Установка сени и киота над иконой святого Иоанна Крестителя

1 июня 2017 года в Свято-Успенском соборе Святогорской Лавры устанавливали резные деревянные сень и киот над иконой святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Изготовлены они святогорской братией в столярной мастерской Святогорской обители, также как и сень с киотом над иконой Архангела Господня Михаила. Их установка проводилась немного ранее — 4 апреля этого года.

Сени и киоты, установленные сегодня и двумя месяцами ранее, практически одинаковы и расположены симметрично друг ко другу.

Все орнаменты согласованы иеромонахом Агафангелом (Пантлеевым) с митрополитом Арсением, прорисовка орнаментов монаха Пантелеимона (Федорчука), к изготовлению привлекались резчики по дереву — мастера Иван Лошак, Александр Шабанов, Сергей Дробышев, Ростислав Нусенко, Василий Мириука и другие.

На изготовление двух киотов с сенью ушло несколько лет.

Житийная икона Иоанна Предтечи появилась в Святогорской обители в 2007 году. Написана она мастером-иконописцем Антоновой Еленой, на тот момент выпускницей иконописной школы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и является её дипломной работой.

Первой работой Елены для Святогорской Лавры стала икона Архангела Михаила с деяниями, написана под руководством преподавателя мастера-иконописца Белобородовой Елены Александровны. 20 октября 2005 г. она была установлена в Успенском соборе Святогорской обители. Это точная копия храмового образа Архангельского собора Московского Кремля «Архангел Михаил с деяниями» (образ датируется рубежом XIV-XV веков).

По завершении работы над иконой святого Архангела Михаила в этом же иконописном стиле был написан образ святого Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи. Икона явилась авторским произведением мастера-иконописца.

Следует отметить, что представляет собой житийная икона. Она явилась особым явлением в церковном искусстве. Первые житийные образы появились в XI веке. На Святой Руси иконные жития известны уже с XIII столетия; особый интерес к ним проявился в XV–XVI веках в эпоху Дионисия — ведущего московского иконописца (изографа) того времени. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.

Можно сказать, в житийной иконе соединились два типа изображений. Первый — это крупным планом образ святого в молении (ростовой, поясной или оплечный). Помещён он в центре иконной доски, так называемом среднике. Второй — пространный, исполненный деталей рассказ о жизни святого, его деяниях и чудесах, в том числе и посмертных. Это иконописное повествование приводится в небольших по размеру композициях, именуемых клеймами, расположенных вокруг главного образа. Источниками для сюжетов к отдельным иконным композициям, как и ко всему рассказу–житию святого являются рукописные или настенные житийные циклы. В их основе — тексты канонических и апокрифических источников.

Иконописное искусство знает разные системы расположения сцен жития. Традиционно повествование жития святого начинается в верхнем левом углу образа, и затем получает своё развитие в клеймах — сверху вниз слева направо, образ в середине во внимание при этом не берётся. Как правило, каждая подобная икона-клейм имеет пояснительный текст, дополняющий и раскрывающий изображение на нём.

Создание житийных икон требует от иконописца очень высокого уровня мастерства. Он одинаково хорошо должен писать и большие образы посредине иконы — владеть искусством и навыками художника-монументалиста, а также быть и миниатюристом — искусно выполнять мелкие детальные изображения в клеймах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *