«Дай Боже, чтобы за безумными действиями следовали исправление и покаяние», — сказал митрополит Святогорский Арсений в проповеди 12 октября 2023 г., после параклисиса перед чудотворной иконой Божией Матери «Святогорская»
«Когда служишь молебен перед чудотворным образом, пролетает в памяти вся история нашей святой обители», — сказал владыка Арсений.
В частности, он напомнил, что летописные документы XVII в. называют Святогорский монастырь «вотчиной Пресвятыя Богородицы», указывая на то, «что это не просто обитель, а удел Божией Матери, Её наследие».
За всю историю монастырь претерпел множество бедствий — татарские набеги, разорения, моры, закрытие безумным царским указом, войны…, — но вновь и вновь восставал из небытия.
Особенно пострадала обитель после революции 1917 г., когда «по ней стреляли, грабили её, издевались над братией, и даже на самой иконе Божией Матери выцарапали глаза Царицы Небесной». «В безбожное советское время обитель была закрыта, братия — кто угнан на каторгу, кто расстрелян, некоторых истязали в обители… Чудотворную икону люди прятали и в колодце, и в заложенном дровами сарае — чтобы сохранить до нашего времени», — напомнил владыка наместник.
В 1992 г. исполнилось предсказание одного из последних насельников прежнего монастыря преподобноисповедника Иоанна (Стрельцова) — храмы и здания Святогорского монастыря были возвращены Церкви и здесь вновь возродилась монашеская жизнь.
«Обитель передавали нам в руинах: храм святителя Николая Чудотворца считался аварийным, 3-й, 4-й и 14-й корпуса были предназначены под снос, на Покровском храме росли кусты и трава и не доставало кровли — так что крыша протекала. Из Успенского собора мы своими руками вынесли 2600 тонн — 40 вагонов — строительного мусора: бетонные перекрытия, стены, построенные в соборе в советские годы при превращении его в санаторский кинотеатр», — продолжил владыка Арсений.
Он также напомнил историю создания Успенского собора. «Мы вспоминаем возродителей монастыря в ХІХ ст. после его закрытия императрицей Екатериной II — преподобных архимандритов Арсения и Германа, которые строили этот величественный Успенский собор, потому что тысячи народа стекались сюда. На праздники святителя Николая Чудотворца, Успения Божией Матери здесь было по 15–20 тысяч только причастников… В основание сего собора были положены камни, привезённые со святого града Иерусалима, и насыпана земля из Киево-Печерской Лавры», — сказал наместник Лавры.
Именно преподобному Герману в своё время явилась Божия Матерь. «После смерти архимандрита Арсения его поставили игуменом, — продолжил архиерей. — Отец Герман впал в уныние: как он сможет управлять сей святой обителью с её огромным хозяйством, сотнями братии и тысячами паломников? И преподобный хотел уже оставить игуменство, но ему явилась Божия Матерь, сказав: “Не ты в этом монастыре игумен. Я здесь Игуменья. А всё, что ты творишь, творишь по Моей воле, как трость в Моей руке”».
Напомнив события 2022 г., когда монастырь подвергался обстрелам и стал убежищем для многих беженцев, владыка Арсений отметил: «Для каждого из нас обитель стала родным домом. И не просто домом, это — дом нашей общей Матери, Пресвятой Владычицы Богородицы, Которой мы вверяли и вверяем свои души и наше земное бытие».
Кроме прочих беженцев, в Лавре и поныне проживают семьями жители окрестных сёл и Святогорска, чьи дома были сожжены. Им, как родным, уже второй год оказывает попечение обитель.
Далее владыка прокомментировал произошедший вчера обстрел Святогорской Лавры, в ходе которого был повреждён купол Успенского собора. «Вчера по обители были произведены два выстрела. Скажите мне: по каким стреляли врагам в нашей обители? По 80-летним и 90-летним старушкам, по детям, по женщинам и парализованным, которые здесь живут? По тем, кто в это время стоял в храме и молился Божией Матери?..» — продолжил наместник Лавры.
Он рассказал, что, как подтвердила полиция, МЧС и следователи, выстрелы произвели из орудия, которое стреляет на дальность 500 метров (если прицельно), а самое бо́льшее — 900 метров. «То есть выстрелы по нашей обители, по храму Божией Матери произвели с той стороны Донца», — сказал архиерей.
«Какой человек мог это сделать? Что им двигало? — продолжил владыка Арсений. — Просто безумие, или ненависть к Божией Матери, или ненависть к людям, которые находятся здесь, — просто за то, что они живут и молятся тут? К какой религиозной конфессии принадлежит тот, кто произвёл эти выстрелы? Если он православный — как его мама будет молиться перед иконой Божией Матери, чтобы он живым с войны вернулся? Если католик — то и католики почитают Царицу Небесную… Если протестант — и протестанты почитают Христа Спасителя и имя Божией Матери для них благоговейно. Если мусульманин — то и у мусульман в Коране сказано о почитании Мариам (как они называют Богородицу). Если просто безбожник и тебе ненавистно всё, что связано с религией, или считаешь себя язычником, — то ты же просто человек и должен понимать, что стреляешь по обители, в которой живут такие же люди, как и ты. И это дети, женщины, старики, которые собрались в обители из своих разрушенных хат, из своих сожжённых сёл».
Митрополит Арсений вспомнил случай из своей молодости, когда из одного храма воры вынесли старинные иконы. На следующий, воскресный, день священник послужил о их здравии молебен, искренно желая ворам добра. В понедельник ранним утром прихожане обнаружили все иконы возвращёнными — кто-то поставил их на улице, прислонив к стенам храма.
«Священник помолился о ворах, и у них в душах что-то человеческое шевельнулось, — сказал митрополит и пожелал: — Будем надеяться, братия и сестры, что и у этих людей или этого человека, который вчера в 7 утра стрелял по святой обители, тоже что-то в душе шевельнётся. Может, не до конца ожесточилась и злобой и безумием прониклась душа его… Может, что-то живое шевельнётся у него внутри по молитвам Божией Матери, Игумении этого места, которое не мы, а поколения наших благочестивых предшественников назвали Святыми Горами».
«Дай Боже, братия и сестры, чтобы это человеческое безумие имело в последствии исправление и покаяние, потому что Божия Матерь кроткая, как любая мать, и всё простит. Но как вы думаете: если будет идти мать по улице, и кто-то в неё начнёт кидать камни — сын, идущий рядом с матерью, защитит её? Однозначно, защитит, вступится за свою матерь и накажет обидчиков. Так же и Господь не даст на посмеяние и поругание Своей Матери и Её дома, нашей святой обители. Дай Боже, братия и сестры, чтобы это нынешнее безумие прекратилось, и мы имели возможность и впредь с миром собираться во дворах Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии», — заключил митрополит Святогорский Арсений.