Скит в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских расположен в восточной части архитектурного ансамбля Свято-Успенской Святогорской Лавры на террасовидной площадке у подножия горы (к востоку от гостиничного корпуса № 14). Скит устроен благословением наместника обители архимандрита (ныне митрополита) Арсения в 2001 г. при древнем пещерном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских.
Сведения об этом храме содержатся в архивных документах начала XIX в. Составитель исторической записки о древностях Святогорского Успенского монастыря Иван Тихоцкий сообщил об обнаруженном в 1814 г. провале в ранее не известный пещерный храм выше монастыря, который оказался наполовину заваленным. Наличие храма подтвердил отец Николай Лащенков, бывший приходским священником в Успенской церкви до открытия Святогорского монастыря в 1844 г.: «…в Святогорском монастыре есть подземные скиты выше монастыря, с особенного рода кирпичным сводом, глубиною в земле до трех сажень — и поныне приметно, что была там церковь, в которую вход пещерою, примерно около 5-ти или 6-ти саженей».
Необходимость укрепления сводов храма кирпичом ещё в древности была вызвана тем, что в отличие от пещер в меловой скале это помещение было выдолблено в лёссовой породе, которая по своим свойствам является рыхлой и осыпающейся. До настоящего времени сохранился не укреплённый лёссовый участок в приалтарной части храма.
После воссоздания Святогорской Успенской пустыни в XIX в. на месторасположение скрытого под землёй храма указал старец Мафусаил, помнивший монастырь до его закрытия в XVIII в. Благословением игумена Арсения (Митрофанова) пещера была очищена от завалов. Древняя алтарная часть этой церкви была зафиксирована на рисунке художника и археолога XIX в. Дмитрия Струкова.
Первое описание подземной церкви принадлежит епископу Харьковскому и Ахтырскому Иннокентию (Борисову) и содержится в его донесении Святейшему Синоду от 3 марта 1845 г.: «Небольшое четвероугольное каменное здание, найденное в горе под землею, действительно должно было составлять некогда церковь, признаком и доказательством чего служат углубления в средине передней стены, какие делаются для горняго места, остаток в левой стороне жертвенника и два углубления в стене по бокам входной двери для певцов. Кирпич и кладка стен показывают, что здание сие должно быть устроено не в самой глубокой древности, а века за три или четыре до нашего времени… Пещера, в коей устроена сия церковь, по свидетельству того же старца-указателя, носила исстари название Варяжской».
Преосвященный Иннокентий указал в донесении, что настоятель обители игумен Арсений и братия желают возобновить древний храм во имя преподобных Антония и Феодосия, и представил проект иконостаса для него. С разрешения Святейшего Синода и по благословению святителя Иннокентия в течение 1845–1846 гг. были проведены работы по обустройству пещерного храма. Престол для него, по свидетельству А. Ф. Ковалевского, собственноручно сделал из цельного камня эконом обители иеромонах Иоанникий, прославленный впоследствии с именем Иоанн, Затворник Святогорский.
В отчёте настоятеля монастыря архимандрита Арсения за 1854 г. приведены следующие сведения о церкви преподобных Антония и Феодосия: «Церковь сия ископана в горе, в пещере, в юго-восточной стороне Монастыря вне ограды оного. Когда и кем первоначально устроена, неизвестно; по предположению по древним весьма немногим известиям можно относить к самому первому времени сей обители… В 1846-м году была восстановлена, во внутренности ее поновлена и украшена усердием и иждивением доброхотных дателей, и особенно Изюмского купца Якова Дехтерева, который на свой счет устроил железный иконостас в ней и украсил бронзовой резьбой и хорошими, на железе писанными иконами. Совне же ход в нее вновь сделан кирпичный со сводом, над коим устроена келья для сторожа».
Церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских была освящена 30 августа 1846 г. святителем Иннокентием. В том же году при входе в храм был погребён монах Мафусаил. Его захоронением было положено начало кладбищу, где упокоились впоследствии духовники обители иеромонахи Феодосий (Коротевский), Киприан (Манько), Иоанникий (Аверкиев), Паисий (Занькевич), казначей монастыря игумен Леонтий (Серебряников), схимонах Феодосий (Голуб), а также многие ктиторы святой обители, среди которых представители известных родов: князей Голицыных, Куракиных, донских казачьих родов Платовых, Иловайских, местных дворян Шабельских, Жилинских, Правицких, Скоротовских, врачебной династии Курдюмовых, всего около 40 человек.
В начале 1850-х гг. по благословению архимандрита Арсения и тщанием владелицы Святогорского имения Татьяны Борисовны Потёмкиной (урождённой княжны Голицыной) вход в храм был реконструирован с устройством по бокам двух помещений изящной архитектуры, возведённых в качестве усыпальницы княжеского рода Голицыных. В подземной части усыпальницы были устроены два склепа для захоронений родственников Т. Б. Потёмкиной. В левом склепе нашли последнее упокоение родные братья Татьяны Борисовны — князья Андрей Голицын (†1861) и Борис Голицын (†1866), а также супруга князя Бориса Голицына — княгиня Вера Голицына (†1872), и муж сестры Т. Б. Потёмкиной Елизаветы — князь Борис Куракин (†1850).
Фасад притвора храма был увенчан тремя главками с позолоченными крестами и расписан святыми образами. По описанию Екатерины Жилинской: «У самого входа по обеим сторонам изображены во весь рост преподобные Печерские угодники Антоний и Фeoдocий — посреди над самым входом икона Киево-Печерской Божией Матери, а над нею большая икона коронование Пресвятой Девы Богом Отцом, Иисусом Христом, держащим свой крест и спускающимся в виде голубя Духом Святым» («Святогорская общежительная Успенская пустынь», Одесса, 1902, с. 71). В этой же усыпальнице Т. Б. Потёмкина приготовила место для своего вечного упокоения, но волею родных была погребена в Сергиевой пустыни близ Петербурга.
С правой стороны перед входом в храм была устроена усыпальница донского дворянского рода Иловайских. Здесь был погребён герой войны 1812 г. генерал-майор Григорий Дмитриевич Иловайский (†1847) и его потомки в четырёх поколениях, а также полковник Войска Донского атаманского полка граф Матвей Иванович Платов (†1848), памятник которому был обнаружен при земляных работах при строительстве храма святого праведного Иоанна Русского в 2011 г. и находится ныне на территории скита.
Во второй половине 50-х гг. XIX в. к северу от усыпальницы был построен каменный одноэтажный корпус с двумя кельями для братии, служащей при храме, на что указывает архимандрит Арсений в Ведомости о церквях обители за 1858 г.
Территория Антоние-Феодосиевского храма с кладбищем в начале 1850-х гг. была благоустроена и обнесена оградой. Над входными вратами устроена колокольня в виде арки, увенчанной вызолоченной главой с крестом. На колокольне звонил один колокол весом 7 пудов. Здесь же был разбит фруктовый сад. Позднее, в 1914 г., на месте фруктового сада был построен гостиничный корпус (ныне корпус № 14 — мужская гостиница).
После закрытия Святогорской Успенской пустыни в 1922 г. и организации в её храмах и корпусах 1-го Всеукраинского дома отдыха, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия подверглась разграблению, иконостас был уничтожен. Притвор храма с усыпальницами и памятники кладбища также постепенно были снесены, а склепы с захоронениями подверглись разрушению. Сама подземная церковь долгое время использовалась в качестве овощехранилища.
В юго-восточном углу некогда существовавшего здесь кладбища XIX в. был построен одноэтажный «финский домик», в котором в 1970-х гг. размещались сотрудники метеостанции санатория им. Артёма, а в 1980-х гг. — дирекция Славяногорского историко-архитектурного заповедника.
С организацией в 1981 г. историко-архитектурного заповедника подземный храм преподобных Антония и Феодосия приобрёл статус памятника архитектуры XVII в. и перешёл в ведение музейного учреждения. Здесь после проведения в конце 1980-х гг. ремонтно-реставрационных работ была открыта вначале археологическая, а затем историческая выставка о пещерном храме преподобных Антония и Феодосия.
В 1993–1994 гг. в рамках программы воссоздания подземной церкви был изготовлен литой чугунный иконостас, установленный в октябре 1994 г. (автор проекта архитектор А. Б. Дашевский, иконописцы — донецкие художники Г. В. Жуков и В. В. Теличко). Иконостас имеет трёхрядную композицию: нижний ряд — преподобные Антоний и Феодосий, второй — Спаситель и Пресвятая Богородица на тронах, верхний ряд — Рождество Христово и Успение Божией Матери. В царских вратах помещены святые образа четырёх Евангелистов и Благовещение. Иконы написаны темперными красками на медных листах со специальным защитным покрытием от воздействия влаги и перепада температур.
Первое богослужение в храме преподобных Антония и Феодосия совершено 2 февраля 1994 г. и приурочено к визиту в Святые Горы матери Главы Императорского Дома Романовых Великой княгини Леониды Георгиевны. Богослужение возглавил благочинный Свято-Успенской обители иеромонах Арсений (Яковенко) (нынешний наместник митрополит Святогорский Арсений). Была отслужена панихида по почившим князьям Андрею и Николаю Голицыным, супруге Николая Голицына княгине Вере Голицыной. Их останки в то время находились в древнем храме преподобных Антония и Феодосия до завершения реставрации склепов усыпальницы.
Одновременно с воссозданием подземного храма были произведены проектные работы по восстановлению притвора храма с усыпальницей князей Голицыных (автор эскизного проекта — киевский архитектор Г. А. Дядюшенко). Во время расчистки от завалов разрушенных и ограбленных склепов усыпальницы были обнаружены потревоженные останки захороненных и мемориальные плиты князей Б. А. Куракина и Н. Б. Голицына, а также надмогильная плита духовника обители иеромонаха Киприана.
После расчистки подземной части притвора и воссоздания разрушенных склепов 7 декабря 1994 г. было проведено перезахоронение останков князей Голицыных и отслужена лития, которую совершил благочинный обители иеромонах Арсений соборно с братией монастыря.
С июня 1995 г., когда в Успенском соборе начался демонтаж конструкций кинотеатра, основные богослужения братией монастыря совершались в пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, которая была передана для использования по назначению Славяногорским историко-архитектурным заповедником. Ежедневные богослужения здесь совершались до мая 1996 г.
В 1999 г. при пещерном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских была очищена от завалов и восстановлена подземная часть родовой усыпальницы донского казацкого рода Иловайских из восьми отдельных склепов. Сохранившиеся останки были тогда же перезахоронены в восстановленные склепы. Памятники над захоронениями не сохранились. В процессе расчистки разрушенных склепов в одном из них был обнаружен мраморный памятник врачу г. Славянска, действительному статскому советнику С. В. Курдюмову, который много сделал для становления медицины в Успенской Святогорской пустыни и был погребён на кладбище при храме преподобных Антония и Феодосия.
В год 2000-летия Рождества Христова подземный храм в честь преподобных Антония и Феодосия официально был передан Свято-Успенскому Святогорскому монастырю на основании распоряжения председателя Донецкой облгосадминистрации и решения Славянского горисполкома от 15.12.1999 г. № 518. После этого по благословению наместника архимандрита Арсения здесь был устроен скит обители с переходом сюда части насельников во главе со скитоначальником иеромонахом Галактионом (Вуйченко). В 2001 г. число скитской братии не превышало 5 человек, живущих здесь по скитскому уставу. Отличия наблюдались и в монашеском одеянии скитской братии. Куколь на головах иноки носили старого покроя, характерного для монашеского облачения периода до Никоновской реформы XVII в.
В 2001 г. за монастырские средства были произведены необходимые работы внутри храма, установлен престол, храм обеспечен необходимой церковной утварью. Пещерный храм осветился старинным паникадилом на 12 свечей.
30 августа 2001 г. в день преподобного Алипия, иконописца Печерского, в скиту преподобных Антония и Феодосия впервые в современной истории обители совершено богослужение архиерейским чином. В день своего тезоименитства епископ Алипий (Погребняк) возглавил Божественную литургию и благодарственный молебен в сослужении наместника монастыря архимандрита Арсения, братии обители и приходских священников епархии.
Одновременно с восстановлением подземного храма в Антоние-Феодосиевском скиту силами Лавры были развёрнуты работы по воссозданию притвора пещерного храма, ограды с колокольней. В основу строительного плана обустройства скита были положены проектные разработки наместника обители архимандрита Арсения.
23 мая 2002 г., святогорской братией под началом архимандрита Арсения при участии епископа Алипия были обретены мощи духовников Святогорской Успенской пустыни иеромонаха Феодосия (†20 октября 1850), погребённого справа от входа в храм, и иеромонаха Киприана (†25 июня 1874), погребённого слева от входа в храм.
Летом 2002 г. в целом были завершены строительные работы по ограде скита вместе с надвратной колокольней, возведённой в стиле украинского барокко XVII в. На последнем этапе работ 27 июня 2022 г. был смонтирован купол колокольни, 21 августа установлено завершение колокольни —луковица и крест, а 22 августа 2002 г. на колокольню были подняты 10 колоколов, наибольший из которых весит 300 кг. Из 10 колоколов лишь один был отлит по заказу обители, остальные 9 относятся к прошлым векам и были сохранены верующими людьми со времен разорения храмов безбожной властью после 1917 г. Все 10 колоколов были приобретены монастырским коштом.
В составе комплекса скитских сооружений своё место занял двухэтажный ризничий корпус, построенный при входе на территорию скита в юго-западном углу ограды. К августу 2002 г. были завершены основные строительно-монтажные работы по кирпичной кладке и кровле здания, а к концу октября окончены отделочные работы.
Наружная часть пещерного храма преподобных Антония и Феодосия с усыпальницей князей Голицыных была восстановлена в соответствии с архитектурным обликом XIX в. с той разницей, что вместо двух входных порталов в боковых частях притвора устроены ниши с мраморными плитами, на которых начертаны имена погребённых на уничтоженном кладбище при храме лиц. Рабочая документация на восстановление притвора пещерного храма преподобных Антония и Феодосия была выполнена институтом «Донбассгражданпроект» (автор проекта архитектор Е. А. Ивахненко) с учётом эскизного проекта киевского архитектора Г. А. Дядюшенко.
К сентябрю 2004 г., когда обитель готовилась к торжествам присвоения почётного титула Лавры, работы по строительству притвора храма преподобных Антония и Феодосия были завершены установкой позолоченных крестов над главками притвора с усыпальницей князей Голицыных. Углы ограды украсились позолоченными фигурками ангелов с трубами.
Во время подготовки к канонизации святогорских подвижников благочестия в 2008 г. в скиту преподобных Антония и Феодосия были обретены мощи духовника Успенской Святогорской пустыни, иеромонаха Иоанникия (Аверкиева, †1882), который был захоронен перед входом в храм за могилой иеромонаха Киприана (Манько, †1874).
7 июля 2008 г., в день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мощи прп. Иоанникия были обретены братией обители под началом наместника Лавры епископа Арсения и схиепископа Алипия (Погребняка).
Внутренние стены притвора пещерного храма были расписаны в стиле ХІІ в. иконописцами под руководством А. Яблочкина на основании концепции росписей наместника Святогорской Лавры епископа Арсения.
Завершение строительства комплекса зданий и сооружений Антоние-Феодосиевского скита позволили расширить состав скитской братии до 10 человек. С назначением 27 мая 2010 г. скитоначальника архимандрита Галактиона на должность благочинного Лавры скит перешёл под начало иеромонаха Иоанна (Финогенова). Ежедневно в храме братия скита совершает своё молитвенное правило.
В скитской Антоние-Феодосиевской церкви по воскресным дням служится вечернее богослужение, а в зимний период — ежедневно молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу. В поминальные дни в древней пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия служатся панихиды.
15 сентября — престольный день скита — память преподобных Антония и Феодосия Печерских. В этот день в скиту совершается Божественная литургия и водосвятный молебен с акафистом преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским. Также богослужения здесь совершаются в дни памяти преподобного Антония Печерского (память 23 июля) и преподобного Феодосия Печерского (память 16 мая и 27 августа).
Помимо основного послушания — молитвенного делания и поддержания порядка на территории скита, скитская братия несёт послушание в располагающейся рядом мужской гостинице для паломников, а также в паломнической трапезной. Трудами братии скита была благоустроена территория скита с разбивкой газонов и цветников.
![Панорама Антоние-Феодосиевского скита Панорама Антоние-Феодосиевского скита](https://c1.staticflickr.com/5/4260/35151939282_9fe5824a57_b.jpg)
Со времени образования лаврский скит во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских посещали с архипастырскими визитами церковные первоиерархи. 8 сентября 2000 г. в рамках экскурсии по древним святыням Святогорской обители Антоние-Феодосиевский храм посетил Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины.
7 июля 2007 г. во время архипастырского визита лаврский скит посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
24 сентября 2015 г., в день празднования Собора преподобных отцов Святогорских, по окончании праздничной Божественной литургии скит преподобных Антония и Феодосия Печерских посетил Предстоятель Украинской Православной Церкви — Блаженнейший Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины.
Уставная жизнь скита преподобных Антония и Феодосия изменилась с началом активных военных действий весной 2022 г. Когда начались артиллерийские обстрелы непосредственно территории скита, по благословению митрополита Арсения лаврская братия в первых числах июня месяца переместилась в подвальные помещения трапезного корпуса. В результате обстрелов пострадали сооружения скита, его ограда. Нарушено кровельное покрытие, в кладке зданий и ограды образовались трещины. Сам храм преподобных Антония и Феодосия не пострадал.
В 2022 г. в связи с артиллерийскими обстрелами и невозможностью погребать умерших и погибших насельников обители на монастырском кладбище и мирских кладбищах по месту жительства беженцев, по благословению митрополита Арсения на территории Лавры были образованы новые места захоронений, в том числе на территории Антоние-Феодосиевского скита.
Здесь в течение мая – октября 2022 г. были преданы земле: 1) Васина Галина Борисовна (02.11.1932 — 07.05.2022); 2) Эль-Хавари Евгения Викторовна (21.01.1939 — 09.05.2022); 3) Шмулич Валентина Григорьевна (01.10.1937 — 18.05.2022); 4) Дёмушкина Зинаида Павловна (08.06.1940 — 29.05.2022); 5) Стариков Иван Павлович (24.02.1994 — 05.06.2022); 6) Фадеев Александр Олегович (27.07.1984 — 05.06.2022); 7) Петлицкий Евгений Александрович (27.01.1988 — 05.06.2022); 8) Малый Олег Юрьевич (20.02.1983 — 23.10.2022).
18 декабря 2022 г. в Свято-Успенской Святогорской Лавре скончался епископ Иннокентий (Шестопаль), находившийся здесь на покое в течение 14 лет. 20 декабря 2022 г. после заупокойной Литургии и отпевания, которые возглавил в Успенском соборе митрополит Святогорский Арсений, гроб с телом владыки Иннокентия был предан земле на новообразованном кладбище скита в честь преподобных Антония и Феодосия.
После прекращения артиллерийских обстрелов в сентябре 2022 г. и удаления линии боевого соприкосновения от Лавры в Антоние-Феодосиевском скиту были возобновлены уставные богослужения братии Свято-Успенской Святогорской Лавры.
➡ Лента новостей скита преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских