«Он просто любил Христа и жил по Его заповедям»: слово о преподобном Иоанне, Затворнике Святогорском

аудио

В 1995 году, 24 августа, в возродившейся Свято-Успенской обители при огромном стечении народа совершилось долгожданное прославление в лике святых преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Затворника. Накануне дня его памяти публикуем проповедь наместника Святогорской обители, посвящённую этому славному угоднику Божию.

Проповедь архимандрита Арсения в День памяти преподобного Иоанна, Затворника Святогорского. 24 августа 1998 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Есть в тропаре в день Вхождения Господня в Иерусалим слова: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». И действительно, что может, братья и сестры, кроме благодати Святого Духа собрать сюда тысячи народа! Это не по силе какой-то рекламе, это не по силе ничему человеческому, в погоне за какими-то благами. Нет! Посмотрите на эти тысячи народа, окружающие это подобие храма. Подобно ветхозаветной скинии, которая была в убогом шатре, сегодня совершилась Божественная литургия, сегодня Христос, яко Агнец возлег на глазах у всех на дискосе для того, чтобы датися в снедь верным. Верным, которые собрались тысячами на это святое место, которые претерпели тяготы пути, которые претерпели даже современную инфляцию, когда не за что купить билеты, чтобы доехать. Людям, которые приехали и не имели места, где ночевать, потому что заняты корпуса и недосягаемы для верующих, которые сюда приезжают.

«Благодать, которая собрала нас здесь, — она тоже привлечена его подвигами и его молитвой»

Что ещё, как не благодать Святого Духа собрала здесь народ? И эта благодать Святого Духа, она чувствуется сердцем каждого человека, стоящего здесь. И утешение это благодатное, оно превыше каких-то земных тягот и трудностей. Все какие-то нестроения отходят на задний план. У всех сегодня только одна мысль — сегодня мы празднуем память нашего любимого покровителя — преподобного Иоанна Затворника! Сколько надежд выплакано у его ковчега со святыми мощами, сколько слёз, сколько скорби излито пред преподобным Иоанном Затворником то ли у его мощей, то ли у его иконы, то ли на его могиле, на месте последнего его погребения. И редко, наверное, в каком доме современных верующих на Донбассе не увидишь икону преподобного Иоанна Затворника.

Но слава его перешагнула стены обители Святогорской. Семнадцать лет затвора не скрыли его от народа, потому что не скрывают светильник под спудом, но поставляют на свещнице, да светит всем (см. Мф. 5:15). Так и Господь поставляет сегодня на свещник преподобного Иоанна Затворника. Ни стены затвора, ни стены обители не ограничили славу преподобного — она разливается намного шире. И уже идёт и у нас, на Донбассе, и в ближнее зарубежье, и в другие области Украины — уже многие слышат о преподобном Иоанне Затворнике. И та благодать, которая собрала нас здесь, — она тоже привлечена его подвигами и его молитвой.

Святой ли Иоанн Затворник, говорит то, что мы сейчас тысячами собрались здесь, чтобы почтить его память по слову пророка-псалмопевца: «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится» (Пс. 111:6-7). Не убоялся и преподобный Иоанн Затворник и непонимания его братии, не убоялся и тех подвигов смирения, которыми его проверял архимандрит Арсений, настоятель Святогорской пустыни, когда благословлял его в затвор, не побоялся он и тяготы самого затвора, когда пять лет он был в затворе в меловой скале без печного отопления. Ничего этого не побоялся ради любви ко Христу. Любовь ко Христу перекрывала у него все тяготы.

«Главное для него было — спастись, наследовать вечное блаженство. И главное всей жизни его было — это любовь к Богу и ближнему»

Мы зачастую, если нам нет каких-то удобств, если что-то не по-нашему — мы уже ропщем, мы уже недовольны, мы уже унываем. А преподобный Иоанн Затворник — пять лет в скале меловой, без печного отопления… Ложем его был гроб, наполненный соломой, которая через месяц истлевала от сырости. Ношение вериг — было таковое усердие к этому ношению, что когда они лопнули и растёрли тело до того состояния, что уже завелись и черви и пошло зловоние от раны, растёртой веригами, он не хотел их снимать, потому что он всё это ставил на задний план, всё это не составляло главное. Удобства, блага мира сего не были для него главным. Главное для него было — спастись, наследовать вечное блаженство. И главное всей жизни его было — это любовь к Богу и ближнему. Мы сегодня собрались в этот день, чтобы не только почтить его память, а и поучиться у преподобного Иоанна Затворника и терпению, и смирению, и постоянству в подвиге ради любви ко Христу.

Часто, братья и сестры, в наше время пренебрегается таковая добродетель, как смирение. Смирение, воплощением которого можно прямо назвать преподобного Иоанна Затворника. Вспомним хотя бы то его великое смирение, когда он просил благословения в затвор. Его, эконома монастыря, иеромонаха пятидесятилетнего уже возраста, его архимандрит Арсений решил испытать через смирение — не по гордости ли он, не по прелестному ли какому наклону просится в затвор, просит внешних подвигов? И настоятель Святогорской пустыни начал ни за что бранить его, ставить пред всей братией на поклоны. А однажды, когда преподобный Иоанн Затворник попросил, чтобы ему выковали вериги, настоятель сказал: «Что же, иди в кузню, там заказывай, там тебе и скуют», а сам, чтобы испытать его кротость и смирение, без которых невозможен никакой подвиг благочестия, сказал кузнецу, что как только придёт к вам эконом, то вы его положите на лавку, да розг ему хорошенько всыпьте. И так было поступлено с экономом, с иеромонахом, бывшим купцом, и он со смирением перенёс это биение, и когда вышел из кузни, ему встретился навстречу шедший, также волнующийся, что, чем там закончилось, настоятель. Он встретил его вопросом: «Ну что, отец эконом, сковали тебе вериги»? И тот, поклонившись ему, сказал: «Да, Ваше Высокопреподобие, уже начали ковать». Затем его, испытывая смирение, поставили чистить все отхожие места в монастыре. Он со смирением исполнил и это.

Затем ему благословили затвориться в своей келье, здесь, в корпусе. Он и это исполнил со смирением. Тогда ему было уже разрешено затвориться в меловой скале, в том затворе, который он облюбовал, а архимандрит Арсений, закрыв его на ключ, оставив ему только Псалтирь, оставив его без воды и пищи, уехал на неделю, ключ увезя с собой. Когда через неделю он приехал и открыл затвор, то увидел его в бодрости духа, не смущённым ни капли помыслами, молящимся ко Господу, творящим Иисусову молитву, поклоны, читающим Псалтирь. И тогда ему было разрешено оставаться в затворе, но как последнее испытание — архимандрит Арсений назначил ему, что пять лет быть в затворе без печного отопления.

«Он любил мир, но любовь ко Христу была выше любви к миру. А мир он любил, желая ему спасения»

И день, и ночь, и зиму, и осень, и весну, и лето Иоанн Затворник пребывал в сырости, в холоде этого подземелья, этой пещеры, и через пять лет ему было разрешено выложить печку, которую он крайне редко протапливал. Такова любовь его была к уединению, что он не хотел с ним расставаться даже в то время, когда его по благословению настоятеля из скалы выводили на неделю, на Светлую Седмицу, от Страстной Пятницы по пятницу Живоносного Источника в обитель, чтобы он постоял в храме, слушая службы. Он со смирением соглашался и ежегодно, в течение семнадцати лет, выходил из своего затвора, но настолько тяготился многолюдством, что даже в келье своей закрывал окна, чтобы там был полумрак и чтобы там пребывать в уединении с одним только Христом, Которого желала душа его.

Он любил мир, но любовь ко Христу была выше любви к миру. А мир он любил, желая ему спасения, а не желая удовольствий каких-то или почестей себе. Видя таковой его подвиг, братия, которая вначале говорила и роптала на настоятеля, архимандрита Арсения, что: «Зачем ты его благословляешь в затвор? Посмотрим на нашего затворника, как он через две недели выскочит из скалы». Но когда прошло полгода, когда год, полтора, два года, уже насмешки братии сменились удивлением, а у некоторых и почитанием, и благоговением перед его подвигом. И он стал духовником для многих.

«Он просто любил Христа и жил по Его заповедям»

Он не написал высоких богословских трудов, он не был прекрасным администратором, нет. Он просто любил Христа и жил по Его заповедям. И посмотрите, братья и сестры, каково добро — жить по заповедям Христовым! При жизни тяготы и скорби терпел, зато посмотрите, какое почитание сотворил Господь ему по его смерти! Вот уже сто тридцать один год прошло со времени его кончины, а народ не забыл его, памятуя слова: «В память вечную будет праведник». Много было братий святогорских, сотни братий подвизались здесь, но мало о ком их них осталась память народная, мало кого из них осталось благоговейное почитание. И только преподобный Иоанн Затворник своим смирением, своей любовью к Богу вызвал на себя такую же ответную любовь Христову. И любовь эта Христова, в сердцах и в умах каждого из нас поселившись, повлекла нас на это святое место — к преподобному Иоанну Затворнику, к месту его благочестивых святых подвигов.

Поучимся же у преподобного, братья и сестры, простоте, которой так не хватает в наше время, кротости, которой часто недостаёт нам (даже называющимся христианами, и считающими себя подражателями, последователями Христа), смирению, которое зачастую в нашем обществе осталось только на словах и не видно на деле и великой любви к ближнему, которая подвигла его пойти, чтобы молиться в уединении за мир, молиться за душу каждого человека, живущего в этом мире. При жизни своей преподобный Иоанн Затворник молился о притекающих к нему и просящих молитв. И по смерти своей он не оставил нас, так же молится о нас. Множество случаев исцелений — то ли на его могилке, то ли перед его иконой, даже на дальних расстояниях, то ли здесь, у святых его мощей — свидетельствуют о его молитвах и заботе и любви к каждому из нас.

«Давайте начнём учиться смирению и кротости преподобного Иоанна Затворника сейчас, сию минуту»

Сегодня воздадим, братья и сестры, своей любовью преподобному за его великую любовь по отношению к нам. И особенно, братья и сестры, постараемся подражать его кротости и смирению сейчас, не когда-то, что мы потом будем учиться смирению. Давайте начнём учиться смирению и кротости преподобного Иоанна Затворника сейчас, сию минуту. Сейчас начнётся Причащение, или же потом мы будем прикладываться к святым мощам, если мы — верные ученики Иоанна Затворника, то проявим каждый кротость и смирение. Не самому спеша приложиться вперёд всех, или причаститься вперёд всех от Чаши, а уступая место друг другу.

Со смирением и кротостью будем видеть в каждом из нас образ Божий. Это не просто люди стоят, это стоит каждый из нас — образ Божий. И человек, так и относись к своему ближнему, как будто перед тобой стоит сам образ Божий! Когда выйдут с Причастием, братья и сестры, то вы постарайтесь исполнить заветы преподобного Иоанна Затворника о кротости и смирении, и воплотить их уже сейчас. Какой великой отрадой будет для преподобного подражание этим христианским добродетелям в сердцах и умах каждого из нас, христиан последнего времени! Но хоть мы и христиане последнего времени, но всё равно для нас звучит призыв и голос Христов: «Тако да просвeтится свeт ваш пред человeки, яко да видят ваша добрая дeла и прославят Отца вашего, Иже на небесeх» (Мф. 5:16).

«Да пребудут молитвы преподобного Иоанна Затворника с каждым из нас, а пример его жития поселится не только в умах, …но пусть коснется нашего сердца»

Не только слова наши, не только наше присутствие здесь должно свидетельствовать о том, что мы — христиане, а наша жизнь по заповедям. Наша жизнь по подражанию угодникам Божиим должна свидетельствовать, что не оскудело христианство на Руси Святой, что было оно и пребудет до скончания века. И Господь, по словам преподобного Серафима Саровского, приведёт Русь Святую путём великих испытаний к великой славе. Да иначе и быть не может, потому что — какие у нас молитвенники, какие подвижники на Руси Святой! И память одного из них мы сегодня празднуем. Мы сегодня все просим его молитв, а он сейчас, воздевши руце, стоит у престола Вседержителя и, приклонив колени, молится за нас, за христиан последнего времени, дабы Господь утвердил нас в этом последнем испытании — испытании, при котором, братья и сестры, каждому из нас ставится вопрос: «Христианин ли ты по духу или только по слову»?

Да пребудут молитвы преподобного Иоанна Затворника с каждым из нас, а пример его жития поселится не только в умах наших или коснётся только слуха, когда мы слушаем его житие, но пусть коснется нашего сердца. И это сердце пусть произрастит сторицею добродетели христианского духа, на которые воззрев, Господь умилосердится над нашим многострадальным Отечеством.

Сколько мы будем своими грехами распинать Святую Русь? Пора её пожалеть, как мать нашу. Церковь Православную возродить не только храмами, а главное — душами своими, потому что не в бревнах церковь, а в ребрах, в сердце человеческом Церковь Христова. И если мы только будем создавать храмы и украшать их, а внутри будем оставлены, как повапленные гробы, пустыми, то грош цена и всей этой нашей реставрации и воссозданию храмов. Создавая храмы, не будем забывать, братья и сестры, создавать душу свою и готовить её к вечному спасению, к переходу в вечность, в славу, где сейчас молится о нас преподобный Иоанн Затворник. Аминь.

Проповедь архимандрита Арсения в день памяти прп. Иоанна Затворника. 24 августа 1998 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *