Усекновение главы Иоанна Предтечи

аудио

11 сентября Святая Церковь молитвенно воспоминает мученическую кончину величайшего из праведников, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Вашему вниманию проповедь митрополита Арсения, посвящённая этому дню.

Проповедь архиепископа Арсения в день усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября 2011 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшний день, братья и сестры, Святая Церковь облачается в красные ризы. Не только по той простой причине, что каждое воскресенье ― это малая Пасха и, празднуя, воспоминая Воскресение Христово, мы облачаемся в пасхальный цвет сегодня. Нет. Сегодня облачается Церковь в красные ризы ещё по той причине, что самим цветом этих риз напоминать о мученической кончине, о казни величайшего из угодников Божиих и праведников в истории человечества.

Ещё до рождения Иоанна Предтечи Ангел явившийся объявил о нём, что «он будет велик пред Господом». А более всего похвалил его Сам Христос, Который, будучи Господом Сердцеведцем, всевидящими очами Своими зрящий всё человечество и весь мир: Нет больших из рождённых женами, нежели Иоанн Предтеча (см. Мф. 11:11). В чём же величие сего праведника Божия? Множество венцов у него, и кто знает житие сего угодника Божия, знает, что он был пустынником, что он был девственником, а Церковь его называет пределом пророков и началом апостолов, первым во благодати мучеником.

«Непримирим ко греху был сей праведник Божий ― воспитание Ангела в пустыне»

Множество добродетелей присуще Иоанну Предтече. Но одна из добродетелей Иоанна Предтечи — когда он, подобно Илье Пророку и выше Ильи Пророка, ревновал по Бозе, яко гром с неба по благодати Божией гремел, возвещая людям путь покаяния и противоставая против греха. Непримирим ко греху был сей праведник Божий ― воспитание Ангела в пустыне, и от его обличительной проповеди не могли скрыть ни одежды фарисеев и саддукеев, и князей, ни царская порфира, ни лохмотья нищего не могли укрыть от его прозорливого взгляда сущность души того или иного человека и почерневшее от грехов сердце.

Многие князья, многие сильные тогда в Палестине — они видели, что порабощены Римской империей. И всю цель своей проповеди, своего учения направляли на то, что они ждут Мессию, Который освободит их от внешнего римского рабства, даст им земное владычество, даст им удовольствие земной жизни, когда они будут купаться в мирских благах.

Иоанн Предтеча видел не это рабство. Он видел страшное рабство греху человека. Он видел, что люди порабощены греху и из-за того, что они грешат, они являются противниками Самому Богу. И от того и беды с ними случаются, которые выражаются их порабощением другому государству. И во всеобщем нравственном духовном таком состоянии всего народа лежит в основании, в корне его грех каждой личности, грех каждого человека в отдельности. Вот он и призывал всех на берег Иордана — для того, чтобы люди, исповедавши свои грехи, омывались в водах иорданских, через это получали очищение своей совести, и этим самым он уготовал путь к проповеди Христа Спасителя. Чтобы на исповеданные, на покаявшиеся сердца, на сокрушенные души ложилось слово Божие: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). «Сердце сокрушенно и смиренно», оно расположено слушать глаголы Заповедей Божиих, глаголы о смирении, глаголы о покаянии.

Кроме того, Иоанн Предтеча имел учеников, которые, видя его праведность, слушали его проповеди и были близки к нему. Из таковых учеников его впоследствии были и Христовы апостолы. Это и апостол Пётр, и брат его Андрей, и апостол Иоанн Богослов — любимый ученик Христов, и многие другие апостолы, они были прежде учениками Иоанна Предтечи, прежде нежели стали учениками Христа Бога.

И вот, братья и сестры, Иоанн Предтеча проповедовал не только на берегах Иордана, но сам царь Ирод призывал его во дворец и, как говорит Священное Писание, всласть его послушавши. Мы можем так удивиться: как же так, царь, вроде призывавший к себе праведника, чтобы всласть его послушать, почему же он жил беззаконно, жил в прелюбодеянии, а именно, он ещё при жизни своего брата Филиппа взял себе в жёны его супругу Иродиаду?

И вот Иоанн Предтеча, переступая порог царского дворца, по слову Псалмопевца, глагола правду перед цари и не стыдился. Обличил царя с порога: «Не достоит тебе иметь Иродиаду, жену Филиппа, брата твоего», призывая царя к покаянию, желая ему вечной жизни, желая ему избавления от греха, желая ему разрешения от уз греха смертного. И за эти слова Ирод вяжет и сажает Иоанна Предтечу в темницу. Мы можем тогда спросить: как же Писание говорит, что «всласть его послушавши»?

«Мы осуждаем сегодня Ирода, но вместе с Иродом и себя осуждаем. А мы лучше?»

Да ведь мы, братья и сестры, можем даже на собственном примере это увидеть. Как часто в наше время мы слышим то ли со страниц средств массовой информации, то ли с экранов телевизоров проповеди Святейшего Патриарха Кирилла, слушаем проповеди Блаженнейшего митрополита Владимира, слушаем другие проповеди, которые призывают нас на путь покаяния, призывают жить по Заповедям Божиим, призывают жить нравственно, чисто, добро творя, как христиан призывают, и мы эти проповеди действительно всласть послушаем. Включаем телевизоры, замираем: «Ох, как хорошо Патриарх сказал! Как хорошо Блаженнейший сказал!» И тут же, разворачиваясь, творим всё то же самое, махая рукой: «Та, все так живут, и я так жить буду». И ни малейшего покаяния у нас не возникает. И выходит, что слово это святое в крайнем случае только до разума нашего дошло и разум наш удивило, а сердце как было наполненное грехом, так и осталось. Как была не исправлена душа, так и осталась не исправлена.

Вот так примерно и Ирод слушал Иоанна Предтечу. И мы осуждаем сегодня Ирода, но вместе с Иродом и себя осуждаем. А мы лучше? И мы распинаем Христа грехами своими, отступая от Его Заповедей, от Его святого учения. И мы оскверняем звание, высокое звание, носимое нами ― «христианин», своими грехами и своими беззакониями. И мы прелюбодействуем, когда начинаем слушать сектантов, когда обращаемся к ним, попирая Святую Православную веру, которую оставили нам деды и прадеды в наследие — кровью её защищая, на каторги шли за Святое Православие, на расстрелы, на мученическую кончину, в тюрьмы шли. А мы, презирая, слушаем, авось что сектанты полезное для нас скажут.

Что могут сказать полезного враги Церкви, враги Божией Матери и угодников Божиих, которые не признают и Христа даже Богом, а говорят, что это творение Божие всего лишь и не признают Его Второй Ипостасью Святой Троицы?

Пир нечестивого Ирода и мученическая кончина великого праведника

Вот так, братья и сестры, было и в те времена. Недалеко мы от них ушли. И царь Ирод посадил Иоанна Предтечу в темницу. И вот в день рождения своего, а именно, в сегодняшний день, он собрал пир, собрал вечерю, собрал князей, фарисеев, первосвященников, знатных людей. Они пировали, предаваясь пьянству, объядению. И вот Иродиада, которая по восточному обычаю не могла присутствовать на пиру, послала на пир свою дочь Соломию, чтобы та плясала бесстыдно перед царём и перед теми, кто присутствовал на пиру. Девица, забывши свой стыд, плясала бесстыдно перед царём и угодила ему. Развратное пиршество со сластолюбивыми взглядами на эту девицу, а самый развратнейший из всех ― царь, который страдал прелюбодеянием, и который бесстыдной пляской своей мнимой дочери любовался.

Разве может отец любоваться бесстыдством своей дочери и радоваться ему? Нет. А здесь любовался и радовался. До того распалился, что воскликнул: «Проси у меня, чего хочешь! Дам тебе хоть полцарства». Безумец, что он говорил! Какие полцарства, когда он был вассалом Римской империи! Да за это только действие его бы свергли и заточили в ссылку, потому что он не самовластно владел своей частью царства, а только по соизволению римского императора. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Ироде безумне, что ты говоришь? А если бы эта девица запросила у тебя собственную твою главу на блюде, дал бы ты ей свою царскую главу на блюде? А говорил, что проси, чего хочешь, клялся перед присутствующими!».

«Вот оно, безумие греха. И ведь часто бывает такое, братья и сестры, когда человек живёт греховно, он никого не жалеет»

И вот эта девица спешит к своей беззаконной матери, спрашивает: «Чего мне просить?» Подумайте, мать и дочь, насколько они погрязли во грехе, насколько ожесточились их сердца и души, когда с хладнокровием разбойников-головорезов Иродиада говорит дочери: «Вот тебе блюдо, пускай на этом блюде принесут главу Иоанна Предтечи». И молодая девушка по совету своей матери предстаёт бесстыдно перед царём, перед присутствующими, и что просит? В награду себе смерть великого праведника, жизнь его, казнь его просит.

Вот оно, безумие греха. Часто бывает такое, братья и сестры, когда человек, живя греховно, никого не жалеет. Яркий пример ― посмотрите на пьяниц. Он когда поглощён грехом пьянства и погряз в нём, ему никого не жалко ― ни матери, ни жены, ни детей. Он является тираном для них. Он избивает их, мучает их всю жизнь. Продавая имущество ради пьянки, он последнего своих детей лишает. Детей своих убивает, показывая им такой негативный пример своим поведением, которые потом могут последовать его страшному примеру ― быть такими же, как отец.

Вот такое безумие человека, поражённого грехом. Мы видим это часто возле себя. Вот и в данном случае поражённый грехом и разум, и сердце Иродиады ― вот такой приговор праведнику присудила. И пишет Евангелие, что «печален бысть Ирод». Но какова была его печаль? Конечно, не того хотел он, чтобы попросили. Но печаль его, как говорит блаженный Иероним, она внешняя. Она ни ума, ни сердца не касается. Поэтому он призывает своих телохранителей, говорит просто: «Принесите мне главу того человека».

За что ты убиваешь сего праведника? За какие грехи? За какие беззакония? Да за свои грехи ты должен быть предан смерти и стёрт с лица земли гневом Божиим. А Господь тебя долго терпит и милосердствует, ожидая твоего покаяния. А что же ты праведника казнишь?

«Ко многим венцам сему праведнику ещё венец мученический уготован был Богом»

И вот, братья и сестры, ко многим венцам сему праведнику ещё венец мученический уготован был Богом. Усекают главу Иоанна Предтечи и приносят её на пир на блюде. И говорят, что ужас напал на присутствующих. А ещё больший ужас, когда отрубленная голова вдруг открыла свои уста и Иоанн Предтеча произнёс: «Не достоит тебе, Ироде, иметь Иродиаду, жену Филиппа, брата своего». Страшный ужас напал на всех присутствующих, но не на Иродиаду. Когда дочь принесла к ней главу, то она в злорадстве, радуясь, взяла иголку и исколола язык уже мёртвой главе Иоанна Предтечи, а саму главу повелела закопать в нечистом месте.

Тело же Иоанна Предтечи ученики взяли и погребли в Самарии вместе с пророком Елисеем и Авдием, где оно и почивало до обретения.

Но казнь Божия не замедлила. Римский император, прогневавшись на Ирода, лишил его царства и сослал его в ссылку на север Испании вместе с его мнимой женой Иродиадой и вместе с безумной мнимой дочерью. И случилось так, что когда его дочь Саломия, скверная плясавица, переходила зимой замёрзшую реку горную, то она провалилась под лёд. Пытаясь освободиться от плена ледяной воды, она в воде делала движения, как будто плясала, а острые края тонкого льда медленно отрезали ей голову. И так льдом отрезало ей главу, а тело унесла вода горной реки. Ироду с Иродиадой принесли на блюде главу их дочери. А сам Ирод с Иродиадой во время землетрясения были поглощены расселиной, и их живыми, как говорит предание церковное, взяла земля. Такая казнь беззаконным.

«Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное» (Мф. 4:17)

И мы, братья и сестры, в сегодняшний день слышим глас Пророка Покаяния: «Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное». Хладнокровно ли мы будем слушать эти слова и только до разума будем их допускать, или слагать их в сердце и жизнь свою сообразовывать с этими словами, с этими чувствами, которые они вызывают? По человеколюбию, по желанию нам вечного спасения Предтеча двух Таинств явился совершителем и насадителем в Церкви ― это Таинство Святого Крещения (и мы все крещены во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа) и Таинство Покаяния, когда мы, исповедуя свои грехи, очищаем свои души, сокрушаясь в них, и этим сокрушением делая Бога близким себе. И смиряясь в своём недостоинстве, мы Бога к себе приближаем, потому что гордым Господь противится, а смиренным даёт благодать.

Осознание собственной греховности, как говорят святые отцы, это признак здравости души человеческой, когда человек осознаёт себя греховным. Потому что чем ближе человек приближается к Богу, тем более он видит свою греховность. Занесите огонь в комнату, зажгите спичку. Что вы в тёмной комнате увидите? Увидите крупные предметы ― шкаф, стол, стулья. Зажгите от этой спички свечу. Что увидите вы? Вы увидите более мелкие предметы и книги, лежащие на столе, ещё какие-то мелкие предметы, стоящие по комнате. Зажгите электрический свет. Вы увидите и мусор на полу и, может, пыль на столе, и паутину в углу. Но когда яркий солнечный свет зальёт комнату, то вы даже мельчайшие крупинки пыли, летающие в воздухе, увидите.

«Мы должны понимать, что современный мир, в котором мы живём и в котором мы грехом окружены, ― это школа для покаяния»

Вот так и человек. Чем ближе он приближается к Богу, тем больше он видит своё несовершенство, свою греховность и ещё больше от этого смиряется. Поэтому зрение своих грехов паче песка морского ― признак здравости души человеческой, говорят святые отцы. И дай, Боже, нам, братья и сестры, быть не как баптисты, которые вступили в секту и кричат: «Мы уже спасены». Нет, братья и сестры, Господь и Иоанн Предтеча, Его угодник, как говорят: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» (Мф. 3:2). И мы должны понимать, что современный мир, в котором мы живём и в котором мы грехом окружены, ― это школа для покаяния. И для того-то сегодня множество книг издаётся и продаётся в книжных лавках церковных, чтобы мы, читая, хоть что-то полезное для себя усвоили, хоть что-то в своей жизни исправили.

В сегодняшний день мы празднуем праздник. Казалось бы, ну какой праздник? Убили страшно Иоанна Предтечу, мученическая кончина. Да ведь он от худшего перешёл в лучшее! Ведь он из гонений, из непризнания в этом мире перешёл в небесное вечное нескончаемое Царство к Богу, Который назвал его большим из рожденных женами. И на иконостасе мы видим Христа Спасителя, сидящего на престоле, судящему всем языкам. Справа от Него Божия Матерь, а слева стоит Иоанн Предтеча, умоляя за род людской, чтобы Господь продлил нам и даровал время на покаяние.

И мы, братья и сестры, дай Боже, чтобы не бессмысленно прожили свою жизнь. Не бессмысленно вот эти дни коротали, махая рукой, говоря, что все так живут. Не все так живут! Иоанн Предтеча так не жил. Божия Матерь так не жила. Николай Чудотворец так не жил. Преподобный Иоанн Затворник так не жил. И многие другие угодники Божии, будучи от рода человеческого, так не жили. И даже скажу, наши отцы и матери, наши деды и прадеды так не жили ― в таком беззаконии, в котором мы живём. Посмотрите сейчас, тогда одна бесстыдная плясавица во дворце Ирода плясала, а сколько их сейчас пляшет по телевизору, обольщая нас, как современных иродов и возлежащих с ними, и пиршествующих! Посмотрите на рекламы по городам, что они рекламируют? Водку, пиво, сигареты, развратные изображения. В лучшем случае ― шампунь…

Посмотрите, братья и сестры, детей чему в школах начали учить учителя, с малолетства рассказывая им, как надо вести взрослую жизнь, но не в супружестве, а в блуде. И разве этому учителя раньше учили? Как надо тем или иным пользоваться, чтобы, как говорят современные, «не залететь». Разве учителя раньше тому учили? А сейчас, как безумные: «По программе нам говорят это делать». Но у вас же голова на плечах есть.

Да у нас на Руси Святой семьи были всегда крепкие, а детей учили целомудрию. И семьи были крепкие, и греха люди боялись ― оскорбить Бога грехом своим. И детей воспитывали в страхе Божием, так что они родителей слушали и были тружениками и помощниками родителям в старости их. А сейчас? А сейчас всё не так, всё с ног на голову. И мы как бы ослепли и считаем, что всё так нужно. Да, наверно, нужно. За нашу такую беспечность, за наше безразличие Господь попускает, что наших же собственных детей развращают. И какое будущее мы сами себе этим готовим, страшно подумать! Ведь за детей будут отвечать и родители, и учителя, которые их учили, и все мы, которые давали им пример. Какой жизни мы давали им пример? Безбожной. В забвении Бога и заповедей Его Святых.

«Дай Боже, сегодня нам жизнь прожить не бессмысленно, хотя бы один день!»

И поэтому в сегодняшний день, братья и сестры, молимся Иоанну Предтече ― великому праведнику, великому пред Богом. Молимся, чтобы у нас наконец-то очи духовные раскрылись. Молимся за детей своих, за внуков. Молимся через это и за своё будущее, что нас ожидает. И дай Боже, братья и сестры, чтобы хотя бы какая-то живинка у кого-то сегодня в сердце шевельнулась. Может, кто-то сегодня пойдёт и примирится с тем, с кем был во вражде, может, даже со своими родственниками или соседями ― пойдёт и примирится. Может, сегодня кто-то простит друг друга от всего сердца. Может, сегодня кто-то друг другу место в автобусе или в электричке уступит. Может, кто-то сегодня милостыню подаст или проведает больных, в больнице лежащих ― близких или знакомых, или незнаемых. Может, кто-то сегодня поможет сиротам, которых сейчас и на вокзалах, и кругом множество. И мы этого уже не замечаем. А ведь они нуждаются в чьём-то тепле, в чьём-то добром слове, в чьей-то заботе. Может, мы сегодня, братья и сестры, лишний раз сокрушённо воздохнём и вспомним свои грехи пред Богом, и сокрушённо скажем: «Господи, прости нас милосердно!». И этот вздох пройдёт небеса аж до престола Божия.

Дай Боже, сегодня нам жизнь прожить не бессмысленно, хотя бы один день! А ради Бога, ради учителя покаяния Иоанна Предтечи, осмысленно прожить сегодняшний день и сподобиться хоть какого-то оправдания перед Богом за молитвы Иоанна Предтечи, который молился и молится о нас, дабы даровал нам Господь и продлил время для покаяния. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в день усекновения главы Иоанна Предтечи. 11 сентября 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *