Святитель Филарет (Гумилевский): «Святость подвизавшихся здесь иноков была одной из причин, по которым Донецкие горы названы Святыми»

_MG_207622 августа Святая Церковь отмечает память святителя Филарета (Гумилевского). Знаменитый церковный историк и духовный писатель, он прославлен в лике святых недавно, всего шесть лет назад. 14 апреля 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира (Сабодана), Митрополита Киевского и всея Украины, было принято решение о прославлении в лике местночтимых святых этого известного иерарха XIX века. В своем докладе Синоду глава Комиссии УПЦ по канонизации святых архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн подробно осветил многообразную архипастырскую и литературную деятельность владыки. «Рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и учитывая народное почитание архиепископа Черниговского Филарета», Священный Синод принял решение о его прославлении в лике святых. Также утвердили иконописное изображение нового угодника Божия, а его останки отныне стали считаться святыми мощами.

Серьезный и рассудительный ученый, он был одновременно и самоотверженным делателем на ниве церковной, совмещавшим научные труды с бременем многолетнего архипастырского служения в различных епархиях. Ученые изыскания принесли владыке Филарету общероссийскую известность. Архипастырские труды и личное благочестие увековечили имя архиепископа Черниговского в сонме отечественных подвижников.

Видео: Прославление святителя Филарета Гумилёвского

После себя святитель оставил многочисленные фундаментальные труды, которые высоко ценились и ценятся как современниками, так и потомками. Среди них бесценная работа, незаменимый источник сведений по истории Харьковской епархии — «Историко-статистическое описание Харьковской епархии».

Святитель Филарет и Святогорская обитель

 С 6 ноября 1848 года по 2 мая 1859 г. епископ Филарет возглавлял Харьковскую кафедру как епископ Харьковский и Ахтырский (архиепископ с 7 апреля 1857 г.).

Свт. Филарет ГумилевскийСвятитель Филарет впервые посетил Святогорский монастырь в августе 1849 года. После праздничных Успенских дней архипастырь знакомился с чином и уставом монашеской жизни святогорцев, разбирал текущие дела и осматривал строительные работы по восстановлению обители. Тогда же отец Арсений получил благословение на месте прежнего устроить новый скит — «для состаревающихся в жизни братий, для упокоения их безмолвия и душевнаго преуспеяния». «Божие благословение да поспешит устроить скит с храмом, как малую часть обители, утвержденной Святейшим Синодом для состаревающихся и испытанных в жизни братий», — такая резолюция Преосвященнейшего Филарета, епископа Харьковского и Ахтырскаго, стоит на рапорте настоятеля.

Касаясь вопроса о названии Святых Гор, святитель говорил: «Святость подвизавшихся здесь иноков была одной из причин, по которым Донецкие горы названы Святыми».

В своих сочинениях святитель Филарет отмечал и труды святогорской братии по устройству храмов и молитвенных домов на близлежащей к монастырю территории, в заботе о верующих, проживающих там. Так, он написал о том, что в Репином юрте стояла часовня: «По грамоте 1704 г. видим в черкасском Ямполе часовню или молитвенный дом, был ли в Репином юрту храм, когда состоял он в ведении Святогорского монастыря, в памятниках не отыскано. Но по заботливости монастыря об освящении мест и сердец христианством, не можем сомневаться, что здесь была, по крайней мере, часовня».

Святитель Филарет (Гумилевский) описывал и ту помощь, которую всегда оказывала Святогорская обитель нуждающимся в ней людям, особенно в тяжёлые для них времена. Есть у него описание, что в то бедственное для Северного Причерноморья время, «когда Россия столько терпела бед и горечи от мусульманского хищнического Крыма, когда тысячи пленных христиан едва не каждый год уводимы были в неволю дикими поклонниками Корана, Святые Горы были первым местом, куда прибегали пленники, успевавшие вырваться из рук Крымцев, Нагайцев и Турок. Здесь находили они себе покой и отдых, радушие и призор, пищу и одежду. Донцы, утомляемые тревожною своею жизнию также обращались сюда для молитв и отдыха души, хотя их пускали сюда не без осторожности. Гонимые Униею также находили себе покой в Святых Горах. С другой стороны, горы, по близости к Крыму и по природным твердыням своим, были лучшим наблюдательным постом для дозоров за намерениями и движениями Крымцев».

Святитель Филарет (Гумилевский), епископ Харьковский и Ахтырский с 1848 г. по 1859 г. (архиепископ с 1857 г.) .
Святитель Филарет (Гумилевский), епископ Харьковский и Ахтырский с 1848 г. по 1859 г.
(архиепископ с 1857 г.) .

Восхищался святитель и величественностью богослужений, равно как и красотой здешних мест. Вот его рассказ об одном из крестных ходов в Святогорской обители, на праздник Успения Пресвятой Богородицы: «Представьте дивную, похожую на церковь скалу, — писал святитель Филарет (Гумилевский), — в 40 сажень почти отвесной высоты, возносящуюся над величавою рекою, и всю вершину, подножие и окрестности ея, не исключая противоположнаго берега Донца, усеянную народом; представьте самый верх скалы, коронованный иконою Богоматери, в окружении зыблющихся над нею златотканых хоругвей и Архипастыря, в коленопреклонном положении читающего пред ней молитву о благословении новой обители; представьте потом протодиакона, с сей же высоты громовым голосом возглашающаго многая лета Благочестивейшему Помазаннику Божию, многочисленный хор певчих, торжественно ему вторящих, и всю массу разсыпанного по окрестностям народа, исполненную святаго умиления в разнообразных молитвенных положениях; представьте, наконец, что все это зрелище видно в разныя стороны на 30, 40 и более верст, — и вы согласитесь, что стоило сделать не 40 верст, дабы насладиться подобными минутами».

Святитель Филарет и святогорцы: духовная связь

Преподобный Феофил Святогорский. Фреска часовни прпп. Арсения и Германа Святогорских
Преподобный Феофил Святогорский.
Фреска часовни прпп. Арсения и Германа Святогорских

С некоторыми из братии Святогорской обители святитель имел особое общение. Так, с монахом Феофилом, взявшим на себя нелёгкий подвиг юродства Христа ради (в будущем — преподобный Феофил Святогорский), святой архипастырь во время посещения Святогорской пустыни непременно встречался и имел беседу. Святитель всегда призывал к себе Федю (как звали блаженного в обители), поил его чаем и любил выслушивать иногда резкие речи юродивого, который и с владыкой обходился запросто, как с равным себе, и всегда умел сказать ему нечто на пользу души. Однажды, во время приезда в обитель Преосвященного Филарета, его позвали к Владыке, который в это время пил чай. Посадив его возле себя, Преосвященный Филарет налил и подал ему чашку чая. «Не буду пить, не могу пить», — отвечал Федя. «Отчего не можешь? — спросил Владыка, — я тебя благословляю, кушай во славу Божию». — «Ты-то благословляешь, а Дорофей не благословил», — отвечал Федя и до тех пор не стал пить чай, пока не сходил за благословением. Много дивился его послушанию Преосвященный и часто потом говорил, что нашел в Святых Горах нового Досифея, без благословения старца своего Дорофея ничего не делавшего.

Прп. Иоанн Затворник
Иеросхимонах Иоанн и меловая скала, в которой он прожил 17 лет

Также будущий святитель Филарет принимал особое участие и в судьбе иеромонаха Иоанникия (будущего преподобного Иоанна Затворника). Так, он повелел отцу-настоятелю, архимандриту Арсению (Митрофанову), не препятствовать подвижнику в подвигах затвора ради спасения души, и, невзирая на ропот братии, недовольной необычайным сим подвигом их собрата, разрешить затвор. Будущий святитель дал иеромонаху Иоанникию своё архипастырское разрешение затвориться в меловой келии Святогорской скалы и пребывать так в полном уединении под надзором настоятеля и духовника, с обязательством, при первом их требовании, оказать им послушание оставлением затвора, если то признается ими нужным.

Прожив год и шесть месяцев в неисходном затворе, иеромонах Иоанникий 29 августа в 1852 года был пострижен в схиму и наименован Иоанном. Постригал его сам Преосвященный Филарет, в присутствии отца Арсения и боголюбивой Татьяны Борисовны Потемкиной. Ему разрешено было приобщаться Святых Таин через каждые две недели, а в посты — еженедельно.

Так, с благословения будущего святителя Филарета духовно возрастал в затворе будущий светильник Святогорья, великий угодник Божий — преподобный Иоанн, Затворник Святогорский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *