Слово о пасхальной радости

«Исполняясь этой радости, мы сами, как жёны-мироносицы для апостолов, будем становиться апостолами для наших ближних»: в Светлую седмицу разговор о пасхальной радости. Той благодатной радости, что давала силы мученикам в их подвиге мученичества и вдохновляла апостолов на проповедь, — единственной, истинной радости, способной оживить душу и приобщить её к вечной радости Царствия Небесного.

Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённая в Светлую седмицу, 2015 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Как древние евреи праздновали Пасху, то есть переход от египетского рабства в Землю Обетованную, так и мы, Новозаветный Израиль, православные христиане, празднуем эту Пасху, то есть переход от смерти к жизни, от греха к праведности, от этой земной жизни к Царству Небесному. И чем более мы становимся и стараемся проводить духовную жизнь, жертвовать собой ради ближнего, терпеть неправду и оклеветание, которые мы встречаем в этом временном земном мире, тем больше наше сердце очищается, и эту пасхальную радость мы начинаем ощущать всё с большей и большей силой.

Святые мученики, апостолы и первые христиане испытывали эту пасхальную радость с той необычайной силой и мощью, что несмотря на то, что весь языческий мир обрушился на них со всей силой своих гонений — множество колёс, мечей, копий и прочих самых страшных вещей были изобретены древними мучителями, чтобы сокрушить эту пасхальную радость, — но тем не менее мы видим, как многие мученики среди страшных страданий радовались и смеялись, чем приводили в недоумение самих мучителей. Часто спрашивали они у святых мучеников: «Чему вы радуетесь, разве не видите вы, где находитесь и какие муки терпите?» Но мученики отвечали, что они уже созерцают Небесное Царство, уготованное им Христом Спасителем с находящемся там уже человечеством по правую сторону одесную Бога Отца. И это видение небесных благ исполняет их необычайной и вечной радостью, так что здесь, на земле, находясь в страшных условиях и среди великих истязаний и пыток, они уже не чувствовали их. Но всё сердце и всё существо их преисполнялось этой величайшей и необъяснимой небесной радостью, которой были исполнены и святые мученики, и апостолы. И вообще все верные последователи Христовы, которые прошли тернистый путь за Христом, Которого оболгали иудеи, и при Его жизни, постоянно клевеща на Него, называя Его или бесноватым, или другими словами, желая оклеветать и Его Святое Воскресение, когда после Его страшных страданий Он был положен во гробе, они, пришедши к Пилату говорили: «Льстец Он, и говорил ― по трех днех восстану». Хотя Христос Спаситель говорил только о знамении Ионы пророка, что как Иона провел три дня во чреве китовом, так точно и Сын Человеческий три дня и три ночи проведёт во чреве земли.

И эти слова о знамении иудеи правильно поняли, что Господь собирается воскреснуть через три дня. Ученики сомневались в этом, но иудеи правильно уразумели Его слово, и поэтому просили у Пилата утвердить гроб, назнаменав запечатав его и приставив стражу.

И мы видим, что Господь воскресает через три дня, когда стража ещё не убрана. Когда и она, и римские воины, и иудеи тщательно наблюдают и следят, чтобы ученики не пришли и не похитили тело. И как они могли отважиться на это дело, если ещё при жизни Христа Спасителя, о Котором они по-человечески думали, что Он станет Иудейским царём здесь, на земле, и здесь, на земле, откроет Своё царство. Они не отважились Его защитить, но, увидев узы, в малодушии разбежались. И самый пламенный из них ― Пётр малодушно от простого вопроса служанки отрёкся и сказал, что он не является Его учеником.

Как столь робкие и слабые люди могли бы не побояться римской стражи и прийти похитить Его тело? И на что они могли надеяться, если бы действительно не произошло воскресение? Они бы сомневались и во всех остальных обетованиях Христовых. Они не имели никакого внешнего образования, не были мудрецы и философы, не могли надеяться на богатство или на знатность своего рода. Как могли они выйти на проповедь и проповедовать ложь, и ради этой лжи идти на муки и многообразные страдания?

Но это совершенно было бы невозможно. И поэтому мы все, православные христиане, видим истину Воскресения Христова, которая озарила и изменила сердца и души святых апостолов. Сделала их мужественными и непобедимыми, их проповедью просветила все концы земли, множество миллионов православных христиан, которые из страха до этого работали греху и покорялись ему, сделала такими же верными последователями Христу Спасителю и наследниками Царства Небесного.

И мы, братья и сестры, будем стараться исполняться этой небесной радостью, которая, как я говорил, увеличивается от того, если мы перестаём жить земными благами и земными наслаждениями, начинаем помнить о Царстве Небесном и ради Него жертвовать своими земными привязанностями, очищать своё сердце от суетного прилепления к этому земному миру. Исполняясь этой радости, мы сами, как жёны-мироносицы для апостолов, будем становиться апостолами для наших ближних. Потому что они видят сияние на нашем лице этой небесной радости Воскресения Христова, и сами будут увлекаться нашим примером. Будут видеть, что мы, находясь в разных искушениях, страданиях и скорбях, тем не менее, не предаёмся унынию, отчаянию, но исполняемся духовной радости и сами в ней находимся, и других ближних наших утешаем и подкрепляем в этой земной жизни.

Поэтому будем нести эту радостную весть о Воскресении Христовом и в наши дома, и в наши семьи, и нашим ближним, с которыми мы соприкасаемся в этой земной жизни. Чтобы Господь, просветивши нас этой величайшей духовной и небесной радостью, в которой находятся все небесные чины, все угодники Божии, сподобил нас ею всё больше и больше наслаждаться и исполняться и в этой земной жизни. И в полной мере вкусить её уже там, в невечернем некончающемся бытии, в Царстве Небесном, аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *