13 мая — день памяти святителя Игнатия Брянчанинова

Свт. Игнатий Брянчанинов

13 мая Святая Церковь торжествует память великого светоча и молитвенника, богодухновенного проповедника, выдающегося духовного писателя и богослова, вклад которого в духовную сокровищницу Православия велик и поистине бесценен ― святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского.

Монах-аскет, по праву названный отцом современного иночества, ― на его духовном наследии возросло не одно поколение как монашествующих, так и благочестивых мирян.

Память святителя Игнатия Брянчанинова особо почитается и в Святогорской обители. В честь великого русского святителя в одном из лаврских скитов в селе Долина построена часовня и в настоящее время почти закончена её роспись. Часовня возведена на месте, на котором некогда стоял постоялый двор, где в своё время по пути в Святые Горы останавливались многие известные люди, в их числе и будущий святитель, епископ Кавказский Игнатий.

В день памяти великого русского святителя приводим его житие в изложении архимандрита Исихия (Клыпы).

Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённая 12 мая 2015 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В нынешний день, братья и сестры, мы вспоминаем память святителя Игнатия Брянчанинова, который всем нам известен по своим бессмертным творениям. Этот угодник Божий родился в начале ХIХ века в благочестивой и благородной семье города Вологды. Отец его был потомственным дворянином. И святитель Игнатий был мужем молитвы ещё от чрева своей матери.

Первые два сына, которые родились от этой благочестивой четы дворян ― Александра и Софии, умерли ещё в младенчестве, и после этого долгое время у них не было детей. Тогда они предприняли благочестивое паломничество по святым местам, после чего у них родился сын, которого наименовали в честь святого Димитрия Прилуцкого. А затем начали рождаться и другие братья и сестры, младше его по возрасту. Но все они уступали ему как и в своём умственном развитии, так и в том благочестивом направлении, которое начало проявляться у него с самого детства. Находясь и живя на природе в селе Покровском, недалеко от города Вологды, святитель Игнатий с детства получил дар молитвы и рассказывал в своих творениях о том, что ещё в юном возрасте Господь возвеял особой необычайной тишиной его ум и сердце. Но он думал, что это естественное состояние всех людей и поэтому не придавал этому особого значения. И только уже по прошествии многого времени он понял, что это было особое благодатное состояние, которое даровал Господь по причине его детской чистой и сердечной молитвы.

Свт. Игнатий Брянчанинов

После этого святитель Игнатий Брянчанинов начал заниматься изучением наук, и так в этом преуспел, что когда на шестнадцатом лете своего возраста он был родителем отвезён в город Петербург, то там, во время поступления в инженерное училище, он по конкурсу из 130 человек занял первое место, так что на него обратил внимание и будущий император Николай I Павлович. Он повёз его к своей супруге, царице Александре Фёдоровне, и та благоизволила, чтобы он был её пенсионером, то есть проходил обучение в инженерном училище на её иждивении.

Когда отец отвозил святителя Игнатия в это училище, то спросил у него, где бы он хотел проходить службу. Отец до этого не показывал желания и сочувствия к тому, чтобы святитель Игнатий посвятил себя духовным занятиям. И святитель Игнатий, воспользовавшись этим, сказал, что хотел бы поступить в монахи. Но по той причине, что он был ещё молодой, 16-летний, отец его подумал, что это временное увлечение, и не обратил на это никакого внимания.

Проходя учёбу в этом инженерном училище, святитель Игнатий не довольствовался тем общим правилом, когда все ученики причащались Святых Таин только один раз в год. Он старался причащаться каждую неделю и при этом тщательно испытывать своё сердце. Так как приходские священники не благоволили к этому, то он начал ходить на подворье Валаамского монастыря и там у опытных монахов обучался деланию Иисусовой молитвы. Они рассказали ему о знаменитом старце, будущем Оптинском преподобном, иеросхимонахе Льве, и через некоторое время произошла встреча двух этих людей.

И святитель Игнатий повествует, что этот Оптинский старец так сильно на него подействовал, что решение его уйти в монастырь и жить под руководством именно этого угодника Божия созрело и было непреложно. Но так как он был самым первым учеником в инженерном училище, так как император Николай I сам лично обратил на него внимание, и его знало и всё преподавательское сословие, которое там было, то оставить всё это и уйти в монастырь ему было крайне сложно. Только сильная болезнь, которая его поразила, когда он был направлен на службу в крепость, привела к тому, что большее время года и своей службы он был вынужден проводить в лежачем положении, только эта болезнь позволила ему оправдаться и перед царём, и перед его братьями, и перед другими инженерными начальниками.

Но это привело к разрыву всего семейства. Отец его питал честолюбивые желания, чтобы святитель Игнатий занял выдающийся государственный пост, и поэтому, когда святитель решил быть простым послушником в тех обителях, где проводил жизнь старец Леонид и иеросхимонах Лев, то это привело к тому, что прекратилась и переписка, и всякое денежное поможение со стороны его родителей. Иеросхимонах Лев тогда не пребывал в одной обители, но жил сначала в Валаамском монастыре, а потом во многих других русских обителях, через некоторое время поселился в скиту Оптиной Пустыни. За ним везде следовал его послушник, святитель Игнатий Брянчанинов, которого старец Леонид, видя его и внешнее прекрасное образование, и его дарование, всячески старался вести путём смирения и многими тяжкими трудами смирял его внутреннюю гордыню. Это привело к тому, что святитель Игнатий изначально положил основание послушания и смирения как краеугольный камень своей духовной жизни и затем уже явился непрелестным наставником и для многих других монашествующих.

Изучая на таком основании послушания и смирения творения святых отцов, он правильно познавал их. И потом, когда в течение своей жизни сталкивался или с творениями ложной духовности католической, он мог сразу указывать те неправильности, заблуждения и прелести, которые там находятся. И также, когда встречался и с другими мнимыми подвижниками, находящимися в Православной Церкви, которые находились в состоянии плотского разгорячения, прелести, возбуждения своего воображения, видели многие видения, получали откровения, то таковых святитель Игнатий Брянчанинов, благодаря своему огромному духовному опыту, выводил из этих состояний. И многие потом благодарили за эту его духовную помощь.

Через некоторое время он, благодаря знакомству с императором Николаем I, был поставлен настоятелем Сергиевой пустыни, которая находилась недалеко от города Санкт-Петербурга. Царь Николай сказал: «Ты не захотел послужить мне на поприще гражданской службы, хотя мы тебя одарили многими дарами, поэтому послужи мне на поприще духовном и сделай монастырь Сергиеву пустынь возле Санкт-Петербурга образцом для всех монастырей».

И святитель Игнатий Брянчанинов в ещё молодом возрасте, в 27 лет ставший настоятелем и архимандритом этой пустыни, сделал всё для её и внешнего благоукрашения, и внутреннего духовного преуспеяния. Всех, поступающих под его духовное начало, он проводил неложным путём, показывал им, послушникам новоначальным, как должно бороться со страстями, разбирал их помыслы. И каждый день всё братство приходило к нему и исповедовало свои греховные помышления и в течение дня старалось записывать те начатки греховных помыслов, которые могли потом привести к духовному падению.

Преуспеяние в его обители привело к тому, что со временем из его обители было взято 16 настоятелей. И во многих других монастырях то духовное делание, которому святитель Игнатий научился у старца Льва Оптинского, он возродил и в тех обителях, в которые были настоятели взяты из его Сергиевой пустыни. В это время святитель Игнатий по особому внушению свыше начал записывать те поучения, которые он давал своим духовным чадам. И сам он признавался, что когда пишет те или иные поучения, то Господь особо извещает его, что за этот труд он получит от Него милость и спасение.

Перед своей смертью святитель Игнатий все свои семь томов, когда находился уже на покое в Бабаевском монастыре, пересмотрел, исправил и дополнил. И уже после этого часть их была издана при его жизни, а часть была уже издана после его смерти. И мы, читая эти творения, полагаем непрелестно начало нашей духовной жизни. Святитель Игнатий объясняет нам, что такое состояние духовной прелести, духовного мнения, как оно развивается в человеке, в чём оно выражается, как заметить его; что такое духовное самоукорение, как проходить правильно путь духовного руководства и много других замечательных советов, которые он сам пережил в своей жизни. И как сам он говорил близким его людям: «Я всегда писал только о тех духовных состояниях, переживаниях, которые сам использовал или испытал в своей духовной жизни, а того, о чём я не знал или чего не испытывал, я никогда не писал в своих творениях».

Поэтому и нам, братья и сестры, как грамоту, о которой говорят Оптинские старцы, что творения святителя Игнатия ― это духовная грамота, первоначальные азы, без которых мы не сможем положить правильное начало своей духовной жизни. Мы должны внимательно изучать и всматриваться и в свою душу, и находить все те болезни, которые показывает этот угодник Божий в нашей душе. Как подходя к зеркалу, мы видим все черты нашего лица, так точно, как к духовному зеркалу, мы должны приникать и к творениям святителя Игнатия Брянчанинова, чтобы благодаря его глубокому самопознанию, самоукорению и мы смогли бы положить непрелестное и неложное начало нашей духовной жизни. Чтобы мы могли приобрести то покаяние, к которому всю свою жизнь стремился святитель Игнатий Брянчанинов и которое Господь даровал ему ― подвиг покаяния и подвиг оплакивания своих грехов.

Святитель Игнатий не был лишен и сведений о том, когда он почиет. Сам он говорил, что хорошо молиться о том, чтобы Господь известил, когда будет наша кончина. И очень, говорит, хорошо, когда не назначается определённый день. Но как в случае со святителем Тихоном Задонским, Господь сказал ему в видении: «В день недельный». И по жизни святителя Игнатия мы видим, что последний месяц своей жизни он каждое воскресенье ожидал своей смерти. И она действительно случилась в воскресный день на память жён-мироносиц. Из-за этого мы видим, что святителю Игнатию также было откровение, что день его смерти произойдёт в день недельный, и он каждую неделю готовился к отшествию из этого мира. Благообразное положение его тела, когда он уже почил, долгое время приводило келейника в недоумение, и он думал, что святитель занимается молитвой. И только потом понял, что душа его отошла от этой временной жизни.

И мы, братья и сестры, читая его творения, будем обращаться в молитве к этому угоднику Божию, чтобы он сам вразумил нас, как понимать правильно его бессмертные творения, как приобретать подвиг покаяния и слёзного умиления, сокрушения о своих грехах, чтобы нам сподобиться милости Божией, стать по духу братьями этому угоднику Божию, и чтобы он нас как своих духовных родственников принял бы и в небесные обители. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *