В субботу на пятой седмице Великого поста, именуемую также Субботой Акафиста, Святая Церковь духовно торжествует празднование Похвалы́ Пресвятой Богородицы и благоговейно возглашает молебное пение акафиста или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.
История и значение праздника
(Раздел публикуется по материалам сайта «Православие и мир»)
Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.
Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Её святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Её жизни — риза и пояс Её; но позднее праздник был внесён в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.
Хвалебное пение Пречистой Владычице во Святых Горах
31 марта, в пятницу вечером, в Свято-Успенском соборе Святогорской Лавры наместник обители митрополит Святогорский Арсений соборно с духовенством Святогорской Лавры вознёс молитвенные песнопения, восхваляющие Пресвятую Деву Богородицу, совершив праздничное богослужение Субботы Акафиста.
К этой праздничной службе в главном храме обители были установлены и украшены три иконы Пресвятой Богородицы: чудотворная Святогорская, Феодоровская и Дивногорская. По 16-й кафизме пение акафиста Божией Матери совершалось перед чудотворным Святогорским образом Богородицы, по 17-й кафизме — перед Феодоровской, по 3-й песни — у Дивногорской иконы Божией Матери, а по 6-й песни канона акафист совершали снова у чудотворной иконой Богоматери Святогорской.
Песнопения за богослужением исполнили правый и левый хоры Святогорской Лавры под управлением архимандрита Арсения (Ванюшина) и иеродиакона Ипатия (Малютина). Пение акафиста совершалось четырьмя различными распевами. Окончание акафиста — 13-й кондак, 1 икос и 1 кондак — правый и левый клироса исполнили вместе перед Святогорской иконой Пресвятой Богородицы.
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,
я́ко изба́вльшеся от злых,
благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице;
но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,
от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:
ра́дуйся, Неве́сто неневе́стная.
(1-й кондак акафиста Пресвятой Богородице)