Начало Светлой седмицы (+аудио, видео)

аудио / видео

Первые семь дней празднования Святой Пасхи ― от дня Светлого Воскресения Христова до Фоминой Недели именуются в Церкви Светлой седмицей. О радости этих светлых пасхальных дней ― в проповеди Святогорского архипастыря.

Проповедь архиепископа Арсения в понедельник Светлой седмицы. 13 апреля 2015 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всех вас, всечестные отцы, братья и сестры, поздравляем с попразднеством праздника Светлого Воскресения Христова ― со Светлой седмицей. И действительно, как наш церковный народ точно дал название нашему празднику ― Светлая седмица! Она светлая и по причине Светлой радости, она Светлая ― Света Христова Воскресения. Она Светлая и от Света Божественной благодати, которая разливается и в наших христианских душах после подвига поста, покаяния, сугубых молитв. И в сегодняшний день мы все просветлённо радуемся и празднуем эти святые дни Светлого Воскресения Христова. Сегодня в деяниях апостольских читалось воспоминание о избрании одного из 12 апостолов ― апостола Матфия. Не апостола Матфея, который написал Евангелие и был из мытарей, а апостол Матфий, который был избран по жребию на место отпавшего одного из 12 апостолов ― Иуды. В сегодняшний день читалось апостольское послание об избрании.

Господь сподобил меня прикладываться к гробнице со святыми мощами апостола Матфия. В своё время Западная Европа и Англия были православными государствами до XI века. Тысячу лет содержали Православное Христианство государства Западной Европы. И многие святыни наши общецерковные, многие святые угодники Божии относятся к этому времени. Конечно, много святынь православных в Западной Европе оказалось после того, как Константинополь был разграблен крестоносцами ― уже католиками, уже уклонившимся в заблуждение католическое. Но много святынь осталось и от того, когда мы принадлежали Единой Вселенской Апостольской Христовой Церкви Православной.

И вот, в Германии, в городе Трире, а этот город, надо сказать, был город святой равноапостольной царицы Елены, матери императора Константина, который сделал государственной христианскую религию, подписавши Миланский эдикт и прекративший гонения на христианство. Так вот, в городе Трире, который на границе с Францией находится, на реке Мозель, в этом древнем городе, который древнее Рима, очень много православных святынь. И поскольку этот город принадлежал царице Елене, её роду, то она на месте родительского своего дома в IV веке построила огромный кафедральный собор ― 15 тысяч вместимости. Вот храм Христа Спасителя в Москве вмещает пять тысяч, а там собор ― на 15 тысяч, огромный, стоит более полутора тысяч лет, строился в одном году с базиликой Рождества Христова в Вифлееме, на Святой Земле. И вот в свой родной город она перенесла многие святыни. В этом соборе, в Трирском, хранится хитон Господень, то есть нижняя сорочка Христа Спасителя, в которой Христос ходил. В этом соборе хранится сандалия апостола Андрея Первозванного в драгоценном ковчеге и гвоздь от креста, на котором его распинали, реликвии эти доставлены были ещё в IV веке царицей Еленой. И она перенесла в свой город мощи апостола Матфия, в так называемое аббатство Маттиас называется оно (то есть монастырь Матфия в переводе). Там храм тоже IV века ― очень древний, уже с последующими, правда, перестройками, и мощи сами хранятся под престолом в алтаре. Но туда можно пройти как бы сбоку ― справа и слева есть две лестницы, и можно войти под алтарь, приложиться к древней гробнице с мощами апостола, находящимися под престолом. Грубого камня вытесанная гробница, на которой по-латински написано «apostilas Mattias», окована железными обручами, накрыта конической каменной крышкой, и там покоятся мощи апостола. А вот как стоит икона праздника: в виде небольшой гробницы, а на ней изображение в рост лежащего апостола Матфия (он лежит, сложивши руки, и в руках держит секиру). По преданию, он был усечён топором, и мученически так скончал свою жизнь.

И вот в этом городе тоже много христианских святынь. И, в частности, там до сих пор сохранилось здание ― тронный зал царя Константина, построенный ещё в IV веке ― огромное здание. Вот наш собор ― 25 метров, а там здание 30 метров в ширину и 70 метров в длину, и в высоту 30 метров. Высота окон только по 7 метров, огромнейшее такое здание. Кроме того, там мученики Трирские. 2 300 мучеников Трирских, замученных язычниками в III веке. В этом городе стоял египетский полк, и все военные были христианами, и им предложили принести жертву идолам ― они наотрез отказались. К ним присоединился градоначальник города Трира и 300 горожан. Вот приказ был: им всем отсечь головы за неповиновение принести жертву идолам. Двое суток рубили головы воинам этим и жителям Трира, и градоначальнику. Двое суток шла казнь, а трупы их сбрасывали в реку Мозель, но наутро река вынесла все их тела вместе с головами, и они все похоронены под спудом храма, который стоит над их погребением.

В этом же городе проживал святитель Афанасий Александрийский. В своё время, когда вспыхнула ересь Арианская, и царь Константин готовил Собор Первый Вселенский для обличения арианской ереси, чтобы его еретики не тронули, никакие козни по отношению к нему не сотворили, то император Константин сказал Афанасию ехать в Трир, в его родовой город и жить там два года, пока Собор собирался. И он два года прожил в этом городе и основал множество монастырей, так что называли святый град Трир. Он с севера и юга, востока и запада был окружён святыми монастырями. И очень много таких общих православных святынь там хранится с той глубокой древности. Но при этом, братья и сестры, храмы стоят пустые. Некоторые храмы, я так спрашивал у экскурсовода, который нас сопровождал, что красивый такой храм там стоит, а он говорит: «Ну, это был храм, а сейчас в этом храме спортзал для окрестных школ». «А что в этом храме?» ― «А в храме концертный зал сделан». То есть такое безбожие, такое непочитание тех святынь, которые там собраны и хранятся. Такая древность, такая великая святыня! ― и это всё в таком у католиков непочтении и небрежении, к сожалению.

И вот, братья и сестры, в сегодняшний день Господь сподобил так слышать чтение деяний апостольских, повествующих об избрании апостола Матфия, и я делюсь тем утешением, что в своё время Господь сподобил и приложиться, и помолиться и за обитель, и за всех православных христиан у ног сего святого апостола. И, кроме того, у него в ногах похоронены два первых епископа Трирских, поставленные апостолом Петром, который тоже был в Трире и проповедовал там.

И вот, братья и сестры, мы в сегодняшний день радуемся тому, что мы православные, что мы сохранили и истину апостольскую, и благоговение к святыням. И вот даже будничный понедельник, сегодня второй день Святой Пасхи, но храм полон народу. Спаси Господи, братья и сестры, за то, что держите живую веру в сердцах ваших, потому что это так дорого Богу в наше, такое исполненное безбожия и отступления от Заповедей Божиих время. Храни всех Господь. Христос Воскресе!

Проповедь архиепископа Арсения в понедельник Светлой седмицы. 13 апреля 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *