«Помилуй мя, Боже, помилуй мя»: покаянный канон Андрея Критского

В первые четыре дня святого Великого поста во всех храмах Православной Церкви поётся и читается по частям Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Полностью он будет читаться на пятой седмице Великого поста, в день так называемого Марииного стояния. А в начале первой седмицы Великого поста, как исходный его тон, на который должна настроиться каждая душа христианская в эти святые дни, по вечерам во всех храмах люди слушают пение ирмосов и чтение тропарей Великого покаянного канона, разделённого на четыре части.

«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» (1-й тропарь 1-й песни Великого покаянного канона)

Это творение святого Андрея Критского можно описать как покаянный плач увидевшего всю необъятную бездну греховности человеческой души, потрясённой отчаянием, раскаянием, но в тоже время и окрылённой надеждой.

Святитель Андрей, архиеп. Критский

Духовная гениальность Великого канона в том, что его автору удалось через великие образы Священного Писания — Адама и Еву, рая и грехопадения, патриарха Ноя и всемирного потопа, Моисея, праведного Иосифа, царя Давида, пророков Илию и Елисея, и паче всего Христа Спасителя и Святую Его Церковь — выразить раскаяние и исповедание своих грехов. Причём это раскаяние становится настолько близким каждому, кто внимает словам Великого канона, что представленные для покаяния образы и события Священной Истории уже представляются не как что-то далёкое, а как события и его жизни.

 

Трагедия греха, предательства и измены, воспоминаемая в этом Великом покаянном плаче, воспринимается нами уже как наша личная трагедия, а славные дела Божии, явленные не одно тысячелетие до нас, — как дела, прямо касающиеся нашей жизни и нашего спасения. Духовная история мира раскрывается перед нами как духовная история нашей собственной души, и каждое слово Великого покаянного канона отзывается в нашей душе как слово, обращённое к ней самой. Благодаря Великому покаянному канону события и дела прошлого становятся для нас яркой реальностью настоящего, и в них каждому видится путь и своей души, — путь, исполненный испытаний и трудного выбора, путь от греха к покаянию, от бессилия к силе, от безверия к вере, путь живой души к Богу.

Канон погружает нас в то духовное мироощущение, внутри которого чувство покаяния и раскаяния становится для нас естественной реальностью. Его цель и значение для нас и состоит в том, чтобы мы увидели свой грех, и это ви́дение привело нас к раскаянию и к покаянному плачу о нём.

«Это вопль покаянной души человека по отношению к Богу»

(Фрагменты проповеди архиепископа Святогорского Арсения по чтении канона преподобного Андрея Критского, 23.02.2015 г.)

«Чтение этих тропарей подразумевает знание Священного Писания — Ветхого и Нового Заветов, потому что множество примеров, приводимых там, относятся к священному Писанию. Примеры нераскаянного согрешения и соответственного за это наказания, примеры покаянного отношения к своему греховному состоянию людей и прощение Божие, милосердие Божие проявляемое при этом. Все эти примеры Святая Церковь приводит для того, чтобы отрезвить нас, показывая, к чему приводит грех и к чему приводит покаяние осознанного человеком греха, который с пониманием относится к неправде своей жизни.

Наверное, основными словами в этом каноне (хотя и нельзя здесь разделить на основные и неосновные, но всё-таки), — так вот, основные слова, которые выражают смысл канона и его несомненную пользу для души — «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Это вопль покаянной души человека по отношению к Богу. Этими словами начинается 50-й псалом, составленный царём-псалмопевцем Давидом, когда он находился в слёзном покаянии и сокрушении сердечном о своём преступлении прелюбодеяния и соучастия в убийстве Урии Хеттеянина. Это он полагает начало покаянной молитве словами «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». И мы, братья и сестры, вместе с Давидом, повторяем эти слова «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Но повторять их можно по-разному. Как говорит Господь, «многие говорят Мне: «Господи, Господи», а сердце их далече отстоит от Меня». Всуе чтут Бога, то есть напрасно. Вот почему, когда мы без сердца, только внешне и не прилагая сердечного участия произносим слова молитвы, то они являются просто пустым звуком. О такой молитве говорит Господь в Священном Писании: «Молитва твоя в недра возвратится», то есть камнем, брошенным в небо, упадёт на землю, не достигая высоты небесной, если она не окрылена чувствами, если не окрылена тем сознанием и пониманием смысла этих слов: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Так преступник молит на суде судию о помиловании, когда за какое-то преступление ему присуждают какой-либо срок. Так человек виноватый просит прощения у того, перед кем согрешил. И вот мы сегодня тоже говорим эти слова: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

…Братья и сестры, почему Церковь особо в первые дни поста такой нам даёт как бы мощнейший толчок к покаянию? Это покаянное состояние позволяет нам осознать, как необходимо нам каяться, чтобы мы были образом и подобием Божиим. Чтобы мы осознавали: да, мы больны, греховны, но у нас есть Господь, и другого бога нам не надо. И Господь знает, что другого бога, кроме Него, у нас нет и кроме Него, нам никто не поможет. Господь это всё знает и готов нам помочь, если мы только сами пожелаем того, чтобы Господь помог нам исправляться».

Чтение покаянного канона в Свято-Успенской Святогорской обители

14 марта 2016 года в 17:00 в Свято-Успенском соборе Святогорской Лавры совершилось Великое повечерие с чтением первой части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Богослужение возглавил архимандрит Галактион (Вуйченко), благочинный Святогорской обители в сослужении лаврского духовенства. Песнопения Великого повечерия, а также ирмоса и припевы Великого покаянного канона исполнялись попеременно правым и левым братскими хорами.

Во время пения канона все молящиеся стояли с зажжёнными свечами, что создавало особую молитвенную атмосферу, соответствующую духу воспеваемых хором песнопений и читаемых духовенством тропарей Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *