Слово на воскресное Евангелие

аудио

«Не богатство само по себе, если честным путём достиг его человек, но отношение к этому богатству влияет на спасение души человеческой»: толкование на воскресное Евангельское чтение.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. 4 сентября 2011 года

 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В нынешнем евангельском повествовании, братья и сестры, мы стоим в церкви и слышим, как святой апостол и евангелист Матфей рассказывает событие, которое произошло в дни земной жизни Христа Спасителя. Когда Он, путешествуя в Иерусалим, на одной из остановок, когда они отдыхали все и Он поучал при этом народ, вот на одной из таких остановок к Нему подошёл юноша и, поклонившись Ему, сказал: Учителю благий! Что сотворю, да жизнь вечную наследую (см. Мф. 19:16). И тогда Господь спросил его: «Если ты называешь Меня Учителем, воспринимая Меня, как земного человека, то почему называешь Меня благим, как Бога? ― и тут же ответил ему: “Соблюди заповеди”». Юноша, из последующего разговора которого известно, что заповеди Моисеева закона он знал, думая, что есть ещё какие-то заповеди, которые необходимы для его спасения и совершенства, он спрашивает у Спасителя: «Какие?» И тогда Господь говорит: «Не убий; не прелюбодействуй; не укради; не лжесвидетельствуй; уважай, чти отца твоего и матерь и возлюби ближнего своего, яко как сам себе» (Мф. 19:18-19). Юноша при этом ответил Спасителю: «Господи, всё это я сохранил от юности моей».

«Не смог вынести он этих слов и выбрать между духовной жизнью ― работой Богу — и между стяжанием своего имения»

В какой мере сохранил, мы не знаем. Но видно, не только в таких фарисейских пониманиях сохранил эти заповеди юноша, но и в то же время какая-то самомнительность, самонадеянность была в его словах, когда он в юном возрасте так самоуверенно говорил: «Всё это я сохранил от юности моей». И тогда Господь говорит ему следующие слова: «Если хочешь совершен быть, продай имение свое и раздай нищим. И будешь искать сокровище на небесах. И приходи, и следуй за Мной». И эти слова были, как говорится, «не в бровь, а в глаз», потому что юноша был богат, и богатство составляло для него цель в жизни. И юноша, услышавши эти слова, смутился и в молчании отошёл от Христа Спасителя. Не смог вынести он этих слов и выбрать между духовной жизнью ― работой Богу и между стяжанием своего имения, полаганием на него всей своей надежды и пониманием, что имение ему дано и богатство это для того, чтобы он в развлечениях и в богатстве, и роскоши прожил всю жизнь (см. Мф. 19:20-22). Отошёл юноша от Христа Спасителя, а Христос, вздохнувши, сказал: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23).

И тогда ужаснулись апостолы на слова Христовы, говорит евангелист. Ужаснулись не потому, что им надо было какое-либо богатство отдавать, они были ведь бедны и оставили всё, следуя за Христом. И недаром само Евангелие это записано святым апостолом и евангелистом Матфеем, который был зажиточным человеком, мытарём, и которого Господь призвал, когда тот сидел, занимаясь своим делом на мытнице. Господь ему сказал, и он, вставши, бросил всё и последовал за Христом.

«Не богатство само по себе, если честным путём достиг его человек, но отношение к этому богатству влияет на спасение души человеческой»

Поэтому апостолы не за себя ужасались. Они ужасались за тех людей, которые имели некое достояние, и которым бы им пришлось проповедовать, — апостолы за успех проповеди своей ужаснулись, что как же проповедовать к людям знатным и богатым. И тогда Господь, утешая учеников, обращается к ним: «Трудно войти в Царствие Божие полагающим надежду на богатство». Не богатство само по себе, если честным путём достиг его человек, но отношение к этому богатству влияет на спасение души человеческой. И далее говорит, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому в Царство Божие» (Мф. 19:24). И спрашивает апостол: «Господи, да кто же тогда может спастись? Ведь каждый человек, имея некое достояние, в той или иной мере может считаться богатым по сравнению с другими». И тогда говорит Господь: Что невозможно человекам, возможно Богови (см. Мф. 19:26).

Остановимся, братья и сестры, на тех словах Христовых, когда Он говорит, что не богатым невозможно войти в Царство Божие, а полагающим надежду на богатство. Как часто человек, прилепляясь к земным ценностям, к какому-то стяжанию своему, забывает и совесть часто свою, забывает и любовь к ближнему, и ведёт беспечную и разгульную жизнь, пускаясь во все тяжкие, забывая и Бога… И свою совесть, забывая и ближних своих, которые находятся рядом возле него и нуждаются в его помощи.

На ярких примерах об отношении к богатству

Святая Церковь показывает примеры. Иуда. Апостол Христов, которому Господь даровал все те же качества апостольские, что имели и другие ученики, которому Он омывал ноги, который сидел с Ним вместе на Тайной Вечере, который также ходил вместе со Христом, но при этом был казнокрад и за 30 сребреников продал и своего Учителя. Вот отношение к стяжанию богатства.

Посмотрим же и на других, братья и сестры, богатых, которые в житиях святых угодников Божиих. Святой благоверный князь Иоанн Калита Московский. «Калитой» его называли за то, что всегда при поясе его висел кошелёк с деньгами для раздачи милостыни нищим.

Святой равноапостольный князь Владимир. Десятую часть своих имений отдавал на создание церквей и на строительство. На Десятинный храм, который так и был назван, соборный в Киеве. Каждое воскресенье по 80 возов со съестными припасами разъезжалось по улицам Киева сиротам, нищим и больным. А те, кто мог прийти к нему на княжеский двор — для них каждое воскресенье княжеский двор заставляли столами и питали нищих и странников. Почему и народ называл этого князя, который был очень богат, «Красное Солнышко».

«Вот так человек мог богатством стяжать любовь Божию и любовь народную»

Вспомним благоверного Александра Невского, который после монголо-татарского погрома, будучи великим князем Руси, жизни своей не щадил, защищая своё Отечество и веру Православную, отстраивал разрушенные города, питал вдов и сирот. Да так, когда известие дошло до Владимира, что князь Александр на пути в свою столицу скончался, то люди зарыдали в храме, говоря: «Горе нам, погибаем!». Вот так человек мог богатством стяжать любовь Божию и любовь народную. Да такую любовь, что даже безбожники в советское время Александра Невского поставляли как пример любви к Отечеству, самоотверженной преданности своему долгу и любви к народу. Даже в советское время его как пример в учебниках школьных поставляли, сего благоверного князя, который тоже обладал богатством.

Князь Даниил Галицкий. В своём городе Галиче он построил более 20 храмов и благоукрасил их, а сам во дворце своём, княжеском тереме, спал на соломе.

И множество таких примеров. Ныне прославленная преподобная княгиня Анастасия, которая основала Покровский монастырь в городе Киеве. Своё отношение к богатству, что оно должно служить людям, она восприняла от своего благочестивого отца, который имел дворец (потому что они были из рода великих князей, ближайших родственников Российского императора). Но, как говорит житие её, что отец, как великий князь, устраивал и балы, и собрания знати у себя во дворце, но что интересно, точно такую же сумму, которую он тратил на пир и бал для знати, точно такую же сумму он раздавал нищим после бала. Вот такое было отношение.

«У этих людей было на первом плане вот это богатство души — отношение к Богу и ближним, исполнение заповедей Божиих»

Взгляните на нашего последнего царя, императора Николая II, на его супругу, царицу Александру, на их детей ― четырёх дочерей и сына-наследника Алексия, которых ныне прославила Церковь. Ведь они имели дворцы, имели богатство, вся Российская империя, казалось, им принадлежала. Но когда они всё это потеряли, что они, жаждали опять получить назад своё богатство? Нет. Даже жизни своей не щадили. У царицы Александры, святой мученицы, бабушка была английская королева. По дипломатическим каналам просили советское правительство царицу и детей хотя бы отпустить на волю. Но царица сама отказалась, сказала: «Я царица этого народа, я выслушала множество клеветы, что я и предательница, и немецкая шпионка во время Первой мировой войны. Так я докажу, что я люблю этот народ, я останусь вместе с этим народом, что бы мне ни пришлось из рук его вытерпеть».

Они мученически закончили жизнь свою в доме Ипатьева, убитые, и живя в бедности и нищете в последние дни. Но при этом благородство их душ поражало и солдат-охранников, так что охрану вынуждены были менять, потому что солдаты вместо жестоких угнетателей делались почитателями их, видя благородство и святость их святых душ. Видно, что у этих людей не богатство было на первом плане.

У этих людей было на первом плане вот это богатство души — отношение к Богу и ближним, исполнение заповедей Божиих. А богатство, — на него они смотрели, как на то, что Бог вручил им как достояние, за которое они должны будут перед Богом же и ответить. Потому и старались они употребить богатство своё во благо ближних и в пользу для своих бессмертных душ.

«Трудно войти в Царствие Божие не тем, кто богат, а тем, кто надеется на богатство»

Поэтому и говорит Господь, что трудно войти в Царствие Божие не тем, кто богат, а тем, кто надеется на богатство. Есть и второй такой момент, когда ученики спрашивают у Христа: «Кто же тогда, Господи, может спастись?» И как Он говорит: Что не возможно человекам, возможно Богови (см. Мф. 19:26). Почему Господь говорит такие слова? Часто бывают люди богатые, которые забывают Бога в своей жизни за роскошью, за богатством, за комфортом, за удовольствиями. Но вот приходит, бывает, и в богатые дома беда какая-либо по попущению Божию. Бывает, кто-то заболевает тяжело из их семьи или сам богач. И тогда начинает понимать человек и раздумывать, что, оказывается, не в богатстве всё удовольствие и весь смысл, потому что вот кто-то из моей семьи скончался.

И что дало ему богатство? «И вот я заболел, и оно не в радость мне, не комфорт, не удовольствие, я ищу только покоя, какого-то облегчения своей болезни» ― и тогда человек начинает задумываться о душе своей, задумываться о Боге. И получается часто, что человек является тогда, как бы возвращаясь, как блудный сын, из страны далече да восвояси. Приходит в себя и начинает думать о Боге, о вечной жизни и о спасении своей бессмертной души. И так с помощью Божией и промыслом Божиим часто, бывает, помыслы человека отвращаются от богатства и от удовольствий мира сего, и начинают уже эти помыслы искать Бога и искать то, что Божье.

Мне хочется привести в связи с этим евангельским отрывком ещё два примера, как поступали наши отечественные люди, имевшие достояние, ― купцы наши русские. В городе Ельце жил духовный сын святителя Тихона Задонского, протоиерей Иоанн Жданов. Этот угодник Божий был святой жизни. Часто его молитвами, его благословением, его прозорливым словом назидались не только простецы ельчане, но и купечество обращалось к нему за советом.

И вот один купец елецкий построил благолепный храм Архангела Михаила. Иван Бунин, писатель, который родом был из Ельца, в одном из своих произведений пишет: «Кто был в Ельце, в храме Архангела Михаила, тот никогда не удивится роскоши собора святого Петра в Риме». То есть настолько храм был благолепен и украшен изящно и богато. И вот построивши этот храм, купец елецкий решил призвать протоиерея Иоанна, чтобы он, праведник, помолился в этом храме и благословил его, и сказал доброе слово ему, построившему такой великолепный храм и столь обширный.

«Тот, кто имеет достояние, должен понимать, что оно вручено ему Богом. И это достояние должно послужить спасению собственной души»

И вот зашёл протоиерей Иоанн в церковь. Обошёл все иконы, приложившись к ним и кладя перед ними поклоны, а обошедши, стал посреди храма, воздел руки свои к Богу и сказал: «Господи, благодарю Тебя, Милосердный, что Ты сподобил сего раба построить столь благолепный храм в честь и славу Твоего Трисвятого Имени. Но думается мне, если собрать всех обиженных, обсчитанных и обездоленных этим купцом, то, пожалуй, эта церковь их не вместит». Как громом поражённый стоял купец, слушая обличительное слово праведника. И только смог произнести, рухнувши на колени: «Батюшка, что мне делать?» Тогда отец Иоанн, повернувшись, сказал: «Кого обидел и помнишь об этом, то возврати им то, что им должен. А остальное, по забвению, — продавши имение, раздай нищим. Тогда только твой храм будет принят Богом».

И купец, раздавши всё своё имение, поживши в простоте, но в чистой совести дни свои, окончил, примирённым с Богом, жизнь свою. А храм этот по сегодняшний день стоит в центре города Ельца как памятник того, с каким сердцем и богатое купечество, обращаясь к Богу, строило храмы Божии.

Тот же случай с протоиереем Иоанном был также в том же Ельце, когда один из купцов пришёл к нему и беседовал с ним. И слово его было, как слово того фарисея евангельского, когда купец говорил отцу Иоанну: «Я, отец Иоанн, Бога благодарю, что у меня всё так хорошо. И семья у меня хорошая, и достаток у меня есть, и богатство рекой течёт ко мне, и дела мои идут хорошо. И слава Тебе, Господи, за всё». Отец Иоанн, покачавши головой, сказал: «Безумец, ты пьёшь беззаконие, как воду. И тебя уже настолько Бог забыл, что даже скорбями не посещает». В задумчивости ушёл купец после слов отца Иоанна. А ночью у него загорелся дом. И пока народ сбегался тушить пожар, купец, вышедши из дома, упал на колени посреди улицы, воздел руки к Богу и, заливаясь слезами, говорил: «Господи Милосердный, благодарю Тебя, Владыка, за то, что Ты наконец-то вспомнил меня, великого грешника, и посещаешь меня скорбями».

Вот, братья и сестры, как относились имевшие имение и богатые люди к делу спасения своей души. Поэтому Господь в этих словах не призывает всех быть нищими, потому что часто искусственные такие нищие потом культивируют в себе некое тунеядство. И такие люди даже преступный мир наполняют, им будто ничего не надо, и они таковые нищие, чуть ли не бахвалятся этим. Нет. Но тот, кто имеет достояние, должен понимать, что оно вручено ему Богом. И это достояние должно послужить людям, послужить Богу, послужить ближнему, послужить спасению собственной души.

«У гроба карманов нет» — ничего туда не положишь»

Не терять напрасно время, понимать, что жизнь наша скоротечна. И как говорит наша народная пословица, «У гроба карманов нет» — ничего туда не положишь. А вот то, что ты сотворишь доброе в жизни своей ― оденешь сироту, поможешь в лечении какой-то бедной старушки, поможешь в восстановлении святыни некой или храма Божия, поможешь другому человеку, который влез в долги и находится на грани отчаяния ― всё это потом явится величайшим утешением тебе, когда ты из этого мира будешь отходить в мир Горний.

Когда душа твоя будет на пороге, после которого ты будешь отвечать Богу о прожитой своей жизни, и тогда то богатство, которым ты послужил Богу и ближнему, оно явится тебе в утешение, оно явится тебе в радость. И войдёшь в радость вместе с теми, кто имел достояние, кто имел богатство, но умел правильно им распоряжаться, не забывая при этом Бога и не забывая при этом заповеди Господней о любви к ближнему.

«Братья и сестры, последуем совету Христову и не последуем примеру того юноши, о котором слышали сегодня в Евангелии»

И мы в сегодняшний день, слушая слова Христовы, братья и сестры, по мере своих сил, не пуская, конечно, по миру семьи свои, но в меру сил того, что дал Господь нам, — если есть у нас какой-то излишек, так употребим его на благие добрые дела. Как употребляли наши деды и прадеды, когда кормили странников, когда строили своим коштом храмы, когда созидали богадельни ― дома престарелых, и сиротские дома, которые брали на попечение своё, будучи, как родные родители, сирот из других семей, которые горе постигло.

И мы, братья и сестры, последуем совету Христову и не последуем примеру того юноши, о котором слышали сегодня в Евангелии. А в том да поможет нам Господь Бог добрым разумом прожить жизнь свою, и со смыслом проживши, окончивши её в радости, встретиться с Богом и со всеми святыми. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. 4 сентября 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *