Слово на пассию: о пагубе ропота

аудио

«Два разбойника — это образ двух категорий человечества»: архимандрит Феофан (Люкшин) о ропоте как тяжкой духовной болезни, причина которой в неверии Богу. Слово по окончании пассии 18 марта 2018 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Вновь, братья и сестры, мы собрались перед образом Креста Господня для благоговейного предстояния и вспоминания Страданий Христовых. Мы мысленными очами предстоим на Голгофе Кресту Господню, и внимая словам Священного Писания, воспринимаем эту особую божественную весть о цене нашего спасения, о тех Крестных Страданиях, которые претерпел Господь наш Иисус Христос по любви к нам, к роду человеческому.

Но сегодня ещё мы слышали, как апостол и евангелист Лука передаёт о том, как спасся благоразумный разбойник. Для многих из нас эта история известна: и мы слышим, как Господь за одно только исповедание веры в то, что Господь Иисус Христос Истинный Мессия и за одно терпеливое страдание спасает разбойника, и этот разбойник становится первым человеком, который входит в рай.

Но мы слышали и о втором разбойнике, ведь Господь был распят между двух злодеев, между двух разбойников. И один, который с левой стороны, богохульствовал и говорил, обращаясь ко Господу: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23:39). Благоразумный разбойник унимал того человека и говорил, что Разве ты Бога не боишься? Ведь мы достойное по делам нашим воспринимаем, а Этот Праведник ни единого зла сотвори. И далее уже исповедует: Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем (см. Лк. 23:40–42).

«Одни страдают с благодарением Бога и спасаются, другие страдают и погибают»

Хотелось бы поговорить сегодня именно о разбойнике, который был с левой стороны. Что же помешало вот этому человеку, страдая на кресте, исповедовать Христа Богом и использовать вот эти страдания для спасения собственной души? Ведь мы должны понимать, что эти два разбойника — это образ двух категорий человечества. Ведь страдают все: мы находимся в падшем мире, мы имеем естество, поражённое грехом, поэтому страдают все люди, живущие на земле. Но, как мы уже убедились из евангельского чтения, одни страдают с благодарением Бога и спасаются, другие страдают и погибают — страдая в жизни временной, они после своей смерти переходят в страдания вечные.

Какая же причина вот этого страшного состояния, которое не даёт человеку страдать спасительно? А причина в ропоте. Есть такая греховная привычка, и многие из нас даже относятся к этой привычке снисходительно, невнимательно как-то, считая, что ничего в этом страшного нет. Но здесь мы убеждаемся, что разбойник-то роптал. Он роптал на Бога, он роптал на обстоятельства, на свой крест… А как часто люди, привыкая роптать, делают свою жизнь несносной не только для самих себя, но и для окружающих. Светит солнце — человек ропщет: жарко, нашла туча — человек ропщет: холодно. Пошёл дождь — мокро, дождя нет — засуха, опять ропот. Снега нет — ропот, пошёл снег — ещё хуже, ещё больший ропот…

«Это духовная болезнь, которая передаётся от человека к человеку — ропот убийственен»

Проблема не в окружающей среде и не в обстоятельствах. Проблема кроется вот в этой страшной болезни души. Ропот не безобиден: это духовная болезнь, которая передаётся от человека к человеку — ропот убийственен. Ведь мы знаем из Ветхого Завета, что когда Господь через пророка Моисея вывел народ еврейский из египетского рабства, именно ропот послужил причиной для того, чтоб путь, который мог бы закончиться в три месяца в землю обетованную, протянулся до 40 лет. И ни един из тех ропотников, которые роптали в пустыне на Бога и на Моисея, не вошли в обетованную землю. Тогда тоже еврейский народ роптал. Роптал на пророка Моисея, когда не было что есть или что пить, каждый раз роптали они и говорили: «Вот, ты нас вывел сюда умирать в пустыню». Почему они роптали? Апостол Павел говорит, что за неверие. Они не верили Богу.

Точно также не верят те люди, которые с ропотом на свой жизненный крест проводят своё земное существование. И вот этот ропот, он не даёт человеку войти в землю обетованную, в Царство Божие. И сейчас, предстоя пред образом Креста Господня, мы ещё должны задуматься о том, что ропот — это одна из причин, которая вознесла Господа на Крест. Ведь иудеи роптали. Когда Господь Иисус Христос исцелял немощных, прокажённых, болящих людей в субботу, они не видели чуда. Иудейские священники видели в этом нарушение субботы, они роптали на Господа Иисуса Христа. Они роптали на Него, когда Он обращал грешников и мытарей к покаянию, общаясь с ними. Мы можем вспомнить, как роптал Иуда, когда увидел трату, как он считал, совершенно неоправданную, драгоценного мира, и говорил, что лучше бы продать это и раздать нищим.

«Если мы ропщем на свой жизненный крест, …то мы уподобимся вот этому разбойнику, который с левой стороны от Спасителя был распят»

Ропот был причиной для такого страшного отношения народа богоизбранного к своему же Мессии. И мы, братья и сестры, должны также осознавать, что если ропот кроется и в нашей душе, то это страшная болезнь может стать причиной, которая будет препятствовать нам войти в Царство Небесное. И если мы ропщем на свой жизненный крест, если мы те болезни, искушения, обстоятельства, которые окружают нас и которые встречаются нам на пути нашей земной жизни, будем воспринимать с ропотом, то мы уподобимся вот этому разбойнику, который с левой стороны от Спасителя был распят.

Но для того мы и собрались сегодня в храме. Для того, чтобы переживая эти Страдания Господа нашего Иисуса Христа, пообещать Богу исправления нашей греховной жизни, ведь сюда нас привела любовь ко Спасителю. И эта любовь будет как раз той движущей силой, которая поможет нам исправить все наши пороки, все наши недостатки, которые препятствуют нам двигаться в сторону вечности с Богом, в сторону Царства Божия.

Поэтому сегодня, братья и сестры, мы постараемся подражать разбойнику благоразумному, вспоминать его исполненные веры и любви к Богу слова: Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. И дай, Боже, и нам унаследовать блаженную вечность с Господом нашим Иисусом Христом, дай, Боже, и нам услышать исполненные любви к нам, к роду человеческому слова Господа нашего  Иисуса Христа  «Ныне же будешь со Мною в раи» (Лк. 23:43), аминь.

Проповедь архимандрита Феофана (Люкшина) по окончании пассии. 18 марта 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *