Проповедь в день памяти преподобного Иоанна Затворника (видео)

видео

Быть уединённым собеседником с Богом даже в наполненном людьми храме нам никто не мешает, кроме нас самих. Об этом сказал митрополит Святогорский Арсений в проповеди 24 августа 2022 г., в день памяти преподобного Иоанна Святогорского — святого ХІХ в., повторившего подвиг древних затворников.

«Этот угодник Божий явил вершину подвижничества и монашеской жизни на Святых Горах. Мы удивляемся его подвигу затворничества в меловой скале, который он нёс в течение 17 лет. Мы удивляемся его самоотвержению, тому, как он безропотно претерпевал различные трудности», — сказал владыка Арсений.

Архиерей подчеркнул, что подвиг затворничества был бы для святого Иоанна невозможен без силы благодати Божьей, которую к человеку «притягивает» смирение.

«Подлинный подвиг, аскетизм происходит от смирения, потому что смирение даёт человеку благодать, и уже в свете благодати человек творит величайшие дела, даже не замечая своего подвижничества», — отметил наместник Лавры. По его словам, настоящий подвижник, что бы не сделал великого, будет искренно говорить: «Да, я это сделал, но мог бы сделать лучше, больше. То, что я сделал, недостаточно, несовершенно. До меня были величайшие угодники Божьи, а я лишь слабо им подражаю, и то не без помощи Божьей».

«Человек же гордый видит свои “заслуги”, “подвижничество” и с самоудовлетворением повторяет за фарисеем из евангельской притчи: “Я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи” (Лк. 18:11)», — отметил владыка.

Он также напомнил слова схиархиепископа Алипия (Погребняка): «Если задумаешь себя с кем-то сравнивать, всегда сравнивай себя не с худшими, а с лучшими. И сразу станешь на своё место».

Святой Иоанн проникся любовью к затворничеству ещё в детстве, напомнил владыка Арсений. Узнав от своего соседа, Семёна Мошнина, о его дяде — спасающемся в затворе преподобном Серафиме Саровском, — 8-летний Иоанн повторял: «Вот так хорошо жить, вот так хорошо спасаться!»

«Господь услышал это детское восхищение, которое было своего рода молитвенным желанием такого же подвига, и привёл Иоанна при конце его жизни на подвиг затворничества», — сказал владыка наместник.

Он пояснил, почему некоторые святые уходили в затвор. «Кажется, ну как это: человек закрылся от всех, пребывает в добровольном заключении, как в темнице… Почему он выбрал именно такой подвиг?» — сказал митрополит и отметил, что затворничество подобно тому, как мы ищем уединённого общения с любимыми нам людьми.

«Приезжая домой и общаясь со своей мамой, мы не хотим, чтобы в этой беседе участвовал ещё кто-то третий. Ведь хочется услышать материнское слово, хочется чем-то поделиться наедине с любящим тебя, родным человеком — мамой. И общаясь с ней, мы подчас не замечаем течения времени. Так же и два любящих человека, которые думают в последствии сочетаться в супружестве, ищут не толпы, но уединения — вечером, после работы или учёбы, гуляют вместе, делясь друг с другом своими впечатлениями. И вечера для них бывает мало — им не скучно друг с другом», — привёл примеры владыка Арсений.

«Как реальны наши близкие, любимые люди, так точно реален и Господь. Он любит нас и ищет нашей любви. Потому человек, который возлюбил Господа Бога всем сердцем своим, и всей душой своей, и всем помышлением своим (смотр. Лк. 10:27), ищет уединения с Богом. И ему не скучно молитвенно разговаривать с Богом, он не замечает течения времени, того, день сейчас или ночь. Пылая ответной к любящему нас Богом любовью, такой человек ищет с Ним уединения и ради этого уходит в пустыню или в затвор», — пояснил архиерей.

Однако подобным серьёзным подвигам непременно должна предшествовать жизнь в общежительном монастыре, отметил он. «По словам святых отцов, в общежитии страсти, грехи человека врачуются, а в пустыни, в уединении они лишь усыпляются, — сказал владыка Арсений. — Поэтому прежде чем уйти в затвор, святой Иоанн жил в братском общежитии. … Лишь уврачевав свои страсти, стяжав смирение и послушание, после испытания … он начал затворнический подвиг… И в последствии, исполняя благословение настоятеля, в Страстную Пятницу выходил из затвора и вместе с братией участвовал в богослужениях всю Светлую седмицу. Также было условие: в случае, если благословит настоятель, тут же выйти из затвора».

По словам владыки, быть уединённым собеседником с Богом человеку мешает лишь он сам. «Можно стоять в храме и эгоистично думать: “Все мне мешают”, — а можно молиться, не замечая, сколько людей вокруг. Святые отцы говорят: “Множество народа, стоящее в храме, не мешает молиться, а наоборот воодушевляет на молитву”», — сказал архиерей и пояснил, как этого достичь.

«Если мы будем стоять, погрузившись в осознание своего недостоинства, не в самооправдательные, а в покаянные помыслы, то мы будем как в пустыне с Богом. И нам будет всё равно, сколько людей стоит в храме — 30, 300, 3 тысячи, 30 тысяч… Если мы будем сердцем своим беседовать с Богом и разумом своим простираться до подножия Престола Божия, то мы будем один на один с Богом — в затворе своего сердца, в затворе своего ума — когда мы любим Бога всем сердцем своим и всем помышлением своим», — продолжил митрополит.

Владыка Арсений напомнил, что святой Иоанн Предтеча (небесный покровитель преподобного Иоанна) не говорил тем, кто приходил к нему на Иордан креститься, оставлять всё и идти в пустыню. «Когда приходили воины и спрашивали: “Как нам жить, чтобы спастись?” — Иоанн Креститель отвечал: “Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием”. Когда о том же спрашивали мытари, он говорил им: “Не берите ничего лишнего, более, чем положено вам как сборщикам податей” (смотр. Лк. 3:12–14). То есть он учил каждого обращать своё внимание на сердце, на помыслы свои и желания», — сказал архиерей.

В завершение наместник также указал на роль преподобного Иоанна Затворника в устроении Святогорской Лавры и на его нынешнее участие в жизни обители. «Святой Иоанн Затворник для каждого из нас стал близким и родным угодником Божьим… Ведь он молился в этой обители. Успенский собор строился во время его затворнического подвига, и преподобный простирал перед Богом свои молитвы за братию, послушников, настоятеля… Его молитвами утверждалась наша святая обитель и братство святой обители. Не без его молитвенного участия совершается и сегодняшнее бытие Лавры. Мы находимся под его молитвенным покровом», — заключил митрополит Арсений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *