Преображенская церковь Святогорской Успенской пустыни

Церковь Преображения Господня Святогорской Успенской пустыни. 1864 г. Фото из РГИА 
Преображенская церковь на вершине горы Фавор выше меловой скалы с Николаевской церковью. Фото из альбома «Виды Успенской Святогорской пустыни». Нач. XX в. Архив Святогорской Лавры  

Среди храмов Святогорской Успенской общежительной пустыни местоположением и архитектурой выделялась церковь в честь Преображения Господня, построенная в 1864 г. на вершине горы, именуемой Фавор. Эта церковь относится к несохранившимся храмам обители.

После закрытия Святогорской Успенской пустыни в 1925 г. Преображенская церковь была разобрана, а строительный материал был использован для устройства электростанции I Всеукраинского дома отдыха.

Через 70 лет, после восстановления в 1992 г. Свято-Успенского Святогорского монастыря и возвращения ему храмов и корпусов прежней обители, братия монастыря под началом митрополита Святогорского Арсения практически полностью восстановила храмы XVII–XIX вв. Святогорской пустыни за исключением Преображенской церкви на горе Фавор. Проектные разработки по её восстановлению, археологические работы по открытию фундаментов разрушенного храма стали первыми этапами воссоздания Преображенской церкви. Однако, начавшиеся в 2014 г. военные действия на Донбассе отодвинули планы по реализации этого проекта.

А.В.Петцольт. Автор проекта Преображенской церкви. Журнал «Зодчий», 1891, №11–12

История создания Преображенской церкви берёт начало в середине 50-х гг. XIX в. и связана с именем первого настоятеля Святогорской обители по её возобновлении в 1844 г. архимандрита Арсения (Митрофанова). После реконструкции Николаевской церкви на Святой Скале архимандрит Арсений задумал строительство нового храма на вершине горы. Андрей Ковалевский, автор жизнеописания святогорских подвижников XIX в., писал, что наряду с Успенским собором и храмом во имя преподобного Арсения Великого в скиту архимандрит Арсений спешил воздвигнуть «каменную церковь во имя Преображения Господня на святогорском Фаворе, возвышенной лесистой горе повыше святогорской скалы, так им названной в память Фавора Палестины, где он бывал в своей юности…» . При содействии Татьяны Борисовны Потёмкиной, известной благотворительницы и супруги владельца Святогорского имения Александра Михайловича Потёмкина, в 1858 г. профессор архитектуры Август Васильевич Петцольт (1823–1891) разработал проект Преображенской церкви. Оригинал проекта с именем архитектора и датой его создания хранится в фондах Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника в Крыму. Можно предположить, что сам проект в своё время принадлежал Т. Б. Потёмкиной и находился в её Крымском имении в Гурзуфе. После 1917 г. он оказался в фондах государственного музея в Воронцовском дворце.

Копия проекта Преображенской церкви хранится в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге . Проект состоит из чертежей трёх фасадов церкви (северного, восточного и западного), разреза и плана здания храма.

Копия проекта Преображенской церкви в Святых Горах. 1859 г. РГИА, ф. 1293, оп. 165, д. 517
Копия проекта Преображенской церкви в Святых Горах. 1859 г. РГИА, ф. 1293, оп. 165, д. 517

Вместе с архимандритом Арсением спешила с началом строительства Преображенского храма и Т. Б. Потёмкина, взявшая на себя финансирование строительства и утверждение проекта в инстанциях. Как следует из архивных документов Харьковской духовной консистории, 18 сентября 1859 г. Т. Б. Потёмкина обратилась с прошением к епископу Харьковскому и Ахтырскому Макарию (Булгакову) о постройке на собственные средства Преображенского храма в Святых Горах и представила проект на согласование.

Прошение Т.Б.Потёмкиной епископу Харьковскому Макарию (Булгакову) о строительстве Преображенской церкви. 18 сентября 1859 г. ГАХО, ф. 40, оп. 42, д. 1381, л. 1

Уже 22 сентября преосвященный Макарий направляет соответствующий рапорт в Святейший Синод с приложением согласованного в епархии проекта для его утверждения в столице. После положительного рассмотрения в ноябре 1859 г. в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий проект двухэтажной Преображенской церкви был представлен для высочайшего утверждения императору Александру II, который утвердил его 3 декабря 1859 г., о чём сделана соответствующая запись на самом проекте. 12 января 1860 г., в день ангела Т. Б. Потёмкиной, был выдан указ Святейшего Синода о строительстве Преображенской церкви в Святых Горах.

С высочайше утверждённым проектом указ был направлен для исполнения правящему архиерею преосвященному Макарию. Тогда же указ на строительство Преображенской церкви с припиской о надзоре за строительством архитектора был доведён до настоятеля Святогорской Успенской пустыни игумена Германа (Клицы), который возглавил монастырь после кончины архимандрита Арсения, последовавшей 12 октября (25 октября по н.с.) 1859 года. Незадолго до своей кончины архимандрит Арсений совершил закладку Преображенского храма, строительство которого легло на плечи нового настоятеля обители одновременно со строительством Успенского собора. Благодаря благотворителям, Потёмкиным и Ланским, возведение храма на святогорском Фаворе шло быстрыми темпами. В «Ведомости церквей Святогорской Успенской пустыни за 1862 год» указывалось, что храм близок к завершению, за три года возведено здание церкви с куполом, покрытым белой жестью, осталось водрузить крест. В основном были задействованы местные крестьяне из имения Потёмкиных. Для строительства здания церкви использовался «полудикий камень». Также в 1862 г. было начато строительство колокольни.

Очевидец строительства Преображенского храма протоиерей Григорий Дюков в очерке «Святогорская Успенская пустынь» писал, что в период его посещения стройки летом 1861 г. один из местных крестьян заменял помощника архитектора. Имя архитектора автор не назвал, но в другом месте очерка, где речь шла о строительстве Успенского собора, сообщалось о надзоре «вольнопрактикующего архитектора г. Фавра». Видимо, этот архитектор вёл надзор и за строительством Преображенской церкви.

К слову, первоначальные проектные решения претерпели некоторые изменения, что видно по фотографиям и почтовым открыткам с изображением Преображенского храма в период XIX — начала XX вв.

Преображенская церковь на горе Фавор с юго-востока. Фото из альбома «Виды Святых Гор». Нач. XXvв. Архив Святогорской Лавры 
Преображенская церковь на горе Фавор с юго-запада. Почтовая открытка. Архив Святогорской Лавры 

На фото запечатлён храм весьма оригинальной архитектуры, выходящей за рамки официального «русско-византийского стиля». Центральная его часть решена в виде пирамидальной шатровой башни, прорезанной с северного и южного фасадов высокими арочными окнами. Башня завершается четырёхгранной главой, украшенной ширинками, пилястрами, сложным лепным карнизом. Глава переходит в четырёхгранный, грушевидной формы купол. С западной стороны к центральной части храма примыкает притвор, состоящий из трёх увеличивающихся друг относительно друга объёмов, каждый из которых завершается двухскатной крышей. С восточной стороны — двухъярусная апсида алтарной части, прорезанная арочными окнами в двух уровнях. К алтарной части с севера и юга примыкают прямоугольные двухъярусные пристройки.

Протоиерей Г. Дюков писал в 1861 г. о планах архимандрита Германа относительно использования Преображенской церкви в будущем как больничной церкви: «храм этот будет о двух этажах. В нижнем престол имеет быть в честь «Радости всех скорбящих»; верхний будет посвящён славе «Преображения Господня. Подле него имеет быть устроена для братии, рабочих и богомольцев больница монастырская. Таким образом слабые и недужные поручаются покрову Радости всех скорбящих, в храме коей они будут обретать покой и утешение в болезнях телесных и скорбях душевных».

Однако Т. Б. Потёмкина иначе видела будущее возводимого храма и предложила отцу Герману устроить больницу в другом месте, а на первом ярусе Преображенского храма сделать церковь в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Для обустройства больницы Потёмкины выделили земельный участок к югу от горы Фавор и помогли с обустройством больничного хутора с храмом во имя чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, который был освящён архимандритом Германом в 1865 г.

По завершении строительства Преображенского храма в «Ведомости церквей Святогорской Успенской пустыни» приведено следующее его описание: «Зданием каменная, двухэтажная, внутри и снаружи оштукатурена; покрыта листовым железом, окрашенным зеленою краскою. Средний купол покрыт белым листовым железом; на куполе, алтаре и над входом храма утверждены железные вызолоченные главы с такими же крестами. Престолов в ней два. В верхнем этаже во имя Преображения Господня. Предалтарный иконостас дубового дерева, весь резной некрашеный и без позолоты. Царские Врата кипарисные. В нем иконы хорошей живописи, писанные на железе. В нижнем этаже престол в честь чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Предалтарный иконостас столярной работы, украшенный позолоченною резьбою; в нем иконы хорошей живописи, писанные на холсте. В верхнем этаже храм освящен в 1864, а в нижнем в 1865 году Высокопреосвященнейшим Архиепископом Макарием».

Освящение Преображенской церкви совершено архиепископом Харьковским и Ахтырским Макарием 13 августа 1864 г. при большом стечении православного народа. Свою речь, произнесённую на освящении храма на горе Фавор, владыка Макарий начал словами: «Привет вам, Святые Горы, с новою святынею, которою вы освятились еще. Немало уже храмов Божиих освящали вас. Одни красуются там, у самой подошвы вашей вместе со святою обителью иночествующей братии. Другие возвышаются над теми и углублены в недрах ваших, во мраке пещер, ископанных руками святых отшельников. Еще выше, над пещерами возносится чудный храм, изсеченный в меловой скале и далеко блистающий своим куполом на всю окрестность. А вот, наконец, и на самой вершине вашей воздвигнут новый храм во имя Преображения Господня. Это как бы златой венец, достойно украсивший вашу сеннолиственную главу и ярко отражающий в себе лучи света фаворского».

Вид Успенской Святогорской общежительной пустыни. Худ. А.В.Гине. Литография. Поль-Пети. СПб. 1860-е гг. Из собрания Эрмитажа. Инв. ЭРГ 29451

В своей речи архиепископ Макарий особо отметил труды создателей церкви, пожелав, чтобы благодать Божия изливалась на их сердца через новосозданный храм до полного их нравственного преображения. В монастырских документах особо отмечено усердие в создании двухпрестольной церкви графинь Ланских и Татьяны Борисовны Потёмкиной. В Главной церковной и ризничной описи Святогорской Успенской пустыни указано, что Ланскими устроено напрестольное облачение из белого серебряного глазета, обложено серебропозолоченным гасом, с передней стороны крест, шитый золотом и украшенный недорогими каменьями. Такое же облачение на жертвеннике. На средства Ланских устроен также в 1864 г. предалтарный иконостас с 19 иконами.

Иконостас верхнего храма во имя Преображения Господня. Фото из альбома «Виды Успенской Святогорской пустыни». Нач. XX в. Архив Святогорской Лавры

Андрей Ковалевский так описывал иконостас Преображенской церкви: «дубовый резной, древне-византийскаго рисунка, с художественными иконами на золотом поле, исполнен в С.-Петербурге и пожертвован графинями Ланскими, стоимостью до 7000 рублей» .

Екатерина Жилинская, оставившая прекрасное описание Преображенской церкви, подробно описала святые образы в иконостасе и в алтарной части: «В алтаре храма, на горнем месте, во всю стену большая икона Преображения Господня: Спасителя и Пророков окружают прозрачныя голубыя облака. На жертвеннике икона “Спаситель, молящийся о Чаше”» . В описи Ризницы приведён размер иконы Преображения Господня на горнем месте — 2,5×1,5 аршина (1,8×1,1 м) .

В нижнем храме в честь Казанской иконы Божией Матери напрестольное облачение и иконостас были устроены в 1865 г. на средства Т. Б. Потёмкиной. В иконостасе 14 икон, писанных на холсте.

Иконостас нижней церкви во имя Казанской иконы Божией Матери. Фото из альбома «Виды Успенской Святогорской пустыни». Нач. XX в. Архив Святогорской Лавры

Икона Божией Матери с Предвечным Младенцем в иконостасе церкви во имя Казанской иконы Божией Матери 1860-е гг. Худ. Г.И.Кадунов

Многие современники отмечали поразительное впечатление от иконописи храма. На горнем месте икона Распятия на холсте, на которую обратил внимание Андрей Ковалевский: «…из всего особенно поразила меня запрестольная икона нижнего алтаря. Распятый Господь, изображенный в рост человека, как бы живой распростирает Свои пречистыя длани для принятия всех…» Екатерина Жилинская особо отметила в иконостасе наместную икону Божией Матери с Предвечным Младенцем: «Во всем Святогорском монастыре нет другой иконы по живописи подобной этой — Лик Богоматери и Ея Предвечного младенца положительно как живые выделяются из фона холста. С трудом можно оторвать взор от этой иконы. Писал ее петербургский художник Кадунов в 1876 году . Икона эта дар Св. Горам Т. Б. Потемкиной».

Григорий Кулжинский в труде «Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии» при описании Преображенского храма обратил внимание на находящуюся в алтаре серебряную гробницу чеканной работы с перламутровыми изображениями «омовение ног», «страстной Спаситель», серебряными изваяниями св. блгв. князя Александра Невского и св. мч. Татианы. Эту гробницу пожертвовала Т. Б. Потёмкина . Она же пожертвовала двухярусное медное посребрённое паникадило на 25 свечей для Преображенского храма.

В каждый свой приезд Татьяна Борисовна некоторое время проводила на святогорском Фаворе. «Пока была жива Татьяна Борисовна, — писал Андрей Ковалевский, — то в летние свои приезды в Святыя Горы любила она слушать Литургию в этой церкви, около которой был ею построен небольшой летний дом и разведены богатые цветники».

Преображенская церковь и домик Т.Б.Потёмкиной. Из альбома видов Успенской Святогорской Общежительной Пустыни Харьковской губернии. Литограф Поль-Пети Пьер-Жан. СПб., 1860-е гг. Бумага, литография

В собрании литографий Поль-Пети 1860-х гг. с видами Успенской Святогорской общежительной пустыни есть литография «Церковь Преображения Господня на горе выше скалы», на которой изображена Преображенская церковь вместе с деревянным флигелем на каменном основании. Этот летний домик обустроила и использовала для своего пристанища Т. Б. Потёмкина. На литографии показана тропинка, по которой паломники поднимались на гору Фавор. Княгиня Е. Горчакова, преодолевшая подъём, писала, что вершина горы увенчана вековыми соснами и господствует над Святогорьем и его окрестностями. «Вид с балкона верхней церкви восхитителен и вполне вознаграждает путешественника за довольно трудный подъём по горной кремнистой тропинке».

Гора Фавор. Ограда с воротами и кельями. Стереопара. Нач. XX в. Архив Святогорской Лавры

Одновременно с церковью Преображения Господня была построена небольшая каменная колокольня на пять колоколов, наибольший из которых весил 40 пудов . Вокруг храма с колокольней и флигеля Т. Б. Потёмкиной была возведена ограда. При вратах ограды были устроены две кельи и одна келья — при колокольне. С горы Фавор открывался неповторимый вид на бескрайние пойменные леса Северского Донца, хорошо просматривался дом Потёмкиных на склоне Святых Гор к востоку от монастыря.

Впоследствии, через некоторое время после кончины Т. Б. Потёмкиной, как свидетельствует Андрей Ковалевский, её летний домик был разобран. Действительно, при описании строений при храме Преображения Господня в «Ведомостях церквей Святогорской Успенской пустыни» в 1880-е гг., сведения о деревянном летнем домике на каменном фундаменте уже отсутствуют. Благоустройство территории Преображенской церкви отличалось простотой. Небольшой деревянный штакетник ограждал сам храм и зелёную зону горы Фавор, обозначая тропинки, по которым шли к храму паломники.

Преображенская церковь на горе Фавор. Фотоальбом с отдыха в Святых Горах неизвестной дамы из Санкт-Петербурга. Нач. XX в. Архив Святогорской Лавры

В течение почти 60 лет молитва в храме Преображения Господня, по выражению преосвященного Макария, привлекала благодать Духа Святого в сердца насельников обители и всех братьев во Христе, молящихся здесь, храня от всякого греха, утверждая во всяком добре и возводя на самую высоту духовного преображения.

Вид на гору Фавор после разборки Преображенской церкви. Фото 1920-х гг. Архив Святогорской Лавры

При закрытии Святогорской Успенской пустыни в 1922 г. Преображенский храм был разграблен, а само здание через некоторое время было разобрано до основания. На вершине горы Фавор воцарилось запустение. Во время военных действий 1941–1943 гг. здесь всё было изрыто окопами, а в послевоенный период заросло кустарником и деревьями. Предано было забвению и само название горы Фавор. Всячески насаждались безбожной властью новые названия, вместо Святых Гор — Красные Горы (в 1930-х гг.), Горы Артёма (в 1960-х гг.), но ни одно из них так и не прижилось в народе.

Возвращение имени святогорскому Фавору связано с духовным возрождением Донбасса. Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало), в течение 27 лет бывший настоятелем и священноархимандритом Свято-Успенской Святогорской Лавры (1997–2023), вынашивал планы воссоздания святогорского Фавора в прежнем виде: «Нам бы хотелось, чтобы на горе Фавор снова был Преображенский храм и там тоже возносилась молитва к Богу, и в цельности видеть обитель такой, как она была раньше создана. Это планы будущей нашей жизни и обители подвигом монашеским восстановить Святой Фавор, где когда-то стоял прекрасный Преображенский храм и где тоже несли монахи свой подвиг» .

Подготовительные работы Свято-Успенской Святогорской Лавры по воссозданию Преображенской церкви на горе Фавор. Фото 09.05.2013 г. 

По благословению наместника обители архиепископа Арсения в сентябре 2013 г. братией и трудниками обители были начаты подготовительные работы по воссозданию Преображенского храма. Были расчищены фундаменты церкви, остатки каменной кладки, определена планировка здания, найдены фрагменты лепного декора фасадов храма. На месте алтаря был извлечён закладной камень, положенный архимандритом Арсением (Митрофановым) при закладке храма. Донецким архитектором Е. А. Ивахненко был разработан эскизный проект воссоздания храма в его исторических формах.

Остатки кирпичной кладки и планировка Преображенской церкви на уровне фундаментов. Фото 2013 г. 
Закладной камень, положенный архимандритом Арсением (Митрофановым) в основание Преображенского храма 
Следы алтарной части Преображенской церкви после расчистки. Фото 2013 г. 

Митрополит Арсений и братия Свято-Успенской Святогорской Лавры свято верят, что по молитвам Пресвятой Богородицы с Божьей помощью зазвучат над Святыми Горами колокола с горы Фавор и вознесётся благодарная молитва к Богу на Божественной литургии, совершаемой в восстановленном храме в честь Преображения Господня.

Проект воссоздания Преображенской церкви. Общий вид. Демонстрационная часть. Архитектор Е.А.Ивахненко. Архив Святогорской Лавры 
Проект воссоздания Преображенской церкви. Внутренний вид. Демонстрационная часть. Архитектор Е.А.Ивахненко. Архив Святогорской Лавры