Открылась пасхальная выставка икон (+фото)

24 фото

8 апреля, в День Светлого Христова Воскресения, митрополит Святогорский Арсений открыл пасхальную выставку православных икон в здании Лаврского музея.

Христос Воскресе! Утром праздничного дня в 10:00 с пасхального приветствия началось открытие выставки, приуроченной к Светлому Празднику Пасхи. Иконы, представленные для обозрения посетителям, предназначены для строящегося в г. Святогорске главного собора святогорского храмового комплекса. Его Высокопреосвященство совершил чин освящения икон, после которого произнёс слово к собравшимся на выставку посетителям. “Мы с вами участвуем при особом событии: мы первые, кто перед этими иконами будет молиться, освящёнными иконами. Они только-только освящены и напитаны благодатью Божией. В чине освящения, если вы внимательны были, им испрашивалась и сила чудотворного действия. То есть помощи в скорбях, утоление в болезни, утоление в печали, подание прошениея во благо каждому человеку. Поэтому вы будете ходить смотреть на эти иконы, начинайте уже перед ними молиться: хоть они ещё не в храме стоят, но они уже предмет молитвенного поклонения”.

Владыка также особо поблагодарил за труды ведущего мастера-иконописца этого проекта. На выставке представлены иконы, написанные мастерами-иконописцами под руководством Андрея Бегашова в иконописной мастерской Святогорской Лавры и предназначены для новостроящегося собора во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, возводящегося силами Святогорской обители в г. Святогорске.

Собор в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в г. Святогорске

Этот величественный собор возводится и благоустраивается согласно архитектурному и живописному стилю XVII века. За образец для написания иконостаса был взят один из известнейших памятников архитектуры и живописи того времени — великолепный старинный храм в честь Илии Пророка в г. Ярославле.

Собор святого Илии Пророка в г. Ярославле

На сегодняшний день готов так называемый праздничный ряд иконостаса, он представлен на пасхальной выставке. Всего 13 икон, из которых 12 посвящены важнейшим праздникам литургического года, и одна икона посвящена Распятию Господа нашего Иисуса Христа.

Все эти иконы — точные копии икон праздничного ряда иконостаса церкви Илии Пророка в Ярославле, ярославской школы иконописи XVII века.

Иконостас собора святого Илии Пророка в Ярославле

По словам ведущего иконописца проекта росписи иконостаса Андрея Бегашова, основная особенность каждой из этих икон, как и в целом подобного иконописного стиля, в первую очередь, в каноничности, в соответствии духовным основам иконы. Стиль Ярославской иконописной школы отличается обильным украшением икон — усиленным богатством декоративной орнаментации, большой скрупулёзностью исполнения и насыщенностью мелкими деталями. Причём детализация этих икон выполнялась ярославскими мастерами-иконописцами на самом высоком уровне: «Такое ощущение, что у них был запас 100-200 лет жизни, чтобы можно было неспешно выписывать все эти иконочки! В этом чувствуется такой страх Божий, такой трепет, совершенно особое, благоговейное отношение, с которым и мы постарались подойти к своей работе», — отметил Андрей, добавив, что в лаврской иконописной мастерской они постарались максимально повторить письмо ярославских икон, с единственной поправкой на цвет (в силу естественных причин в некоторых местах он утратил свою первоначальную яркость и сочность, и при воспроизведении иконы потребовалось добавление яркости, или введение дополнительного тона, если краска под олифой потемнела). «Работа проводилась очень сложная, но очень внимательная, имеющая целью максимальное совпадение, чтобы иконы получились как можно ближе к образцу, практически копиями», — подчеркнул иконописец.

В письме использовались краски на основе акрила. Краски сделаны из натуральных пигментов, имеют высокую степень помола (тщательное перетирание материала (по многовековой традиции в Голландии это и сейчас производится вручную) даёт очень мелкую фракцию, что делает краску максимально однородной). Голландские краски также имеют богатейшую цветовую палитру — компания, у которой заказывались краски для работы над росписью иконостаса святогорского собора, имеет в своём арсенале 168 цветов.

Также в росписи использовалась обработка сусальным золотом, и ещё такая техника, как творёное золото (производится путём растирания сусального золота с добавлением связующего — гуммиарабика (смолы аравийской акации)). На иконах праздничного ряда мафорий Пресвятой Богородицы расписан именно творёным золотом.

Когда работа над праздничным рядом уже близилась к завершению, начали работать над местным рядом (первый ярус иконостаса. Обычно в полном иконостасе всего пять рядов икон). Из местного ряда на выставке представлены иконы Спасителя и Богородицы (размеры 1,8 м Х 1,2 м). За образец взяты иконы из иконостаса церкви XII в. Рождества Пресвятой Богородицы в г. Суздаль — икона Спасителя, восседающего на Престоле (образ «Архиерей Великий, прошедый небеса»), к Нему молитвенно припадают преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, г. Суздаль
Иконостас собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Суздаль

Стиль письма также XVII века. Работа над иконой Спасителя велась с применением необычной техники письма по золоту. Ещё из местного ряда представлены иконы преподобных Иоанна Затворника и Илии Макеевского. В обозримом будущем выставка должна пополниться также иконой святителя Николая Чудотворца и святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Святогорская Лавра обращается к благотворителям и ко всем посетителям выставки с просьбой оказать посильное пожертвование на украшение новостроющегося городского собора в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (реквизиты Святогорской Лавры). Всегда постройка и благоукрашение храма были воплощением деятельной любви к Богу и личного благочестия. Имена жертвователей всегда поминаются на всех богослужениях как «благоукрасителей святаго храма сего». Строя этот храм, мы исполняемся желанием, чтобы христианские добродетели — вера, надежда, любовь и мудрость (по-греч. «София») — были нормой жизни в нашем обществе.

Фотоальбом на    Логотип flickr    Яндекс Фотки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *