Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

54 фото / 2 аудио

В субботу на пятой седмице Великого поста, именуемую также Субботой Акафиста, Святая Церковь духовно торжествует празднование Похвалы́ Пресвятой Богородицы и благоговейно возглашает молебное пение акафиста или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.

История и значение праздника

(Раздел публикуется по материалам сайта  «Православие и мир»)

Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Её святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Её жизни — риза и пояс Её; но позднее праздник был внесён в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Хвалебное пение Пречистой Владычице во Святых Горах

31 марта, в пятницу вечером, в Свято-Успенском соборе Святогорской Лавры наместник обители митрополит Святогорский Арсений соборно с духовенством Святогорской Лавры вознёс молитвенные песнопения, восхваляющие Пресвятую Деву Богородицу, совершив праздничное богослужение Субботы Акафиста.

К этой праздничной службе в главном храме обители были установлены и украшены три иконы Пресвятой Богородицы: чудотворная Святогорская, Феодоровская и Дивногорская. По 16-й кафизме пение акафиста Божией Матери совершалось перед чудотворным Святогорским образом Богородицы, по 17-й кафизме — перед Феодоровской, по 3-й песни — у Дивногорской иконы Божией Матери, а по 6-й песни канона акафист совершали снова у чудотворной иконой Богоматери Святогорской.

Песнопения за богослужением исполнили правый и левый хоры Святогорской Лавры под управлением архимандрита Арсения (Ванюшина) и иеродиакона Ипатия (Малютина). Пение акафиста совершалось четырьмя различными распевами. Окончание акафиста — 13-й кондак, 1 икос и 1 кондак — правый и левый клироса исполнили вместе перед Святогорской иконой Пресвятой Богородицы.

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,
я́ко изба́вльшеся от злых,
благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице;
но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,
от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:
ра́дуйся, Неве́сто неневе́стная.

(1-й кондак акафиста Пресвятой Богородице)

Светилен на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Братский хор Святогорской Лавры. 15 апреля 2016 г.

Проповедь епископа Арсения на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Вечер накануне Субботы Акафиста. 11 апреля 2008 г.

Фотоальбом на    Яндекс Фотки    Логотип flickr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *