Святые Горы в творчестве Алексея Кокеля и Сергея Васильковского: поиски и находки

Доклад О.И.Денисенко на II Международной научно-практической конференции «Святогорские чтения»
(г. Святогорск, Донецкая область, Украина, Свято-Успенская Святогорская Лавра, 11 декабря 2020 г.)

Чудо красоты Святогорья, единство природного ландшафта и архитектуры, первозданная чистота меловых гор, массивы дубовых лесов и подлесков, простор неба и стремительное движение горизонта овеяны в продолжение столетий легендами и преданиями.

За их сакральной наполненностью скрыт нелёгкий каждодневный духовный подвиг не только собственного спасения, но и огромного физического напряжения — в Диком поле, на перекрестье кочевых дорог, монахи несли не только духовную, но и настоящую воинскую службу, высекали в меловых горах пещеры, строили храмы. Поэтому на их вершинах, «в лесах и на горах» появлялись рукотворные памятники человеческого духа, как продолжение природного рельефа местности, его своеобразного «увенчания».

От обычных пленэрных штудий непосредственное пребывание в местах христианских святынь отличается тем, что сочетает в себе зрительное, слуховое, вербальное восприятие мира, известное по музейным экспонатам, литературным и сакральным источникам.

Коллективный живописный портрет Святогорья, создаваемый в течение столетий, состоит из разных эмоциональных, настроенческих оттенков — от документально точного, почти картографического, до интимно-камерного, обусловленного одарённостью и художественным видением мастера.

Видеоряд изображений Святогорья на сегодня насчитывает не одну сотню работ, причём преобладают произведения, созданные за последние десятилетия. Время второго возрождения обители совпало с периодом активного проведения пленэров на территории Святых Гор, интереса ко всему комплексу этого уникального места — природно-ландшафтному, духовному, историческому, архитектурно-изобразительному.

Наиболее значительными за это время были пленэры участников художественной акции «Шляхами Васильковского: взгляд через столетие» (2007) и творческого объединения «Буриме» в рамках проекта «Благослови, душе моя, Господа» (2008–2011), который охватывал посещение и создание произведений искусства (живопись, графика) по святым местам Украины, России, Турции, Израиля, Сирии.

Выставки работ по результатам первого пленэра были показаны в Славянском краеведческом музее (2007), Киевском музее русского искусства (2009), Харьковском художественном музее (2014) и других музеев Украины.

Начиная с 1679 г., времени создания первого чернильного рисунка, иллюминированного акварелью, авторства настоятеля Святогорского монастыря архимандрита Иоиля, изобразительная летопись Святогорья пополнялась работами живописи и графики разных мастеров. Среди них имена И.Е.Репина, В.И.Зарубина, А.В.Гине, Ю.И.Феддерса, М.С.Ткаченко, С.И.Васильковского и других. Так было до 1917 г. По вполне понятным причинам дальнейшие семьдесят с лишним лет, вплоть до возрождения обители в начале 1990-х, выявили практически полное отсутствие работ, связанных со Святогорьем. В фондах графики Харьковского художественного музея (ХХМ) автором не обнаружено ни одной работы на эту тему за период с 1917 по 2000 гг. Тем более ценными являются произведения, написанные до 1917 г., находящиеся в коллекциях ХХМ, других музеях, частных коллекциях.

За последнее время стараниями архимандрита Лазаря были выявлены две графические работы художника А.А.Кокеля в Чувашском художественном музее (г. Чебоксары, Чувашия), на родине художника.

При подготовке выставки работ учеников И.Е.Репина в ХХМ была обнаружена ещё одна работа А.А.Кокеля — акварель «Святогорск» (1917), созданная в то же время и в той же стилистике, что и работы из Чебоксар.

Ил. 1. Портрет художника профессора А.А.Кокеля. Худ. В.В.Сизиков. 1955 г. Бумага, литография. 60×46 см. ХХМ, инв №2481 гр-с

Алексей Афанасьевич Кокель (1880–1956) — ученик Репина, прибыл в Харьков в 1916 г. для преподавания в Харьковском художественном училище (Ил. 1). Скорее всего, эти наброски были сделаны до событий 1917 г. Художник знакомился с пейзажами непривычной после Петербурга и Чувашии местности, духовными святынями Слобожанщины. Естественно, его внимание привлекли необычные очертания рельефа меловых гор Святогорья, красота природы Украины.

В каждой из трёх уже известных графических работ художника, посвящённых Святогорью, мастер выбирает другой ракурс, композиционный приём в изображении пейзажа.

В первом наброске «Вид с меловых гор на Донец. Святогорск» (Ил. 2) он выбирает сложный композиционный ракурс (так называемый приём «чаша»), взгляд сверху вниз. В поле наброска попадает отрог меловой скалы, который кулисно обрамляет вид. Художник фиксирует излучину Северского Донца, растительность на горе, монастырские строения внизу на берегу реки. Несмотря на небольшие размеры листа, работа производит впечатление монументальности благодаря пространственно-панорамному решению пейзажа: максимально приближённого первого плана и детально проработанных далей. Ощущение эпичности и величавости вида художник достигает благодаря мерному чередованию холмов, окружающих зигзазообразное течение Северского Донца. Колористическое решение пастели решено на сочетании зелени на меловых холмах, свинцово-серой речной воды, сиреневой воздушной дымки, как бы замыкающей второй план. Художник передает ощущение пасмурного, ветреного дня ранней осени, свето-воздушной среды, сотканной из холодных колористических оттенков.

Ил. 2. Вид с меловых гор на Донец. Святогорск. Худ. А.А.Кокель. 1917 г. Бумага, пастель. 23,5×33,5 см. ЧГХМ, инв.№ ЧГХМ КП-1157

Во втором наброске «Святогорск. Кладки» (Ил. 3) использован фризовый характер композиции — изображение здания параллельно краю листа отодвинуто вглубь рисунка. Хорошо различимы очертания монастырской башни, замыкающей ряд строений, к которым ведут кладки, проложенные на топких участках земли.

Как и в первом наброске, цветовое решение работы связано с освещением холодного ветреного осеннего дня, где сочетаются оранжево-коричневые и зелёные краски листвы деревьев и травы, фиолетово-синие тени от заходящего солнца.

Ил. 3. Святогорск. Кладки. Худ. А.А.Кокель. 1917 г. Бумага, акварель. 25×35 см. ЧГХМ, инв.№ ЧГХМ КП-4074

Акварели из собрания ХХМ «Святогорск. Общий вид» (Ил. 4) присуще диагональное построение композиции: вид снизу по течению Северского Донца, когда взгляд художника охватывает монастырские строения на высоком гористом берегу, речку и пологий берег низменной стороны Донца. Колорит акварели, передача световоздушной среды соответствуют ранней осени — зелень листвы и травы несколько приглушены, повышенно-звучный синий цвет воды контрастирует с ярко освещённым солнцем песчаным берегом. Импульсивный прерывистый мазок передаёт атмосферу ветреного, пасмурного дня с проблесками солнца. Плавные ритмы Святогорских холмов, берегов реки придают небольшой по размеру работе монументальное звучание. Работа интересна ещё и с точки зрения передачи рельефа местности, который изменился за несколько десятков лет. Поменял свои очертания берег реки, разрушена Преображенская церковь на вершине горы Фавор.

Ил. 4. Святогорск. Общий вид. Худ. А.А.Кокель. 1917 г. Бумага, акварель. 25×34 см. ХХМ, инв.№ ХХМ-879-гру

Находящаяся в фондах графики ХХМ эта акварель за последние несколько десятков лет не выставлялась и не воспроизводилась. Ныне она экспонируется на выставке «Ученики И.Е.Репина: графика конца XIX — начало XX  века», приуроченной ко дню рождения И.Е.Репина.

Ил. 5. Портрет художника С.И.Васильковского. Худ. Н.М.Уваров. 1911–12 гг. Холст, масло. 41×33 см. ХХМ, инв.№1045-ж

Сергей Иванович Васильковский (1854–1917) несколько раз обращался к написанию пейзажей Святых Гор (Ил. 5). Наиболее известный — осенний вид Святых Гор с противоположного берега Северского Донца (Ил. 6).

Ещё одна работа — «Святые горы» до 1994 г. находилась в частной коллекции харьковчанина С.Л.Давыдова, позже (в 1994) поступила в коллекцию ХХМ (Ил. 7). Композиционно художник использует тот же приём панорамно-пространственного построения картины — первый план, расположенный параллельно нижнему краю, приближен к зрителю, перспективно углублённый дальний передаёт возвышенную, «воздушную» красоту меловых гор и архитектурных монастырских строений среди зелени Святогорья. Эмоциональное настроение пейзажа благодаря чередованию горизонталей реки, берегов, гор вызывает ощущение равновесия, спокойной гармонии. Свободный первый план (фигуративная сцена с паломниками «отодвинута» к берегу реки) не мешает погружению в пространство картины. Колорит картины построен на сочетании разных колористических оттенков зелёного цвета — от звонкого, насыщенного «малахитового» прибрежной растительности, с вкраплениями цветущих трав, тёмно-зелёной полосы деревьев вдоль водного зеркала Северского Донца, усиленной глубокими синими тенями, до желтовато-приглушённых, купающихся в свето-воздушной дымке Святых Гор. Фактура полотна, как всегда у художника, сочетает гладкую манеру письма с пастозной, что хорошо заметно в изображении травок и цветов на первом плане.

Ил.6. Святые горы. Худ. С.И.Васильковский. Дерево, масло. 23,8×36,8 см. ХХМ, инв.№712-жру

Сергей Васильковский — художник воздуха и «колоризированного» неба, которые всегда в его работах становятся своеобразным камертоном общего эмоционального настроения. Как обычно, художник использует небольшой формат полотна. Но, благодаря внутренней глубинной значительности, чёткому композиционному построению, сочному ритмичному цветовому строю, картина вызывает ощущение возвышенного и величественно-эпического звучания.

Сведения о ещё двух работах С.И.Васильковского (к сожалению, только текстовые), удалось найти в каталогах юбилейных выставок художника. Это работы из частных коллекций С.Л.Давыдова («Святогорск». Дерево, масло. 24,2×32,2 см) и Б.Б.Свешникова («Святогорск». Дерево, масло. 24×36 см), экспонировавшиеся в ХХМ в 1994 г. на юбилейной выставке, посвящённой мастеру. К сожалению, дальнейшая судьба этих работ нам пока что неизвестна.

Ил. 7. Святые горы. Худ. С.И.Васильковский. Холст, масло. 24×32 см. ХХМ, инв.№2475-жрум

Вместе с тем, одним из харьковских коллекционеров были предоставлены несколько воспроизведений работ С.И.Васильковского, посвящённые Святым Горам. Это картина «Святогорский монастырь на реке Донце. Харьковщина» (Ил. 8). При подготовке экспертного заключения в Москве специалисты привели ещё образцы пейзажей с видами Святогорья — «Святые горы. Харьковщина» и «В ожидании парома. У Святогорского монастыря в Харьковской губернии». Возможно, что атрибутируемая работа экспонировалась на одной из выставок Санкт-Петербургского общества художников (картины Васильковского с наименованием «Святогорский монастырь» значатся в каталогах 3-й (1894 в Санкт-Петербурге и 1895 в Москве) и 5-й выставок этого общества). Известно, что в частных собраниях хранится как минимум 2 работы Васильковского, близких этому мотиву.

Ещё одна работа — «В ожидании перевоза у Святых гор на Харьковщине» (Ил. 9) была обнаружена в коллекции Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург, Россия). Колористически и композиционно она близка картине из собрания ХХМ. Похожая фигуративная сцена с группой паломников, такое же пространственно-панорамное решение, чередования ближнего и дальних планов, звонкая зелёная цветовая гамма. Работа вызывает ещё и литературные аллюзии страниц очерка «Святые горы» В.И.Немировича-Данченко, описывающего сам процесс переправы паломников, колоритные типажи её участников. Таким образом, при кажущейся «исчерпанности» темы видеоряд работ Святогорья дооктябрьского периода пополнился работами из музейных и частных собраний, неизвестных или малоизвестных зрителю.

Ил. 8. Святогорский монастырь на реке Донце. Харьковщина. Худ. С.И.Васильковский. 1900-е  гг. Дерево, масло. 24×36,3 см. Частная коллекция

Ил. 9. В ожидании перевоза у Святых Гор на Харьковщине. Худ. С.И.Васильковский. Между 1890 и 1917 гг. Фанера, масло. 23,8×35,7 см. ГРМ, инв.№ Ж-8662

Приложение

Экспертно-атрибуционное заключение на картину С.И.Васильковского «Святогорский монастырь на реке Донце. Харьковщина». 1900-е гг. Дерево, масло. 24×36,3 см

Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М.Третьякова на картину С.И.Васильковского «Святогорский монастырь на реке Донце. Харьковщина». 1900-е гг. Дерево, масло. 24×36,3 см