Почему правильный юлианский календарь? Проповедь митр. Арсения в день памяти свт. Спиридона (видео)

Доказательство того, что жить по юлианскому календарю для Церкви правильно, — чудеса, которые происходят именно в наши праздники. Об этом сказал наместник Святогорской Лавры митрополит Святогорский Арсений в воскресенье 25 декабря, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского.

В этот день во время Литургии читалась евангельская притча о званых на брачный пир (Лк. 14:16–24). «Призыв Господа и к нам направлен — и мы званы Богом на пир веры, пир благодати, духовное изобилие жизни с Богом. Но как часто стремление к благам мира сего и забвение о их временности заставляет нас отказываться от пира духовного! И мы, будучи званы, выходит, не всегда оказываемся избра́нными», — отметил владыка Арсений.

Далее он напомнил житие святителя Спиридона Тримифунтского и рассказал о некоторых из множества чудес, которые святой совершал при жизни и продолжает совершать сегодня. «Церковь сравнивает его с древними праотцами. В житии сказано, что святитель был гостеприимен, как Авраам, кроток, как Давид, и прост, как Иаков. Эти добродетели творили в его душе действие благодати Божьей, и, ещё будучи простым пастухом, святой Спиридон одним словом изгонял из бесноватых бесов и исцелял больных», — в частности сказал наместник Лавры.

Также владыка Арсений коснулся календарного вопроса. «Люди власть имущие … говорят, что Церкви нужно перейти на григорианский календарь, и что мы сегодня должны праздновать Рождество Христово — как Западная Европа. Мало того, некоторые считают, что юлианский календарь является наследием имперской России, и потому мы должны перейти на григорианский… Но, — отметил он, — григорианский календарь, по которому живёт наше гражданское общество, был введён в 1918 г. Владимиром Лениным. Выходит, Ленин должен быть нам указом?» — сказал митрополит.

Он отметил, что даже в годы советских атеистических гонений Церковь не отказалась от юлианского календаря. Ему верны и такие Поместные Православные Церкви, как Антиохийская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская и др. Более того, известен переход Церкви с нового стиля на старый — как это произошло в 2014 г. с Польской Православной Церковью. А те Поместные Церкви, которые перешли на новый стиль, сохранили пасхалию юлианского календаря (Александрийская, Румынская и другие Церкви).

«Почему же столь важно оставаться на старом юлианском календаре? Мы знаем, что праздники нашей Православной Церкви подчас сопровождаются знамениями Божьими, которые говорят об истинности нашей веры и правильности празднования нами праздников», — сказал владыка Арсений и привёл несколько примеров.

«Благодатный Огонь сходит в Иерусалиме только накануне православной Пасхи. Никогда он не сходил накануне католической Пасхи, — отметил архиерей. — Только на наше Крещение Господне, 19 января по н. ст. (6 января по ст. ст.), происходит чудо на Иордане. В этот день, один раз в году, когда патриарх Иерусалимский служит молебен на берегу Иордана и бросает в его воды крест, Иордан поднимает волну и течение обращается вспять — река начинает течь в другую сторону, так что иногда в неё даже попадает солёная вода из Мёртвого моря».

Так же и в день, когда живущие по юлианскому календарю православные отмечают праздник Преображения Господня (19 августа по н. ст., или 6 августа по ст. ст.), ежегодно происходит чудо на горе Фавор. Как облако осенило Спасителя вместе с апостолами во время Его Преображения, так раз в году при абсолютном безветрии и сухости климата на вершину горы сходит облако. Множество народа собирается, чтобы стать свидетелями этого чудесного явления.

«И схождение Благодатного Огня накануне православной Пасхи, и чудо на Иордане, и чудо на горе Фавор происходят по юлианскому календарю, календарю, которым мы и пользуемся. И э́то убеждает нас в том, что мы правы, но никак не вычисления астрономов», — подчеркнул наместник Лавры и привёл чудесный случай.

«В одном храме, где стояла большая почитаемая икона святителя Спиридона Тримифунтского, решили служить по новому стилю, — сказал владыка Арсений. — И когда в день памяти святителя народ собрался в церкви, его икона вдруг стала не просто двигаться в киоте — она начала биться о киот изнутри. Причём с такой силой, что люди, удерживая образ, закричали начавшему совершать рождественское богослужение священнику: “Остановитесь! Служите службу святителю Спиридону, не то икона разобьётся в щепки!” Такие сильные были удары иконы, так возмутился святитель Спиридон!»

Кроме того, если бы Церковь жила по григорианскому календарю, в случае поздней Пасхи она лишалась бы одного из четырёх многодневных постов — Петрова поста, который всегда начинается через 57 дней после праздника Воскресения Христова и завершается в день апостолов Петра и Павла. «Вы знаете, что Пасха не закреплена за конкретной датой. Самая ранняя Пасха бывает 4 апреля, самая поздняя — 8 мая. От подвижки числа Пасхи зависит дата празднования Дня Святой Троицы, через неделю после которого начинается Петров пост. Если Пасха поздняя, этот пост бывает очень коротенький — меньше двух недель. И вот если Пасху праздновать по юлианскому календарю, а все дни памяти святых сдвинуть на 13 дней, то получается, что, когда Пасха поздняя, Петров пост вообще исчезает — он не попадает в числа», — пояснил митрополит.

Плюс ко всему, по старому стилю также живёт Святая Гора Афон, образ жизни и мышления подвижников, старцев, пустынников которой «во многом является для нас, монашествующих, примером для подражания», добавил он.

«Потому, братья и сестры, для того чтобы мы прислушались к призывающим нас перейти на григорианский календарь политикам и дикторам телевидения, им надо быть как минимум афонскими старцами, а как максимум — такими, как святители Спиридон Тримифунтский и Николай Чудотворец. Если бы они обладали такой святостью, что и молитвой исцеляли бы от болезней и воскрешали бы мёртвых, тогда они были бы достойны того, чтобы к ним можно было прислушаться, ведь тогда через них говорил бы Господь», — заключил митрополит Арсений.

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *