Крутицкая кафедра — последнее место служения святителя Илариона

1 аудио

История Крутицкой епархии хорошо изложена в книге сочинителя Памятников Московской Древности Н.М. Снегирёва «Русская старина в памятниках Церковного и гражданского зодчества» (1852 года выпуска). Ниже приводим выдержки из этого труда, максимально сохранив стиль и язык первоисточника:


Книга Н.М. Снегирёва «Русская старина в памятниках Церковного и гражданского зодчества»
Книга Н.М. Снегирёва «Русская старина в памятниках Церковного и гражданского зодчества»

«Крутицким это подворье названо по крутизне или крутице холма на берегу Москвы реки. Обтекающие его ручьи с севера Сара, а с Юга — Подон напоминают нам древнее местопребывание Владык Сарских и Подольских в Ханском Сарае и в области его от Черного Яра по Хопру и по Дону, где они находили себе покровительство в Золотой Орде у потомков Чингисхана, даже и тогда как Берге-Хан, первый из Золотоордынских Ханов принял исламизм. В его столице Русское духовенство свободно отправляло богослужение и не было обложено податьми; исповедываемая им вера православная ограждена Ханским законом, осуждавшим на смертную казнь того, кто будет хулить сию веру.

По преданию, внесённому в отечественные летописи, Греческий Епископ Варлаам в XIII веке, был первым основателем Крутицкой кафедры, где Благоверный Князь Даниил Александрович соорудил храм во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, доныне там существующий, только уже в возобновленном виде. Но кажется, достовернее свидетельство Истории, что Всероссийский Митрополит Кирилл, в 1261 г., учредил для Христиан, живших в Волжском городе Сарае, столице Ханской, особенную Епархию под именем Сарайской и поставил для нее Епископа Митрофана (Согласно другим источникам (синодальный справочник), митрополит Кирилл утвердил православную Сарайскую епархию по ходатайству святого благоверного великого князя Александра Невского — ред.). С нею была соединена потом Епископия Южного Переяславля. Ея Владыки, пребывавшие в Ханской столице, именовались Сарскими или Сарайскими. Как впоследствии Епископы сии имели в ведомстве своём церкви, лежавшия по Дону, то по сему и стали называться Сарскими и Подонскими.

С учреждением в Москве Патриаршества 1589 г. собором определено быть Митрополиту близ царствующего града Москвы на Крутицах. Первым там Митрополитом был Геласий, производивший следствие в Угличе о убиении Царевича Димитрия. По уничтожении патриаршества, состояла на Крутицах отдельная Епархия, которая заведывала своим округом, так что в столице были две Епархии. Владыки ея, кроме заведывания делами хозяйственными и юридическими своей Епархии, отправляли в Москве Архиерейское служение, при торжественных случаях в праздники церковные, а за отсутствием или кончиною Московских Архиереев управляли и Московскою Епархией, присутствовали на соборах и в Синодальной Конторе. В Кремле они имели подворье у Спасских ворот, а в Белом городе у Яузских ворот певческую слободку, при церкви Св. Апостол Петра и Павла на Малых Крутицах. Слободка сия сгорела в 1748 году.

До 1764 года Епископы, Архиепископы и Митрополиты сей Епархии удерживали название Сарских и Подонских, которое с того времени заменено наименованием их Крутицкими и Можайскими. Епархия сия, существовавшая 527 лет, упразднилась в 1788 г. Последним ея Епископом был Амвросий Подобедов, потом Митрополит Новгородский и Санктпетербургский».

Святитель Иларион Григорович (в 1733-1737 гг. настоятель Святогорского монастыря) управлял Крутицкой кафедрой с 1748 по 1760 года. Хиротония во епископы Сарские и Подонские над архимандритом Иларионом совершилась 22 мая 1748 г. Проводя свои последние годы в архипастырских трудах во вверенной ему епархии, он не оставлял своих учёных трудов, неустанно проповедуя слово Божие. При этом святитель отличался исключительной нестяжательностью и благочестием жития. Епископ Иларион мирно почил о Бозе 3 декабря 1760 г. в 8 часов вечера. Владыка был погребен в Москве, в архиерейском доме на Крутицах, в усыпальнице, находящейся под придельным Никольским храмом при Воскресенской церкви.

В уже цитируемой выше книге сочинителя Памятников Московской Древности Н.М. Снегирёва «Русская старина в памятниках Церковного и гражданского зодчества» (1852 года выпуска) мы находим об этом следующие сведения:

«При двух-этажных каменных палатах с широким ступенчатым крыльцем — прежнем Архиерейском доме, каменная, теперь упразднённая церковь Воскресения Христова с приделом во имя Св. Николая Чудотворца. Там уже нет ни престола, ни жертвенника, ни иконостаса; но на внутренних стенах остались следы церковной живописи, а в приделе сохранились четыре надгробныя доски с архиерейскими знамениями; надписи на них указывают, что здесь погребены Сарские и Подонские Епископы: Евфимий 7007 г. (1499) Симеон 7091 г. (1583) Досифей 7052 г. (1544) и Митрополит Геласий 7110 г. (1602). Под обеими церквами есть склепы или усыпальницы; в один ведет вход с западной стороны, в другой западня в нижнем своде самой церкви, теперь закладенная. Первый, довольно пространный и похожий на катакомбы, состоит из подвала, разделенного арками на две половины, между коими есть места или род нишей, назначенных для погребения.

Усыпальница под придельным храмом

В усыпальнице под придельным храмом погребен Епископ Сарский и Подонский Иларион в 1760 г., известный по своей благочестивой жизни. До 1816 г. из стеннаго окошечка можно было видеть его открытую гробницу, к коей тогда стекался народ; но оно заложено. На стене пред гробницею изображена следующая надпись:

Надпись, на стене пред гробницей

“Здесь погребен Святейшего Правительствующего Синода Член преосвященный Иларион, Епископ Сарский и Подонский, который рожден в Малороссии, в лето от Р. Х. 1696, Декабря 20, в городе Соснице. В 1714 г. пришел в Киев обучаться в Киевской Академии в Братском училищном монастыре, и окончив учение, пожелал монашеский чин воспринять в том же Братском монастыре, в котором и пострижен 1721 года, того же монастыря Богословским учителем Иосифом Волынским и того ж года в должность учительскую определен, в которой трудился четыре года. Потом в Харьковском училище преподавал Риторику, был Проповедником, потом Философии учителем. Через четыре года, 1733 года Июня 29 посвящен в Архимандриты Белгородской Епархии в Старорусский монастырь, и потом переведен той же Епархии в Никольский, что в Белгороде монастырь. В лето же 1740 в Ставропигиальной Старой монастырь Саввы Сторожевского, после в Чудов, а потом в Воскресенский, ныне именуемый Новый Иерусалим. В лето же 1748, Мая 22 дня посвящен в Епископы церкви Крутицкой Епархии, которую пас благополучно 12 лет, 7 месяцев. Божиим изволением с подобающим Христианским приуготовлением, совершенным исповеданием и крепкою до самой кончины своей памятью представился в лето от Р. Х. 1760 г. Декабря 3 дня, в 8 часу пополудни и погребен на сем месте. Жития Его Преосвященства было от роду 63 года”».

Слово архим. Исихия (Клыпы) в день памяти свт. Илариона, еп. Крутицкого. 16 декабря 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *