Зачем мы приходим в храм в родительскую субботу

видео

Накануне Троицкой родительской субботы предлагаем вашему вниманию архивную проповедь епископа Святогорского Арсения о смысле этого дня, которую он произнёс 14 июня 2008 г.

Проповедь епископа Арсения в Троицкую родительскую субботу. 14 июня 2008 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Ежедневно Православная Церковь читает Символ веры: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя… И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия… И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго…» Этот Символ веры читается и в кельях во время утренних молитв или полунощницы, «Верую» мы слышим и на чине исповеди. Мы слышим Символ веры, поемый всем народом в церквях Божиих, мы слышим чтение Символа веры и на повечерии, после совершения вечерни, и на вечернем правиле. И этот Символ веры завершается словами, которые выражают торжество и сущность христианской религии: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь» — значит, истина: чаю, то есть ожидаю с надеждой, воскресения мертвых и жизни будущего века.

Сегодня Троицкая родительская суббота. Ради чего мы собрались здесь? Поплакать об умерших своих, посетовать на скорбную многотрудную жизнь свою, которая заканчивается смертью? Вспомнить с отчаянием тех, которых мы якобы не вернём? Нет, братья и сестры. Мы сегодня пришли для того, чтобы свидетельствовать торжество святой Православной веры, торжество жизни над смертью, победы нетления над тлением. Почему и светлые ризы сегодня и всегда в родительские субботы у священнослужителей. Это в 60-е годы прошлого века, в советский период, начали надевать чёрные платки на похоронах. В 1930-е — 1940-е годы родственники почившего надевали белые платки — даже на старинных фотографиях видно, что в белых платках люди стоят, под цвет одеяний священнослужителей на панихидах и на погребениях. Белые одежды — символ чистоты, света Христова, радости, нескончаемого пребывания со Христом во свете невечернем, это символ риз праведников, которые добродетельным житием и милостию Божией вместе с прощением грехов по молитвам Церкви получили в вечности светлые ризы праведных.

Мы сегодня пришли, братья и сестры, вспомнить о догмате: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Мы пришли, чтобы молитвою своею душе своей напомнить о скором переходе туда, в истинное, нескончаемое бытие, от этого бытия временного, которое длится «седмьдесят лет, аще же в силах осмьдесят лет» (смотр. Пс. 89:10).

Мы пришли, братья и сестры, сегодня пообщаться с нашими усопшими. «Они не умерли, — говорит Священное Писание, — у Бога нет мёртвых, у Бога все живы». И создавая человека, Он вдохнул в него душу живую по образу и подобию Своему. И душа человека обладает, как и Господь, свойствами вечного нескончаемого бытия.

Мы пришли, братья и сестры, и свои души подготовить к встрече со Христом в вечности, напоминая себе о часе смертном. Мы пришли сегодня и молитвенно пообщаться с нашими сродниками по плоти, готовясь к встрече с ними. Как при жизни мы за них переживали, их любили, заботились о них, так и по смерти они для нас, верующих, не умерли, но так же существуют — мы за них переживаем, их участь беспокоит нас: как им там, в вечности?..

И желая облегчить, сделать эту участь им радостной, светлой, вечной со Христом, мы молимся за их души Христу, Царю Бессмертному. Вспомним Святую Пасху, братья и сестры, как мы ждём слов «Христос Воскресе!», чтобы грянуть взрывом народной толпы словами «Воистину Воскресе!» Эти два слова приносят какую-то неизреченную радость и церковным людям, и нецерковным, детям и взрослым. Дети не спят ночь, радуются, этими же словами восклицая в Церкви. Человек нецерковный в эту ночь не спит и тянется почему-то в Церковь, душа тянет его на то место, где славословится Христос, победивший смерть Своим воскресением и даровавший жизнь всем верующим в Него. Душа у каждого человека христианка, и неосознанно, подсознательно он торжествует победу жизни над смертью, и в этот день всех людей влечёт в храмы Божии. Даже в советский период, когда было тотальное атеистическое воспитание, властям приходилось назначать работников райкомовских, учителей, чтобы они отгоняли детей от храмов, чтобы они смотрели, кто там из комсомольцев, из т. н. атеистически воспитанной молодёжи идёт в храмы. Шли, чтобы отгонять, — и не смогли отогнать. Не смогли победить праздник Пасхи. Почему? Потому что Пасха — это праздник торжества жизни над смертью.

А родительская суббота для нас, братья и сестры, — напоминание об этом событии, напоминание об этом догмате, напоминание нам о нашей будущности. Нет у нас смерти, у нас только вечное бытие! Плоть истлевает? Да. Но душа вечно живая. И плоть будет воскрешена и преображена, соединена вместе с душой в день, когда будет славное Второе пришествие Христово, а для грешников Страшный Суд.

Мы сегодня, братья и сестры, стоим с непостыдным лицем, как верующие, перед Христом Спасителем. Мы сегодня стоим с утешением и спокойствием совести, помолившись за наших почивших сродников, воздав за их любовь своей любовью. А скорбь? Да, есть скорбь, но она тихая, растворённая ожиданием встречи, это скорбь разлуки. Как, провожая в длительное путешествие кого-то, или сына в армию, или какого-то дорогого человека куда-то отправляем в далёкую поездку, мы плачем, но и ожидаем встречи с ним, его возвращения, переписываемся с ним, созваниваемся по телефону, посылаем открытки, телеграммы с поздравлениями… Вот так точно и здесь: проводили в вечность своих сродников — и общаемся с ними телеграммами наших заупокойных записочек, общаемся с ними молитвенным разговором вместо телефонного, общаемся с ними, посещая в поминальные дни церкви Божии, поздравляя и их, наших сродников, которые незримо здесь с нами присутствуют, с воскресением мертвых. Они здесь, и от их присутствия у нас на душе утешительно и скорбь наша не имеет тени отчаяния. Нет. Это скорбь с ожиданием, которое выражено в словах Символа веры и которое мы твёрдо исповедуем, готовя свою душу к встрече со Христом и готовясь к встрече, которая ещё состоится с теми, кто, казалось бы, от нас уже навсегда ушёл. Не навсегда, до скорой встречи мы всего лишь с ними распрощались. И как на Пасху мы идём на кладбище и говорим им «Христос Воскресе!» на могилах, так и сегодня мы говорим им: «Чаем воскресения мертвых, чаем вашего воскресения, наши дорогие и близкие! И жизни будущего века чаем вместе с вами, вместе со Христом в нескончаемом Царстве». Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *