«Приидите убо празднолюбцы и христолюбцы, …архангелов собор почтим» — престольный день Свято-Иоанновского скита в селе Адамовка

30 фото / 1 аудио

21 ноября Святая Православная Церковь совершает празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Этот удивительный праздник возник очень давно — на Лаодикийском Поместном Соборе, предварившем на несколько лет I Вселенский Собор (в начале IV века).

В церковном календаре он непереходящий и празднуется всегда 8 ноября по старому и 21 ноября по новому стилю. Совершение праздника в ноябре имеет глубокое символическое значение, ведь в древности, когда он устанавливался, ноябрь был девятым от начала года месяцем. Тогда согласно церковному богословию (как впрочем, и иудейскому ветхозаветному богословию) март считался первым месяцем, соответствующим появлению сотворённого мира из Божиих рук. Год начинался ранней весной — с 1-го марта. Сакральный смысл установления этого праздника именно в девятый месяц года был в том, что согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому юлианскому календарю) — это указывание на будущий Собор всех Сил Небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днём восьмым». Конечно, называть его «днём» весьма условно, потому что это уже не тот день, за которым наступает завтрашний, послезавтрашний и все последующие — это день выхода из недельного круга, день вечности. Установлением даты празднования в честь Ангельских Сил бесплотных именно на 8 число Святая Церковь как бы подчёркивает, что Ангелы будут свидетелями о всех нас пред Богом на Страшном суде.

«Творяй ангелы Твоя, якоже писася, духи, и служащия Тебе пламень огненный»

В те времена многие христиане впадали в еретическое поклонение Ангелам как богам, творцам и правителям видимого мира, что 35-м правилом осудил и отверг Поместный Лаодикийский Собор, утвердив православное их почитание. Праздник был установлен Церковью для того, чтобы упорядочить воздаяние славословия и поклонения Ангельским Силам. Смысл его для христиан раскрывается в том, что Ангелы — не боги, а во многом даже такие, как мы. У нас с ними единый Владыка и Господь, как и мы, они молятся Творцу, возносят они молитвы и за нас. У них огромные полномочия, величайшие дарования, но это не наши господа — они всего лишь служебные духи и слуги Божии. В службе Собору Архистратига Михаила множество раз подчеркивается, что и люди, и ангелы поклоняются Господу Богу, Творцу всего мира — нашего видимого мира, земного, и мира ангельского невидимого, духовного.

Святая Церковь знает множество имён святых Ангелов и разделяет их на 9 ангельских чинов, о чём так много и красиво написал святой Дионисий Ареопагит в своем труде «О небесной иерархии». На основании Священного Писания ученик великого первоверховного апостола Павла разделяет все Небесные Силы на 9 Ангельских чинов: Херувимы, Серафимы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, Ангелы и Архангелы, и над всеми этими силами поставлен предводителем Архистратиг Божий Михаил, чьё имя в переводе с еврейского значит «Кто, как Бог».

«Посреде полков ангельских старейший явился еси, Михаиле Архистратиже…» (из службы праздника)

В Священном Писании очень часто встречается его святое имя. Архангел Михаил именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается главным борцом против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда и его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь, полководец. Так, Иисусу Навину Архангел Михаил явился в качестве помощника во время завоевания еврейским народом земли Обетованной. Он вразумляет знатоков Писания, охраняет иерархов, это он сверг с неба гордого диавола, когда возникла война между верными Богу ангелами и ангелами, взбунтовавшимися простив своего Творца. Кроме Михаила, мы имеем радость знать и другие имена Ангелов. Например, Гавриил, его имя означает «Крепость Божия», он благовестник, который явился Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Рафаил — «Исцеление Божие», сей Архангел приносит нам исцеление от различных недугов (о нём мы читаем в книге Товита). Селафиил — «Молитвенник Божий», это Архангел, помогающий в молитве и сам горячо молящийся Господу о всех и за вся. Уриил — «Свет Божий» или «Пламень Господень», Архангел, просвещающий невежественные умы и приносящий озарения. Иегудиил — «Благословение Божие», Архангел, подвигающий нас на славословие и хвалу. Варахиил — «Раздаятель Божественных дарований». И наконец, Иеремиил — «Возвышение к Богу». Все эти имена Архангелов теофорны, то есть включают в себя имя Божие: именно окончание «ил» (в других языках эль, аль, иль) это и есть древнее имя Господне, имя Божие, сохранившееся в иудейском народе. Каждый из Архангелов занят особым священным духовным трудом, а имена их соответствуют этому труду и характеризуют его.

Господь через Свою Церковь открывает людям, что есть девять ангельских чинов. И христианский мир твёрдо верит в это церковное предание, в это красивое построение в духе византийского богословия Ангельских Небесных Сил бесплотных. Мы с радостью молимся святому Архангелу Михаилу как предводителю всех Ангельских Чинов и всем прочим Небесным Силам, призывая их на помощь. И повинуясь воле Божией, Ангелы служат нам во всех наших нуждах, душевных и телесных. Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога. Да будем мы достойны помощи Архангела Михаила, всех Архангелов и Ангелов и всех наших Ангелов-Хранителей!

«Чиноначальник вышних сил Михаил первостоятель Божественных чинов, днесь нас к торжеству созва…» — престольный день Свято-Иоанновского скита

21 ноября в лаврском скиту во имя святителя Иоанна Шанхайского, расположенного в селе Адамовка — дата праздничная, поскольку в обители отмечают второй престольный праздник. Нижний храм Свято-Иоанновского скита освящён в честь Архистратига Божия Михаила и воспоминания его чуда, бывшего в Хонех. В этот день здесь всегда совершаются торжественные архиерейские богослужения.

«…покрый нас кровом крил твоих, величайший Михаиле Архангеле» (из стихиры праздника)

Утренние богослужения престольного дня начались с водосвятного молебена с акафистом Архистратигу Михаилу. Обращаясь в своих прошениях к избранному Небесных Сил воеводе и рода человеческого заступнику верующие, прежде всего, молили великого Архистратига Божия: «в день торжества твоего …разум чист и свободен от страстей испроси нам, …бури искушения и бед избави нас». «Спастися хотящим нам бyди помощник твеpд, Аpхистpатиже Божий, избавляяй и хpаняй нас от бед и напастей, паче же от злых навыков и гpехов наших, — благодарно взывал народ Божий ко Владыце Ангелов и человеков, — да пpеспевающе в веpе, надежде и любви Хpистове, с pадостию о пpедивнем застyплении твоем, ко Владыце Ангелов и человеков, благодаpне зовем: Аллилyиа».

После молебна читались часы и была совершена Божественная литургия. По окончании которой в храме были прочитаны молитвы по Святом Причащении и все присутствующие богомольцы проследовали на праздничную трапезу.

«Яко заступника и хранителя животу моему прием тя от Бога, Ангеле, молю тя, святый: от всяких мя бед свободи»

В день совершения Церковью памяти Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных каждый православный христианин отмечает личный праздник. Причина этого праздника заключается в том, что Господь наш по особенной любви к христианам, верным чадам Церкви Своей, каждому из нас даёт при крещении Ангела-Хранителя. Он сопровождает нас от святого крещения до последних наших земных дней, и не оставит нас даже после смерти.

О нём мы молимся, когда в просительной ектение звучит прошение о даровании Ангела-Хранителя: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим». Здесь мы просим у Бога не того, чтобы Он вновь послал нам Ангела-Хранителя, поскольку дан он каждому из нас от самого крещения, но просим, чтобы приставленный к нам Ангел не переставал бы по причине наших грехов oxранять и руководить нас к праведной жизни.

У каждого из нас сегодня праздник — день его Ангела-Хранителя, искреннего друга и помощника верного. Так давайте постараемся хоть этот день провести свято, чтобы не оскорблять своих Ангелов-Хранителей, не отгонять их от себя своими грехами и быть достойными этой помощи. Как призвал когда-то владыка-наместник митрополит Арсений Святогорский в одной из своих проповедей, «сегодняшний день проведите ангельски!»

Ангели же и архангели, престоли, власти и господьства, начала же и силы, херувими и серафими, с Богородицею о мире молитеся!

«Небесных начальницы и первостоятелие высокопрестольных и страшных

Божественныя славы Михаиле и Гаврииле Архистратизи,

Ангелов чиноначальницы, со всеми Безплотными,

о служителие Владычни!

О мире непрестанно молящеся,

испросите оставление прегрешеных нами,

и милость, и благодать обрести в день судный»

(седален праздника)

Проповедь архиепископа Арсения в день празднования Собора Архистратига Михаила. 21 ноября 2012 г.

Фотоальбом на    Яндекс Фотки    Логотип flickr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *