Ко дню памяти святителя Николая Чудотворца

аудио

22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, предлагаем вашему вниманию проповедь Святогорского митрополита Арсения, посвящённая этому великому святому и наскальному храму в его честь в Святых Горах.

Проповедь епископа Арсения, посвящённая святителю Николаю Чудотворцу, май 2008 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос Воскресе!

Мы в сегодняшний день, братья и сестры, собрались под сводами древнего храма, который уже с XVII века стоит на этой Святой Скале, и как царский венец украшает творение Божие Святогорской Скалы. И святитель Николай, как на страже Святых Гор, стоит, охраняя молитвенным своим предстательством это святое место.

Святые, ради святости которых Святогорские горы нареклись Святыми Горами

Мы, братья и сестры, с особым чувством всегда молимся в этом храме, памятуя, что в нём молились поколения и поколения преподобных святогорских, которые стяжали этому месту название Святые Горы. Ведь само место ― оно по красоте поражает каждого человека. Но, кроме того, в этом месте что-то есть таинственное: все приезжающие сюда ощущают какое-то особое чувство ― святость, благодать Божию, силу Божию, которая пребывает на этом месте. Но она не просто ради красоты природы дана этому месту, а ради многих подвигов преподобных ― ради их молитв, ради их чистого жительства, которым они пожили на этом месте, сделавши его святым.

Молясь в этом храме, братья и сестры, прежде всего, чувствуешь, что пришёл в гости к угоднику Божию чудотворцу Николаю, просишь его святых молитв, просишь его помощи, его ревности о Бозе. Но, кроме того, вспоминаешь всех тех архипастырей, тех святителей, которые подвизались и молились в этом святом храме. Это и святитель Иннокентий Херсонский, который, будучи архиепископом Харьковским, приезжал сюда, молился здесь, и которого называли «русским Златоустом». Это он составил акафисты Покрову Божией Матери, Страстям Господним, Воскресению Господню, Живоносному Гробу. Это он облёк в Пасху те словеса песнопения акафиста Воскресения Господня и Живоносному Гробу, которые мы в настоящее время имеем. Множество и других он создал, братья и сестры, не только песнопений богослужебных, но и, кроме того, оставил после себя множество текстов проповедей.

Служил в этом храме и святитель, впоследствии Черниговский, Филарет Гумилевский. Знаменитый церковный историк освящал этот храм после его реконструкции и ремонта. И, молясь, говорил на проповеди: «Если здесь не молиться, то где ещё молиться? Здесь так далеко от земли и так близко к Богу!» Эти слова святителя Филарета касаются именно этого места ― Никольского храма на Святой Скале. А сам этот муж был такой праведной жизни, такой любви по отношению к людям, что кончина показала суть его подвижнической жизни, как венцом увенчавшей. А именно: будучи уже архиепископом Черниговским, он во время холерной эпидемии объезжал паству свою, служил в сёлах, особенно где мор свирепствовал.

И приехавши в одно село, он увидел, что гробы десятками выносят из домов, у людей страшное горе, и он взмолился в храме этом сельском Богу, что «Господи, если Тебе угодно, забери мою душу из этого мира, но чтобы в этом селе мор престал». Он не мог видеть горя народного. Приехавши с богослужений домой, он почувствовал, что заболел холерой. После его смерти через несколько дней в этом селе прекратился мор. Такая кончина была пастыря, такая жертвенная любовь по отношению к своей пастве!

И этот храм богат их молитвами, его стены впитали их любовь, их благочестие, их молитвенное предстательство перед чудотворцем Николаем. Их молитвы здесь, братья и сестры, возносились, как столб огненный, к небу с этого святого места. И мы с вами сегодня стоим на этом святом месте, и свои слабые, немощные молитвы сливаем вкупе вместе с их сильным молитвенным предстательством. И просим у Бога милостыни, просим у Бога помощи, просим у Бога воскрешения своих собственных душ.

«В этом храме Господь являл и являет особые чудеса и особые предстательства святителя Николая Чудотворца»

В эти пасхальные дни сугубым утешением для верующих, я думаю, является молиться в этом древнем намоленном храме. Ничего, что он не топился зимой, и пол холодный, и холодно в нём… Это напоминает нам о преподобном Иоанне Затворнике, ведь он в начале своего затворнического подвига в меловой скале пять лет подвизался без печного отопления. Мы только службу несколько часов постоим, а преподобный Иоанн Затворник пять лет без печного отопления, не выходя из кельи, пребывая в подвигах молитвенных, клал по 700 поклонов ежедневно, что в правиле у него были, да ещё кроме того, клал поклоны, чтобы согреться попросту по человеческому естеству. А грела его любовь Божия, общение с Богом. И он не хотел покидать место своего затвора, место сладкой беседы со Сладчайшим Иисусом. Здесь, рядом возле нас, происходили чудеса и подвиги преподобного Иоанна Затворника, на память которого съезжаются тысячи народа. В этом храме Господь являл и являет особые чудеса и особые предстательства святителя Николая Чудотворца.

Мне вспоминается 1995 год. Крещение Господне, 19 января, зима, ночь, когда мы служили ночную крещенскую службу в Успенском соборе. И вот где-то в пятом часу утра служба закончилась, пропели «Отче наш», и весь народ вдруг высыпал из храма, из Успенского собора, в котором ещё демонтаж не проходил, а был клуб, построенный в советское время ― в клубе служили мы, высыпал весь народ и говорит: «Посмотрите!», и смотрел на чудо. Над Никольским храмом в пятом часу утра, при тьме ночной, зимней, в январе месяце, вдруг над Никольским храмом встали накрест две радуги. Одна накрест другой стояли над этим святым храмом.

Было такое, братья и сестры, что в этом храме на память святителя Николая Чудотворца в один из годов, где-то лет 8‒9 назад, зажглись сами собой лампады. И с тех пор на праздник святителя Николая мы лампады не тушим в течение дня. А происходило это так. Братья, которые дежурили на Никольском храме, в праздник Николая Чудотворца майского, как правило, готовили храм к богослужению. Мы крестным ходом пришли, отслужили в Андреевской часовне наверху особый молебен угоднику Божию водосвятный, а весь народ заходил в храм и помазывался от иконы, лежащей на аналое.

И вот когда уже праздник закончился, и все люди разошлись, братья стали прибирать храм. Они прибрали храм, повытирали иконы, аналойную икону, потушили все лампады, перезаправивши их на следующий день. Всё вроде, порядочек навели в храме, и пошли уже отдыхать. Но один из братии забыл скуфейку и вернулся в храм, и когда зашёл, то был поражён ― свечи и лампады в храме горели. И говорит, такое чувство, не было страха, но какое-то непонятное такое особое состояние тихости, что не хотелось и сходить с места, глядя на всё это. Ожидая, чтобы закрыть решётку у входа, второй брат, видя, что он долго не возвращается, вернулся сюда. Вернулся, и первым вопросом, глянувши в храме, произнёс: «А зачем ты лампады все опять посветил?» Тогда он сказал: «А я не светил эти лампады. Они сами».

И с тех пор на память святителя Николая Чудотворца все лампады, стоящие в храме ещё на всенощном бдении, всю ночь и весь день праздника в этом храме светятся. На иконе же аналойной Николая Чудотворца, несмотря на то, что её тщательно протирали после праздника, лежала ветка с цветком. С цветком, которого, ни в украшениях храма в букетах не было, ни в данной местности не произрастает. Этот цветок братья засушили, и по сей день хранят здесь, в особой шкатулочке. Откуда он взялся, кто украшал икону святителя Николая, когда братия и весь народ покинули его, неизвестно, кто этим малым украшением, цветком, украсил образ, показавши своё присутствие.

«Мы также являемся его паствой, мы являемся, братья и сестры, его чадами духовными»

Мы верим, что святитель Николай Чудотворец незримо здесь присутствует, как он спешит на всякую просьбу, на всякую молитву. Ведь недаром существует такое предание церковное. Когда в Царство Небесное попал один муж и, водимый Ангелом по небесным обителям, он видел многих угодников Божиих и говорит Ангелу Хранителю: «А почему же я святителя Николая Чудотворца не видел?» ― Это апокриф, конечно, но в нём показана сила народной любви и смысл молитв скорых, и услышания скорого святителя Николая. ― «Где же святитель Николай?» Когда начали смотреть, действительно, нет святителя Николая. Тогда Господь призывает его. Призывает, и святитель Николай явился в Царство Небесное, в ризах своих святительских, которые были грязью обрызганы. И Господь у него вопрошал: «Угодниче Божий, да где же ты был?» «А я, говорит, помогал крестьянину воз из грязи вытаскивать, он просил меня об этом».

Так святитель Николай скор на помощь, даже на самую простую, каждому, кто его призывает, тем более если мы просим его о спасении наших бессмертных душ. Ведь он сам был архипастырем, ведь он сам свою паству к вечному спасению наставлял, и вот сейчас переживает за нас, его паству, ныне здесь собравшуюся. Мы также являемся его паствой, мы являемся, братья и сестры, его чадами духовными, потому что, надеясь на его молитвы, на его архипастырское наставление, на его покров, собрались в этом древнем святом храме, который наши благочестивые предки, по любви к угоднику Божию, посвятили сему величайшему праведнику и чудотворцу.

И мы в сегодняшний день с особым чувством, братья и сестры, постараемся, как наши благочестивые предки любили святителя Николая, так и мы с любовью молиться ему о своих бессмертных душах и о всех, за кого наши сердца и умы переживают и желают им также добра и вечного спасения. Аминь.

Проповедь епископа Арсения в Четверг Светлой Седмицы. 1 мая 2008 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *