Праздник Преполовения Пятидесятницы в Святогорской обители

54 фото

«Преполовившуся прaзднику, жaждущую дyшу мою
благочeстия напой водaми, яко всем, Спасе, возопил еси:
жaждай да грядeт ко Мне и да пиeт.
Источниче жизни нaшея, Христе Боже, слaва Тебе»
(тропарь праздника).

 В среду 4-й седмицы после Праздника Пасхи святая Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы, что в днях есть ровно половина между двумя главнейшими праздниками — Пасхой и Троицей (иначе называемой Пятидесятницей, поскольку отмечается на 50-й день после Пасхи). Сегодня воспоминается одно Евангельское событие из жизни Спасителя, когда в половине праздника Кущей Иисус Христос вошёл в храм и стал учить о Своём Божественном предназначении и о таинственной живой воде, которая будет у верующих в Него. Сия вода есть слово Христово, благодать Божия и её святые дары. Именно об этой живой воде Господь говорил у колодца самарянке, направляя её помыслы от материального — колодезной воды — к духовному: «Господи, вижу, Ты пророк!»

Сегодня по церковной традиции совершается малое освящение воды.

В этот день праздничное богослужение в Святогорской Лавре возглавил архимандрит Галактион, благочинный обители. Несмотря на будний день, храм был полон, и было много причастников. По окончании литургии из Успенского собора состоялся крестный ход на набережную Донца, где под сводами часовни был отслужен молебен с чином малого освящения воды, после чего всех молящихся окропили освящённой водой (всего присутствовало около 300 человек).

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37)

Проповедь в этот день произнёс архимандрит Галактион, и посвящена она была сегодняшнему Евангельскому чтению, а также дню памяти великомученика Георгия Победоносца.

В частности, речь шла о призыве, воззвании Господнем прийти к Нему всем, кто испытывает жажду, дабы утолить её. Во время своей проповеди отец Галактион постарался донести глубинный смысл этих слов Спасителя собравшимся в храме верующим, раскрывая значение ключевого слова «жажда». Ведь она бывает разная, и совсем не о мирской, примитивной, материальной и чувственной жажде говорит Господь, а о жажде духовной, жажде Бога и Его благодати. Мирская жажда преходяща, временна. Так, если тебя больше всего интересует музыка — ты будешь искать всё новые песни, постоянно развлекая себя; ты любишь красиво одеваться — опять же, твои помыслы всё время будут прикованы к поиску обновки; любишь острые ощущения — будешь непрестанно искать то, что их доставляет, и так далее, до бесконечности… Если человек жаждет только земных, временных вещей — он никогда не получит насыщения, никогда у него от них не будет той полноты радости, той душевной услады, как от вещей духовных, пронизанных благодатью Божией. Такой человек обречён непрестанно жаждать. И, по словам священника, объяснить таким людям, что такое благодать Господня, наверное, просто невозможно. Ведь это всё равно, как если бы мы пытались рассказать слепому от рождения человеку, описывали бы ему звёзды, солнечный свет, небо, чтобы он представил их себе — это пустая трата времени, поскольку он никогда не сумеет это сделать, пока не увидит сам. Но всё возможно Богу и если Он хоть на мгновенье коснётся сердца человека, все радости земные для него померкнут.

Прекрасно выразил это состояние души митрополит Трифон (Туркестанов) в столь любимом верующими благодарственном акафисте «Слава Богу за всё!»: «Как молния, когда осветит чертоги пира, то после неё жалкими кажутся огни светильников — так Ты внезапно блистал в душе моей во время самых сильных радостей жизни. И после молниеносного света Твоего какими бесцветными, тёмными, призрачными казались они. Душа гналась за Тобою». Именно поэтому многие богатые и знатные люди — цари, князья, однажды вкусив благодати Божией, покидали всё, что они имели и уходили из мира, в монастыри, пустыни — дабы только не расстаться с той душевной радостью, что порождает прикосновение благодати к человеческому сердцу. А для того, чтобы Господь коснулся Своей благодатью нашего сердца, необходимо победить грех в наших душах, отказаться от него. Когда в душе перестанет царить грех, там Своей благодатью воцарится Господь, и в душах наших будет мир. А если в душах у нас будет мир, то, быть может, и в отечестве нашем наступит столь долгожданный мир, закончил свою мысль отец Галактион.

Воспоминая страдания великомученика Георгия Победоносца, он особо отметил следующую черту из жизни святого — это его непоколебимая верность Господу, готовность пострадать за истину, что и следует для подражания помнить и хранить в своих душах.

Фотоальбом на   Яндекс Фотки    Логотип flickr