Слово в 4-ю Неделю Великого поста (аудио, видео)

аудио / видео

Воскресное евангельское чтение об исцелении бесноватого отрока. «Вера ― это не просто внешнее исполнение обрядов»: назидательный смысл текста Священного Писания в толковании Святогорского архипастыря. «Пост ― это воздержание от всего»: об истинном назначении поста, а также о благодатной силе молитвы.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю 4-ю Великого поста. 3 апреля 2011 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день евангелист Марк для нашего внимания представляет повествование о событии, которое произошло во время земной жизни Христа Спасителя. Спустившись вместе с апостолами Петром, Иаковом, Иоанном с горы Фаворской, после славного Своего Преображения, Господь увидел у подножия горы оставшихся девять учеников, окружавших их фарисеев и саддукеев, и народ, стоявший вокруг. И все они толпились возле лежащего юноши и разбитого горем отца, который стоял над своим сыном, не зная, как ему помочь. Сын его болел страшной болезнью ― беснованием. Беснование ― это когда дух злобы вселяется в человека и всячески его мучает. И человек тогда бросается в огонь и в воду, и корчит его, и страшные крики он издаёт, и хулу на всё святое исторгает из уст своих по велению врага рода человеческого.

И вот возле этого больного юноши, который находился в таком страшном состоянии, стояли апостолы в недоумении, потому что даровал им Господь власть целить недуги людей во имя Христово. Но здесь они не могли ничем помочь, и не смогли исцелить юношу, и не смогли удовлетворить просьбу отца, который в надежде на их помощь привёл своего сына, чтобы получить исцеление от учеников Христовых. Злорадствуя, тут же стояли фарисеи, смеясь над немощью учеников, при этом не преминуя поносить и Самого Христа, очевидно, как и Его последователей, в их беспомощности.

Исцеление бесноватого отрока

И вот Господь сходит с горы, приближается к этому собранию, и ещё из толпы отец просит Христа о помощи. А потом, подойдя, низко Ему кланяется в ноги, говоря: «Помоги мне, Господи!» И отвечая на вопрос Христа о причине болезни сына, говорит, что часто враг ввергает его и в огонь, и в воду, изрыгает пену, и корчит его. И говорит, что это происходит в новомесячье, то есть в новолуние.

Многие говорят, что якобы фазы Луны или те или иные положения светил на небе влияют на состояние физическое человека, на его болезни или на его такое проявление беснования. На самом деле Бог, Сотворивый мир, как говорит Писание, Он зла не сотворил. Никакое Божие творение не приносит зла, разве по нашей греховности и по наущению вражию. И враг, часто подстраиваясь под фазы луны, старается воздействовать на человека болезнью «лунатизм» (как многие знают такое название) или беснованиями такими особыми, чтобы человек ополчался не против врага своего спасения, не против дьявола чтобы человек ополчался, а винил Божие творение. Чтобы причину болезни этой или одержания бесовского он видел в светилах или в положениях звёзд, или ещё в каких-то причинах земной природы. А на самом деле враг подстраивает всё это, творит козни с родом человеческим.

И вот отец, жалуясь на болезнь сына, говорит Господу, что «и ученики Твои не могли его исцелить, а Ты, если можешь, помоги!» Здесь показывает он своё недоверие и неверие в то, что Христос, как Бог Всемогущий, может не только исцелить людей, которых множество Он исцелил, но и воскрешать умерших. И тогда Господь говорит: «О, роде неверный, доколе буду с вами?» (Мф. 17:17), как бы вопрошая, сколько ещё знамений вам нужно? Сколько чудес вам нужно, чтобы вы веровали Богу, веровали в Его помощь, надеялись и просили с верой этой помощи у Него?

Но милосердствуя, говорит в Священном Писании евангелист, Он восполняет недостаток веры в отце и, как бы возбуждая в нём веру, говорит: «Всё возможно верующему» (Мк. 9:23). И отец, искренне желая исцеления своему сыну, с криком падает ко Христу: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Мк. 9:24).

Он осознаёт, насколько немощна у него вера. Но желание отца, чтобы сын был здоровым и исцелённым, чтобы он видел в нём надежду в своей старости, чтобы он видел в нём помощника в своих трудах и заботах, заставляет криком кричать Спасителю: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

И милосердствуя, Господь повелевает привести сюда его сына. И вот ещё когда его ведут, враг уже сотрясает его, и он в пене падает, извергая крики, как мёртвый. Господь подходит к этому юноше, которого с младенчества терзала эта злая сила, бес немой и глухой, и исцеляет его. Тот со страшным криком в корчах падает, делается как мёртвый, так что многие говорят, что он уже умер. Но Господь за руку восставляет его, делает его здоровым и отдаёт радостному отцу.

«Мы видим сегодня три причины проявления силы Божией в мире»

И после этого, говорит евангелист, оставив толпу народную судачить о произошедшем исцелении, они уходят вместе с апостолами, уединившись, в некий дом. И наедине апостолы спрашивают у Спасителя: «Господи, почему мы не могли его исцелить?» И Господь говорит, что «род сей изгоняется постом и молитвою» (Мк. 9:29).

Мы видим сегодня три причины проявления силы Божией в мире. Силы, которая может действовать чудотворно на душу и на тело человеческое, изменяя к лучшему всё и в человеке, и вокруг него ― вера, молитва и пост. Говоря о вере мы, братья и сестры, говорим не о той вере, которую Господь называет маловерием, и неверием даже, с которой не смогли исцелить больного, а о вере искренней, о вере сердечной. Как говорит Господь: «Многие глаголют Мне: Господи, Господи. Сердце же их далеко отстоит от Меня. Всуе, (то есть напрасно), чтут Мя» (Мф. 15:8).

Вера ― это не просто внешнее исполнение обрядов. Это не просто внешние какие-то признаки на нас, что мы люди верующие, будь то облачение архиерейское, будь то нательный крестик, который мы носим. Всё это внешнее, но оно не имеет ценности, когда у нас нет внутреннего стремления к Богу и внутренней веры. Ведь такая вера или неверие, она ярко проявляется в годы гонений. Глубоко верующий человек — он за Христа шёл и на каторгу, и на расстрел, и смерти не боялся, и тюрем, и мук не боялся, как в 1930-е, 1940-е, 1950-е годы.

И многие примеры такой веры мы имеем и в братии Святогорской ― схиархимандрит Михаил, архимандрит Трифон, игумен Иоанн, которые показали искренность своей веры, потому что ради веры они шли на каторгу, и на заключение Христа ради. Но проявлялась и другая вера — маловерие или неверие, когда многие ходили в церковь, исповедовались и причащались, а что потом творили? Ведь тот же Ленин: в своё время он венчался с Надеждой Константиновной Крупской, при венчании крест целовал, и венцы на него надевали, и крещёный он был. А что творил! Сколько зла, сколько ненависти совершил он в нашем Отечестве, сколько разрушительной силы посеял…

«О внутренней вере и доверии к Богу, к Его словам говорит Христос Спаситель»

Вспомните слова одного матроса, когда пришли они в Санкт-Петербурге громить храм и грабить, зашли в бескозырках, с сигаретами, смеясь, глумясь над святыней, и когда батюшка, который встретил их в воротах, зная, что они люди крещёные, в церковь ходившие, говорил: «Да как же вы, что же вы, Евангелие не читали?» На что матрос ответил: «Крышку в церкви целовал, а что в нём, не знаю».

Не о такой вере, не о внешней, а о внутренней вере и доверии к Богу, к Его словам говорит Христос Спаситель. И такая вера, детски чистая вера и доверие к Богу, они способны и горы переставлять. По вере и чудеса творятся. Вера неразрывно связана с молитвой. Если человек верит в Бога, он любит Его. Если он Его любит, он Ему молится. Что такое молитва? Это разговор с Богом. Это не какие-то заклинания вроде мантры, прочитал ― и всё исполнится. Это разговор с Богом: и о душе своей, и о ближних своих, и обо всём мире. Как мы, например, с человеком, который может нам помочь, с доверием беседуем и открываем ему сердечные свои и потаённые помыслы, с верой и доверием относясь к нему, так мы и с Богом в молитве беседуем.

Как часто мы стоим в храме просто так, переминаясь с ноги на ногу, ожидая, когда служба закончится или предаваясь помыслам. Одни уже думают: что я дома приду готовить буду, другие планируют на неделю свои дела, третьи уже «в очереди в магазине стоят», те ещё какие-то дела решают, находясь здесь, в храме Божием. И потом выходят из храма Божия пустые-препустые, и кроме тяжести в ногах ничего не ощущают. Да ещё и говорят: «Ох, и тяжело стоять на службах у вас!»

«Когда есть молитва — ведь человек тогда не устаёт, общаясь с Богом»

Но рядом с ними стоят такие рабы Божии, которые Богу молятся. И служба закончилась, а они всём храма не спешат покидать, им хорошо в храме. Почему? Да потому, что у них есть плод молитвы. И служба тогда не тягостна и в радость, и продолжительность её незаметна, когда есть плод молитвы, когда есть молитва. А когда есть молитва — ведь человек тогда не устаёт, общаясь с Богом.

Пример тому яркий, когда парень и девушка, например, любят друг друга. Они, бывает, и вечер, и ночь вместе прогуляют и пробеседуют, на следующий день в институт или на работу надо, а они на следующий день стремятся опять встретиться и опять беседовать друг с другом. И это для них не в тягость, а в радость и в утешение. Или когда приедут любящие дети к своим родителям или родители к своим детям, они и день сидят беседуют, и ночь сидят беседуют друг с другом, делясь своими проблемами, делясь своими бедами, радостями какими-то, утешениями. Или два единодушных человека, когда встретятся, они беседуют и как река льётся эта беседа из сердца в сердце. И они рады общению этому ― два единодушных человека, что они могут друг другу выговориться, поддержку какую-то получить, утешение. И нет усталости при этом, и на ночное время не обращают внимания, потому что живое чувство у них по отношению друг к другу.

Вот так точно и Бог есть реально живое Существо, Которое также есть в мире, Которое любит нас и Которое мы также должны любить как Творца, Создателя и Промыслителя, Искупителя своего. И молиться Ему соответственно с живым сердцем, с живой мыслью надо. И тогда служба в церкви — она не становится продолжительной, и не кажется длинной, и не кажется тягостной и утомительной — она становится желанной. И ради этой молитвы люди потом пешком идут на общение с Богом, как, например, в старину в Иерусалим пешком ходили. Пешком шли в Киево-Печерскую Лавру, пешком шли в Почаевскую Лавру, пешком ходили в старину и в нашу Святогорскую пустынь люди из окрестных селений. Шли на молитву, шли на общение с Богом.

«Настоящую радость, настоящее утешение, настоящий покой душа человеческая только в молитве находит»

Господь нам дал пример общения с Богом. Он, находясь постоянно в молитвенном состоянии, беседовал с народом, исцелял больных, давал советы, учил своих апостолов и на ночное, на вечернее время и в особых случаях уединялся для молитвы. Он дал нам пример, что и во время труда можно молиться Богу, памятуя всегда Бога перед собой, беседуя с Ним, и труд в этом не помеха. Как говорят святые отцы, «добродетель добродетели не мешает». Уединяться и в особых случаях, для особой сугубой молитвы к Богу Господь даровал нам такой пример.

И как радостно, как утешительно бывает для человека, и многие верующие церковные люди это подтвердят, как утешительно бывает после того, как сердечно помолишься, и Господь дарует ещё и умиленные слёзы при этой молитве. Да не хочется от этого состояния отставать, хочется в таком состоянии пребывать, не рассеиваясь ни суетностью этой жизни, ни разговором с кем-то. Не хочется нарушить вот этого собеседования, вот этого хрупкого такого состояния, желанного для души, по отношению к Богу. Ведь душа от Бога пришла в человека, к Богу всё её стремление. И настоящую радость, настоящее утешение, настоящий покой душа человеческая только в молитве находит. Молитва неразрывно связана и с подвижничеством ради Бога.

«Если человек всякое злопамятство и непрощение в душе своей оставляет и при этом голодает и постится ― от поста толку нет»

Пост. Святитель Василий Великий говорит, что такое пост: «Пост ― это крылья для молитвы». Наша молитва, она постническим нашим состоянием возносится, как на крыльях, к престолу Божию и к Самому Вседержителю. Пост ― это не самоцель, это средство к стяжанию состояния души человека. Ведь толку нет от того, что мы воздерживаемся от пищи или голодаем, когда человек делается злым или раздражительным, когда человек не перестаёт завидовать и быть жадным. Если человек не перестаёт клеветать, злословить, ненавидеть брата, если человек всякое злопамятство и непрощение в душе своей оставляет и при этом голодает и постится ― от поста толку нет. Пост — он связан не только с физическим воздержанием от пищи, но и с постом духовным ― работой над собой, вот ради чего пост. Потому что пост или даже голодание ничего не приносит человеку, если они не связаны со стремлением стяжать в душе своей добродетели. Но пост является вспомогательным средством для стяжания этих добродетелей, для стяжания молитвенного настроения, для стяжания веры.

Помните, братья и сестры, как Господь даёт примеры в Евангелии, Сам сорокодневно постясь, и говорит о бесах, что «род сей изгоняется постом и молитвой»? Ведь почему мы подвержены часто вражьим козням? Почему мы впадаем в те или иные грехи? Почему мы подвержены тем или иным страстям, которые довлеют над нами и управляют нами, и мы по их указке живём и действуем часто? Да потому, что у нас нет веры, и мы не стремимся её обрести, не просим, как тот отец: «Господи, верую, помоги моему неверию!» Мы маловерны. Потому что мы не стремимся молиться, молитва у нас как что-то второстепенное и ненужное в этой жизни. Всё в этой жизни нужно сделать ― и то, и другое, и третье. А молиться… Ну когда-нибудь помолюсь потом, всё успеется.

«Пост ― это когда душа становится над плотью»

Нет в нашей жизни стремления к посту. Мы даже в посте, если и постимся, не воздерживаемся от пищи, а вкушаем постную пищу. И в наше время даже дошло до того, что уже пытаются сделать и постные продукты с запахом и с видом чего-то скоромного ― соевый майонез, колбаса, мясо ― чего только нет! И человек всё это готовит и говорит: я пощусь. Где же в тебе пост, если ты боишься этого мяса или майонеза, или колбасы не наесться даже в посту, а подобия всякие из постного создаёшь, оправдывая себя, что ты этим постишься якобы.

Пост ― это воздержание от всего. Пост ― это когда душа становится над плотью. Не плоть командует, а душа командует плотью. Потому-то мы часто и подвержены вражьим воздействиям, потому-то мы легко и сдаёмся, потому-то легко на обе лопатки нас и ложат эти тёмные, злые силы, смеясь и глумясь над нами, надсмехаясь над нами, рабами Божиими. Потому что недостаток веры, недостаток молитвы, недостаток поста делают всё это.

Стремитесь в храмы Божии, братья и сестры, потому что Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18:20). А старцы Глинские говорили, что одно «Господи, помилуй» в церкви ― выше суточного келейного правила, когда человек один молится. Общественная церковная молитва, — она имеет особую полноту и особую силу для воздействия на душу и на тело человека и на отгнание вражиих сил бесовских. Молитва храмовая делает нас ближе к Богу. И Бог, милосердствуя о нас, приближается к нам, видя нас молящимися. А когда к нам приближается Бог, то немощная сила вражия бежит стремглав от нас, потому что к нам Бог приблизился и рядом с нами находится, потому что мы приблизились к Богу молитвою. Поэтому вражия сила и бежит от нас, от наших семей, от нашего общества, от всех, за кого мы молимся, и от наших бессмертных душ.

«Мы ведь не понимаем, что сами удаляем себя от Бога, нарушая Его Святые Заповеди и пренебрегая Его советами, которые полезны для нас»

Помните, что очень важно это, братья и сестры, быть человеком церковным. Потому что «кому Церковь не мать, тому и Бог не отец», говорят святые отцы. Высоко отзывались о посте такие угодники Божии, как преподобный Серафим Саровский. Он говорил: «Многие беды постигнут Святую Русь за то, что оставит пост в среду и пятницу». А у нас не только в среду и пятницу оставлены посты, и мы их забываем как постные дни, но и Великие посты, и другие посты, установленные святыми отцами — мы часто пренебрегаем ими в угоду своей плоти. И через это многие беды и в нашем телесном здравии, и в духовном состоянии, и в семьях наших. И всё беда за бедой, а мы не можем понять, откуда всё это идёт. Мы ведь не понимаем, что сами удаляем себя от Бога, нарушая Его Святые Заповеди и пренебрегая Его советами, которые полезны для нас. Мы пренебрегаем Его советами и через это сами себя от Бога удаляем. А через это вражия сила приближается к нам и ездит на нас верхом, погоняет, глумясь и смеясь над нами.

Помните, братья и сестры, что пост может чудеса творить. Я вспоминаю пример своей односельчанки, моей сверстницы. В своё время в их семейной жизни была такая скорбь, что трое деток рождались один за другом мёртвыми. И они в отчаянии не знали, к кому обратиться и какого врача просить. И тогда эта раба Божия, не будучи человеком особо церковным, но как человек добрый, и к церкви по-доброму относящийся, в какой-то мере имеющий церковность, она дала обет, что будет соблюдать все Великие посты.

И вот следующая её беременность попала как раз на Великий пост. Она весь пост строго соблюдала. И как она говорила, ревнуя о посте, что даже на Благовещение и на Вербную неделю рыбы не вкушала, — «Да что эти два дня дадут? Рыбы я за них наемся, что ли?» Она даже в эти дни сохраняла пост. Родилась девочка, крепкая, 4 700 весом, и до сих пор растёт на радость родителям. Следующая беременность её попала опять на Великий пост. Позвонивши сюда в обитель, она спросила: «Вот я опять в положении, соблюдать мне Великий пост?» Конечно, ей посоветовали: «Ты же Богу обет давала соблюдать Великие посты всю свою жизнь». И она и этот Великий пост соблюдала. Родилась девочка, 5 100. Обеих девочек Господь судил мне крестить, они растут на радость родителям.

Вот какое, братья и сестры, чудо может совершить Великий пост! Вместо безутешного горя родительского, благодаря обету матери сохранять посты, Господь даровал ей радость быть матерью двух дочерей, даровал ей это великое утешение. Ничего зря не бывает, братья и сестры, в этой жизни.

Фрагмент из жития преподобного Ионы Киевского

И вспомните другой случай ― из жития преподобного Ионы Киевского. Однажды пришли к нему крестьяне-супруги, муж с женой, и жаловались со слезами, что сын у них пьёт страшно и гоняется за ними, напившись, с топором. Они в старости думали помощника обрести в нём, а вместо этого у них такая старость страшная получилась, что от своего сына приходится терпеть. И тогда преподобный Иона выслушал их и говорит такие слова: «Так вам, псам, и нужно!» Поражённые, в ужасе стояли крестьянин с крестьянкой, услышавши из уст любвеобильного старца, подвижника, к которому тысячи народа притекали и не отходили от него неутешенными, страшные слова: «Так вам, псам, и нужно!» Они спрашивают: «Батюшка, за что же вы нас так?» «А вспомните, когда вы его зачинали, своего сына?» Но те не могли вспомнить, а он сказал: «А я вам напомню: люди шли на пасхальную заутреню, шли пасхи святить, а ты в это время, в пасхальную ночь, с женой сошёлся. Вот вам и причина вашего бедствия». И наложил на них на три года пост с молитвой, давши им молитвенное правило.

С верой отнеслись крестьянин и крестьянка к словам преподобного Ионы. Три года они молились, постясь и за себя, и за своего сына. И через три года пришли в Ионинский монастырь и с плачем благодарили, говоря, что после трёх лет сын их исправился, стал добрым семьянином, бросил пить. И впоследствии он досмотрел и похоронил их как родителей, до конца оставляя к ним уважение.

Однажды, братья и сестры, у нас в монастыре был такой случай. Приехали мать с дочерью в монастырь. Приехали со слезами, говоря, что 15 лет уже живут в браке дочь с зятем, и нет у них детей. И уже ездили они по всем врачам, и врачи говорят, что всё нормально и причины понять не могут. Ездили уже и по монастырям. И вот приехали сюда, в Святогорский монастырь, надеясь, что Господь поможет. И так случилось, что, проводя им экскурсию, я как раз упомянул этот случай со старцем Ионой и с этими крестьянами. Когда я рассказал, то увидел перемены в их лицах. Они стояли и растерянно смотрели друг на друга. Видно, по промыслу Божию, так Господь судил рассказать эту причину. И я, видя у них смущение некое, говорю: «Что-то случилось? Вы так как-то переменились в лицах». Они заплакали и сказали: «Батюшка, у нас на Пасху свадьба была»… И вот причина этому ― 15 лет бездетности.

О силе родительской молитвы

И много таких причин бывает, братья и сестры, в нашей жизни, когда нестроение в семьях, непонимание детьми родителей, когда родственные души становятся врагами друг другу. Ведь мы часто ищем причину и не можем найти, а причина в духовном заключается. Помните народную пословицу: «Молитва материнская небеса потрясает и со дна моря достаёт». Всегда матери были молитвенницами — молитвенницами за своих детей. И родители были молитвенниками за своих детей, и Господь устраивал судьбы этих детей.

Я пример яркий тому приведу. Эти люди являются прихожанами нашей Лавры. У одних в семье рос сын. Младший сын, семья верующая. Родители исповедоваться, причащаться его с детства приучили, в церковь ходить. И конечно, переживали, какая ему судьба достанется, какая половина ему достанется, когда они сочетаются браком, потому что ведь это важно для верующего человека ― взаимопонимание в семье.

Была и другая семья. Тоже родители верующие, у них единственная дочь. И они также переживали за свою дочь, как же Господь устроит её судьбу, и кто же ей достанется? И отец, взявши на себя такой подвиг, начал каждый день читать акафист Божией Матери перед иконой «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Акафист этой иконе Царицы Небесной читал ежедневно ради дочери.

И вот эти юноша с девушкой знакомятся и впоследствии объявляют родителям о желании создать семью, и юноша просит руки их дочери. С каким же удивлением родители невесты узнают, что День рождения жениха попадает в день празднования иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы»! Она с младенчества была его покровительницей, этот образ Божией Матери. И так по молитвам отца управилось всё.

И ничего зря не бывает, братья и сестры. Как, например, у чудотворной иконы Божией Матери многие молились о даровании чад, о даровании детей. По 17, по 11, по 7 лет не было деток у родителей, и после того, как они молились у чудотворной Святогорской иконы Божией Матери, у них рождались на следующий год дети. И рождались 30 июля, в день празднования Святогорской иконы Божией Матери, 29 июля, в канун празднования. Этими моментами Божия Матерь тоже обращала внимание, что не просто так это произошло, что это Её помощь, что это Она услышала молитву сокрушённых сердец родительских.

Поэтому помните, братья и сестры, не забывайте, что мы должны верить и просить у Бога веры, и верить словам евангельским и Священному Писанию, Заповедям Христовым. А верить как? — Делами веровать. Не только: «да, я знаю», но и в жизни своей воплощать эти законы духовной жизни, которые Христос нам оставил.

Не забывайте о молитве, братья и сестры, это очень нужное дело. И для спасения наших собственных душ, и для спасения умерших наших сродников по плоти, и для счастья в семье, и для благополучия детей и внуков, и Отечества нашего нужна и необходима молитва.

«Святой пост называется святым не потому, что мы голодаем»: о смысле поста

Не забывайте и посты. Деды и прадеды наши, братья и сестры, строго постились, не давая себе поблажки. Я вспоминаю покойную псаломщицу Марию. У неё была мама — человек глубоко церковный, которая была настолько больна, что только молоко могла вкушать. И вот приближался Великий пост. Ей говорили, что придётся в посту молоко вкушать. Она говорила: «Детки, да я за всю жизнь поста не нарушила! Как же я накануне того, как к Богу идти, накануне своей смерти, я святый пост нарушу? Нет, детки, простите, но я молока вкушать не буду». И те переживали: ну как же так, мама в пост голодной смертью будет умирать? Но Господь судил забрать её в первый день Великого поста, в Чистый понедельник забрал её Господь, видя её ревность, её стремление быть с Богом и боязнь осквернить свою душу нарушением уставов церковных и Заповедей Божиих.

Старайтесь, братья и сестры, памятовать эти слова науки Христовой, ведь эти слова вводят нас в жизнь вечную. Эти слова к нам Бога приближают и нас к Богу. Но не просто сами по себе слова, которые мы слышим и знаем, а слова, которые мы стараемся применить в своей жизни, когда мы стараемся жить по Заветам Христовым, помните об этом! И помните, что святой пост называется святым не потому, что мы голодаем, а потому, что дела святости и стремление к святости должно наполнять души, сердца и умы наши в эти святые дни. К этому нас и призывает Христос Спаситель. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю 4-ю Великого поста. 3 апреля 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *