2 августа — День памяти пророка Илии

2 августа — День памяти пророка Илии

Святая наша Церковь сугубо величает одного из своих наиболее почитаемых и известных святых, ветхозаветного праведника и пророка, глубоко почитаемого как в Православной, так и в Католической церквях. Если говорить о личности этого святого в исторических мерках, то, пожалуй, пророк Илия ― один из самых известных людей в истории человечества.

Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённая в День памяти пророка Илии, 2 августа 2015 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

После смерти царя Соломона Царство Израильское ― 12 колен ― разделилось на Иудею ― Южное царство со столицей Иерусалимом (2 колена) и Израиль ― Северное царство со столицей Самарией (10 колен). И бывший раб царя Соломона, ставши там царём, видя, что народ иудейский на все праздники ходит в Иудею в единственный тогда истинный храм Божий на земле и совершает там богослужения, боясь, чтобы этот народ снова не возвратился и снова не соединился с Иудеей, поставил им золотого тельца и начал им указывать на него, говоря: «Вот боги твои, Израиль». Со временем другие нечестивые цари, как царь Ахав, женившись на царице Иезавели, дочери сидонского царя, вводили и других нечестивых богов ― Ваала, Астарту, поклонение которым сопровождалось самым разнузданным развратом и блудным грехом.

И это до крайности развратило весь израильский народ, так что совсем уже по видимости казалось, не существует истинного Богопочитания среди этих десяти колен. Царица Иезавель столь ненавидела истинных служителей Бога, что послала своих прислужников, чтобы они избили всех святых пророков. И только сто человек спасены были царедворцем Авдием, по пятьдесят человек в пещерах скрывались они от убийственной руки царицы Иезавель.

В это время святой пророк Илия и выступил на своё общественное служение, призываемый к этому великой любовью к Богу и желанием спасения каждому иудею. Видя, как они все развратились, как они преклоняют колена и целуют изображение Ваала, он вышел на проповедь и сказал царю Ахаву: «В течение трёх с половиной лет не будет ни дождя, ни росы в твоём царстве. Разве только по моему слову, если вы не отвратитесь от своего суетного идолослужения.

И действительно, в течение всего этого времени не было ни росы, ни дождя, так что все люди пришли в величайшее уныние и недоумение. Пророка Божия, сохраняемого десницей Божией, сначала питал ворон возле потока Хорафа, а затем Илия пошёл в Сарепту Сидонскую, где у одной бедной вдовы не оскудел небольшой запас муки и небольшой запас елея, которым и питались они вместе с пророком до того времени, как прошло три с половиной года.

После этого пророк Божий снова пошёл и явился царю Ахаву и сказал ему, чтобы он собрал всех сынов Израильских на гору Кармил, и чтобы он собрал туда и 450 ложных пророков Ваала, и ещё 450 ложных пророков, которые служили в дубравах перед идолами Астарты. И таким образом весь израильский народ был собран  на гору Кармил.

Когда весь народ собрался, пророк Илия в сильной скорби о помрачении и о грехопадении израильского народа сказал им такие слова: Доколе вы будете хромать на оба колена? Если Ваал бог ― идите в след Его. Если же Господь есть Бог, то последуйте за Ним (см. 3 Кн. Цар. 18:21). И весь народ израильский пребывал в молчании, потому что каждого израильтянина обличала его совесть, что он отступил от Бога отцов своих и приносит нечестивое поклонение идолам.

И в нынешнем мире, братья и сестры, мы часто можем слышать такие слова, что все религии хороши, что они являются дорогами на гору. Одна дорога идёт с одной стороны горы, другая идёт с другой, третья ― с третьей. Но все они идут к хорошей цели. Буддисты приводят и такой пример. Они сравнивают Бога со слоном, к которому подходят слепые люди и начинают ощупывать его с разных сторон. И один рассказывает про хобот, другой ― про хвост, другие ― про ноги, и говорят, что слон похож на все эти вещи, но что на самом деле ― они просто подошли с разных сторон к слону.

Но этот пример не правомочен. Действительно, в случае с каким-нибудь слоном человек слепой может его ощупать: или хвост ему, или хобот попробовать и рассказать о своих ощущениях. Но Бог не является слоном, и наш ум, помрачённый грехом, не может истинно понимать Бога, и только святые пророки, проводившие чистую, смиренную, девственную жизнь, могли получать откровения от Бога о том, какими свойствами Он обладает. Так же дороги, которые ведут на горы, не являются истинными. Но только одна дорога ― Ветхозаветная Церковь, а затем Новозаветная ― истинная Православная Церковь приводит на гору и приводит к соединению с Богом.

И это мы видим на примере святого пророка Илии. Он предложил студным пророкам вааловым испытание веры. Если действительно их бог истинен, то они должны взять двух тельцов, растесать их, положить на жертвенники и молиться, чтобы бог послушал их огнём. Чья жертва будет сожжена небесным огнём, спадшим от Бога, тот Бог и является истинным. В течение целого дня 900 пророков взывали немолчными своими голосами суетному идолу Ваалу, резали себя ножами, били плетьми, думая так умилостивить своего бога. Святой пророк Илия, скорбя об их ожесточении, сказал им: «Кричите громче, потому что бог ваш чем-то занят ― или строит, или, может быть, уснул ― и вы должны разбудить его». Ещё в течение полудня они совершали свои нечестивые молитвы, но не было никакого послушания ― ни голосом, ни огнём.

Наконец пророк Божий Илия сказал: «Престаньте, отойдите». Тогда он призвал весь израильский народ, и все они придвинулись как можно ближе к пророку Божию. После чего он взял 12 камней ― по числу колен израилевых, соорудил жертвенник, заколол тельца, положил на эти камни и повелел три раза по четыре ведра возливать воду на этот жертвенник, чтобы полностью и жертва, и жертвенник, и тот ров, который находился вокруг него, наполнился водою. После этого пророк Божий, преклонивши колена, обратился к истинному Богу с молитвой, чтобы Он обратил сердца заблудших израильтян к Себе и показал им Свою силу и чудесное знамение. И тотчас с неба упал огонь, который попалил не только тельца и жертвенник, но и вода, и ров ― всё было уничтожено. Тогда народ в сокрушении сердца упал на колена и начал взывать: «Истинно, Господь есть Бог!»

Пророк Божий Илия, видя, что студные пророки не раскаялись и не воздают истинную славу истинному Богу даже после этого великого чуда, повелел всех их схватить, и все эти 900 пророков были закланы им возле потока Кисова. Этот поступок для современного европейского человека может показаться верхом фанатизма, но это было вызвано величайшей любовью пророка Божия к людям. Он, видя, что эти ложные пророки сами дошли до последнего ожесточения и уже только увеличивают меру своего наказания в загробной жизни, зная, что они ожесточились и только будут затем снова клеветать на это чудо Божие и отвращать людей от истинного Богопочитания, видел, что они уже недостойны жить, но должны быть закланы для того, чтобы народ израильский сохранил в себе истинное Богопочитание.

После этого, взошедши на гору, он положил голову свою между коленей и, обратившись к Богу, молился о даровании дождя. Его слуга, посмотревши в сторону моря, увидел небольшую тучу, и когда пророк сошёл с горы, то царь Ахав уже был облит дождём. Сам пророк Божий Илия шёл впереди колесницы царя, а царь, проливая слёзы, ехал за пророком Божиим на колеснице. Но царица Иезавель, как и эти 900 студных пророков, не познала истинного Бога, а ожесточилась своим грехолюбивым и сластолюбивым сердцем и послала сказать пророку Божию Илии: «Если ты Илия, то я Иезавель. И как сегодня ты заклал 900 моих пророков, так точно так завтра я убью и тебя».

Пророк Божий, будучи человеком, устрашился этого и, ушедши в пустыню, молился Богу о даровании ему смерти. Но Господь повелел ему через Ангела идти на гору. В течение 40 дней шедши на неё, он не вкушал ни хлеба, ни воды, пребывая в посте и здесь сподобился Боговидения. Вначале был трус и вихрь, сокрушающий камни, потом пламень огненный, а затем тихое дуновение ветра. И в этом тихом дуновении ветра был Господь. Пророк Божий, покрывшись своей милотью, вышел из расселины горы и беседовал с Богом. Господь открыл ему, что он не един остался из истинных пророков, но ещё существует семь тысяч мужей, которые не преклонили свои колена и не целовали идола Ваала, но истинно почитают Его. Повелел ему помазать в цари и Иуя, и пророка Самуила, обещая ему, что истинное Богопочитание не будет уничтожено суетными и нечестивыми людьми. После этого Господь удалился от него.

Пророк Божий совершил ещё много чудес. Первый в Ветхом Завете он совершил чудо воскресения мёртвого, когда живя у сарепской вдовы, её умершего сына, принесённого к нему на руках, он после троекратной молитвы воздвиг и душу его возвратил в его тело. Пророчествовал он и против царя Ахава, снова развратившегося под влиянием своей царицы Иезавели, убившего праведного Навуфея и пожелавшего вступить в обладание виноградника, принадлежавшего этому праведному мужу. Встретивши его на дороге, он сказал: «На том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы полижут и твою кровь, а Иезавель съедят псы за стенами города». И это действительно исполнилось по неложному пророчеству истинного пророка Божия.

Так даже из многих зол здесь, на земле, Господь для вразумления человека наказывает его (не говоря о том, какие наказания ожидают человека за пролитие крови, за желание обладать имуществом в вечной, нескончаемой жизни). Израильтяне того времени мало уделяли внимания вечной жизни, и поэтому Господь и посылал им эти временные наказания для того, чтобы они, смотря на них, как грешники наказываются, вразумлялись и отставали от греха. И эта 3,5-летняя засуха была дана Господом по Его великой любви к людям, желая им исправления. Видя, как люди всем своим умом и сердцем прилепились к этой земной жизни, желая только земных наслаждений, всё своё время проводят в идолослужении перед идолами Ваала и Астарты, предаются самому разнузданному разврату, Господь и пожелал наказать их лишением малым этих земных благ, чтобы они, почувствовавши голод, почувствовавши утомление от этого, вразумились и хотя бы немного отвратили свои духовные очи от этой земной жизни.

И мы, братья и сестры, наказываемые Богом по причине нашего прилепления и всецелого углубления в земную жизнь, должны понимать, что это всё происходит по промыслу Божию, видящему, что мы ещё способны к покаянию и к исправлению. Тех людей, которые уже не способны к покаянию, исправлению, Господь не наказывает этими временными бедствиями, но только вечной адской геенской муки. Поэтому и мы, наподобие ветхозаветных израильтян, должны искренне раскаиваться во всех своих прегрешениях, исправить свою жизнь, оставить те смертные грехи, которые мы совершали, и начать борьбу с привязанностью, со страстями, которые влекут нас с пути истинного Богопочитания на путь идолослужения и нечестия.

И святый пророк Божий Илия, который ревновал в своей временной жизни обо всех людях, израильтянах, будет о них ревновать ещё и перед кончиной земного царства, земного мира. Тогда, когда на землю придёт антихрист и когда весь мир с величайшим энтузиазмом, разгорячением и воодушевлением воспримет его как истинного бога, захочет ему поклониться и уклониться от истинного Богопочитания, тогда святой пророк Божий Илия вместе с пророком Енохом сойдут с небес на землю и здесь откроют свою проповедь для обращения заблудшего человечества. Его любящее сердце не потерпит, чтобы израильтяне, о которых он в древние времена заботился и ревновал, находились бы в обольщении у этого богомерзкого отступника и богохульника. И проповедь его будет простираться до пролития мученической крови, потому что он будет убиен антихристом и через два с половиной дня воскреснет, и они вместе с пророком Енохом живыми взойдут на небо.

И мы, братья и сестры, будем молиться этому великому ревнителю Божию, исполненному и всех остальных добродетелей в высочайшей степени. Он высочайшей степени исполнен чистоты, целомудрия, послушания к Богу, любви ко всякому человеку и всеми иными добродетелями. Единственный из всех ветхозаветных пророков, он особо почитается совершаемым ему всенощным бдением, потому что кроме него ни одному ветхозаветному пророку больше в Православной Церкви не творится всенощное бдение, но только великому ревнителю Божию, рабу Божию Илии. Чтобы он и в наше сердце, часто грехолюбивое, исполненное многочисленных страстей, привязанное к этому земному миру, даровал ту величайшую ревность о славе Божией, ту любовь к Богу, которой обладал сам и которая проходила через всю его жизнь. Чтобы мы и в этой земной жизни, и после своей смерти сподобились видеть его в Царстве Небесном предстоящим у престола Царя славы, Которого он сначала видел на горе Хорив, а затем видел на горе Преображения уже лицом к лицу, вместе с пророком Моисеем беседуя об исходе Господа нашего Иисуса Христа из этой временной жизни. И после своего вознесения на небо, вознесения туда Господа нашего он также предстоит перед Ним и лицом к лицу взирает на возлюбленного им Господа, особого возлюбившего этого святого пророка, дабы его молитвы покрыли и нас всех, и даровали нам силы быть истинными христианами. Аминь.

Один комментарий

  1. Татьяна Шибалова

    О святогорском чуде ( чудесах) , наверное нужно снимать небольшие клипы (видеоролики) с рассказами тех, в чьей жизни это чудо произошло. Лучше один раз увидеть. Нет но послушать или почитать тоже неплохо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *