В Неделю Торжества Православия в Святогорской обители верующие поклонились всем лаврским святыням

45. Торжество Православия.jpg
видео / 60 фото / аудио

Праздничное торжественное богослужение совершалось в Святогорской Лавре в Неделю Торжества Православия. Этому дню предшествовала неделя сугубого подвига молитвы и поста.
По уставу Святогорской Лавры на первой седмице святого Великого поста отменяются для братии все послушания (за исключением самых необходимых) — все эти дни они на великопостных богослужениях в Успенском соборе.
Утром совершается чтение утренних молитв, полунощницы, затем утреня, часы, изобразительны, вечерня и лития по усопшим.
Вечером — великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Также на повечерии читаются три канона: покаянный, Богородичный и святому Ангелу Хранителю. Вечернее богослужение заканчивается вечерними молитвами.
В понедельник, вторник и четверг в течение всей Четыредесятницы братия поминают имена усопших, поданных на пост паломниками для поминовения. По вторникам совершается соборование (за исключением первой и страстной седмиц). В среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров. В воскресенье вечером перед Распятием Христовым совершается пассия.
Богослужения первой седмицы Великого поста возглавил в Святогорской Лавре архиепископ Арсений. Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского владыка наместник совершил в лаврских скитах: иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с. Богородичное (в понедельник), святого великомученика Георгия Победоносца с. Долина (во вторник), святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского с. Адамовка (в среду). В четверг — в школьном храме Владимирской иконы Божией Матери с. Никольское. В среду архиепископ Арсений возглавил литургию Преждеосвященных Даров в Успенском соборе Лавры.
Всенощное бдение в субботу и Божественную литургию в воскресный день совершил в обители архиепископ Арсений в сослужении пребывающего на покое епископа Иннокентия (Шестопаль) и лаврской братии.
Богослужение завершилось молебным пением Недели Православия, на котором возглашается вечная память подвижникам благочестия, многолетие — хранителям святого Православия. Но на этом чине провозглашается и анафема — отступникам от Церкви и лжеучителям. Анафема — это не проклятие. Смысл этого слова архиепископ Арсений в своей проповеди объяснил такими словами: «Отойдите от нас, уйдите от нас, не соблазняйте верующих своим примером, не отторгайте верных чад своей ложью от истины, мы не хотим быть с вами. Вы отпали от Матери нашей Церкви, вы беспризорниками стали, а мы не хотим быть таковыми. Мы хотим быть чадами Отца Небесного и Божией Матери, друзьями, братьями и сестрами угодников Божиих. Это наше право, которое мы отстаиваем своей верой и своим исповедничеством, а с вами не хотим иметь никакого дела».

Впервые в истории обители в день Торжества Православия для всеобщего поклонения на средину Успенского собора были изнесены величайшие лаврские святыни:

  • Честнейшие власы Господа, и Спаса нашего, и Бога Иисуса Христа, иже бе истерзаемы от мучителей (эта святыня находилась в Святогорской обители и в дореволюционный период). Также в этом ковчеге частицы святых мощей: святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, святого мученика Александра Римского, преподобного Сергия, игумена Радонежского,    святителя Афанасия Цареградского, Лубенского чудотворца, святого мученика Трифона, преподобного Шио Мгвимского.
  • Часть Честного и Животворящего Креста Господня.
  • Ковчег с частицами святых мощей вселенских великих учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
  • Мироточивая глава мученика Евникиана Критского (†249-251).
  • Ковчег с частицей святых мощей мученика Никифора, из Антиохии Сирской (ок. 257).
  • Левая рука преподобного Александра Ошевенского.
  • Ковчег с частицей святых мощей великомученика и Пантелеимона Целителя.
  • Ковчег в виде руки с частью десницы святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
  • Чудотворный образ святителя Николая Чудотворца харьковского Николо-Стрельнического монастыря с частицей его святых мощей и частью омофора, в котором святитель был на I Вселенском Соборе.
  • Ковчег с частицами святых мощей: преподобного Максима Грека, святителя Питирима, епископа Тамбовского, святителя Гавриила, архиепископа Рязанского, равноапостольной Марии Магдалины, святителя Митрофана, епископа Воронежского, преподобного Иова Почаевского, преподобного Герасима Иорданского, преподобного Антония Радонежского, святителя Иннокентия, епископа Херсонского, святителя Афанасия Цареградского, апостола Андрея Первозванного, святителя Филарета, митрополита Московского, святителя Игнатия, епископа Ростовского, преподобного Макария Калязинского, преподобного Анатолия Оптинского, мучеников Вифлеемских, святителя Феофана Затворника, епископа Вышенского, великомученицы Варвары, святителя Игнатия Мариупольского, преподобномучеников Хозевитских, преподобного Шио Мгвимского.
  • Также были выставлены иконы с частицами святых мощей угодников Божиих: великомученика Георгия Победоносца, великомученика Димитрия Солунского, преподобного Илии Макеевского, преподобного Гавриила Афонского, святителя Филарета, архиепископа Черниговского, преподобного Силуана Афонского, святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, святителя Иннокентия Херсонского, святого праведного Иоанна Русского.

По окончании молебного пения Недели Православия братия и паломники с благоговением и страхом Божиим облобызали святые мощи и иконы угодников Божиих — верных хранителей и защитников Вселенского Православия.

 
 
Слово архиепископа Арсения в Неделю Торжества Православия. 1 марта 2015 г.

 
Фотоальбом на   Яндекс Фотки    Логотип flickr