которую он имел, и которая даже отразилась в его имени — «Боголюбский». Мы просим, братья и сестры, в сегодняшний день и равноапостольного князя Владимира, принявшего веру христианскую, переродившего себя и этим явившего чудо веры христианской, живой и деятельной. Когда гордый, властный язычник, воин-захватчик стал князем Владимиром Красно Солнышко для народа, память которого мы празднуем уже 1000 лет.

Мы в сегодняшний день, братья и сестры, облекаем себя и в надежду на помощь Божию. Но эта надежда на помощь Божию должна быть сопряжена с ответным нашим движением по отношению к Богу, потому что милость Божия там, где праведность. И дай Боже, братья и сестры, нам потрудиться в этой праведности, стараясь по-живому всё воспринимать и сострадать людям. Мы не можем собой амбразуру закрыть, как Александр Матросов. Но мы молитвами можем закрыть наше Отечество, греховную брешь в нашем Отечестве, и примером своей души превратить его в крепость неприступную для сил зла. Чтобы они не имели действия в нашем Отечестве, потому что тогда бы праведность через нас пришла бы в наше Отечество, а вместе с нею — благодать, и сила, и правда Божия, в которой жили бы мы и на радость нам — наши дети и внуки. И старость была бы наша утешительная, с надеждой окончить с радостью прожитую жизнь, с чувством выполненного долга, жизнь земную. И при этом иметь надежду наследовать жизнь вечную, нескончаемое бытие в Царстве Христа Спасителя, Бога нашего. Аминь.

Слово архиепископа Арсения в день памяти мчч. Маккавеев (после Евангелия). 14 августа 2015 г.

Слово архиепископа Арсения в день памяти мчч. Маккавеев (после водоосвятного молебна). 14 августа 2015 г.

Слово архиепископа Арсения в день памяти мчч. Маккавеев (после отпуста). 14 августа 2015 г.