День памяти преподобного Арсения Святогорского

аудио

Именно при этом великом настоятеле Святогорской обители в ней начался беспримерный духовный подъём и Святые Горы вернули себе былую славу ещё одного духовного источника Святой Руси.

Проповедь архиепископа Арсения в день памяти прп. Арсения Святогорского, 25 октября 2013 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Празднуя дни памяти, братья и сестры, тех или иных угодников Божиих, мы, прославляя их, прославляем Христа Спасителя, Который силою Своей благодати не только действовал в их бессмертных душах, но и по слову Своему, сотворил их Своими угодниками Божиими, сотворил их Своими друзьями, даровал им силу творить многие и дивные чудеса и даровал им силу помогать Своими молитвами нам, грешным, оставшимся здесь, в земной жизни. Потому что они нам — сродники по Адаму и Еве, потому что мы все от одного праотца произошли — сродники, как братья и сестры во Христе. И как сродники за своих сродников переживают и в трудные моменты молятся и стараются помочь, так и угодники Божии молятся за нас и помогают нам в земном житии и в деле вечного о Бозе спасения.

С особым чувством, братья и сестры, мы празднуем память и тех угодников Божиих, которые просияли на близких нам местах — то ли в обителях, то ли в городах, то ли в селениях, которые близки нам, как земная родина наша. С этими местами, с которыми связана наша земная жизнь, мы как бы чувствуем особую их близость. И они сами как бы говорят: «Вот посмотрите, ведь мы жили на этом самом месте, ходили в этот самый храм, исповедовались, причащались, читали то же самое Евангелие, имели ту же самую совесть, и вот мы спаслись перед Богом и находимся в вечности яко друзья Христовы. Что мешает вам, люди, так же пожить на этом святом месте?».

«Святые стремились жить в любви к Богу и ближнему — вот и всё, что их отличало от нас»

Мы часто, братья и сестры, пытаемся себя оправдать: вот, они жили в другие времена, вот, их окружали святые люди, у них были святые духовники… И всё было, казалось бы, не так — и солнце не так светило, и небо другое было, и трава была зеленее… Всё было так, как и в наше время. Единственно что, братья и сестры, у них была искренняя ревность по Бозе, у них было хранение своей совести, у них было стремление поработать Богу, угодить Ему. Святые стремились жить в любви к Богу и ближнему — вот и всё, что их отличало от нас. Житие преподобного Иоанна Затворника и чудотворца Святогорского основано также и на его личном деле, вместе с другими личными делами братии XIX века хранящемся в архивах монастырских, которые, братья и сестры, заполнены ещё рукою ныне прославляемого преподобного Арсения (Митрофанова), архимандрита Святогорского. И вот наряду со статистикой: в каком году родился, в каком году поступил в монастырь, когда был пострижен в монашество, когда рукоположен, есть последняя графа — характеристики монахам, которые писал лично настоятель своею рукою.

И вот, братья и сестры, в графе преподобного Иоанна Затворника мы читаем в характеристике, что «трудолюбив, усерден к молитве, послушлив, смирен, добрыми качествами, как монах, обладает» — написано рукою преподобного Арсения (Митрофанова). Следующая графа следующего монаха, наряду с такой скорбной характеристикой, последние слова, как разящий гром: «абсолютно не способен ни к какому послушанию». Вот два брата жили — в одном монастыре, при одних обстоятельствах, при одних духовниках, при одних святых настоятелях, да только один — преподобный Иоанн Затворник, а другого и не помним, кто он был, что он был, каков был, каково его житие было. Единство — только характеристика, рукой настоятеля написанная в конце графы.

Так и мы, братья и сестры, с вами. Если оглянемся, то увидим вокруг нас множество людей, которые живут по совести, живут добродетельно, нестяжательно, со смирением, с послушанием, с любовью, с трудолюбием, имея многие добродетели христианские. Но среди нас также живут и многие люди, которые порабощены той или иной страстью, которые обременены теми или иными грехами. Но почему-то мы вместо того, чтобы ревновать к праведным и стараться, стремиться им подражать, мы оправдываем свои грехи и свою неправду тем, что «и вокруг нас так живут», ссылаясь на людей, живущих по страстям, — на людей греховных.

«Вера без добрых дел — это бесовская вера»

Но не все так живут. Если бы все были греховны и все отвернулись от Бога, то уже бы и мир не существовал, потому что не было бы смысла жить людям на земле, потому что они потеряли смысл жизни и стремление к Богу. Ведь недаром Господь говорит о Своём Втором пришествии: Когда приду, навряд ли Я найду веру на земле (см. Лк. 18:8). Ну как «не найду веру»? Будет вера, и храмы будут стоять, и службы будут совершаться, но этого мало. Входя в храмы, надо не только называть себя верующим, но и жить по вере. Потому что как говорит Священное Писание, «бесы веруют, но трепещут». А апостол Иаков, брат Господень, говорит: «Вера без дел мертва есть». Мало того, вера без добрых дел — это бесовская вера.

И мы, братья и сестры, должны понимать, какими делами вера характеризуется — «по делам их узнаете о вере их» (Мф. 7:16).

Сегодня мы празднуем память преподобного и богоносного отца нашего Арсения, архимандрита Святогорского. В 1844 году вместе с 12 братьями из Глинской пустыни он пришёл, чтобы возобновить нашу запустевшую тогда обитель после периода екатерининского закрытия, когда монастырь был закрыт при Екатерине II. И вот он пришёл, и с ним 12 человек братии, многие из них прославлены в лике святых: это и преподобный Герман, который любимый ученик был преподобного Арсения, на руках которого он и скончался, и преподобный Герман закрыл своею рукою глаза ему. Это и преподобный Иоанн Затворник, это преподобные Феодосий и Киприан, которых называли «духовники духовников» и говорили о высокой жизни их духовной. Это и другие угодники Божии, которые просияли в то время, когда обитель наша возобновлялась.

Преподобный Арсений пришёл сюда на руины, на развалины, и монастырь надо было воссоздавать заново: устроять и монастырский ход жизни, и восстанавливать и строить новые храмы. При его настоятельстве был построен Покровский храм, Преображенский храм, открыта Антоние-Феодосиевская церковь, бывшая засыпанная в горе, освящён храм Николая Чудотворца, на Святой Скале заново отремонтированный, заложен и начат строительством Успенский собор. И множество трудов других положил преподобный Арсений в созидании святой обители. Но что предшествовало прежде этим трудам возобновления святой обители, внешнего возобновления — труды по восстановлению и благоукрашению своего внутреннего храма — храма души.

Путь к святости

С юности стремился он к монашеству, с 16 лет, но мать была очень строгая и, рано овдовев, имея его как старшего сына, у которого был ещё брат и четыре сестры, она не отпускала его в монастырь, говоря: «А кто же о нас будет заботиться?».

И своё намерение монашеское он исполнил только в 28-летнем уже возрасте, поступивши в Глинскую пустынь. Перед этим он год был на послушании в Соловецком монастыре по благословению преподобного Серафима Саровского, с которым он трижды имел беседу. И из этой беседы он вынес, особенно из третьей беседы он вынес такие слова преподобного Серафима, который сказал: «Придёшь в обитель, не будь огарком свечным. Начнут тебе помыслы представлять, что это в обители не так, и тот не такой. А ты сам себе скажи: а я-то такой? А я так? Да смирись, никого не осуждай — и этим спасёшься». Так сказал преподобному Арсению преподобный Серафим Саровский, с которым он трижды имел беседы.

Он имел переписку со святителем Филаретом, митрополитом Московским (Дроздовым). Он имел переписку с преподобным Моисеем, старцем Оптинским, он был духовным чадом преподобного Филарета, игумена (Данилевского). И когда о нём братия говорили, что строг он и прозорлив, говорили о преподобном Арсении, то в Глинской пустыни, когда читали похвалу игумену Филарету, преподобного Арсения Святогорского вспоминали в Глинской пустыни как одного из ближайших учеников и преемников игумена Филарета Глинского, называя его «носителем благодати Божией и дивным старцем и духовником». Называли так его ещё современники, братья и сестры.

«Вся его жизнь была стремление к Горнему Царству, стремление к Богу»

А последними словами его были, когда он преставлялся от этой жизни в жизнь вечную, молитва к Богу, в которой он просил милости своей душе: «Господи, не лиши меня небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук». Это были слова последние из уст, произнесённые преподобным Арсением. И вся его жизнь была стремление к Горнему Царству, стремление к Богу, что заставляло его трудиться до последних сил, хотя житие кратко говорит, что он страдал такой головной болью, что в конце иногда от головной боли не мог даже ставить подпись под документом.

Но тем не менее он до последних моментов трудился и за несколько дней до своей кончины сделал закладку этого Успенского собора, в котором мы молимся. В основание этого храма были камни положенные, привезённые им со Святой Земли Иерусалима в основание Успенского собора. И в основание собора была высыпана земля, которая привезена была по благословению отца Арсения из Киево-Печерской Лавры. И на этом святом основании — Святой Земли и удела Божией Матери Лавры Киево-Печерской — созидалась святыня эта Успенского собора. И Господь дарует нам утешение, братья и сестры, стоять в нём и молиться.

По сегодняшний день мы имеем счастье молиться в Покровском храме, где преподобный Арсений совершал многие богослужения, построивши этот храм. А вся территория, братья и сестры, здесь исхожена его стопами, воздух святогорский содержит дыхание преподобного Арсения, которым он дышал. Земля впитала и труженический пот его, и слёзы покаянные. И Господь был на этом месте Свидетелем его праведной жизни.

И в нынешний день, братья и сестры, мы видим перед нами стоящие мощи преподобного Арсения Святогорского. По завещанию своему он был похоронен в пещерах меловой скалы, в усыпальнице. В память о нём его преемник, преподобный Герман, рядом возле места захоронения отца Арсения ископал пещерную церковь Алексия, человека Божия, посвятив этот храм мирскому покровителю отца Арсения, которого в миру звали Алексей Яковлевич Митрофанов.

Чудо обретения честных мощей

И вот, братья и сестры, когда мы приняли монастырь, то знали, что пещеры были в советское время обезображены, святыни, которые там находились, все были поруганы и выброшены из пещер, и многие преподобные, которые были погребены в пещерах и хранились там святыми мощами, были из них выброшены. Мы и не надеялись, что мы обретём мощи преподобного Арсения. Но когда мы строили деревянный храм Всехсвятский на скиту, то знали, что за алтарём там были погребения, было кладбище братское. В 1953 году, в советское время, это кладбище было бульдозерами разровнено, сровнено с лицом земли. Ни одной могилы не сохранилось. Но мы решили за алтарём хотя бы найти погребение, потому что за алтарём обычно хоронили почтенных старцев или иеромонахов обители. На ширину лопаты глубиной около метра мы прокопали поперёк могил за алтарём как бы траншею, чтобы определить могильные пятна там, где грунт стронутый, нарушенный.

И вот прямо посреди алтаря, напротив горнего места братия на глубине метра обнаружили деревянный ковчег. И они сразу же позвонили в монастырь, я приехал на то место, и мы открыли этот ковчег. В небольшом деревянном ящике, завёрнутые в монашескую мантию, были золотистого цвета косточки сложены, поверх косточек в мантию завёрнутая лежала бутылка. В бутылке лежало письмо, написанное рукою схиархимандрита Михаила, мощи которого лежат у нас в храме сейчас, и рука которого сохранена правая нетленной, и она открыто почивает на обозрение всем.

Вот этой рукой отец Михаил написал: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Божию милостию, по произволению свыше, в этом ковчеге скрыты мощи начальника святой пустыни архимандрита Арсения (Митрофанова), возобновителя святой обители. По особому откровению свыше, мы скрыли его святые мощи, которые были выброшены с места погребения в пещерах меловой скалы. Но мы их собрали, сокрыли в этом месте в могилу старца и прозорливца отца Исаакия», указуя на второго преподобного, в могилу которого были спрятаны эти святые мощи.

Преподобный Михаил испрашивает молитв братии, обращаясь к братиям о своей душе. И вот мы, братья и сестры, с радостью собравшиеся братья Святогорской Лавры собрались на этом месте, отслужили молебен с радостью великою, и отец Епифаний, и отец Тихон спустились туда, чтобы поднимать мощи отца Арсения.

До этого в могиле пахло сырой землёй, как обычно бывает в отрытой яме, только что выкопанной. Пахло гнилым деревом от ковчега, в котором хранились мощи. Но когда братия после молебна спустились в могилу, чтобы поднять ковчег с мощами отца Арсения, то вдруг разлилось дивное благоухание. И когда принесли гроб, покрытый чистой простынёю, и начали раскладывать мощи отца Арсения, то благоухание не прекращалось. И ветерок, веющий с поля, как волною, как будто миро разлитое, доносил нам благоухание святых мощей, свидетельствующее о благоухании его святой жизни. Причём когда там, в могиле, сразу открыли мощи, благоухания не было. Благоухание появилось после того, как собралась братия наша и как отслужили молебен преподобному Арсению. Если бы благоухание было сразу, мы, может, по маловерию своему, подумали, что мощи намастили благовониями и так похоронили, и эти благовония сохранили запах. Но не было благоухания вначале. Оно появилось только после того, как братия, собравшись, соборно отслужили молебен, свидетельствуя, что это благоухание не земное, но благодатное и небесное.

«Ведь Господь явил нам его святые мощи, видно, для того, что знал, что нам нужна эта святыня, нам нужны его святые молитвы»

Всё время пребывания в ризнице мощей, где они просыхали до их облачения, каждый день отец Всеволод, ризничий, заходя, свидетельствовал, что концентрированный запах как будто разлитого мира наполнял всю ризницу. И по сегодняшний день эти благоуханные мощи отца Арсения почивают в ковчеге в Успенском соборе во свидетельство его святости, его праведности. Во свидетельство того, что его обретение мощей и наша сегодняшняя жизнь, они связаны. Ведь Господь явил нам его святые мощи, видно, для того, что знал, что нам нужна эта святыня, нам нужны его святые молитвы.

И вот мы в сегодняшний день, братья и сестры, по окончании службы крестным ходом пойдём на гостиный двор, где будем освящать часовню, которая посвящена нашим преподобным настоятелям — отцу Арсению и отцу Герману, которые много потрудились в созидании святой обители. А паломники сугубо должны благодарить преподобного Арсения, архимандрита Святогорского, потому что он, умирая в 1859 году, оставил завещание: «Всех приезжающих в монастырь кормить и поселять бесплатно. Коли будете поступать так, обитель никогда ни в чём не будет знать недостатка».

Он оставил это завещание, мы же по силе стараемся это завещание выполнять, как выполнял это завещание его преемник, преподобный архимандрит Герман, который после него воспринял настоятельство — построил гостиные дворы, трапезу для паломников учредил. И по сегодняшний день, братья и сестры, мы пользуемся их трудами и их благословениями. Это преподобный Арсений завещал, а преподобный Герман, как послушный его преемник и духовное чадо, исполнил. И мы в сегодняшний день в их трудах живём — в корпусах, которые ими построены, пользуемся их любовью и их заботой, которая простирается и на наши поколения.

Святость всегда прежде заботится о других

В сегодняшний день с благодарным чувством мы стоим перед преподобным Арсением Святогорским. Он, заметьте, братья и сестры, умирая уже, казалось бы, заботился о паломниках. И после этого спрашивают, где в Церкви любовь? Когда человек умирает, а заботится, чтобы люди, приезжающие сюда, поселялись и кушали бесплатно, давая обетование, что тогда молитвы его будут перед Богом неотступно, и по его молитвам обитель всегда будет иметь достаток… Ведь подумайте, в настоящее время обитель строит в окрестных селениях пять храмов! Какие-то уже закончены, какие-то ещё в процессе строительства. Обитель восстанавливает школы вокруг, занимается благотворительной деятельностью. И при всём этом вы знаете, что когда вы приходите в лавку, вы видите — панихида, молебен, обедня, соборование — и напротив — «Сколько дадите» — цена пожертвования.

И это основание заложил, братья и сестры, преподобный Арсений, мощи которого мы видим, перед нами. И благоухание его святых мощей — это благоухание его святости, это благоухание его бессмертной души, которая предстоит у Престола Божия в нынешний день и молится за всех нас, здесь собравшихся.

И сегодняшний день, братья и сестры, — день памяти преподобного Арсения. Когда-то день его кончины этот был, и много слёз было, когда оплакивали братия, хороня своего настоятеля. Мы в сегодняшний день тоже проливаем слёзы — умиления и благодарности — преподобному Арсению, молясь в сегодняшний день ему и прося его святых молитв за нас, грешных.

Что эти слова в наш век стяжания, погоней за богатством, за корыстью? Что эти слова для нас? Отрезвляющее — что жить надо для спасения своей души, жить надо, чтобы угодить Богу, жить надо, чтобы любить своих ближних, а не осуждать их, как говорил преподобный Серафим Саровский. И слова преподобного Серафима он исполнил в жизни своей, сохранивши любовь к ближним, любовь к этой святой обители, к этому святому месту. Эта любовь простирается и в вечности. Этой любовью в сегодняшний день и благодатью Святого Духа он делится со всеми нами. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в день памяти прп. Арсения Святогорского. 25 октября 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *