Наместник Святогорской Лавры совершил иноческий постриг (фото, видео)

Иноческий постриг в Святогорской Лавре 01.01.2020
22 фото / видео

1 января 2020 г. по окончании полунощницы в Успенской соборе Святогорской Лавры наместник обители митрополит Святогорский Арсений совершил постриг. В иночество были пострижены 4 лаврских послушника. Самому младшему из них 18 лет, самому старшему — 79. Решение о пострижении в Святогорской Лавре по всем кандидатам принимается соборно на братском совете. Критериями для принятия положительного решения по тому или иному брату является не его возраст или время пребывания в обители, а его способность и желание иноческой жизни.

По совершении пострига и вручении братии духовникам митрополит Арсений обратился к новопостриженным с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Вновь мы, братия, по нашей доброй традиции собираемся 1 января по новому стилю в соборном храме, чтобы участвовать в постриге новых братий Святогорской Лавры. Незаметно, незримо человеческими очима, но видимо от Бога, от ангельских сил, от Божией Матери и всех святых угодников Божиих перерождение этих людей. Благодать Божия в сегодняшний день изменяет их естество не только на духовном, но и на физическом уровне, и они становятся иными, что в Церкви называется иночество. Поэтому в знамение перемены человека, изменения его внутреннего и внешнего даётся перемена имени. В знак того, что человек умер, прежний. Родился человек новый, облекся в благодать Христову, облекся в заповеди Христа. Во Христа облекся, чтобы во Христе жить и со Христом встретиться, и остаться с Ним в вечности.

Книга истории Святогорской Лавры пишется не один, но десятки веков. Много здесь прошло братии. И каждая страница или каждая глава этой книги, книги Святогорской Лавры или Святогорской пустыни, как она раньше называлась, — это история души того или иного человека, который жил в этом монастыре или сейчас живет, как вы. У кого-то эта история несколько страниц займёт, у кого-то — глава в этой книге, займёт многие страницы. Но помоги вам Господи, чтобы никогда история вашей жизни не была вырвана из книги истории этой святой обители.

Здесь много угодников Божиих подвизалось из тех, которые ведомы нам и которые неведомы нам. Само это место в знамение их жития называлось Святые Горы. Но не всегда, братия и сестры, проходит так идеально путь в монашеском звании. Вы не окончили борьбу за свою душу, за свое бессмертие, за свою жизнь со Христом в вечности — вы её начинаете. И начните её, положивши твёрдое основание для своего духовного возрастания. Как когда строят высокое здание, то закладывают глубокие мощные фундаменты, чтобы это здание стояло. Так и вы, строя духовный дом духовного своего человека, дом души своей, углубляйтесь в смирение и послушание.

Смирение и послушание будут для вас не только твёрдым непоколебимым основанием, но оно будет и оградой для вас от искушений. Если какие-то искушения пребывают с вами и будут в жизни встречаться, помните всегда, что первое средство от искушений — щит молитвенный. Не стесняйтесь этих молитв просить и у духовников своих, и у братии, и у наместника. И у других, кого знаете, кто переживает за вашу душу, не стесняйтесь попросить молитв, когда вам трудно. Точно так же не отказывайтесь молиться за тех, кто будет просить вас о них молиться.

Помните всегда, как один из вас сказал, когда мы принимали решение на братском совете. Вы привели слова одного из братьев, стоящих здесь, которого сегодня постригли, который, прожив здесь, в монастыре, несколько лет, сказал: «Я открыл для себя, что средство от всех проблем в монастыре — это смирение». Если человек достиг этого понимания, прожив здесь, ценности этой добродетели, то дай Боже хранить эту добродетель и приумножать благодать Божию благодаря ей. А в свете благодати Божией всё на свои места станет, и всё будет понятно.

Помоги вам Господи хранить совесть свою монашескую. Совесть бывает всякая у человека. Бывает слабо звучащим голосом. Бывает такая, что, забитая в угол, сидит и молчит. А бывает, совесть говорит чистым голосом, ясным, Божественным, наставляя нас на всякое дело благое. Не дай Бог нам, браться договариваться с совестью, что я хочу поступить так, а ты, совесть, должна меня как-то оправдать теми или иными обстоятельствами, причинами, чтобы толкнуть человека на грех. Помните, что такие подсказки всегда будет вам давать «помощник» в кавычках, враг вашего спасения. Пытаться договориться с совестью, а не послушать её голоса. Пытаться оправдать себя, а не укорить себя, не осудить себя в раскаянии перед Богом на таинстве исповеди.

Сохраняйте свои души. То, что Господь привёл вас в обитель, то, что вы сюда пришли, это же не просто так пришли, не зря пришли, это Господь вас привёл. Потому что выделил вас из среды мира и прилепил душу вашу к святой этой обители.

Инок Алексий. Уже 18 лет в обители. Я знаю, как вы, имея открытый характер, подчас напрямую говорите братии то или другое, но я знаю, как вы и любите братию, я знаю, как Вы любите обитель. И любовь эта выражается и в добром отношении к братии, и в постоянных трудах, которые вы совершаете, украшая эту обитель, помогая ей своими трудами.

Инок Паисий. Не так давно вы пришли в монастырь. Хотя уже возраст ваш, 75 лет, но мы вас приняли и постригли, несмотря на недолгое ваше пребывание в этой обители, потому что этому пребыванию предшествовала ваша труженическая добрая и нравственная жизнь в миру. Господь ещё в миру готовил вас к приходу в монастырь и к этому дню, когда Он Своей благодатью осенил вас при пострижении в иночество.

Отец Дорофей, вы пришли как трудник сначала в монастырь. И присматривались к обители в течение четырёх лет, когда вознамерились принять иноческий постриг, и когда братский совет единодушно одобрил кандидатуру Вашу на пострижение.

Инок Константин, самый младший из постриженных. 18-летний, но уже четыре года проживший послушником в монастыре. Сначала ты приехал в монастырь как беженец, а потом уже стал и в братстве монастырском. Не смотрите на возраст. Святителя Петра, митрополита Киевского и Московского, чудотворца, постригли в девять лет. Преподобного Иова Почаевского — в 11 лет. Святитель Иоасаф Белгородский с 11 лет уже мечтал быть монахом. Такое же стремление и у тебя возникло в душе. И я знаю, с какой радостью ты воспринял решение братского совета и доверие братии старшей, доверие духовника твоего по отношению к тебе, когда в столь юном возрасте мы тебя постригаем в иночество, желая видеть тебя в своём братстве.

Братство монастырское — это не коллектив рабочий, это семья. В коллективе рабочем переживают только, чтобы вовремя пришел на работу и сделал своё дело. А в семье переживают за все нюансы. За каждое слово сказанное, за каждое дело сделанное или радуются, или переживают. Так и в монастыре переживают за каждого, потому что это наше братство, наша семья во Христе. Помоги Господи вам в этой семье, в которой вы уже прожили, кто многие годы, кто несколько лет, помоги вам Господи оценить посреди современного мира это особое чувство — сопереживание братии и молитвенной заботы о ваших бессмертных душах. И цените это внимание, это переживание, эту молитву, это доверие к вам. И не посрамите нашего доверия по отношению к вашим бессмертным душам. Пребудьте молитвенниками не только за себя, не только за тех, за кого вы привыкли молиться. Вы теперь старайтесь молиться за всех, молиться за весь мир.

Помоги Господи вам, братия, ставши на путь иночества, подниматься по ступеням и дальше — в монашество, схимничество, а там уже и в Ангельский чин, когда Господь призовет вас, когда вы войдете в семью Небесной Церкви, торжествующей, где будут ожидать вас братия Святогорской обители, подвизавшиеся здесь и уже отшедшие в блаженную вечность, куда всю жизнь стремились, живя здесь в обители, презирая всякие мирские блага, презирая всякое мирское наслаждение, стремясь только к одному — угодить Богу и быть Божьими. Храни вас Господь и Царица Небесная!

Фотоальбом на  Логотип flickr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *