День памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца

Имя этого митрополита-мученика, исповедника Христова очень хорошо известно истории, знают о нём и в наше время. Святитель-мученик, современник царя Иоанна Грозного, печальник всех пострадавших от лютовавших в те времена опричников и дерзавший говорить царю-самодержцу правду ― правду Божию, за которую и был предан на смерть. Жизнью своей митрополит-мученик, святитель Филипп предвосхитил подвиг новомучеников земли Русской.

В день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, воспомянём этого святого угодника Божия, священномученика и исповедника Христова назидательным чтением его богоугодного жития (по проповеди архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённой 22 января 2015 года).

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Будущий митрополит Филипп был обучаем сначала воинскому искусству, но не проявлял особого желания овладеть этим искусством. Читая жития святых, Псалтырь, Священное Писание, которые в те времена были единственными книгами на Святой Руси и по которым первоначально юноши обучались грамоте, а затем из этих же книг узнавали и начало премудрости ― страх Божий, он ещё с детства проникся ими, и в его чистую детскую душу вошли примеры и из Священного Писания, и из житий святых угодников Божиих. И он, возгоревшись этим направлением, хотя и имел, когда уже вырос, большое влияние при молодом царе Иоанне IV Васильевиче Грозном, тем не менее, услышав призыв своего сердца последовать за Христом и оставить этот суетный мир, на тридцатом году жизни ушёл из города Москвы в Соловецкий монастырь.

Там он никому не открыл о своём знатном и благородном происхождении, но проходил все те послушания, которые проходили в Соловецкой обители простые монахи, поступавшие из крестьянского или из других сословий. По этой причине он трудился и на поварне, и рубил дрова, и носил воду, и также от многих простых братьев принимал укоризну, а часто даже и побои. При этом он никогда не гневался, но всё это с кротостью переносил, показывая, что искренне в своём сердце считает себя человеком грешным и недостойным, и не считает, что заслуживает за свои подвиги или самоотвержение, или за посты или молитвы какого-либо человеческого почитания или человеческой похвалы.

На этом твёрдом основании и возросло здание духовной добродетели, которая украсила душу этого угодника Божия. Он был отдан в послушание опытному старцу Ионе, и под его руководством то благое направление, которое было взращено в нём ещё в родительском доме, закрепилось и принесло многие и благодатные дары. Братия поставила его на послушание в кузницу, и там он своими трудами и неленностным отношением к послушанию снискал всеобщую любовь братии, так что все удивлялись его безропотному и беспрекословному послушанию и хвалили его. Но это привело лишь к тому, что он, не терпя этих постоянных похвал, удалился в пустыни Соловецкие и там, в дебрях и лесах, прилежал только одной лишь молитве.

Игумен Алексий, в то время уже престарелый, восхотел поставить его настоятелем обители, и когда заболел, просил, чтобы постриженный в монашество инок Филипп руководил Соловецкой обителью. Через полтора года игумен Алексий скончался. И уже вся братия, видя великие подвижнические труды угодника Божия, восхотели, чтобы инок Филипп управлял Соловецкой обителью.

Когда игуменом стал будущий митрополит Филипп, он произвёл очень значительные преобразования в Соловецкой обители ― и внутренние, и внешние. По внешним преобразованиям он соединил многие озёра, проложил просеки в лесах, построил Успенский и Преображенский соборы, двух- и трёхэтажные корпуса для братии. По внутренним ― обучал духовному подвигу и то, что имел в своей душе ― великую любовь к Богу и пламенную молитву ― старался преподать и братии, которая приходила и слушала его медоточивые поучения.

Эти его труды были известны царю Ивану Васильевичу, и он восхотел, чтобы этот угодник Божий управлял и Всероссийской кафедрой.

В это время митрополит Афанасий оставил Московский престол, и царь призвал игумена Филиппа на митрополичье управление. Когда он увидел его, то вспомнил о тех юношеских годах, в которых был с ним дружен, поэтому ещё более возжелал, чтобы игумен Филипп управлял Всероссийской кафедрой.

Но в те годы, как повествует летопись, враг, видя, что христиане проводят тихое и безмятежное бытие, воздвиг бурю искушений на Святой Руси. Бояре ссорились между собой, создавая многочисленные заговоры и противостояния друг другу. Они довели страну до того, что сам царь пришёл в сильнейший гнев, потому что, видя эти постоянные свары и нестроения среди бояр, видя, как многие из них переметаются к врагам Русского государства ― или к польскому королю, или к другим, пришёл в сильный гнев и не доверял уже никому. Подозрительность эта в нём возросла, и он учредил на Руси так называемую опричнину, которой стал безраздельно верить. Опричники, пользуясь этим положением при царе, начали грабить и убивать других именитых и богатых боярских детей или князей, купцов, и никакой управы на них не было и не было никакой защиты от них, потому что никто не мог пожаловаться царю, который безраздельно верил всем тем, кто окружал его.

В это время митрополит Филипп был возведён на архиерейскую кафедру, и видя те беззакония, которые в это время начали совершаться в Русской земле, те многие грабежи, убийства и насилия, начал безбоязненно, сначала наедине говорить царю Иоанну Грозному о том, что происходит в государстве и как его обманывают, выдавая ложь за истину. Но царь не внимал митрополиту Филиппу и начал более склоняться к словам, которые ближние его слуги, Малюта Скуратов, Грязной и другие говорили царю, что митрополит говорит не по правде, что он или подкуплен боярами, или держит их сторону и является скрытым врагом царя.

По этой причине опричники послали в Соловецкий монастырь своих людей, чтобы они там подкупами и угрозами нашли таких монахов, которые бы согласились оклеветать святителя и митрополита Московского. И действительно, часть из братии была запугана, другая подкуплена, а те, которые несмотря на все угрозы, говорили, что святой митрополит Филипп проводил на Соловецком острове богоугодную жизнь, были подвергнуты побоям и их заставили молчать, чтобы они не говорили эти речи. Взяв несколько человек, согласившихся солгать на митрополита, они написали на него доносы, и эти доносы были предоставлены царю.

Всего лишь два года угодник Божий управлял Всероссийской кафедрой. И вот через два года царь, читая эти доносы, которые были составлены по его внутреннему желанию, вызвал к себе митрополита и стал при нём зачитывать всё это. Тогда святитель начал снимать знаки своего святительского омофора, говоря, что не боится смерти и готов умереть тотчас же, но что не может молчать, видя все те беззакония, которые совершаются в это время на земле. Но царь остановил его и сказал, что сначала будет произведён суд, а потом уже и будет принято решение.

Через день был произведён суд, и опричники, посланные царём, ворвались в собор, где святитель совершал Божественную литургию, зачитали постановление неправедного суда, на котором из-за страха перед царём некоторые архиереи согласились на низложение святителя Филиппа, сорвали с него священническое облачение и, одев его в простые монашеские одежды, повезли на заточение в монастырь.

В это время царь в неукротимой ярости на святителя Филиппа казнил многих его родственников, даже любимого его племянника. Отрубив ему голову, он прислал её в заточение митрополиту Филиппу. Тот же, поклонившись перед ней до земли, благословил её, приложился к ней и снова отослал царю.

Святитель Филипп постоянно молился за своих обидчиков, не поминая то зло, которое они сделали, но желая им искреннего покаяния. Через некоторое время из Москвы он был переведён в Тверь. И когда царь ехал на разорение города Новгорода, на многие побои, которые он там решил совершить, по дороге заехал в город Тверь. Малюта Скуратов напомнил ему о святителе Филиппе, потому что и там опричники опасались его, как бы он своими речами не показал всю их греховную сущность и не открыл бы царю на них глаза. По этой причине они и начали говорить, что пора уничтожить святителя Филиппа. И царь согласился на это. Малюта Скуратов, войдя к святителю в келью, просил его благословения на то, чтобы царь шёл в поход на Новгород. Но святитель отвечал ему: «Делай, на что ты послан, но Божье благословение не получают ложью».

За три дня до этого, хотя приезд царя был неизвестен в Твери, святитель говорил, что уже приблизилось время его кончины, что через три дня он отойдёт к Богу. И действительно, этот зверообразный человек, Малюта Скуратов, задушил святителя Филиппа подушкой и, объявив, что он угорел, в скором времени оставил Отрочь монастырь, а святитель был погребён в нём.

Через некоторое время братия Соловецкой обители, вспомнив о своём богоугодном наставнике, восхотели перенести его святые мощи из Твери на свои Соловецкие острова. Когда на это было получено разрешение сына царя Иоанна Грозного Фёдора, было обнаружено, что мощи святителя Филиппа в нетлении почивают в монастыре. И когда они были подняты из земли, то источили благоуханное миро, показывающее истинную правду, что святитель Филипп пострадал, защищая правду и простых обиженных людей. Господь прославил его здесь, на земле, хотя митрополит Филипп уже давно был прославлен как угодник Божий, как ревнитель таким подвижникам благочестия, как Иоанн Златоустый и другие пострадавшие за правду, не боявшиеся обличить беззакония и грехи царя и желающие ему спасения и искреннего покаяния.

И мы, братья и сестры, взирая на эту блаженную кончину угодника Божия, как он всю свою жизнь стремился только к Горнему Царствию, не думал о земном, но всё попечение возлагал о том, чтобы душу свою украсить и привести её в состояние, в котором бы он мог вечно блаженствовать и находиться рядом с Христом, видя, как не убоялся святитель Филипп даже мученической смерти от грозного царя, будем молиться ему, чтобы укрепил и нас в нашем многотрудном земном поприще. Чтобы мы постоянно памятовали о том, что мы в этой временной жизни всего лишь странники и пришельцы, что наше истинное житие находится в Царствии Небесном. А здесь мы должны приготовиться, принести искреннее покаяние, постараться вступить в борьбу со страстями и в этой борьбе приобрести истинное смирение, видя, что своими силами невозможно победить наши греховные привычки, наши страстные наклонности и что только Сам Господь по Своей великой милости может вести нас, как Он и Сам говорил, что «человекам спастись невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26). И чтобы Он всех нас, православных христиан, спас и вместе со святителем Филиппом удостоил бы пребывания с Собой в Вечном Нескончаемом Царстве. Аминь.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *