Основание монастыря
Летопись обители XVI в. — 1787 г.
Летопись обители 1787-1844 гг.
Летопись обители 1844-1922 гг.
Летопись обители 1922-1992 гг.
Новейшая история
Публикации
Краткая история
Начальные документальные известия
■ С XVI в. местность «Святые Горы» на Северском Донце упоминается как дозорный пункт на границе Московии с Диким полем, через которое на московитов не раз нападали татары (в «Записках о московских делах» австрийского посла Сигизмунда Герберштейна 1526 г. упоминаются «воины, которых государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов… возле места Великий Перевоз, у Святых Гор»; под 1555 г. Никоновская летопись сообщает: «Как воеводы пришли вверх Мжа и Коломака, и прибежал к ним сторож из Святых Гор, да станичник Лаврентий Колтовский товарища прислал с тем: царь Крымский Донец перелез со многими людьми и идет к Рязанским и Тульским украинам»).
■ С XVII в. в Святогорье упоминается монастырь: в 1620 г. Святогорский игумен Ефрем с 12-тью старцами получали хлеб от царского жалованья; монастырская челобитная рубежа 20-30-х гг. XVII в. сообщает царю: «В 1628 г. приходили к Святым Горам татары и Ваше государево богомолье разорили, церковное и монастырское строение поимали все без остатку, и нас, богомольцев Ваших, поимали в полон»; в 1644 г. царь Михаил Феодорович повелел: «Быти в Святогорском монастыре… служивым людям… со всякими запасы… с большим береженьем, чтоб над ними татары… дурна не сделали… А будет, придут в Святогорский монастырь из Крыма… или иных земель полоненники… и они б полоненых про татарский приход и про всякие вести расспрашивали»; в 1672 г. царь Федор Алексеевич «для Святогорского монастыря, что на Северском Донце, игумену Корнилию с братией для береженья от прихода неприятельских людей велел дать… полпуда пороху ручного, свинцу полдесять гривенок».
■ Утрата монастырем, при разорении от рук врагов, старых документов привела к тому, что на стыке XVII-XVIII вв. местные иноки уже не знали даты основания обители (в 1679 г. со слов архимандрита прп. Иоиля было записано: «В которых годах тот монастырь устроен, того он не ведает. Писания о том у них в монастыре нет, (потому) что был тот монастырь от воровских людей разорен»; монастырский синодик 1710 г. содержит аналогичную по смыслу запись, дополненную замечанием: «Сия Святогорская Успенская пустынная обитель благословением Божиим начася прежде или с начала царствования… Михаила Феодоровича»).
Гипотезы
■ Отсутствие точных сведений о времени основания монастыря породило ряд гипотез: в сер. XIX в. в обители родилось мнение, что ее основали иноки Киево-Печерской Лавры, выжившие при разорении Киева монголами в 1240 г.; во 2-й пол. XIX в. в литературе появилась версия об основании Святогорской обители иноками Святой Горы Афон, которые бежали от Флорентийской унии 1439 г. и по ошибке приняли устье Дона за Днепр (затем дошли до Северского Донца и поселились на месте, напоминавшем Святую Гору); высказывались версии об основании монастыря в XI-XIII вв. местными жителями, или в VIII-IХ вв. – иноками, бежавшими из Византии от иконоборчества; к ХIV в. относил основание обители архиеп. Харьковский свт. Филарет (Гумилевский); письменных и археологических данных, надежно подтверждающих указанные версии, пока не найдено, а основание монастыря на стыке XVI-XVII вв. может быть связано с бегством украинских иноков от Брестской унии 1596 г.
Продолжение истории
■ В 1737 г. монастырь вновь разорили татары, в 1739 г. он почти вымер от чумы. Во 2-й пол. XVIII в. его настоятелями не раз назначали преподавателей Харьковского Коллегиума, в т.ч. прпп. Фаддея (Кокуйловича) и Рафаила (Мокренского). В 70-80-х гг. того же столетия преподавание наук было налажено и в самой обители, она обрела статус Училищной. При переводе церковных земель в казну, в 1787 г. монастырь был обращен в приход. С 1790 г. его земли принадлежали известному князю Григорию Потемкину (по преданию, он впервые увидел эти места по пути в Крым и пленился их красотой) – с разрешения Екатерины II. По-прежнему посещая Святогорье, паломники чтили 2 находившиеся здесь чудотворные иконы – Святогорский образ Божией Матери и образ свт. Николая Мирликийского.
■ По желанию владелицы Святогорья Татьяны Потемкиной, с разрешения правительства, в 1844 г. Харьковский архиепископ свт. Иннокентий (Борисов) вновь открыл монастырь, который отныне назывался Святогорской Успенской пустынью. Определяя правила жизни для возрожденной обители, церковное священноначалие поддержало также ходатайство госпожи Потемкиной о том, чтобы здесь был введен устав по примеру Глинской пустыни, а настоятелем был назначен прп. Арсений (Митрофанов) из числа глинской братии. В монастыре возродилось высокое подвижничество: в лике святых прославлены многие святогорские иноки (см. ниже). В сер. XIX – нач. ХХ вв. обитель посетили известные литераторы, в т.ч. Василий Немирович-Данченко (брат театрального деятеля, 1870-е гг.), Антон Чехов (1887), Иван Бунин (1895), оставившие о ней воспоминания. Обители посвящены стихотворение Федора Тютчева «Святые Горы» (1862), этюд Ильи Репина «Вид Святогорского монастыря на Донце» (написан с натуры, 1880).
■ В нач. ХХ в. Святогорская пустынь содержала в округе несколько школ и училище, во время I-й мировой войны – приютила беженцев и раненых солдат, а также эвакуированную братию Почаевской Лавры. В 1917-1919 гг. монастырь подвергался вторжениям, обыскам, грабежам и насилию, некоторые из братии были убиты. С 1919 г. в обители поселили колонию беспризорных детей. В 1922 г. гражданские власти организовали кампанию по изъятию в Святогорье церковных ценностей – невзирая на то, что еще до этого иноки сами пожертвовали немалые средства в помощь голодающим; при изъятии члены комиссии посягнули на неприкосновенные священные сосуды и частицы мощей (с последними были проделаны бутафорные химические «эксперименты»). Вскоре над 9-ю святогорцами провели показательный суд: подсудимым дали условный срок исправительных работ, но главная цель суда заключалась в ином – найти повод к закрытию монастыря, которое и состоялось в том же году. Значительная часть братии оказалась в изгнании, небольшая община иноков поселилась возле Всехсвятской кладбищенской церкви. В 1931 г. храм был закрыт, община упразднена. Тем временем в основной усадьбе монастыря открылся I Всеукраинский дом отдыха трудящихся, впоследствии названный именем Артема – советского партийного деятеля Федора Сергеева, погибшего в 1921 г. при испытании аэровагона. В 1942-1943 гг. на территории пустыни временно проживала монашеская община, в 1943 г. здания монастыря сильно пострадали в ходе боев между советскими войсками и гитлеровцами. В 1950-х гг. основную часть зданий Дома отдыха отремонтировали под размещение кардиологического санатория. В 1980 г. был учрежден Святогорский историко-архитектурный заповедник, под эгидой которого началась реставрация ряда храмов обители.
Современность
19 янв. 1992 г. на берегу Донца было совершено 1-е со времен Великой Отечественной войны богослужение на территории пустыни, 2-е – на Пасху 26 апр. 1992 г. на паперти Успенского собора. 14 июля 1992 г. в монастырь прибыли 1-е насельники, начались регулярные служения в Успенском соборе. В 1995 г. наместником Святогорской пустыни был назначен игумен Арсений (Яковенко), ныне архиеп. Святогорский, викарий Донецкой епархии. Начатое в 1992 г. поэтапное возвращение монастырских зданий Церкви завершилось в 2003 г. упразднением санатория. 9 марта 2004 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о присвоении Святогорской пустыни статуса Лавры. 17 апр. 2004 г. это решение утвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.